Рабочая программа кружка "Друзья природы"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Кружок "Друзья природы" напрафленн на формирование экологической культуры детей посредством опытно-зкспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_druzya_prirody.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад №2 «Метелица»
Рабочая программа кружка по экологическому образованию дошкольников с элементами детского экспериментирования
«Друзья природы»
Возраст детей 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Воспитатели: Кузьминых Е.М.
2022-2023 уч.год
Пояснительная записка
Мир, окружающий ребенка –
это прежде всего, мир природы
безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в детстве. Для того, чтобы разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с детства жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится ни какими обстоятельствами. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений — это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями окружающего мира. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы.
Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности. Непосредственно в соприкосновении с природой, в процессе наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие и любовь к природе.
В связи с этим программа кружка ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Она дает возможность сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.
Основная цель работы кружка - формирование у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Задачи:
- Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя;
- Развивать у детей познавательный интерес в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними;
- Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, и др. в процессе познания природной картины мира;
- Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее;
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явления природы.
- Учить проявлять творчество и фантазию при изображении объектов природы;
Воспитывать умение правильно вести себя в природе;
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет
5-7лет (старшая, подготовительная группа)
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка 1 раз в неделю
Предполагаемые результаты:
- Дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
- У детей развит интерес к явлениям и объектам природы, а также к опытно –экспериментальной деятельности;
- Сформировано стремление к исследованию объектов природы.
- У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- Дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, имеют навыки экологически безопасного поведения в природе;
- Родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
- Дети приобрели такие личностные качества как любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Методы и приёмы:
-беседы, рассматривание иллюстраций;
- показ презентаций;
- опыты и эксперименты, поисковая деятельность;
- наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
-проведение дидактических игр;
-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.);
-игровые приёмы;
-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
- целевые прогулки;
Материалы:
- наборы лабораторной посуды (лупы, пробирки, колбы и т.д. для проведения опытов и экспериментирования;
- материалы для опытно-экспериментальной деятельности (камни, песок, глина)
- комплекты пособий по экологическому воспитанию;
- фото, репродукции, иллюстрации;
- настольно-печатные игры
Перспективный план работы опытно-экспериментальной деятельности детей
в старшей группе
Месяц | Тема | Задачи | Фома проведения |
Сентябрь | 1. «Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе. | Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу. | Беседа в уголке природы |
2. «Наш дом – природа» - экскурсия по экологической тропе. | Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано. Создать у детей радостное настроение. Воспитывать любовь к природе. | Занятие на экологической тропинке | |
3. Мы друзья и защитники природы | Обобщать экологические знания детей. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать чувство ответственности за всё живое на Земле. | Беседа. Наблюдение. | |
4«Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки) | Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. | Беседа. Опытно-экспериментальная деятельность. | |
Октябрь | 1. «Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода) | Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.), показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. | Беседа. Дидактическая игра. «Какой вода бывает?» Обучающий мультфильм |
2. «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе) | Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. | Презентация | |
3. «Узнаем, какая вода» - опыты и эксперименты с водой. | Обогащать и уточнять знания детей о воде: прозрачная, без запаха, без цвета. Определить с помощью опытов состояние воды. Закрепить знания детей о неживой природе. Воспитывать бережное отношение к воде. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного. | Опытно-экспериментальная деятельность | |
4. «Вода – источник жизни!» «Вода нужна всем» Опыты, подтверждающие, что вода не имеет формы. | Дать понять значимость воды в жизни человека и всего живого. Продолжать развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности, наблюдательность. Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда. Упражнять в установлении причинно-следственных связей, используя речь – доказательство. Воспитывать бережное отношение к воде. | Беседа. Опытно-экспериментальная деятельность | |
Ноябрь | 1.Почва – верхний слой земли – «Живая земля» | Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой. Уточнить знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая. Формировать у детей действия обследования (восприятия), дающие возможность выявить свойства почвы, цвет, состав почвы; при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая) и т.д. Воспитывать экологическую культуру. | Беседа. Практическое занятие |
2. Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека. | Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека. | Презентация. | |
3. «Песочная страна» | Познакомить детей со свойствами песка. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Воспитывать интерес к окружающему миру. К познавательной деятельности. | Беседа. Опытно-экспериментальная деятельность | |
4. Удивительная глина | Дать детям представления о глине как о природном материале и о её свойствах (вязкая, влажная и т.д), определить отличия песка и глины. | Беседа. Опытно-экспериментальная деятельность | |
Декабрь | 1. «Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха. | Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха. Познакомить со свойствами воздуха, возможностью воздуха двигать предметы. Продолжать развивать умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания. Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от совместного эксперимента. | Практическое занятие «Мыльные пузыри» |
2. «Прозрачный невидимка» - опыты с воздухом. | Познакомить детей с таким свойством воздуха, как прозрачность, невидимость. Помочь понять детям опасность загрязнения воздуха для человека и всего живого на планете. | Беседа. Опытно-экспериментальная деятельность | |
3. «Воздух повсюду…» Опыты: «В почве и воде есть воздух» | Дать представление о том, что в воде и в воздухе есть воздух. Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха. | Беседа. Опытно-экспериментальная деятельность | |
4. Зимние явления в природе. Свойства снега. | Расширять представления детей о зимних явлениях в природе, таких как метель, вьюга, изморозь. Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования. | Беседа. Опытно-экспериментальная деятельность | |
Январь | 1. Роль света в жизни растений, животных, человека. Сезонные изменения в природе. | Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира. Учить понимать причины сезонных изменений в природе. | Презентация. |
2. Солнце – источник света и тепла | Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы. Познакомить детей с «небесным светилом» - солнцем. Обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца, тепла, света в жизни человека; вызвать эмоциональное отношение к солнцу, к его роли в жизни человека, животных и птиц. | Беседа, наблюдение. | |
3. «Влияние солнечного света на жизнь на Земле» | Закрепить знания детей о роли света в жизни растений, животных и человека; способствовать закреплению умения ориентироваться в частях суток; дать представление о том, что источники света могут быть природными и искусственными. Воспитывать познавательный интерес и стремление соблюдать режим дня. | Презентация. | |
Февраль | 1.Разнообразие видов растений. Правила поведения на природе. | Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы. Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам. Помочь детям выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). | Обобщающая беседа. Дидактическая игра. |
2.Комнатные растения. «Что выделяют растения?» Выращивание лука | Обобщить представления детей о комнатных растениях, об уходе за ними, закрепить знания об основных потребностях комнатных растений. Углубить знания детей о том, что растения выделяют кислород; понять необходимость дыхания для растений. Развивать речь, мышление, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе. | Практическое занятие | |
3. «Как растет все живое…» Растениям нужна вода солнце и тепло» (проращивание семян подсолнуха и овса, наблюдение за ростом лука) | Формировать у детей представления о том, что для нормального развития и жизни растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва. | Опытно-экспериментальная деятельность. | |
4. «Растения –легкие Земли!» Охрана растений. Красная книга природы | Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности | Презентация. Беседа: «Растения просят помощи» | |
Март | 1.Дикие и домашние животные. | Познакомить детей с разнообразными видами животных. Уточнить признаки диких и домашних животных, чем они отличаются друг от друга. | Рассматривание иллюстраций животных разных широт, беседа по содержанию |
2. «Жители леса» | Обобщать и закреплять знания о диких животных леса. Закрепить умение выделять животных наших лесов среди других животных. Воспитывать бережное отношение к обитателям живой природы. | Викторина лесных загадок. | |
3. «Птицы – наши друзья» | Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам. Воспитывать бережное отношение к птицам, вызвать желание помогать им. | Беседа: «Какая птица, где живет» | |
4. «Встречаем весну вместе с птицами». | Уточнить и расширить представления о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; развивать интерес к жизни птиц; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам | Беседа, наблюдение за птицами. | |
Апрель | 1. «В мире насекомых» | Расширять представления детей о разнообразии насекомых, их строении и приспособлении в природе. Продолжать развивать у детей навыки исследовательской деятельности, почувствовать себя учёными. Формировать у детей бережное отношение к насекомым, учить правильному поведению в природе. | Исследовательская деятельность |
2. «Для чего нужны насекомые» | Дать представление о причинно-следственных связях между природными объектами. Развивать интерес к насекомым, желание узнавать о них новую информацию; воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на Земле. | Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения за насекомыми, рассматривание картин с изображением насекомых | |
3. «Рыбы, какие они» | Продолжать развивать представление о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих особенное строение тела. Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи различного характера. Воспитывать бережное отношение к водным обитателям. | Рассматривание иллюстраций о рыбах, беседа по содержанию, рисование рыб. | |
«Обитатели воды. Охрана водоёмов» | Расширять представление детей об образе жизни морских и речных обитателей; дать представление о различных способах очистки воды; воспитывать понимание необходимости бережного отношения к водоёмам и последствий неправильного отношения людей. | Презентация. Беседа | |
Май | 1. Лес - как пример сообщества. | Расширять представления детей о лесе как сообществе растений и животных. Развивать эмоционально-нравственную сферу ребенка, желание прийти на помощь; Воспитывать в детях осознанно-правильное отношение к объектам окружающей действительности. | Занятие – беседа с использование м иллюстраций с видами леса, его обитателями. |
2.Лес и человек. Охрана леса | Прививать детям навыки экологически грамотного поведения во время пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения. | Занятие: «Путешествие по лесу» | |
3.Десять заповедей друзей природы | Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе, понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы. | Дидактическая игра: «Угадай правило» | |
4.Нужны все на свете (Обобщение знаний) | Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе. | Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий дом» |
Список литературы:
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
- Л. Г Горькова, А.В.Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
- О.В. Дыбина, Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.
- А.И. Иванова «Живая экология»,Москва 2005.
- Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей», Минск 2001.
- С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.
- С.Н.Николаева «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.
- С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.
- Т.А Шорыгина «Зелёные Сказки», Москва 2005.
- Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
- Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
- Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
- Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа мультимедиа-курса “Календарь природы”
Мультимедиа курс “Календарь природы” разработан творческой группой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуще...
Моя рабочая программа по экологическому воспитанию. Программа формирования ценностей здорового образа жизни средствами природы.
«Путешествие в страну питания»Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья считают разумный, осознанн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»
Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....
Рабочая программа кружка «Природа и фантазия» (старшая группа)
Рабочая программа...
Рабочая программа кружка «Природа и фантазия» (подготовительная группа)
Рабочая программа...
Рабочая программа "Сохраним природу вместе"
Программа по экологическому воспитанию...
Рабочая программа "Любите природу"
Природа - удивительный феномен!...