Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме "Обувь".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Щепалина Елена Валерьевна

Конспект  познавательного занятия  в старшей группе по теме "Обувь".

 

Цель

Дать детям представление об истории возникновения обуви и её изменении с течением времени.

 

Задачи

Обучающие:

  • Закрепить обобщающее понятие «обувь», виды обуви;
  • Рассказать о возникновении обуви, проследить за её историей развития;
  • Способствовать освоению ребенком пространственных и временных отношений на примере истории развития обуви;
  •  Способствовать накоплению познавательного опыта.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов;
  •  Умение размышлять, обобщать результаты;
  •  Развивать восприятие, мышление;
  • Активизировать словарный запас по данной теме.
  • Развивать эстетический  интерес к дизайну обуви.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе работы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu_po_teme_obuv.docx24.14 КБ
PDF icon obuv.pdf2.06 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия» г. Дно,

филиал детский сад «Теремок»

Конспект

 познавательного занятия

в старшей группе

Тема: «ОБУВЬ»

                                                                                    Воспитатель:

                                                                             Щепалина Елена Валерьевна

Цель 

Дать детям представление об истории возникновения обуви и её изменении с течением времени.

Задачи

Обучающие:

  • Закрепить обобщающее понятие «обувь», виды обуви;
  • Рассказать о возникновении обуви, проследить за её историей развития;
  • Способствовать освоению ребенком пространственных и временных отношений на примере истории развития обуви;
  •  Способствовать накоплению познавательного опыта.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов;
  •  Умение размышлять, обобщать результаты;
  •  Развивать восприятие, мышление;
  • Активизировать словарный запас по данной теме.
  • Развивать эстетический  интерес к дизайну обуви.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе работы.

                                                     НОД

Вос: Ребята, сегодня я пришла в детский сад   и увидела, посмотрите  что это?  

                             Ответы детей. (Посылка,  подарок,  коробка).

Вос: Давайте попробуем угадать,  что в этой посылке.

Вос: Вы будете мне  задавать вопросы, а я буду отвечать  вам да или нет.

                            Ответы детей.  Босоножки.

Вос: Давайте проверим и посмотрим.

                            Дети открывают посылку.

Вос: Действительно, в посылке – мои любимые босоножки.

Вос: Достань Миша босоножки  из посылки, и покажи детям.

Вос: А как вы думаете, почему они мне нравятся?

Дети: Они красивые, нарядные, блестящие, новые.

Вос: Эти босоножки  я ношу на праздники, они очень красивые и удобные, у меня в них не устают ноги.

Вос: Сандали, ботинки, сапоги, кроссовки, босоножки,  как можно назвать одним словом

Дети: Обувь.

Вос: А где производится обувь?

Дети: На обувной фабрике.

Вос: Да, правильно обувь делают на обувной фабрике.

Вос: Кто придумывает различные модели обуви?

Дети: Дизайнер, модельер-конструктор.

Вос: Да, модельер-конструктор создает различные модели обуви.

Вос: А где можно приобрести обувь?

Дети: В обувном магазине, заказать через интернет.

Вос: Ребята, как вы думаете: это хорошо или плохо, что люди носят обувь?

 Дети: Хорошо.

 Воспитатель: А как вы думаете, нужна ли обувь людям?

 Дети: Да нужна.

 Воспитатель: Почему?

 Дети: Если не будет обуви, можно порезать, наколоть ногу, или укусит какое-нибудь животное. Обувь согревает ноги, они не мерзнут.

Воспитатель: А чем плохо?

 Дети: Обувь может порваться - это плохо.

 Обувью можно натереть мозоль, это тоже плохо.

 Обувь надо часто покупать, потому, что нога растет,  а обувь – нет

 На обувь тратят много  денег, потому, что на каждое время года нужна своя обувь.

Вос: Ребята, а вы хотели бы  больше узнать об обуви?

Вос: Я приглашаю вас на выставку современной обуви. Посмотрите, какое разнообразие современной обуви!

Вос: Какую обувь вы здесь видите?

Дети: Туфли, сапоги, кроссовки, босоножки, ботинки

Вос: Ребята, давайте рассмотрим обувь. Посмотрите, она состоит из нескольких частей.

 Вос: Маша расскажи про сапоги.

Дети: У сапога есть пятка, каблук, носок, подошва, голенище, молния.

 Вос: А Настя расскажет про босоножки.

Дети:  У босоножки есть застежка, ремешок, подошва, каблук.

Вос: А Нелли  расскажет про кроссовки.

 Дети: У кроссовок есть подошва, носок, шнурки, пятка.

Вос: Если обувь носят мужчины, то какая она…(мужская)              

         Если обувь носят женщины, то какая она…(женская)                    

        Если обувь носят дети, то какая она?…..(детская)                        

       Чем детская обувь отличается от взрослой?... (размером)

        Если обувь носят зимой, то какая она…(зимняя)

        Если обувь носят летом, то какая она…(летняя)

  Чем отличается зимняя обувь от летней?... (зимняя более теплая, закрытая)

А летняя?  

Дети: Легкая, открытая.

Вос: Если обувь сделана из кожи, то она какая?.. (кожаная)

         Если обувь сделана из резины, то она какая?.. (резиновая)

         Если обувь сделана из замши, то она какая?.. (замшевая)

Вос: Да на нашей выставки огромное разнообразие обуви и детской и взрослой сделанной из различных материалов.

Вос: А вы хотели бы отправиться в путешествие во времени, и узнать всегда ли обувь была такой, как сейчас?

 Я предлагаю отправиться в то время, когда не было на свете ни наших бабушек, ни наших дедушек, ни машин, ни самолетов. В то время, когда на земле появились первые люди.

  Время течёт так быстро, как вода в реке и по этой «Реке времени» мы с вами отправимся в прошлое.

Река начинается в далеком прошлом – это древность, протекает  через старину где жили наши  прапрабабушки и прапрадедушки, в настоящее время, где живем мы с вами.

 А по пути мы будем делать остановки, чтобы узнать какую обувь носили в разные эпохи времени.

«Ты неси, неси река,

Вдоль крутого бережка,

Нас водою закружи,

В древность нас перенеси».

Показ презентации.

Вот мы и очутились с вами в древности.

Ребята, а давным-давно, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных, была ли у них обувь, как вы думаете?

Дети: Нет.

Вос: Да, первые люди обходились без обуви, но босиком ходить было неудобно.

Вос: Почему?

Дети: Больно, ноги были грязными, можно уколоться колючими растениями.

  Однажды наступил момент, когда необходимо стало защитить ноги от морозного снега, раскаленного песка и острых камней. Скорее всего, началось все с куска дерева,  глины кожи или листа какого-нибудь растения, подобранного по размеру ноги. Изображение первой обуви не сохранилось до наших дней, но известно, что она напоминала портянки из медвежьих шкур. Изнутри такая портянка утеплялась сухой травой или шерстью.

Вос: А удобно ли было ходить в такой обуви?

Дети: Нет.

Вос:Почему?

Дети: Нет.

Вос:Да  такая обувь грела ноги, но в дождливую погоду была практически бесполезной, так как промокала и сползала с ноги, затрудняла бег и ходьбу.

Вос: Пора нам, ребята, отправляться дальше в следующую эпоху.

«Ты неси, неси река,

Вдоль крутого бережка,

Нас водою закружи,

В старину перенеси».

 Вос: Мы с вами очутились в том времени, когда наша страна называлась не Россия, а Русь.

Вос: Самой распространённой обувью русского народа были лапти.

 Лапти плели из липового лыка, реже из коры ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать 3-4 деревца. Плетением лаптей занимались в основном старики. Лапти обувь дешевая и быстро изнашиваемая. Летом лапти носили 4-7 дней, а зимой 3-4 недели. 

  В те времена обувь изготавливалась одинаковая на обе ноги. Обувь не различалась на мужскую и женскую.

Вос: Можем ли мы увидеть обувь старины – лапти  в настоящее время? 

Если «да», то где?

Дети: В музее, на картинке, по телевизору.

Вос: А вот эта обувь должна быть вам знакома. Что это?

Дети: Валенки.

Вос:  Да это  валенки. Валенки делают из овечьей шерсти, овец летом подстригают и чистят ее и превращают в мягкую и пушистую массу. А потом делают из нее большой носок и начинают катать или правильнее сказать –валять. Отсюда и происходит слово валенок.

   Изготовление валенок было делом трудным и долгим – поэтому и стоили они довольно дорого. Небогатая семья имела одну пару валенок на всех и носить их приходилось по очереди или по старшинству.

Вос: А носят ли валенки в современной жизни?

Дети:  Да.

Вос: А почему?

Дети: В них тепло, удобно мягко, в них ноги не мерзнут. 

Вос: А у  богатых людей обувь была сшита из кожи и украшена вышивкой и драгоценными камнями.

 Пришла пора нам вернуться в наше время, т. е. в современность:

«Ты неси, неси река,

Вдоль крутого бережка,

Нас водою закружи,

  В современность скорее перенеси».

Вос: Вот мы и в современности. В наше время можно приобрести различную обувь.

Вос:  Ребята, а обувь сильно изменилась с тех пор, как её изобрели?  

Дети: Да.

Вос: Какой удивительный путь прошла обувь от древности до наших дней.

Вос: А чтобы проследить этот путь можно обратиться к реке времени.

Вос: Река начинается в далеком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки, в настоящее время, где живем мы с вами. Интересно, а как заполнить «реку времени»?

Вос: У меня на столе  много картинок, все они могут разместиться на «реке времени». Каждый из вас выберет любые картинки, найдет соответствующий остров времени и разложит их.

Вос: Нелли, что изображено на твоей картинке? Сапоги, лапти. Скажи, к какому острову времени ты отнесешь сапоги современность, а лапти к старине.

Вос: Наша река времени готова.

Посмотрите, какой большой путь проделала обувь от древности до современности. Посмотрите на реку времени и давайте рассмотрим все ли мы правильно расположили. 

Вос: Давайте назовем, что носили в древности?

Дети: Ответы детей.

Вос: А что в старину?

Дети: Ответы детей.

Вос: А что мы носим в современности?

Дети: Ответы детей.

Вос: Посмотрите, какая интересная получилась «Река времени».

Вос:Наше путешествие продолжается, и я вас приглашаю в мастерскую обуви. Хотели бы вы сами стать дизайнером и создать свою туфельку?

Дети: Да.

Вос: Проходите.

 Здесь вы сможете украсить модель туфельки различными материалами.

Вос:Ребята, у вас получились замечательные работы. Я предлагаю поместить ваши туфельки на нашу выставку обуви.

Рефлексия:

Вос: Вам понравилось путешествие по реке времени?

Вос:Что запомнилось в нашем путешествие?

 Можно ли рассказать своим друзьям и родителям, что интересного вы узнали с помощью реки  времени?

  Ребята, река времени - волшебная, по ней можно еще отправиться в путешествие. Куда бы, вы, хотели отправиться в следующий раз? Об истории, каких вещей вы хотели бы узнать?

   На этом наше путешествие заканчивается, а в  моей красивой коробке есть для вас небольшой подарок - на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот такую раскраску «обувь».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к занятию "Беседа об обуви" с использованием ТРИЗ

возможно использоватьданный материал при знакомстве дошкольников с обувью...

Конспект фронтального занятия на тему: "Обувь"

Данный материал предназначен для проведения фронтального занятия с детьми....

Конспект занятия на тему: «Обувь»

Конспект занятия на тему: «Обувь»...

Конспект занятия: "Одежда и обувь"

Цель занятия: Расширять знания о названиях предметов одежды и обуви....

Конспект занятия по теме "Обувь"

Данный конспект подходит для подгрупповой работы с детьми с ТНР,ОНР и ОВЗ....

Конспект развивающего занятия "Одежда и обувь"

Занятие №2 из программы для работы с одаренными детьми «Радость открытий ...

Конспект коррекционного занятия "Одежда и обувь"

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи...