Технологическая карта занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды: прозрачность»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Технологическая карта занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
«Свойства воды: прозрачность»
Иванова А.С. г. Тайшет
Образовательная область: «Познавательное развитие», экспериментирование
Тема занятия: «Свойства воды: прозрачность»
Возрастная группа: старшая группа
Цель занятия: создание условий для овладения навыками экспериментирования; познакомить детей со свойствами воды.
Задачи занятия:
Обучающие: закрепить у детей свойства воды: прозрачность, не имеет вкуса и запаха; уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Воспитательные: · воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Развивающие: · развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; активизировать и обогащать словарь детей, умение рассуждать, делать выводы;
Дополнительные задачи: сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
Словарная работа: прозрачность
Планируемые результаты занятия: определять свойства воды, проводить несложные исследования.
Подготовительная работа: Чтение сказки «Хорошая вода» Гернет Н.В.; беседы с детьми «Без воды нет жизни на земле», «Где можно встретить воду?», загадки о воде
Материалы и оборудование: ведёрко; карточки в виде капельки воды с загадкой; фотографии, рисунки на тему «Вода»; прозрачные и не прозрачные пластиковые стаканы; соломинки для коктейля, стакан с молоком;
аудиозапись произведения «Золотые рыбки» – Р. Щедрин; Магнитная доска, ноутбук, SMART -доска.
№ | Этапы, продолжи тельность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Эмоциональный, доброжелательный настрой на предстоящую деятельность. | -организует детей в круг; предлагает поприветствовать друг друга обращает внимание детей на ёмкость в руках.; просит детей вспомнить, что занесли в группу утром в чаше? Что было? -Но прежде я вам загадаю загадку: - загадывает загадку: В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода) -интересуется: ребята, а вы желаете заглянуть, что произошло? - предлагает дотронутся до поверхности. Почему вы предположили, что это вода? | -словесный (беседа, загадка); -наглядный (чаша, ярко-жёлтого цвета) -словесный (беседа, объяснение, вопросы к детям); | становятся в круг, приветствуют друг друга. Включаются в игровую ситуацию. Отгадывание загадки. -дети отвечают на вопрос воспитателя -дети по очереди дотрагиваются руками до поверхности воды. | Настрой на предстоящую деятельность. Включены в игровую ситуацию |
2. | Основной этап | Актуализировать знания и умения детей по изучению свойства воды. | -Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду? -Где мы её используем? -д\и «Где можно встретить воду?» | -наглядный (игра с карточками); | -дети включаются в игровую ситуацию; актуализируют знания о воде | Дети активные участники |
2.1. | Этап постановки проблемы | Фиксация затруднения, понимание его причины. | -привлекает детей к речевой работе: Ребята! Говорят, что вода волшебница! Вы хотите узнать почему? А давайте с вами перейдём в лабораторию. Превратимся в исследователей и будем проводить опыты. -Вы сможете? У вас получится? -Почему не смогли? (Потому что незнаем, как это можно сделать) - Значит, что нам сейчас нужно узнать? -Кто и что нам поможет узнать, как что вода волшебница? | -словесный (беседа, объяснение, вопросы к детям);
| -ответы детей. -дети обсуждают проблему, высказывают свои предположения | Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. | Практическое экспериментирование - ребята, вы хотите узнать в чём же волшебство воды? -Выберите себе место в нашей лаборатории. Внимание! В лаборатории мы работаем по инструкции, ничего без инструкции руками не трогать! Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. (пустые стаканчики стоят на столах) -предлагает аккуратно перелить воду из одного в другой. Вода льётся? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Свойство 1: вода – это жидкость Опыт 2. - предлагает детям понюхать воду. Дети нюхают воду. Какой запах вы чувствуете? Поменяйтесь стаканчиками друг с другом, понюхайте ещё раз. Ни у кого не пахнет. - какой мы можем сделать вывод? Свойство 2: вода не имеет запаха Опыт 3. -На столе стоит стакан с водой, другой с молоком. (Стаканчики с молоком воспитатель на подносе раздаёт детям, а с водой остаётся). Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что произошло с ложечкой? А сейчас давайте опустим ложечку в стакан с молоком. Что заметили? -формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна. Свойство 2: вода прозрачна. Часть III. Физкультминутка «Капельки и тучки» На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза. | - словесный; беседа - наглядный; наблюдение, - практический; исследовательская деятельность, проведение опытов, | -дети рассматривают плакат -закрепляют правила поведения в лаборатории. -после каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы на доске условными обозначениями. -на магнитную доску прикрепляется свой знак ответа -ответы детей: совсем не пахнет. -дети прикрепляют на магнитную доску свой знак ответа - дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна. -на магнитную доску прикрепляется свой знак ответа - дети выполняют физкультминутку -игровая деятельность детей | Имеют представления о свойствах воды Умение выбирать способы преодоления затруднения. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Использование ранее полученных знаний в деятельности | - Почти всё живое на земле не может обойтись без воды. Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к рекам, озёрам. Люди издавна выбирали себе место у воды, селились по берегам рек, озёр, там, где питья вдоволь. Человек тоже на половину состоит из воды. | -словесный (беседа) - наглядный ( карточки) | -самостоятельно подбирают необходимый материал, учатся работать парами. | Конструктивная деятельность детей. Самоконтроль |
3. | Заключительный этап | Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание условий, которые позволили достигнуть этой цели. | - педагог предлагает: ребята, где мы сегодня с вами были? Что мы хотели узнать? Мы смогли узнать, что вода- волшебница? Вам интересно было узнать о свойствах воды? Что узнали нового? -посмотрите, что вам ребята «Волшебница вода» приготовила! (эмблема каждому) Маленькие «Капельки» за работу в лаборатории. | -словесный (беседа);
| Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях - | Дети узнали о свойствах воды |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста: "Пустыня и её обитатели"
Данная технологическая карта может быть использована для проведения игрового занятия познавательного цикла с детьми старшего возраста (5-6 лет), в ходе которого ребята побывают на виртуальной экскурси...
Технологическая карта занятия по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
Технологическая карта занятия по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста, с представленными в ней целью и задачами занятия....
Технологическая карта занятия по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста на тему: "Сереже подарили новую игрушку"
Технологическая карта занятия по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста на тему: "Сереже подарили новую игрушку"....
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Знакомство со свойствами металла".
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
Технологическая карта занятия «Квиллинг. Цветы» для детей старшего дошкольного возраста
Квиллинг – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Занятие квиллингом способствует развитию творческих способностей у детей дошколь...
Технологическая карта НОД по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста: "Кто такие звери?"
Данная технологическая карта может быть использована для проведения игрового занятия познавательного цикла с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет), в ходе которого ребята побывают в гостях у ...
Технологическая карта занятия по конструированию для детей старшего дошкольного возраста "Реконструкция крепости"
Возраст: 5-6 лет (старшая группа).Основной вид детской деятельности: конструированиеФорма проведения занятия: Используемые образовательные технологии:Цель: познакомить с новым видом объёмного конструи...