Конспект занятия по экологическому воспитанию "Лес - наш дом!" для средней группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Авдейкина Наталья Васильевна
Цель занятия: формирование экологического представления дошкольников; развитие у детей интереса к природе и бережного отношения к ней.
 
Задачи:
- дать первоначальные понятия о лесе и его обитателях, 
-дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы; о правилах поведения в лесу;
- развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, развивать диалогическую речь, умение решать проблемные ситуации;
- развивать воображение, познавательный интерес к жизни леса, его обитателям; развивать эстетический вкус, умение любоваться красотой леса;
- формировать бережное и заботливое отношение к лесу и его обитателям
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prosto.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию в средней группе «Лес - наш дом»

Автор: Авдейкина Наталья Васильевна

МДОУ "Детский сад №180 "Солнышко"

Фрунзенского района г. Саратова

Саратовская область, г. Саратов

Цель: – формировать экологические представления дошкольников; развитие у детей интереса к природе и бережного отношения к ней.

Задачи:

- дать первоначальные понятия о лесе и его обитателях,

-дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы; о правилах поведения в лесу;

- развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, развивать диалогическую речь, умение решать проблемные ситуации;

- развивать воображение, познавательный интерес к жизни леса, его обитателям; развивать эстетический вкус, умение любоваться красотой леса;

- формировать бережное и заботливое отношение к лесу и его обитателям

Предварительная работа: чтение художественной литературы о природе; рассматривание иллюстраций и картинок: «Лес», «Растения леса», «Животные леса»; беседа «Правила поведения в лесу»; загадывание загадок о диких животных; просмотр презентаций: «Дикие животные», «Как разговаривают дикие животные».

Оборудование и материалы: картинки: «Насекомые», «Дикие животные», «Птицы», видео «Птицы леса», аудиозаписи «Голоса птиц», "Ручей», «Музыка леса», ноутбук, проектор, флэш носитель, корзина с шишками, листьями, семенами растений, письмо Совы, игрушка би-ба-бо Старичка -лесовичка.

Интеграция всех образовательных областей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (Игровая мотивация)

(Дети стоят в кругу на ковре)

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие – в лес. Тогда поедем? (Да)

  1. Основная часть

Воспитатель:

- Дети, сначала мы должны вспомнить с вами: - Что такое лес? (Ответы детей)

-Как вы думаете, какую пользу приносит нам лес? (Ответы детей: в лесу собирают грибы, ягоды. Многие травы в лесу являются лекарственными, из них делают лекарства. В лесу можно отдыхать, в лесу очень чистый воздух. Любоваться и восхищаться природой, наблюдать, получать много знаний о растительном и животном мире)

Воспитатель: - Прежде чем отправиться в лес, нужно выучить основные правила поведения в лесу. Нельзя разводить костры. Нельзя громко кричать, включать музыку. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рубить без разрешения деревья. Нельзя разрушать муравейники. Нельзя оставлять после себя мусор. Нельзя рвать растения. Нужно правильно собирать грибы и ягоды.

Воспитатель: - Вот, теперь вы готовы к путешествию.

(Звучит музыка леса)

Воспитатель: - Дети, давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: "Вокруг себя обернись – и в лесу окажись!"

(Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова 3 раза)

Слайд «Лес»

Воспитатель: - Открываем глаза. Дети, посмотрите, мы оказались в чудесном лесу. Не забываем правила поведения в лесу. Идём тихо, стараемся не нарушать тишину и спокойствие лесных жителей, ведь мы пришли к ним в гости.

-Дети, смотрите – нас кто-то встречает. (Появляется Старичок-лесовичок, игрушка би-ба-бо)

Воспитатель: - Давайте поздороваемся с Лесовичком!

Дети: Здравствуй, Старичок – лесовичок!

Старичок-лесовичок: - Здравствуйте, мои дорогие дети! Рад вас видеть в моем доме - в лесу.Вы шли очень тихо, но я всё равно вас услышал, потому, что слышу в моём владении каждый шорох, каждый треск и шум. Мне очень понравилось, что вы идёте очень тихо и не нарушаете спокойствие моего лесного царства. Приглашаю вас пройти по тропинке дальше в лес.

Воспитатель: - Дети, давайте возьмем друг друга за руки и тихонечко пойдем за Старичком – лесовичком.

Старичок-лесовичок: - А тропинка не простая, пройти ее можно, только если правильно ответить на все вопросы! Вы готовы?

(Слайд «Тропинка в лесу»)

Дети: - Да! Готовы!

Старичок-лесовичок: - Тогда внимательно слушайте и отвечайте. Если я буду поступаь хорошо, говорите "Да!", если плохо "Нет!"

- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

- Если я съем конфету и выброшу бумажку? (нет)

- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

- Если разведу костер и тушить не буду? (нет)

- Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

- Если мусор уберу, вывезу из леса? (да)

Старичок-лесовичок : - Молодцы, ребята, вы - настоящие знатоки! Очень рад, что такие любознательные дети пришли ко мне в гости.

Воспитатель: - Дети, смотрите, на нашем пути течёт лесной ручеёк. Как приятно послушать журчание лесного ручейка! Послушайте. (Слайд «Лесной ручей», аудиозапись «Журчание ручья»)

Воспитатель: - Ребята, давайте перепрыгнем через ручей. (Дети друг за другом перепрыгивают через ручей).

Слайд «Лесная поляна»

Воспитатель: - Дети, предлагаю сесть на этой красивой полянке и немного отдохнуть. (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: - Поиграем в игру «Когда это бывает?»

- Я буду загадывать загадки, а вы будете искать картинки с отгадками,

- Вот по лесу мы идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят ... (осень)

- Я раскрываю почки, в зеленые листочки.

Деревья в лесу одеваю, посевы поливаю,

Красоты полна, зовут меня ... (весна)

- Солнце печет, все вокруг меня цветет.

Ягоды в лесу поспевают. Когда это бывает? (лето)

- В лесу и на полях все в снегу,

Лед на воде повсюду.

Вьюга гуляет, нас застужает. Когда это бывает? (зима)

Старичок-лесовичок : – Какие умники и умницы. Я тоже хочу предложить вам поиграть со мной в интересную игру, которая называется «Угадай и назови». Нужно внимательно посмотреть на экран и назвать животное или растение, которое вы увидите.

Слайды «Деревья, ягоды, цветы, грибы»

(Дети смотрят на экран и называют то, что видят: ель, подосиновик, белка, медведь, ёжик, белый гриб, заяц, мухомор, лось, лиса, земляника, береза, дуб, волк, ландыши)

Старичок-лесовичок : - Какие вы молодцы, дети! Вы прекрасно справились и с этим испытанием.

Воспитатель: - Дети, мне показалось, что кто-то промелькнул за окном. Интересно, кто бы это мог быть? Хотите узнать? Надо посмотреть.(воспитатель находит письмо от совы). Сова принесла нам письмо. Прочитаем его. Здесь загадки, а когда угадаете, то увидите ответ на экране и изобразите то, что вы отгадали. Вы готовы отгадывать совушкины загадки?

Дети: – Готовы.

Воспитатель:

- Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

- Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же? (Ёжик)

- Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)

- Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

- Когда я голодный,

Меня не встречай,

Я щелкну зубами

И съем невзначай (Волк)

Старичок-лесовичок : - Ай-да, молодцы, как быстро вы умеете отгадывать загадки. Наверное, вы интересуетесь жизнью леса и его обитателей.

Воспитатель: - Дети! Как называются животные, которые живут в лесу? (Ответы детей). А чем дикие животные отличаются от домашних? (Ответы детей)

Воспитатель: - Молодцы, вы очень много знаете о диких и домашних животных. А сейчас я предлагаю отдохнуть и сделать физкультминутку.

Физкультминутка

Ветер лесные деревья качает, (дети выполняют наклоны вправо, влево с поднятыми руками)

Яркие бабочки всюду порхают, (взмахивают руками, словно крыльями).

Скачут по веткам белка с бельчонком, (прыгают).

Ходят по лесу медведь с медвежонком (ходят вперевалочку).

Ест землянику в лесу детвора ... (приседая, дети изображают, как они едят землянику).

Вот и закончилась наша игра!

Звучит аудиозапись «Пение птиц в лесу»

Воспитатель: - Дети,что вы слышите? Назовите, каких птиц вы знаете. (Ответы детей)

Воспитатель: - Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

Воспитатель: - Хотите посмотреть, как дятел лечит деревья? (просмотр видеозаписи, как дятел лечит деревья)

Старичок-лесовичок : – Приглашаю прогуляться дальше в лес.

звучит аудиозапись «Ночь»

Воспитатель: - Прислушаемся, что это за звуки? Кто же ещё живет в лесу? (Ответы детей: насекомые: кузнечики, осы, комары, муравьи, сверчки и т.д.)

Воспитатель: - Ребята. Я хотела посмотреть вместе с вами картинки с изображением насекомых, но кто-то перепутал их. Вы поможете мне? Нужно выбрать только те картинки, на которых изображены насекомые.

"Убери лишнее" (Дети берут картинку, называют, кто изображён на ней. Отбирают только картинки с изображением насекомых).

Воспитатель: - Ребята, как быстро пролетело время. Наше путешествие подходит к концу.

Старичок-лесовичок : - Дети, скажите, пожалуйста, для кого же лес является домом? (Ответы детей)

Звучит аудиозапись:

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они —

На планете мы останемся одни».

Воспитатель: - Ребята, давайте поблагодарим Старичка-лесовичка за интересное путешествие по лесу. Обещаем соблюдать правила поведения в лесу, стараться быть любознательными и наблюдательными. И тогда вы сможете узнать множество тайн природы, будете беречь, а значит любить природу.

Старичок-лесовичок : - Дорогие мои любители природы! Я хочу подарить вам на память дары леса, думаю, что они вам пригодятся. ( Старичок-лесовичок дарит корзину с шишками. Дети благодарят Старичка – лесовичка и прощаются с ним. Старичок – лесовичок уходит)

Воспитатель: Ребята, скажем волшебные слова. "Вокруг себя обернись – и в лесу окажись!"

(Звучит музыка леса)

Воспитатель: - Вот и снова мы оказались в нашем детском саду. Дети, вам понравилось путешествие? Что понравилось? (Ответы детей) Мне очень хочется, чтобы вы были лесу настоящими друзьями. Берегите лес – наше богатство и красоту. Восхищайтесь прекрасным, как это делают художники в своих картинах. Посмотрите.

Слайд «Картины» (И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Дубовая роща», И. Шишкин «Утро сосновом лесу», И .Шишкин «Березовая роща»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Одуванчик» с детьми средней группы (с использованием ИКТ)

Непосредственно образовательная деятельность «Одуванчик» с детьми средней группы с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Ре...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Экологическая тропа"

Занятие формирует знания детей о растениях, учит видеть красоту природы и бережно к ней относиться....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы нашего края" (средняя группа)

Цели: развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении к сре...

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «МЕДОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К МЕДВЕДЮ»

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕТЕМА: «МЕДОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К МЕДВЕДЮ» Презентация  "Светофор"...

Конспект занятия по экологическому развитию «Осенний сундучок» в средней группе дошкольного возраста

Конспект занятия по экологическому развитию «Осенний сундучок» в средней группе дошкольного возраста...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию и лепке в средней группе

Тема: «Весна пришла!» Выявить умения детей:-называть признаки весны (прибавления светового дня, повышения температуры воздуха, таяние снега, проталины; конец спячки зверей, линька; пр...