Конспект. Человек и природа.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чепелева Светлана Викторовна

Наша планета - это общий дом.

И много лет мы в нем живем.

Но, как известно всем кругом,

должны беречь мы этот дом!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_priroda_konspekt.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» Смоленской области

Конспект НОД по окружающему миру

в подготовительной группе

«Человек и природа»

                                               Подготовила:

                                               Воспитатель первой квалификационной категории

Чепелева С.В.

                                                                                                   

Цель: расширять, систематизировать  знания детей о природе, раскрывающие  взаимосвязь  между объектами  природы, а также определяющие отношения  между природой и человеком  на основе  конкретных поведений.

Задачи:

Образовательные:

Расширить и уточнить знание детей о животных, растениях, птицах.

Развивающие:

Развивать у детей способность мыслить, анализировать, сопоставлять.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Методы и приёмы: мотивирование детской деятельности воображаемой игровой ситуацией.

Оборудование:  презентация  «Правила поведения в лесу», демонстрационный  материал  «Перелётные и зимующие птицы», «Насекомые»,  «Звери»,  музыка «Голоса птиц»,  «Наедине с природой»

Ход занятия:

Воспитатель: 

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» солнцу и птицам.

«Доброе утро!» улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель:

Наша планета - это общий дом.

И много лет мы в нем живем.

Но, как известно всем кругом,

должны беречь мы этот дом!

Воспитатель:

  - Ребята, Как называется наша планета?

Дети:  Земля.

Воспитатель: А что такое планета Земля? Как вы думаете?

Дети: Это люди, животные, леса, реки, моря, океаны, насекомые, птицы.

Воспитатель:

 - Да, это  и реки, и леса,  и поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самый маленький жучок - тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, дает все необходимое для жизни.

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение.

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы - учат пению. Паучок - терпению

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

Учит солнце доброте, учит снег нас чистоте.

У природы круглый год обучаться нужно.

Ведь лесной народ учит крепкой дружбе.

Воспитатель:

 - Ребята, о чем говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится о природе.

Воспитатель:

Чему может научить природа?

Дети: Природа учит нас быть дружелюбными, трудолюбивыми, ответственными.

Воспитатель:

  - Ребята, а где можно услышать пение птиц, журчание ручейка?

Дети: В лесу, в парке.

Воспитатель:

 - Правильно. Лес очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна. А как нужно себя вести на природе?

Дети: Нельзя шуметь в лесу, бегать; нельзя пугать зверей, птиц; не надо мусорить в лесу.

Воспитатель:  - Молодцы ребята. Чтобы по- настоящему любить природу, нужно знать правила. Сейчас я проверю, как хорошо вы знаете правила.

Презентация « Правила поведения в лесу»

Воспитатель:

 - Я, вам покажу картинки, а вы подумайте и  объясните, что они обозначают.

- Не рубить деревья и кустарники - деревья очищают воздух.

- Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое.

- Не оставлять мусор -  чтобы не засорять природу.

- Не рвать полевые цветы - они украшают природу, в букете долго не стоят; они нужны пчёлам, бабочкам.

- Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями, уничтожают вредных насекомых.

- Не брать домой лесных  зверей - лес - это  дом для них.

- Не разорять муравейники - они убирают  всю падаль и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда  чисто, свежо.

- Нельзя портить несъедобные грибы - для людей они ядовитые, а для животных это лекарство.

Воспитатель:

  - Молодцы ребята!!!.

А сейчас нам еще ребята расскажут о том, что можно делать в лесу, а что нельзя.

- Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель:  - Запомнили правила, ребята?

Дети:  Да!

Воспитатель:

 - Конечно, лес – это не только много деревьев. Это и кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. В нашей стране  много лесов. Растут они и на севере, и на юге, на горах и по берегам рек. И леса эти самые разные, потому что в них разные деревья и кустарники.

 - Как называется лес, где растут березы?

Дети: Березовая роща, березняк.

Воспитатель:

 - Как вы назовете лес, где растут ели?

Дети: Еловый лес, ельник.

Воспитатель:

 - Где растут сосны?

Дети:  Сосновый лес, сосновый бор.

Воспитатель:

 -  Где много дубов?

Дети: Дубрава.

Воспитатель:

 - А как вы думаете, что такое смешанный лес?

Дети:  Где  растут много разных деревьев: липа, клен, сосна, береза, осина, ель.

Физкультминутка:

Выросли деревья  в поле.  (Потягивание – руки в стороны.)

Хорошо расти на воле!

Каждое старается,

К небу, солнцу тянется.  (Потягивание – руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,  (Машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.  (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед-

Так деревья ветер гнет.  (Наклоны вперед, назад, вправо, влево)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?  (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.  (Дети садятся на места)

Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои.

Воспитатель:

 - А сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете лесных обитателей. А понять, кто живет в лесу, нам помогут ваши ответы  на следующие загадки.

Отгадывание загадок:

Дружбу водит он с лисой,

Для других – ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный  серый ……(волк)

Это что за зверь такой?

Может жить он под землей.

Норку и подземный ход

Лапками копает…(крот)

Зеленая пружинка

Живет в траве густой.

С травинки на травинку

Он скачет день-деньской (кузнечик)

Лапки у него и уши

Словно сделаны из плюша.

Знает девочка и мальчик -

Любит есть морковку..(зайчик)

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой  не виден он,

А жильцов в нем миллион.

(муравьи)

Кто, ответьте поскорей,

Самый хитрый из зверей?

Кто всем курочкам гроза?

Это рыжая …..(лиса)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки  клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

Что за птица

Мороза не боится?

Хоть снега лежат везде,

У нее птенцы в гнезде.  (клест)

Солнце греет  у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам … (грачи)

Воспитатель:

 - Ребята, скажите, на какие две группы можно разделить птиц?

Дети: Зимующие и  перелетные.

Воспитатель:

  - Каких птиц называем зимующими?

Дети: Это птицы, которые остаются с нами зимовать.

Воспитатель:

 - А каких называем перелетными?

Дети: Птицы, которые улетают на юг осенью  и прилетают к нам весной.

Воспитатель:

   - А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру « Определи птицу».

Слушайте задание. Вот  тут изображения птиц. Вам нужно будет назвать птицу  и разделить на зимующих и перелётных.

Зимующие: сорока, воробей, синица, дятел, ворона, клест, сова, снегирь.

Перелётные: лебедь, цапля, аист, грач, ласточка, кукушка, утка.

Воспитатель:

 - Ребята, чтобы сохранить природу, птиц и зверей, необходимо бережно к ним относится.

Охрана природы – обязанность каждого человека. Жизнь растений, многих животных и птиц зависит от нас с вами. Они нуждаются в нашей помощи, в добром и бережном отношении к ним.

Воспитатель:

 - Где могут пригодиться эти знания?

Дети: В лесу, когда будем гулять в парке.

Воспитатель:

 - Как вы будете относиться к нашей природе?

Дети: Будем беречь, охранять природу.

Воспитатели:

 - Что вам понравилось на занятии?

Дети: Отгадывать загадки, играть.

Воспитатель:

 - Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.

Берегите всё, что есть на Земле! Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Технологическая карта НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе Раздел: «Человек в культуре» Блок: «Русская традиционная культура» Тема: « Человек и природа»

* Технологическая карта составлена на основе занятия №25 «Человек и природа» блока «Русская традиционная культура», представленного в пособии Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра....

Эссе "Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя"

Физическая культура – это основа большого спорта, наука о радости, познания себя, своего организма и фундамент для дальнейшего развития крепкого и здорового ребенка....

Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в проце

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма организации: подгруппа.Предварительная р...

«Природа и человек. Человек часть природы»

Разработка конспекта занятия  ЗОЖик».Тема: «Природа и человек. Человек часть природы»Форма проведения: занятие-играНаправление деятельности: спортивно-оздоровительноеЦель: форми...