«Экология родного города» Квест игра с детьми 4-5 лет
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Формирование экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности и создания условий, спорсобствующих формированию положительной мотивации, направленной на достижение поставленной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvests_ekolyatami_ekologiya_rodnogo_goroda11.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации г.Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 23 «Сказка»

ул. Волгоградская 11, г. Юрга, Кемеровская область, 652057

телефон: 8 (38451) 4-03-26

E-mail: sad-skazka23@yandex.ru

«Экология родного города»

Квест игра  с детьми 4-5 лет

Составила:  Левицкая Е.А.

воспитатель

Юрга – 2024

Квест -  игра с детьми 4-5 лет «Экология родного города»

Цель: Формирование экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности и создания условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на достижение поставленной цели.

Задачи:

Образовательные:

 Обеспечить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в экологическом состоянии окружающей среды.

Развивающие:

Развивать познавательно-исследовательский интерес, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях; развивать доброжелательное и ответственное отношение к природе, желание оказывать помощь природным объектам; способствовать развитию внимания, координационных способностей, умению ориентироваться на местности; закрепить правила поведения в природе. 

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родному городу. Вызвать желание содержать город и его окрестности в чистоте. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней и ко всему живому.

Материалы: конверт, карта с заданиями, , карточки зеленого и красного цвета, картинки: «Правила поведения в лесу», ёмкость со снегом, салфетка, емкость с водой, где находятся игрушки рыб, камешки, растения, мусор, салфетки желтые, ножницы, клей – карандаш и  готовый фоновый плакат – зеленый, коробочка с медалями.

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, показ слайдов, наблюдения на прогулке.

Активизация словаря: чистый воздух, промышленные предприятия, первоцветы, запрещающие знаки поведения в природе, река Томь.

Ход НОД: 

Воспитатель: «Ребята, возьмёмся за руки и встанем в круг. Круг, это солнышко, а наши руки его лучики. Здравствуй, Солнышко! Твои лучи теплые и ласковые, согрели и разбудили нас. Стало нам радостно и весело. Твои лучики зовут нас к себе. Спасибо, Солнышко, мы подросли и тянемся к тебе (поднимают руки), улыбаемся (улыбаются) тебе, желаем солнышку и друг другу здоровья и радости. Подарим друг другу дружбу и радостное настроение. Пусть оно поможет нам стать добрее и лучше. Пожмём,  друг другу руки, как стало хорошо и тепло, теперь можно и поиграть».

Воспитатель: Дети, у каждого жителя Земли есть своя Родина. Что такое Родина?

Дети: Это место где мы родились и живём.

Воспитатель: В какой стране мы живём?

Дети: В России.

Воспитатель: В какой области?

Дети: В Кемеровской области

Воспитатель: В каком населённом пункте?

Дети: В городе Юрга.

(Дети повторяют хором и индивидуально)

Воспитатель: Да, мы с вами живём в Кемеровской области, в городе – Юрга. И, она для нас родная - родной край.

Воспитатель: А кто ещё кроме людей живет в нашем городе?

Дети: Животные, птицы, насекомые.

Воспитатель: Да, ребята, правильно. А что еще находится рядом с городом?

Дети: Рядом с городом находятся поля, леса и река Томь.

Воспитатель: А что такое лес? Что там растёт?

Дети: Лес - это много деревьев, кустарников, трав, цветов, грибов.

Воспитатель: Да. Правильно.

Воспитатель: А кто живет в реке Томь?

Дети: живут млекопитающие и рыбы.

Воспитатель: Ребята, я сегодня возле нашей группы нашла конверт. Давайте прочтем письмо вместе.

Воспитатель читает письмо.

«Здравствуйте, ребята группы «Радуга». Пишут Вам – Елочка, Тихоня, Шалун и Умница , ваши знакомые - Эколята – защитники природы,  нам,  очень нужна ваша помощь. Природа нашего родного края в опасности. Одним нам не справиться. Помогите нам, друзья! Если вы согласны, тогда первое задание для вас спрятано в вашем зеленом уголке природы, а остальные будете получать  после выполненных заданий и когда вы дойдете до конца, вас будет ждать сюрприз. Успехов вам, ребята! К письму прилагаем фото карты, на которой обозначены  места, где вам нужно искать следующие задания».

Воспитатель: Вы согласны помочь эколятам? (Дети. Да). Смотрим на карту. Под цифрой 1 изображение нашего зеленого уголка, значит,  первое задание  у нас в уголке природы.  (За цветком «Фиалка»  письмо от Елочки – (на письме изображение елочки, и на последующих конвертах тоже изображния эколят и цифр). От кого это письмо ребята, почему так думаете? (Ответы детей). Открываем и слушаем задание: «Здравствуйте ребята, я приготовила для вас интересную игру, правила которой вам расскажет ваш воспитатель»

Задание № 1 Дидактическая игра «Что нужно сделать, чтобы наш город Юрга стал чище и красивее»

Воспитатель: Возьмите по две карточки зеленого и красного цвета, я буду вам называть правила поведения в городе, а вы внимательно слушайте. Если я говорю правильно, то вы показываете зеленую карточку, а если неправильно, то красную:

- ходить по тротуару;

- ненужные обертки от конфет, жвачки бросать не в урну и не контейнер для мусора;

- ломать деревья и кустарники, рвать цветы на клумбах;

- выбрасывать битое стекло в траву;

- помогать сажать деревья , взрослым озеленять улицы;

- выбрасывать сломанные вещи на улицу;

- кормить птиц зимой;

- после отдыха на реке, все отходы выбрасывать в реку;

- выбрасывать мусор в контейнера для отходов.

Воспитатель: Молодцы , ребята, мы справились с заданием. Предлагаю посмотреть на карту, где нам нужно найти следующее задание и выполнить его. (Следующее задание от Умнички, в экспериментальном уголке).

 Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно,  Умничка вам предлагает выполнить следующее задание.

«Дорогие ребята в вашем городе очень много промышленных предприятий и транспорта. Как вы думаете, воздух от этого чистый или нет? (ответы детей).  А это хорошо или плохо? (ответы детей). Да, ребята, правильно, от дыма, от газов, от отходов промышленных предприятий и машин -  в воздухе образуются вредные для человека – газы, пыль и сажа. А, что нужно людям для дыхания? (кислород). От чистоты воздуха зависит здоровье людей, их самочувствие, настроение.  Предлагаю вам провести опыт «Талый снег».

Воспитатель: Ну что ребята готовы к следующему заданию? Давайте рассмотрим снег, сейчас он растает. Мы профильтруем талую воду с помощью салфетки. Посмотрите,  что осталось на салфетке? (ответы детей) Значит, эта грязь находится в снегу, уж не настолько он чистый, как нам казалось. Поэтому, дети, можно  снег кушать? (ответы детей) А как вы думаете,  снег делает полезную работу? (ответы детей).

Воспитатель:   А что делают люди нашего города, что бы очистить воздух? (Сажают деревья, летом поливают дороги, что бы не было пыли. На промышленных предприятиях, строят очистные сооружения, ставят фильтры). Правильно, ребята, растения необходимы для жизни человека, поэтому мы должны беречь их. Постоянно проявлять заботу о деревьях, кустарниках, цветах. Но еще чтобы быть здоровыми в нашем городе люди любят заниматься спортом. Предлагаю и вам выполнить физминутку: «Говорит цветку цветок». Воспитатель с детьми проводит физминутку.

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок.

(Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

(Вращение головой.)

Стебель наклони слегка—

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.»

(Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

Воспитатель:   Посмотрите на карту, где дальше искать задание от эколят? (следующее задание в познавательном уголке от Тихони).

Воспитатель: Посмотрите еще одно задание. Узнаем какое? (Читает послание).  «Ребята, рядом с вашим городом есть лес, в который вы, конечно же, любите ходить, отдыхать и гулять с родителями. Посмотрите, я вам отправил корзинку с картинками. Ваша задача выбрать правильные картинки, как нужно себя вести в лесу и вывесить их на доску. Как только вы найдете правильные картинки, расскажите, какие правила поведения в лесу на них изображены».

Воспитатель: Ребята, выполняйте задание Тихони  (затем, воспитатель вместе с детьми, вспоминают правила поведения в лесу, которые нарисованы на картинках).

Воспитатель: Ой, ребята здесь есть продолжение послания от Тихони, прочитаем дальше? «В вашем городе Юрга -  есть еще и река Томь. Кто там обитает? (ответы детей). В настоящее время на реке случилась беда, вам нужно срочно помочь обитателям реки Томь . Она загрязнена».

Воспитатель: Ребята, спешим скорее на помощь. (В группе приготовлена емкость с водой, где находятся игрушки рыб, камешки, растения и плавает разный мусор). Предлагаю взять совки и выловить весь мусор из реки и  сложить в пакет  (проводится игра: «Очистим реку от мусора»)

Воспитатель: Молодцы! А как загрязнение водоемов влияет на растительный и животный мир в них? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрим на карту? Где же спрятано следующее задание? (следующее задание от Шалуна спрятано в уголке творчества). Посмотрите еще один конверт. Читаем? «Дорогие, ребята. С приходом весны вся природа оживает. Появляются проталины, набухают на деревьях почки, возвращаются птицы из теплых стран. И появляются первые цветы. Их,  можно назвать одним словом - первоцветы). Конечно же, и в ваших краях такие цветы тоже есть - это подснежник, мать – и – мачеха, одуванчик. А, как вы думаете, их можно срывать? Почему? Я так люблю, когда они цветут. Очень вас прошу украсить полянку, на которой, к сожалению, еще нет цветов».

Воспитатель: Ну что ребята украсим полянку? (продуктивная деятельность «одуванчики для Шалуна»,  на столах лежат для каждого ребенка -  салфетки желтые, ножницы, клей – карандаш и  готовый фоновый плакат – зеленый, на него нужно приклеить  одуванчики из желтых салфеток, воспитатель проговаривает алгоритм действий для детей, ребята изготавливают одуванчики)

Воспитатель: посмотрите, какая красивая получилась у нас полянка. Ой,  посмотрите, на карте еще есть обозначение  - коридор нашей группы, окно.

(Ребята с воспитателем проходят в коридор, на окне, за комнатными цветами находят зеленую  коробочку с медалями и письмо от Эколят).

Воспитатель читает письмо:  «Ребята, вы  большие молодцы! Справились со всеми заданиями, могли нашему городу и реке Томь  быть чище и красивее. Теперь, вы, настоящие защитники природы!  Поэтому мы вам дарим наши медали.

Воспитатель вручает дошкольникам медали с надписью:  «Эколята - защитники природы.

В конце игры стихотворение: «Чтоб цветы в лесу цвели» зачитывает Виктория Снеговская.

Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он

Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика —

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

Давайте, дошколята,

Природу охранять!

О ней ни на минуту

Не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!

Список использованных источников

1.Рыжова, Н.А. Лаборатория в детском саду и дома [Текст]: кн. для воспитателей дет. сада / Н.А. Рыжова. - М.: Линка - Пресс, 2009.

2. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры о дошкольном детстве [Текст]: кн. для воспитателей дет. сада / С.Н. Николаева. - Новая школа – Москва , 1995.

3. Статья «Конспект занятия в средней группе «Экология родного края»» [Электронный ресурс]. Режим доступа -  https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/03/01/konspekt-zanyatiya-v-sredney-gruppe-temaekologiya-rodnogo?ysclid=lev88unfbl496436320  (дата обращения 05.03.2023 г.).

4. Статья «Конспект экологического мероприятия» [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://infourok.ru/konspekt-pedagogicheskogo-meropriyatiya-v-podgotovitelnoy-gruppe-na-temu-ekologiya-rodnogo-goroda-bratska-1221021.html?ysclid=lev7xw7y2h363459888 (дата обращения 05.03.2023 г.).

5. Статья – «Комплексы физминуток к занятиям по экологии»   [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/02/15/kompleksy-fizkultminutok-k-zanyatiyam-po-ekologii?ysclid=lf68pp8gkj211335259 (дата обращения 13.03.2023 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе:"Экология родного города"

«Экология родного города»         Цель – уточнить знания детей о воздухе, как среде обитания человека. Сформировать представление о влиянии промышленных предпри...

Квест-игра «Родной город Канск»

Возрастная категория детей: 6-7 лет. Тематический раздел программы «Мой любимый город Канск»: «Природа города Канска и Канского района» и «Родной город: достопр...

Конспект квест - игры по О.о. «Социально – коммуникативное развитие» на тему «Прогулка по родному городу» для детей старшего дошкольного возраста

Увлекательная квест – игра «Прогулка по родному городу» поможет закрепить у детей названия улиц, где находятся  достопримечательности города. Формирует у детей умение сообща и д...

Квест-игра как образовательная технология, применяемая в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом

Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. С помощью квеста можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников, воспитать культурного человека, любящег...

Мероприятие "Мой родной город" Квест

Данный материал буде полезен педагогам...

"Я поведу тебя в музей..." и мы пошли! Мы с детьми посетили музей нашего детского сада! Увидили большую карту России и нашли небольшие точки на ней, узнали, что эти точки - это целые города! А одна из них наш родной город Калининград!

"Я поведу тебя в музей..." и мы пошли! Мы с детьми посетили музей нашего детского сада! Увидили большую карту России и нашли небольшие точки на ней, узнали, что эти точки - это целые города! А одна из...