Программа «Мы- друзья природы»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Галото Анастасия Лаврентьевна

 Цель программы:  Формирование у детей осознанного, бережного и заботливого отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_my-_druzya_prirody.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

        

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №233 ОАО «РЖД»

Воспитатель

Галото А.Л.

Программа

 «Мы- друзья природы»

 Цель программы: 

Формирование у детей осознанного, бережного и заботливого отношения к природе.

  Задачи:

  • - воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;
  • - формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; правилах поведения в природе;
  • - эмоционально откликаться и оценивать то, что ребенок видит, наблюдает;

Пояснительная записка

     Ухудшение среды жизни человека, экологические проблемы -  это общие и глобальные проблемы населения Земли. Экологические проблемы и катастрофы тесно связаны с образованностью населения, с её недостаточностью. А полное отсутствие экологической образованности породили потребительское отношение к природе.

   Стремительное вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Интерес общественности к экологическим проблемам, приводит каждый год к тому, что охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека. Поэтому, экологическое воспитание и образование должно осуществляться с раннего детства. Экологическое воспитание должно быть в системе и образования. Оно должно быть непрерывным и целенаправленным процессом.  Цель экологического воспитания и образования: сделать каждого человека экологически грамотным.

Проблемы экологического образования сегодня волнует всех - учёных, педагогов, методистов, практиков. Чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире. (А. А. Плешаков, А. Н. Захлебный, Л. П. Симонова, Т. В. Кучер, Н. А. Рыжова, С. Залыгин, С Н. Николаева, И. Д. Зверев, Н. М. Мамедов, П. Г. Саморукова.)

Экологическое воспитание – это формирование ответственного, позитивного отношения к природе, которое должно стать важнейшим элементом в системе социальных отношений будущего гражданина.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережного к ней отношения. (Л Бобылева.)

Анализ работ, посвященных исследованию данного вопроса, показал, что эта проблема остаётся актуальной. Исследования опубликованной литературы показывает, что большинство работ направлены на рассмотрение вопросов, связанных с формированием экологических знаний и экологического воспитания их влияния на формирование личности человека и его ценностной ориентации в окружающем мире. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольном возрасте. Когда закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям.

Перспективный план 2 мл.гр.

Люби и знай свой край родной

Экологические игры

Художественная литература

Наблюдения, работа в уголке природы

Сентябрь

 - «Как живут дикие звери осенью»;

 - «Как живут домашние  животные»;

 - «Угадай на вкус» (фрукты: яблоко, банан, виноград и др.);

- «Чудесный мешочек» (угадай фрукты на ощупь);

- «Угадай на вкус» (овощи: морковь, капуста и тд.);

- «Чудесный мешочек» (угадай овощи на ощупь);

- Игра «Кто как кричит».

- Плещеев «Осень наступила»;  - Чтение потешки «Петушок и его семья»;

-Чтение стихотворения Г. Лагэдынь «Зайка, зайка, попляши»;

 - А. Барто «Во дворе»;

 - Пересадка цветов с клумбы;

 - «Кто живет в аквариуме»;

 

Осень

Октябрь

 - Рассматривание картины «Таня кормит голубей»;

 - Рассматривание картины «Домашние животные»;

 - Наблюдение за рыбкой;

- Рассматривание картины с пейзажем осени.

 - «Раскладывание листьев по подобию»;

 - «Найди и назови овощи на картинке»;

 - «Найди лист такой же, какой покажу»;

 - «Такой листок лети ко мне».

 - Чтение потешки «Петушок и его семья»;

 - А. Барто «Лошадка»;

- Чтение потешки «Как у нашего кота»;

-  Подбор стихов о рыбке;

 

 - Полив комнатных растений (наблюдение за воспитателем)

 - «Рыбка живая ее надо кормить»;

Ноябрь

- Рассматривание картины «Птицы».

- Наблюдение за рыбками;

 - «Узнай по запаху» (овощи);

- «Найди, о чем расскажу»;

 - «Чудесный мешочек» (узнавать фрукты на ощупь).

 - Русская народная песенка «На птичьем дворе»;

- Чтение Б. Заходера «Ежик»;

- К. Ушинский «Гуси»;

 - Загадки, пословицы о воде.

- Протирание крупных листьев;

 - «Что есть у рыбки»;

 -  Поместить модель рыбки.

Наблюдения за явлениями в неживой природе

Опыты

Вода:

  • Наблюдение за дождем, за струйками воды, стекающими по стеклу;
  • Рассматривание луж, после дождя;
  • Изменения в одежде:  стали одеваться теплее, в дождливую погоду надевают плащи, идут под зонтиками;
  • Слушание «песенки» дождя.

 - Углубление представлений о глине, ее свойствах (из нее можно лепить);

 - Вода теплая и холодная.

Воздух:

  • Наблюдение за облаками в ветреную погоду (почему они плывут), за качающимися деревьями..
  • Знакомство с понятием «листопад».

  Игры с султанчиками, пускание самолетиков.

Солнце:

  • Наблюдение за солнцем: стало светить меньше.
  • Рассматривание осеннего неба. В пасмурную погоду – темное, в солнечную – ясное.

  Нагревание предметов на солнце и охлаждение в тени.

Зима

Люби и знай свой край родной

Экологические игры

Художественная литература

Наблюдения, работа в уголке природы

Декабрь

- Рассматривание картинок на тему: «Как живут домашние животные зимой»

 - «Как мы птичек кормили»;

 - «Знакомство с фруктами»

 - Потешка «Козушка-Белоногушка»;

 - М. Розина «Снежинки»;

- Обыгрывание потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели»;

- И. Токмакова «Медведь»  . 

 - Поместить панно «Зимний лес»;

 - «Что делает рыбка ртом и глазами»

Январь

- Рассматривание картины «Катаемся на санках»;

- Рассматривание картинок «Что делают люди зимой»;

- Наблюдение за птичкой

 - «Знакомство со свеклой и картофелем»;

 - «Кто во что одет»;

 - Речевая игра «Утенок и гусенок»;

 - Рассматривание «Живых картинок»

 - Потешки «Уж ты зимушка - зима», «Много снега привалило»;

- С. Маршак «Сыплет, сыплет снег»;

 - Чтение стихотворения

«Покормите птиц зимой»;

- Чтение потешки «Петушок»

  - Посадка лука, укропа «Огород на окне»

  - Полив комнатных растений.

Февраль

 - Знакомство с помидором и огурцом;

 - Рассматривание домашних животных из серии «Скотный двор»

  - Знакомство с морковью и картофелем

 - «Чудесный мешочек»;

 - «Угадай на вкус»;

 - «Найди, о чем расскажу».

 - Песенки о зиме;

 - Н. Клокова «Гуси»;

 - Чтение стихов о овощах.

 - Уход за комнатными растениями;

 - Поместить модель ухода за растениями 

Наблюдения за явлениями в неживой природе

Опыты

Вода:

  • Рассматривание снега (на что он похож);
  • Знакомство с некоторыми свойствами снега: белый, холодный, пушистый, искрится на солнце;
  • Рассматривание узоров на окнах;
  • Любование красотой снежинок;
  • Рассматривание следов на снегу;
  • Изменения в одежде людей.

 - Наблюдение за снегом(тает на ладошке и в тепле);

 - Наблюдение за водой (на улице она превращается в лед)

Воздух:

  • Наблюдение за ветром, который переносит снег с места на место, образуя сугробы;
  • Слушание завывание ветра.

  Игры со снежинками.

 

Солнце:

  • Рассматривание неба. В морозную тихую погоду оно чистое; солнце светит, но не греет.

  Наблюдение за снегом: блестит на солнце.

Люби и знай свой край родной

Экологические игры

Художественная литература

Наблюдения, работа в уголке природы

Март

- Знакомство с коровой и теленком;

- Игра «Зайчата в гостях у детей»;

- «Пастушок и коровка»;

 - Ознакомление с комнатным растением

 - Угадай по описанию»;

 - «Когда это бывает»;

 - «Узнай овощи».

 - Подбор стихов, примет, пословиц, поговорок о весне;

 - Пересадка цветов с клумбы;

 - Уход за комнатными растениями;

 - Поместить модель цветка.

            Весна

Апрель

 - Знакомство с собачкой;

 - Беседа «Заяц и волк – лесные жители»

 

 - «Собери дерево»;

 - «Где спряталась матрешка»,

 - Речевая игра «Кап – кап - кап»

 - Потешка «Божья коровка»,

- Загадки о ветре;

 - Русская народная сказка «Заюшкина избушка»;

 - Посев рассады цветов, наблюдение за всходами.

 

Май

- Знакомство с кошкой;

 - Наблюдение за муравьями, жуками

- «Петушок и его семья»

 - «Найди, о чем расскажу»

 - «Чудесный мешочек»

 - Потешки о весне;

 - Стихи Тютчева «Весна»;

 - Песенка «Дождик, дождик»;

- Чтение потешек «Курочка», «Петушок»;

Г. Бойко «Солнышко»;

. - Рассказ Е. Чарушина «Курочка»

 - Полив посеянных семян, наблюдение за прополкой и рыхлением.

                                      Наблюдения за явлениями в неживой природе

Опыты

Вода:

  • Изменения в природе: снег осел, бегут ручейки;
  • Наблюдение за тем, как сосульки тают на солнце;
  • Слушание звона капели;
  • Наблюдение за первым дождем. Определить, какой силы дождь;
  • Рассматривание луж и ручейков после дождя, струек воды, стекающих по стеклу;
  • Изменения в одежде людей.

 - Игры с водой. Пускание бумажных корабликов;

 - Наблюдение за снегом: снег, сосульки тают на ладошке и в помещении.

Воздух:

  • Наблюдение за ветром, какой дует ветер – холодный или теплый, сильный или слабый;
  • Наблюдение за деревьями и кустами.

  Пускание мыльных пузырей.

Солнце:

  • Изменения в природе: потеплело, солнце светит ярче, дни стали длиннее, изменилась одежда людей;
  • Наблюдение за небом (яркое и чистое);

  Углубление представлений о снеге: снег на солнце тает быстрее, чем в тени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа «Мы – друзья природы»

  Конкурсная программа «Мы – друзья природы»...

Авторская программа "Мы - друзья природы"

Программа  рассчитана на детей дошкольного возраста. У детей формируется представление о Красной книге, заповедниках; зимующих и перелетных птицах; углубляются и конкретизируются знани...

Программа " Мы друзья природы"

Программа дополнительного образования  во 2-ой младшей группе "Мы друзья природы"...

Музейно - образовательная программа "МЫ ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ"

Данная образовательная программа предполагает формирование общей культуры личности ребёнка и способствует общему экологическому образованию детей....

Программа кружка"Друзья природы"

Рабочая программа по экологическому воспитанию"Друзья природы"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные друзья природы»

Цель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего ...

Рабочая программа кружка "Друзья природы"

Кружок "Друзья природы" напрафленн на формирование экологической культуры детей посредством опытно-зкспериментальной деятельности....