Технологическая карта занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды: прозрачность»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Анжелика Сергеевна

Технологическая карта занятия по познавательному развитию  детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

 «Свойства воды: прозрачность»

Иванова А.С. г. Тайшет

Образовательная область: «Познавательное развитие», экспериментирование  

Тема занятия: «Свойства воды: прозрачность»

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: создание условий для овладения навыками экспериментирования; познакомить детей со свойствами воды.  

Задачи занятия:

Обучающие: закрепить у детей свойства воды: прозрачность, не имеет вкуса и запаха; уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Воспитательные: · воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

Развивающие: · развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; активизировать и обогащать словарь детей, умение рассуждать, делать выводы;

Дополнительные задачи: сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.

Словарная работа: прозрачность

Планируемые результаты занятия: определять свойства воды, проводить несложные исследования.

Подготовительная работа: Чтение сказки «Хорошая вода» Гернет Н.В.; беседы с детьми «Без воды нет жизни на земле», «Где можно встретить воду?», загадки о воде

Материалы и оборудование: ведёрко; карточки в виде капельки воды с загадкой; фотографии, рисунки на тему «Вода»; прозрачные и не прозрачные пластиковые стаканы; соломинки для коктейля, стакан с молоком;

аудиозапись произведения «Золотые рыбки» – Р. Щедрин; Магнитная доска, ноутбук, SMART -доска.

Этапы, продолжи

тельность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Эмоциональный, доброжелательный настрой на предстоящую деятельность.

-организует детей в круг; предлагает поприветствовать друг друга

обращает внимание детей на ёмкость в руках.; просит детей вспомнить, что занесли в группу утром в чаше? Что было?

-Но прежде я вам загадаю загадку:

- загадывает загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

-интересуется: ребята, а вы желаете заглянуть, что произошло?

- предлагает дотронутся до поверхности. Почему вы предположили, что это вода?

 -словесный (беседа, загадка);

 -наглядный

(чаша, ярко-жёлтого цвета)

-словесный (беседа, объяснение, вопросы к детям);

становятся в круг, приветствуют друг друга.

Включаются в игровую ситуацию. Отгадывание загадки.

-дети отвечают на вопрос воспитателя

-дети по очереди дотрагиваются руками до поверхности воды.

Настрой на предстоящую деятельность.

Включены в игровую ситуацию

2.

Основной этап

Актуализировать знания и умения детей по изучению свойства воды.

-Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду?

-Где мы её используем?

-д\и «Где можно

встретить воду?»

-наглядный (игра с карточками);

-дети включаются в игровую ситуацию; актуализируют знания о воде

Дети активные участники

2.1.

Этап постановки проблемы

Фиксация затруднения, понимание его причины.

-привлекает детей к речевой работе:

Ребята! Говорят, что вода волшебница!

Вы хотите узнать почему?

А давайте с вами перейдём в лабораторию.

Превратимся в исследователей и будем проводить опыты.

-Вы сможете? У вас получится?

-Почему не смогли? (Потому что незнаем, как это можно сделать)

- Значит, что нам сейчас нужно узнать?

-Кто и что нам поможет узнать, как что вода волшебница?

-словесный (беседа, объяснение, вопросы к детям);

 

-ответы детей.

-дети обсуждают проблему, высказывают свои предположения

Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

 Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.

Практическое экспериментирование

- ребята, вы хотите узнать в чём же волшебство воды?

-Выберите себе место в нашей лаборатории. Внимание! В лаборатории мы работаем по инструкции, ничего без инструкции руками не трогать!

Опыт 1.

Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. (пустые стаканчики стоят на столах)

-предлагает аккуратно перелить воду из одного в другой. Вода льётся? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
 

Свойство 1: вода – это жидкость

Опыт 2.

- предлагает детям понюхать воду. Дети нюхают воду. Какой запах вы чувствуете?

Поменяйтесь стаканчиками друг с другом, понюхайте ещё раз. Ни у кого не пахнет.

- какой мы можем сделать вывод?

Свойство 2: вода не имеет запаха

Опыт 3.

-На столе стоит стакан с водой, другой с молоком. (Стаканчики с молоком воспитатель на подносе раздаёт детям, а с водой остаётся).

Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что произошло с ложечкой?

А сейчас давайте опустим ложечку в стакан с молоком. Что заметили?

-формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

Свойство 2: вода прозрачна.

Часть III. Физкультминутка

«Капельки и тучки»

На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки.

Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку».

«Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась.

Игра проводится 2-3 раза.

- словесный;

беседа

- наглядный;

наблюдение,

- практический;

исследовательская деятельность, проведение опытов,

-дети рассматривают плакат

-закрепляют правила поведения в лаборатории.

-после каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы на доске условными обозначениями.

-на магнитную доску прикрепляется свой знак ответа

-ответы детей: совсем не пахнет.

-дети прикрепляют на магнитную доску свой знак ответа

- дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.

Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

-на магнитную доску прикрепляется свой знак ответа

- дети выполняют физкультминутку

-игровая деятельность детей

Имеют представления о свойствах воды

Умение выбирать способы преодоления затруднения.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Использование ранее полученных знаний в деятельности

- Почти всё живое на земле не может обойтись без воды.

Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к рекам, озёрам.

Люди издавна выбирали себе место у воды, селились по берегам рек, озёр, там, где питья вдоволь.

Человек тоже на половину состоит из воды.

-словесный (беседа)

- наглядный

( карточки)

-самостоятельно подбирают необходимый материал, учатся работать парами.

Конструктивная деятельность детей. Самоконтроль

3.

Заключительный этап

Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание условий, которые позволили достигнуть этой цели.

- педагог предлагает: ребята, где мы сегодня с вами были?

Что мы хотели узнать? Мы смогли узнать, что вода- волшебница?

Вам интересно было узнать о свойствах воды? Что узнали нового?

-посмотрите, что вам ребята «Волшебница вода» приготовила! (эмблема каждому) Маленькие «Капельки» за работу в лаборатории.

-словесный

(беседа);

 

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях -

Дети узнали о свойствах воды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста: "Пустыня и её обитатели"

Данная технологическая карта может быть использована для проведения игрового занятия познавательного цикла с детьми старшего возраста (5-6 лет), в ходе которого ребята побывают на виртуальной экскурси...

Технологическая карта занятия по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

Технологическая карта занятия по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста, с представленными в ней целью и задачами занятия....

Технологическая карта занятия по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста на тему: "Сереже подарили новую игрушку"

Технологическая карта занятия по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста на тему: "Сереже подарили новую игрушку"....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Знакомство со свойствами металла".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Технологическая карта занятия «Квиллинг. Цветы» для детей старшего дошкольного возраста

Квиллинг – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Занятие квиллингом способствует развитию творческих способностей у детей дошколь...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста: "Кто такие звери?"

Данная технологическая карта может быть использована для проведения игрового занятия познавательного цикла с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет), в ходе которого ребята побывают в гостях у ...

Технологическая карта занятия по конструированию для детей старшего дошкольного возраста "Реконструкция крепости"

Возраст: 5-6 лет (старшая группа).Основной вид детской деятельности: конструированиеФорма проведения занятия: Используемые образовательные технологии:Цель: познакомить с новым видом объёмного конструи...