"Ищем невидимку"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Антонова Юлия Геннадьевна

Опытно-экспериментальная деятельность детей старшей группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ishchem_nevidimku.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 45 г. Оренбург

Опытно-экспериментальная деятельность детей старшей группы на тему: «Ищем невидимку»

 

Цель:

Дать детям представление о физических свойствах воздуха с использованием технологий развивающего обучения.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить знания детей о неживой природе –воздухе, его свойствах;
  • обобщить имеющиеся у детей знания об органах чувств;
  • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
  • сформировать представление о том, что для дыхания человека необходим чистый воздух;
  • формировать осознанное отношение к здоровью, желанию заботиться о чистоте воздуха;
  • формировать умение выдвигать предположения, догадки (гипотезы) и делать умозаключения, выводы на основе практического опыта.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, любознательность;
  • развивать наблюдательность;
  • расширять кругозор о неживой природе;
  • расширять словарный запас;
  • расширять представления о социальной роли человека, как активного субъекта общества.

Воспитательные:

  • формировать умение действовать в соответствии с правилами коллективной деятельности;
  • воспитывать основы коллективного сотрудничества;
  • воспитывать самостоятельность, уверенность;
  • повышать самооценку;
  • воспитывать активную жизненную позицию:
  • воспитывать аккуратность и точность в работе;

Технологии:

  • исследовательской деятельности;
  • познавательно - исследовательская;
  • здоровьесберегающая;
  • игровая;
  • личностно – ориентированная.

Словарная работа: 

опыт, «Выйти сухим из воды», «Глоток свежего воздуха», волонтёр.

Оборудование: пенопласт, бумага, банка, целлофановый пакет, зубочистки, стаканы с водой, мандарины, воздушный шарик, весы, сачок, дуршлаг, ведёрко, насос, лупа, камни, дерево, монеты, поролон, ватный диск, баночки для определения запахов, индивидуальные полотенца.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами, ребята, будем великими экспериментаторами, учеными. Хотите?

Кто-то к нам сегодня пришел в гости. Этот  гость - мыльный пузырь. Он только что родился и еще ничего не знает о нашей жизни. Давайте расскажем и научим его.

Итак, занятие начнем с загадки:

•В морях и реках обитает, 
Но часто по небу летает. 
А как наскучит ей летать, 
На землю падает опять. 
(Вода)

Но есть на земле еще один огромный океан. Он без берегов и воды. По нему проплывают огромные серебристые рыбы..это самолеты. Догадались? Это воздушный океан. Мы каждый день, каждую минуту купаемся в нем.И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

-Вот мы и поговорим сейчас о воздухе.

Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот.( МЫ чувствуем себя плохо).Значит, для чего нужен воздух? ( чтобы дышать).Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? ( потому что он прозрачный, через него все видно). А что еще прозрачное есть в этой комнате?  (стекло)

_ А что еще может быть прозрачным? (вода)

_А как же узнать, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать). Подуем на ладошку….Что мы чувствуем? (холод) Помашите листочками бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит в природе, когда движется воздух? (ветер)

-Ребята, а вы хотели бы увидеть воздух? На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух.

Опыт 1.

-Дуем через трубочку. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)

-Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (потому что они легкие). А теперь обмакните трубочку в краску и подуйте на листок бумаги. Видите, волшебник воздух какие узоры нам нарисовал.

             -Ребята, может быть вы слышали выражение «Выйти сухим из воды»? (Ответы детей.)

Но такое выражение есть. Так говорят, когда человек натворит что-нибудь плохое и ему за это ничего не бывает.

Ребята, как вы считаете, а на самом деле можно выйти сухим из воды? (Ответы детей.)

А если вы попадёте под дождь, и у вас нет зонта?........нет.

А после купания в море, реке?...........нет.

Давайте опустим руку в воду? какой стала рука? – (мокрая!) Правильно, значит, из воды нельзя выйти сухим!!!

И все таки я хочу вам что-то показать, и вы поймете, что выйти из воды можно сухим!

Опыт 1

Возьмём кусочек пенопласта, воткнем в него маленький флажок, сделанный из зубочистки и бумажки. Пустим «кораблик» в воду. Накроем его банкой, осторожно опустим банку на дно, а затем поднимем банку на поверхность. Что произошло? Намок ли наш флажок? (Ответы детей.) Наш флажок остался сухим.

Что произошло с корабликом, почему он остался сухим (т. е. вышел сухим из воды). (Ответы детей.)

Правильно, помог именно воздух! А вы его видели, или просто догадались? (Ответы детей.)

Он невидимый. Но мы попробуем его найти. Хотите? Я предлагаю вам поиграть в игру «Прятки». Представим, что воздух где-то здесь рядом. Нас девять, а воздух значит десятый. Не возражаете? Тогда начнем считаться:

Раз, два, три, четыре, пять

Воздух, мы тебя идём искать,

Воздух, воздух отзовись и ребятам покажись!

Как вы думаете, чем можно поймать воздух? (Ответы детей.)

А я предлагаю поймать его с помощью этого пакета. (Ловим воздух.)

Давайте пощупаем пакет. (Дети ощупывают.) Вот какой упругий пакет, мы это ощущаем руками.

А с помощью каких ещё предметов, можно поймать воздух? (Шарик, сачок, дуршлаг, ведёрко, насос и т. д.- дети выбирают, то что подходит.)

А как насосом можно поймать воздух? (Ответы детей.)

Демонстрация работы насоса

Опыт с насосом. А теперь давайте надуем шарик, воздухом, который в насосе.

Ребята, а ходите услышать воздух? (открываем шарик, воздух с шумом вырывается)

-Ребята, наш гость мыльный пузырик принес нам сундучек с чем то интересным. Ну-ка, что у нас тут? Два мандарина – один целый, второй очищенный, давайте рассмотрим через лупу поверхности мандаринов, что вы видите? (Ответы детей.) В кожуре поверхность состоит как будто из маленьких пузыриков, которые наполнены воздухом, а очищенный мандарин гладкий.

Как вы думаете, какой из мандаринов утонет — в кожуре или без нее? (Ответы детей.) А одинаковые ли они по весу? (Дети определяют.) Какой легче, какой тяжелее? Почему? (Ответы детей.)

Проводится опыт с мандаринами и вопросы по проведённому опыту.

Что вы заметили? Какой из мандаринов утонул, а какой остался плавать? (Ответы детей.)

Правильно ребята, даже несмотря на то, что мандарин в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нём что? (кожура), а в кожуре что есть? (ответы детей) много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот принцип применяется в настоящих спасательных жилетах (показываю картинки).

А тут в сундучке есть еще кое-что… камень, дерево и монетки.

Как вы думаете, есть ли воздух в камне? В поролоне? В монетке? В дереве? (Ответы детей.) Пузырик хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах

Давайте проверим.

Я предлагаю опустить эти предметы в стаканы с водой и разглядеть пузырьки. Делаем выводы: в каких предметах больше воздуха и почему? (Пористые предметы – содержат больше воздуха.)

Ребята, мы воздух увидели, услышали, ощупали. А вот интересно, имеет ли воздух вкус? (Ответы детей.)

Может быть вы слышали такое выражение: «Глоток свежего воздуха». (Ответы детей).

А на самом деле такое выражение есть. Когда человек из душного помещения выходит на улицу, он это хорошо чувствует, когда начинает дышать свежим воздухом. Можете сегодня сами попробовать и убедиться.

Я вам предлагаю понюхать воздух. Что вы ощутили? (Ответы детей.)

А чем же пахнет воздух? (Ответы детей.)

Ничем, потому что воздух без запаха, хотя он может приобретать запахи других пахучих веществ. Я вам принесла «окрашенный» запахами воздух: предлагаю детям баночки с различными запахами: апельсиновый, чесночный, лимонный (Дети нюхают и определят запах.)

А у меня есть ещё одна баночка.

Мы его не будем нюхать. Этот воздух в баночке я собрала в своём подъезде, где много курят и от этого сильно кашляют. Я вам только покажу, на ватном диске, какой это грязный воздух. (Имитирую, как будто я прикасаюсь к воздуху в банке, и диск становиться грязным.)

Вы сейчас на некоторое время станете волонтёрами. А вы знаете, кто это? (Ответы детей). Это люди, которые помогают всем просто так, и не берут за это деньги. Давайте посмотрим, что помогает очищать нам воздух, а что загрязняет? У меня здесь есть картинки где изображено то, что нам помогает очищать воздух и то, что загрязняет воздух. (Я показываю детям картинки, а дети определяют, что к чему относится.)

А ещё у меня есть два поля, красного и зеленого цвета и запрещающий знак. На какое из полей можно и нужно приклеить запрещающий знак? (Ответы детей.) Давайте приклеим картинки на соответствующее поле.

Дети выполняют задание. Молодцы! Итог о полученных плакатах.

Мы сегодня хорошо поработали и много узнали о воздухе. А плакаты отнесёте в группу и будете показывать, и рассказывать всем кто приходит к вам в группу о том, что вы сегодня узнали полезного о воздухе.

Спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительный досуг «Ищем клад с капитаном Врунгелем».

Физкультурно-оздоровительный  досуг «Ищем клад с капитаном Врунгелем». Капитан  Врунгель:Здравствуйте, ребята! Меня зовут капитан Врунгель. На корабле «Беда» я капитан. Я в море выловил...

Встреча в родительской гостиной детского сада "Мы ищем таланты"

Сценарий проведения родительской гостиной для родителей воспитанников детского сада "Мы ищем таланты"...

Конспект "Ищем Кроша" Автоматизация [Р]

Конспект "Ищем Кроша" в подвижной микрогруппе логопункт Доу...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Мы ищем клад».

Найти по карте клад. В развлекательной форме показать детям соответствующеговозраста многообразие физических упражнений.Упражнять детей в подъеме по доске вверх, держась за веревку, ...

Мы ищем солнышко (интегрированное занятие по развитию речи и сенсорике для детей раннего возраста)

Занятие по экологическому воспитанию детей раннего возраста, основа его - стихи А.Барто, в ходе  занятия  дети учатся беречь и уважать живую природу....

Конспект организации и проведения занятия по формированию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет "Ищем клад".

Конспект организации  и  проведения  открытого  занятия  по  математическому  развитию  детей  подготовительной  к школе  группы....

Опытно-эксперементальная деятельность детей средней группы на тему: "Ищем невидимку"

На данном занятии дети получат представления о физических свойствах воздуха с помощью технологий развивающего обучения....