Музейно - образовательная программа "МЫ ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Данная образовательная программа предполагает формирование общей культуры личности ребёнка и способствует общему экологическому образованию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeyno_-_obrazovatelnaya_programma_my_druzya_prirody.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МЫ - ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

Рыжакова И.Л.

        ФГОС ДО предполагает формирование общей культуры личности ребенка и огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, установка взаимосвязей. Но как сделать это знакомство интересным и увлекательным?! Так «пришла в голову идея» воспользоваться музейной педагогикой, которая располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях. Музейно-образовательные программы активно внедряются в практику работы с дошкольниками: выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Заинтересовал опыт петербургских коллег из Русского музея, разработавших музейно-педагогическую программу для ДОУ «Здравствуй, музей!». Как мы, педагоги сибирского города, можем приблизить дошколят к музейным ценностям? Возможно ли создание музея в детском саду? Тем более музея природы? Ведь детей привлекает всѐ цветущее, яркое, движущееся, а не застывшие экспонаты природы. Опыт работы педагогов нашего детского сада по музейнообразовательной программе «Мы - друзья природы», наблюдения за детьми показали, что создание музея природы не только возможно, но и необходимо для полноценной реализации образовательной программы. Музейно-образовательная программа «Мы - друзья природы» прошла пока что двухлетний путь становления и совершенствования, и до сих пор органично дополняется и расширяется работа по природоведческому воспитанию детей. Сегодня, в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мы оцениваем и представляем данную работу с позиции требований стандарта и вносим дополнения и изменения, опираясь на опыт реализации программы, положительные творческие находки, внедрение современных (в том числе интерактивных) технологий реализации данной программы.

       Лето - наиболее благоприятное время года для ознакомления детей с живой природой. Так как лето у нас в Сибири короткое, мы уверены, что экспозиции нашего музея помогут формировать у детей в течение всего года не только конкретные представления об объектах природы, существование которых во многом зависит от человека, но и знания о взаимосвязях живых организмов в экосистемах, обобщенные представления о явлениях природы, которые позволят детям в дальнейшем ориентироваться в новых фактах и в других условиях. Целевое назначение музея – создание материальной развивающей среды, позволяющей реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми в процессе формирования у них конкретных и обобщенных представлений об объектах и явлениях природы, руководства поисково-исследовательской и проектной деятельностью. При создании развивающей среды нашего музея мы опирались на ряд принципов: Первый принцип – это принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, обеспечиваемый за счет выделения специального помещения для ознакомления детей с объектами природы. На стенах музея - красивые рисунки зверей и панно тѐмно- и светлосиреневого, голубого и песчаного цвета, на потолке – коллаж звѐздного неба. Проведено дополнительное освещение. Сюда хочется приходить ещѐ и ещѐ. Музей создает положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем музее не только можно, но и нужно! Вторым, ведущим принципом выступает принцип комплексирования и гибкого зонирования, так как музей представляет собой функциональное помещение, оснащенное необходимыми экспонатами для расширения и углубления представлений детей об объектах природы и для побуждения детей к исследовательской деятельности. Зонирование помещения связано с выделением мест для разных экспозиций природной зоны нашего края: «Лес, тайга» - это… Здесь можно увидеть разные породы деревьев, кустарников, трав. Множество разных обитателей уживается на одной территории: волки, лисы, медведи, белки, ежи, олени и лоси, мелкие животные, насекомые, разные птицы. На свежую травку луга выходят пастись и домашние животные. Все экспонаты и панно изготовлены педагогами и родителями из подручных материалов: ярких кусочков ткани, бросового материала, фигурки животных– из пластмассы и дерева, рисунки на стенах. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Экспозиция «Природа нашего края» представлена различными коллекциями: семена дикорастущих и культурных растений; гербарии травянистых растений и древесных пород; спилы разных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами разнообразные камни, полезные ископаемые чудеса природы (необычной формы овощи, фрукты, причудливой формы трутовики, ветки деревьев); коллекция засушенных букетов, злаков и др. Особым вниманием детей пользуется чудесный старый пень. Он вызывает много вопросов и ответов, предположений и открытий. На нѐм можно посидеть, потрогать гладкий спил, погладить мощные ветвистые корни. А аквариум с живыми рыбками просто завораживает наших деток. Экспозиция природосозидательной деятельности детей нашего детского сада оформлена в виде фотоальбомов, видеофильмов, компьютерных презентаций, результатов исследовательской, проектной деятельности детей (например, видеогазеты «Как мы посадили рябинку», «Таежные друзья по переписке»; самоизданные книги «Жалобная книга природы вокруг нашего города», «Сад непрерывного цветения» и др.). Третий принцип - стабильности-динамичности развивающей среды, ему подчиняется оборудование музея. Стабильность обеспечивается, благодаря постоянству оформления экосистем и акватерритории. Остальные экспозиции динамичны - могут появляться и исчезать в запаснике в зависимости от того, какие задачи ставит воспитатель перед детьми, какие интересы и желания возникли у детей или какие новые объекты появились в музее. Практикуются передвижные выставки. Показ многих коллекций сопровождается фильмами об экспонатах музея и их жизнедеятельности в условиях живой природы, детскими познавательными мультфильмами, видеороликами из научных передач. Основным достижением работы нашего музея конечно же является заинтересованное и гуманное отношение ребенка к объектам природы и к природе в целом, также это – основной показатель сформированности у детей основ экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного мероприятия по развитию диалогической речи в подготовительной к школе группе "мы-друзья природы" ( Путешествие по Красной книге)

данный вид  деятельности помогает систематизировать и расширить знания детей о редких животных родного края .развивает диалогическую речь в системе ребёнок-ребёнок, развивает , укрепляет детский ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии Тема: «Мы друзья природы»

Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе. Доставить радость от участия в празднике....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с детьми подготовительной группы на тему: "Мы - друзья природы"

Материал полезен вопитателям детей старшего дошкольного возраста, содержит информацию по экологическому воспитанию детей и правилам поведения в природе....

Дополнительная образовательная программа "Друзья природы" для детей старшего возраста

Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные, сенсорные и творческие способности ребенка, характерная особенность современной педагогики. Важнейшая цель при этом - помочь р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Мы – друзья природы»

Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:1)       Выявить знания о птицах,  животных, деревьях;2)...

Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»

В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая а...

Конспект совместной образовательной деятельности "Друзья природы" в средней группе

Конспект совместной образовательной деятельности "Друзья природы" в средней группе...