Технологическая карта НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста: "Пустыня и её обитатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данная технологическая карта может быть использована для проведения игрового занятия познавательного цикла с детьми старшего возраста (5-6 лет), в ходе которого ребята побывают на виртуальной экскурсии и познакомятся с некоторыми обитателями зоны пустынь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта НОД "Пустыня и ее обитатели" | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организованной образовательной деятельности
Тема: Пустыня и ее обитатели
Возраст: старший (5-6 лет)
Цель: ознакомление детей с особенностями природной зоны пустыни и ее обитателями
Планируемый результат: дети познакомились со следующими обитателями пустыни: верблюд, антилопа, лисица фенек, ящерица круглоголовка, тушканчики ,змеи, черепахи, жуки-чернотелки ,скорпионы, кактусы, верблюжьи колючки. Проявляют к ним интерес, понимают особенности приспособления к среде обитания, выполняют задания ответственно и внимательно, отзывчивы и аккуратны.
Подготовительная работа: лото «Кто, где живет», изготовление макета «Пустыня», опыты с песком, сахаром, солью, д.и. «Чья шерсть», рассматривание картинок и книг о пустыне.
Материалы и оборудование: видео-экскурсия, очки пилота из картона, звуки ветра, запись голоса верблюда, колокольчик, изображения кактусов, верблюжьей колючки, бархан, пейзажей пустыни, игрушечный верблюжонок, лупы, миски с песком, миски с сахаром, кактусы без иголок из картона, прищепки, макет пустыни с маленькими фигурками животных(антилопа, гиена, ящерица, змея, тарантул, черепаха, верблюд), листы бумаги, кисти, баночки, клеенки, тряпочки, краски.
Задачи
Обучения: | Развития: | Воспитания: |
Познакомить детей с обитателями пустыни: верблюд, антилопа, лисица феник, ящерица круглоголовка, тушканчики ,змеи, черепахи, жуки-чернотелки ,скорпионы, кактусы, верблюжьи колючки. Обучать детей понимать связь животного(растения) со средой обитания | Продолжать развивать память, мышление, внимание, воображение Продолжать развивать мелкую моторику | Воспитывать интерес к обитателям пустыни Воспитывать умения работать в паре, слушать другого, не перебивая Воспитывать сострадание и отзывчивость |
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Вводная часть | Организационный | Звучит звук ветра и звон колокольчика. Ой, ребята, вы слышите это?? Кто же к нам идет? | Предполагают, кто это может быть. |
Мотивационный | Послушайте голос нашего гостя и отгадайте загадку, тогда вы точно сможете узнать, кто же это! Звучит голос верблюда. Колючка вкуснее, чем множество блюд, Ее обожает двугорбый. Да это же маленький верблюжонок! | Слушают, отвечают на загадку | |
Основная часть | Создание проблемной ситуации | Ребята, верблюжонок мне шепнул на ушко, что он потерялся и не может вернуться домой. Как мы можем ему помочь? Ребята, а вы знаете, где живут верблюды? Вот песчаный океан, Раз бархан и два бархан, Тут без дождика тоска Всюду горы из песка. Как называется эта зона? (Пустыня)
Правильно, верблюды живут в пустыне, там бескрайние пески, очень мало растительности, поэтому ее и назвали от слова «пусто» пустыня. Ребята, давайте поможем верблюжонку найти свой дом. Итак, мы отправляемся в пустыню. На чем туда можно добраться? Летим на самолете! Завести мотор! Звучит музыка. В это время на мультимедиа появляются кадры пустыни. | Предлагают варианты помощи: отвести в зоопарк, проводить домой. Верблюды живут в пустыне Дети предлагают варианты транспорта. |
Решение проблемной ситуации | Вот мы и прилетели! Посмотрите вокруг! Где мы оказались? Куда ни глянь в пустыне - песок, безоблачное небо и жаркое, палящее солнце, а дожди идут редко, поэтому песок очень сухой и сыпучий.Днем в пустыне, песок раскаляется так, что можно обжечь ноги, на раскаленных камнях можно поджарить яичницу. (Подборка 1) Ребята, давайте с вами рассмотрим песок. Какого цвета песок? Как вы узнали это? Какой песок на ощупь, как можно узнать? Потрогайте и скажите. Возьмите лупы и рассмотрите песок, из чего он состоит? Какие песчинки на ощупь? Как они выглядят? Как вы думаете, на что похож песок? Давайте сыграем в игру «Сходства и различия» В пустыне редко бывают дожди, и если подует ветер, песчинки быстро передвигаются и образуют песчаные холмы, которые называются барханы. (Подборка.2) Сейчас мы с вами попробуем сами сделать барханы. Посмотрите, песчинки с легкостью перемещаются. У нас с вами получились настоящие барханы. (Уточнить у 2-3 детей название «бархан»). Звучит шум ветра в пустыне. Это же песчаная буря. Мы с вами вместе закружились. Песок попадает в глаза, в нос, в рот. Давайте присядем и укроем себя своими руками, закроем глаза, рот. Ребята, но ведь в пустыне не только песок, там есть и растительность. Растительность в пустыне очень бедная, здесь нет высокой сочной травы, как в зоне лесов. Почему, как вы думаете? В пустыне растениям приходится приспосабливаться к жаре и засухе. А чтобы узнать, какие растения встретятся нам на пути, Отгадайте загадку. Стран тропических жилец, Иглокожий огурец. (Подборка.3) -Кактус удивительное растение пустыни. В пустыне кактусы высокие. Посмотрите на кактус и скажите, чем отличается кактус от других растений. У кактуса есть иголки-колючки. Колючки – это листья кактуса, в них сохраняется влага. Корни у кактуса проникают глубоко в песок, на глубину десять метров, потому что там на глубине есть вода. Так они приспосабливаются к жаркому климату пустыни. Сейчас мы с вами попробуем превратиться в настоящие пустынные кактусы, для этого вам надо встать парами. Игра с прищепками «Сделай кактусу колючки» Отгадайте еще одну загадку: Раз в пустыне нет травы, Значит, нет прополки. Кустик есть, но без листвы, На ветвях иголки. Он растет неприхотливо без ухода и полива. (Подборка.4) Верблюжья колючка является кормом для некоторых животных пустыни и корни у верблюжьей колючки тоже длинные, они проникают глубоко в песок, чтобы добыть воду. Но посмотрите. Наш верблюжонок еще грустит! Наверное, потому, что у него нет друзей! Как мы можем ему помочь? Нам нужно ему рассказать, с кем в пустыне он может встретиться! А для этого надо прогуляться и посмотреть вокруг! По пустыне мы шагаем, И природу наблюдаем! Выше мы поднимем ноги, Коль идем не по дороге! Ох, горячий же песок, Мы попрыгаем, дружок! Показ видеофильма Кто может рассказать верблюжонку, каких обитателей мы встретили? Игра «4-й лишний» Животные пустыни и животные других зон. Как вы уже знаете, в пустыне очень жарко –многие насекомые и животные прячутся в норках днем, а когда наступает вечер они выползают. Давайте поищем кто же спрятался в песке Игра «Найди обитателей пустыни». Ох, как много друзей мы нашли верблюжонку! Как вы думаете, какое у него теперь настроение? А чтобы верблюжонок о нас не забывал, давайте нарисуем ему кактусы! Ну, вот мы и помогли нашему другу, время возвращаться в детский сад! Всем занять свои места, мы взлетаем! Звучит музыка. | Дети отвечают (в пустыне, у верблюда дома) Желтый, светлый Посмотрели Потрогать руками Песок сухой, сыпучий, он сыплется Песок состоит из песчинок Песчинки твердые Мелкие, крошечные, маленькие, каждая песчинка лежит по отдельности, не прилипают друг к другу На соль, на сахар. Дети находят 3 различия и 1 сходство между песком и сахаром. Дети дуют в трубочки на песок Ответы детей (мало воды, очень жаркое солнце) У кактуса есть иголки Один ребенок- кактус. Второй цепляет на него прищепки-колючки. Потом меняются ролями. Развеселить его, познакомить с кем-то, найти ему друзей, поиграть с ним. На интерактивной доске дети должны выбрать животное (растение) которое не подходят к данному ряду. Если ответ правильный- появится галочка, если нет- крестик. Дети ищут в песке животных пустыни. | |
Заключительная часть | Подведение итогов | Ребята, вы умницы, помогли верблюжонку попасть в его родной дом, пустыню и нашли ему друзей! А вы сможете рассказать, с какими обитателями пустыни мы встретились сегодня? | Дети рассказывают о верблюде, кактусах, верблюжьей колючке. |
Рефлексия | Кто из жителей пустыни вам больше всего понравился? Почему? Покажите на лице, как он вам понравился. Какие задания были интересные для вас? Вы бы хотели еще отправиться в путешествие к барханам? | Дети отвечают на вопросы, показывают мимикой свое отношение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по теме: «По страницам книги. В чём загадка»
НОД с применением информационно-коммуникативной технологии на развитие певческих умений и навыков детей в процессе обучения пению...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА краткосрочной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста Обучение детей созданию самодельной и безопасной рогатки «Попади в цель»
Безопасная рогатка "ПОПАДИ В ЦЕЛЬ"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА краткосрочной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста Обучение детей созданию воздушного змея «Полет в небо»
Обучение детей созданию воздушного змея...
Технологическая карта НОД «Белая березка» для детей старшего дошкольного возраста
quot;Белая березка"...
Технологическая карта НОД по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста: "Кто такие звери?"
Данная технологическая карта может быть использована для проведения игрового занятия познавательного цикла с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет), в ходе которого ребята побывают в гостях у ...
Технологическая карта занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды: прозрачность»
Технологическая карта занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста ...
Технологическая карта по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Волшебница вода». Цель: формирование интереса к экспериментальной деятельности детей. Задачи: Обучающая: закрепить знания детей о воде и её свойствах. Развивающая: развивать познавательный ...