Программа кружка"Друзья природы"
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа по экологическому воспитанию"Друзья природы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Друзья природы" | 244.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ»Канашская СОШ»Структурное подразделение «Детский сад»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительного образования
по экологическому воспитанию
в рамках кружковой работы
« Друзья природы»
Навигатор 45
2021-2022 учебный год
Воспитатель:
Чистова .Н.В.
Структура рабочей программы
1. Целевой раздел: 1.1.Пояснительная записка. 1.2.Цели и задачи образовательной программы 1.3.Планируемые результаты освоения программы 1.4.Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста 1.5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоение программы 2. Содержательный раздел. 2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 2.2.Образовательная область «Познавательное развитие» 2.3 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 2.4 .Тематическое планирование. 2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. 3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение. |
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Настоящая программа разработана по программе развития и воспитания детей в детском саду «От рождения до школы» Н.Вераксы, программы экологического образования детей «Мы», Н.Н Кондратьевой, Т.А Шиленок, Т.А Макаровой, Т.В Виноградовой и в соответствии с федеральным государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Мы определяем это пособие как рабочая программа, которая направлена на
формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей,.
Предлагаемая программа представляет собой цикл мероприятий по развитию экологических знаний у детей и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о связи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Непосредственно образовательная деятельность (далее НОД) проводится фронтально. Количество НОД по учебной программе составляет 4занятия в неделю продолжительностью 25 минут – старшая группа, 30минут - подготовительные группы в соответствии с нормами Сан Пин.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Опираясь на принципы гуманистической педагогики, главной целью педагогической деятельности по достижению эффективности реализации рабочей программы считаем создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, коррекция речевых нарушений.
1.2 Цели и задачи программы
Программа направлена на решение следующих задач в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
Цель программы - формирование основ экологической культуры личности дошкольников.
Задачи:
1.Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной
системе.
2.Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить
предположения и предлагать способы и проверки, находить причинно- следственные
связи.
3.Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе.
4.Формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
5.Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.
6.Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный
мир;
7.Обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о
многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях
существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и
природы;
8. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и
эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
9.Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности
взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Построение содержания рабочей программы в основе отталкивается от окружающего мира. Через предметное окружение, явления общественной жизни, знакомства с родным краем, миром природы, ребенок формирует первое представление картины мира, адаптируется и взаимодействует в этом мире.
Принципы и подходы в организации экологического воспитания.
1.Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать
поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаясь к разумному «минимуму»).
4.Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5.Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6.Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности
дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов.
8.Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
Возрастные особенности детей 5-7 лет.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти ,возникает намеренное
запоминание в целях последующего воспроизведения материала; более устойчивым
становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов.
Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов,
систематизируются представления детей. Расширяется общий кругозор детей. Интересы
старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и
семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и
факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса и далеких стран и многое
другое. Под руководством педагога дети включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и
результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы: опыты, рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие
открытия
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном,
эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется
готовность к предстоящему школьному обучению.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего ,жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. Обсуждая с детьми эти проблемы, педагог стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные средства.
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Дети старшей группы к концу года могут:
- Знать название родного города, края, страны, знать, как называется главный город края и страны.
- Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
- Знать 2-3 вида травянистых растений, 4–5 видов зимующих птиц.
- Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
- Знать о повадках диких животных.
- Знать о помощи человека природе.
- Иметь представления о значении сна в жизни человека
- Знать некоторые виды лекарственных растений.
- Иметь представления о влиянии спортивных игр и упражнений на здоровье детей.
Дети подготовительной группы к концу года могут:
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада
- Знать герб, флаг, гимн России, герб и флаг родного города и края.
- Объяснять экологические зависимости; Устанавливать связи взаимодействия человека с природой.
- Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
- Иметь представления о различных объектах природы: о растительности леса, луга, сада, поля.
- Знать о домашних и диких животных и птицах, в том числе о птицах и животных края, Красной книге России.
- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
- Знать о простейших способах использования лекарственных растений.
- Знать строение своего организма в целом, а так же иметь представление о назначении отдельных его органах и частей.
- Знать о способах укрепления и оздоровления своего организма.
- Знать о различных видах спорта, о положительном влиянии спортивных упражнений на организм человека.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы.
Мониторинг детского развития проводиться два раза в год (осенью в сентябре и весной в мае). Основная задача мониторинга заключается в том, что бы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребенка.
Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
Диагностика уровня развития по разделу «Ребенок открывает мир природы» (старшая группа)
Вопросы и задания для детей старшей группы
- Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь (3-4 вида).
- Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов).
- Назови и покажи части растений.
- Покажи, какие растения необходимо часто поливать, какие редко. Объясни почему?
- Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?
- Назови и покажи на картинке животных (5-6 видов диких и домашних).
- Как нужно ухаживать за животными?
- Чем отличаются домашние животные от диких?
- Расскажи, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?
- Расскажи, каких насекомых ты знаешь (3-4 вида). Какую пользу приносит пчела, божья коровка?
- Назови зимующих птиц (5-6 видов)
- Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края?
- Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые, рыбы, птицы, звери – дикие, домашние).
10-15 – низкий уровень
16-22 – средний уровень
23-30 – высокий уровень
Диагностика уровня развития по разделу «Ребенок открывает мир природы»
(подготовительная группа)
Вопросы и задания для детей подготовительной группы
- Расскажи о комнатных растениях нашей группы (с показом от 6 и более).
- Какие условия необходимы для комнатных растений?
- Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь (5 и более видов).
- Определи, какие растения надо полить.
- Назови и покажи части растений.
- Как нужно ухаживать за растениями? Покажи и расскажи.
- Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?
- Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?
- Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
- Как называются птицы, улетающие на зиму? Каких перелётных птиц ты знаешь?
- Назови зимующих у нас птиц. Почему они так называются?
- Расскажи, чем питаются птицы, в зависимости от времени года.
- Каких животных, живущих в воде, ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?
- Расскажи и покажи (картинки), каких насекомых ты знаешь?
- Расскажи, какую пользу приносят насекомые (пчела, муравей, божья коровка).
- Чем занимаются люди в зависимости от времени года.
9-14 – низкий уровень
15-21 – средний уровень
22-27 – высокий уровень
Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по экологическому воспитанию:
1балл – ребенок может выполнить предложенные задания оценки, помощь взрослого не принимает;
2балла - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
3балла - ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
4балла – ребенок выполняет самостоятельно с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
5баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
2.Содержательный раздел
2.1. Описание.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей по экологическому воспитанию, и охватывать познавательное направление развития и образования детей.
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Так, знания о живом организме позволяет ребенку в дальнейшем осознать себя Человеком, творением космическим, частью природы. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздания. Это существенно совершенствует, нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, , семье, этническому сообществу, определенному образу жизни. Формируются первичные представления о малой родине и Отечестве представление, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Через познания живого происходит одухотворения бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердиться в мире, уверенность в себе дает возможность выразить себе в общении с окружающим.
2.2Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Старшая группа (от 5 до 6 лет) | |
Развитие познавательно- исследовательской деятельности | Первичные представления об объектах окружающего мира. Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений. окружающего мира. Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.). Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие. |
Ознакомление с миром природы | Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». Продолжать знакомить с комнатными растениями. Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений. Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы. Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.). Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.). Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей). Показать взаимодействие живой и неживой природы. Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений Сезонные наблюдения Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края). Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман. Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.). Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные —мухомор, ложный опенок). |
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) | |
Развитие познавательно- исследовательской деятельности | Первичные представления об объектах окружающего мира. Продолжать расширять и уточнять представления детей о природном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения. |
Ознакомление с миром природы | Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.). Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Продолжать знакомить детей с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях). Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.). Учить обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь. Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.). Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.). Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы. Сезонные наблюдения Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве). Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки. Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок. Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.). Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц. Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки). Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки). Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году. Привлекать к посадке семян овса для птиц. Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи). Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце). Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники. Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню. Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п. Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят. Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем —быть теплу», «Появились опята — лето кончилось». Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль). Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым. |
2.3 Формы, способы, методы и средства реализации программы, организации образовательной деятельности.
Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
-Познавательные беседы
-Чтение художественной литературы.
-Изобразительная деятельность.
-Экспериментирование и опыты.
-Музыка.
- Игры (дидактические, подвижные). Игры- Путешествия
- Наблюдения.
- Трудовая деятельность.
-Развлечения, путешествия.
-
Методы ознакомления дошкольника с природой
наглядные | практические | словесные | |||
наблюдения | рассматривание | игра | труд в | элементарные опыты | -рассказ -беседа -чтение |
-кратковременные -определение Состояния предмета по отдельным признакам явление картины целого по отдельным признакам |
|
|
Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу по ознакомление детей с социальным миром.
Методы, повышающие познавательную активность | Методы, вызывающие эмоциональную активность | Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности | Методы коррекции и уточнения детских представлений |
-Элементарный анализ -Сравнение по контрасту и подобию, сходству -Группировка и классификация - Моделирование и конструирование -Ответы на вопросы детей - Приручение к самостоятельному поиску ответов на вопросы | - Воображаемая ситуация - придумывания сказок -Игры -драматизации - Сюрпризные моменты и элементы новизны -Юмор и шутка -Сочетание разнообразных средств на одном занятии | -Приемы предложения и обучения способу связи разных видов деятельности -Перспективное планирование -Перспективна, направленная на последующую деятельность - Беседа | -Повторение -Наблюдение - Экспериментировав- нее -Создание проблемных ситуации - Беседа |
Формы работы с детьми по экологическому воспитанию
Содержание | Возраст | Совместная | Самостоятел деятельность |
1.Детское экспериментирование 2.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора -предметное и социальное окружение -ознакомление с природой | 5-7лет старшая и подготовительная к школе группа 5-7лет старшая и подготовительная к школе группа | Интегрированные занятия Экспериментирование Обучения в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среды Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования Игровые упражнения Игры(подвижные , дидактические) Показ Тематическая прогулка КВН (под.гр.) Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Наблюдения Рассматривание, просмотр фильмов, слайдов Труд в уголке природе, огороде, цветнике Целевые прогулки Экологические акции Экспериментирование ,опыты Моделирование Исследовательская деятельность Комплексные интегрированные занятия Конструирование Беседа Рассказ Создания коллекции, музейных экспозиций Проектная деятельность Проблемные ситуации Экологические досуги, праздники, развлечения | Игры (дидактические ,развивающие, подвижные) Игры экспериментирование Игры использованием дидактических материалов Наблюдение Интегрированная деятельность (включение ребёнком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую) Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Игры с правилами Рассматривание Наблюдения Игра экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Моделированные |
Тематический план занятий с детьми 5-6 лет
№ | Тема | Содержание |
1 | «Домашние животные» | Беседа о жизнедеятельности домашних |
2 | «Могут ли овощи принести вред | Беседа об овощных культурах, об их пользе. |
3 | «Лекарственные растения» | Рассматривание альбома с |
4 | «Работа дежурных в уголке | Знакомство детей с приемами ухода за |
5 | «Птицы разных стран, почтовый | Рассматривание иллюстраций с |
6 | «Осень золотая» | Беседа о времени года осень, ее |
7 | «Земля - наш общий дом» | Рассматривание глобуса, |
8 | «Лошадь и верблюд - наши | Рассматривание иллюстраций с |
9 | «Природные зоныУрала» | Рассматривание географической карты |
11 | « Водоёмы родного края» | Рассматривание географической карты |
12 | «Зимовье зверей» | Беседа о жизнедеятельности животных |
13 | «Зима полна серебра» | Беседа о признаках зимы, |
14 | «Животные наши помощники» | Рассматривание иллюстраций с |
15 | «Человек часть природы» | Беседа о взаимосвязи человека с |
16 | «Береги деревянные предметы» | Знакомство детей с предметами |
17 | «Каменный уголь и мел» | Рассматривание и сравнение каменного угля и мела. |
18 | « Что делает человек из глины» | Знакомство детей с различными |
19 | « Чтобы зубы были крепкие» | Закрепление правил личной гигиены, ухода за зубами и полостью рта. |
20 | « Как люди помогают лесным обитателям» | Рассматривание картины «Лоси в зимнем |
21 | « Посадка лука» | Формирование практических навыков |
22 | « Весна красна» | Беседа о признаках весны, рассматривание |
23 | « Вот труба над ней дым» | Рассматривание фото заводов, ТЭЦ, автомобилей |
24 | « Как люди заботятся о своем здоровья весной» | «Как люди заботятся о своем Уточнить представление детей о пользе |
25 | Природные стихии | Уточнить представления детей о природных стихиях ( огонь, вода, ит.д) |
26 | « О чем поют птицы весной» | Рассматривание картин «Перелетные птицы», зимующих птиц. Аудиозапись «Голоса птиц». |
27 | « Мы ветры» | Знакомство детей с природным явлением - |
28 | « Хлеб всему голова» | Иллюстрации «Вспашка», «Посев», «Уборка», |
29 | « Кто такие насекомые» | Рассматривание иллюстраций насекомым, беседа о жизни насекомых ,дидактическая игра «Зоологическое лото» |
30 | « Насекомые и цветы созданы друг для друга» | Рассматривание иллюстрации с насекомыми. Беседа о жизнедеятельности насекомых. Иллюстрации лугов, лесов, полян с цветами. |
Тематический план занятийс детьми 6-7 лет.
№п/п | Тема | Содержание |
1 | «Что нам делать, как нам быть» | Развитие умения детей решать проблемные |
2 | «Кто, где живет и почему» | Рассматривание картинок о |
3 | «Наш дом природа» | Рассматривание картинок природных |
4 | «Зеленая аптека» | Иллюстрации с изображением |
5 | «Экскурсия в лес» | Рисунки с изображением листьев, |
6 | «Природа чудесница» | Рассматривание картинок растительного |
8 | «Перелетные птицы» | Рассматривание иллюстраций с |
9 | «Природные зоны России» | Рассматривание географической карты |
10 | «Растительный и животный мир | Рассматривание географической карты |
11 | «Зауралье-край гор и степей» | Рассматривание географической карты |
12 | «Редкие животные Урала» | Рассматривание географической карты |
13 | «Водоемы» | Рассматривание географической карты, фото озер и рек. |
14 | «Наши зубы» | Закрепление правил личной гигиены, |
15 | «Как узнать зиму» | Беседа о признаках зимы, |
16 | «Австралия и Антарктида» | Рассматривание географической карты |
17 | «Африка и Америка» | Рассматривание географической карты |
18 | «Путешествие по родному селу» | План – карта с.Канаши, открытки с |
19 | «»В гостях у морского царя» | Беседа а водных животных, показ видео |
20 | «Сравнение диких и домашних животных» | Беседа о жизнедеятельности диких и |
21 | «Я - человек» | Беседа о взаимосвязи человека с природой, |
22 | «Беседа о весне» | Беседа о признаках весны, рассматривание |
23 | «Деревья и кустарники» | Беседа о растительном мире и отличие деревьев от кустарников |
24 | «День и ночь» | Рассматривание макета солнечной системы, |
25 | «Природа вокруг нас» «Деревья и кустарники» | Рассматривание картинок растительного и |
26 | «Космос звезды вселенная» | Рассматривание макета солнечной системы, |
27 | «Полет на Луну» | Рассматривание макета Луны, фото Земли и |
28 | «Планета Земля - наш общий дом» | Рассматривание макета солнечной системы, |
29 | «Солнечная система» | Рассматривание макета солнечной системы, |
30 | «Красная книга сигнал опасности» | Беседа о красной книге, о значении охраны |
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
Система работы с родителями воспитанников строится через наглядные формы предъявления информации. На стендах мы размещаем информацию для родителей : консультации, оформляем папки-передвижки. Проводим устные консультации с родителями.
Основная задача - обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье, установление партнерских взаимоотношений.
План работы с родителями
Месяцы | Название мероприятия | Форма работы |
Сентябрь | Анкетирования родителей «Экологическое воспитание в семье» Консультация «Экологическое Воспитание детей в семье» Выставка « Дары осени» | Контроль и руководство Консультация Контроль и руководство |
Октябрь | Стенгазета «Золотая осень» Памятка «Учимся наблюдать за изменениями в природе» | Фотовыставка Контроль и руководство |
Ноябрь | Роль родителей в экологическом воспитании в ДОУ Акция «Книга своими руками о природе» | Консультация Контроль и руководство |
Декабрь | Консультация «Зимние игры детей с участием родителей» Фото выставка «Зимние игры дома» Папка-передвижка «Как защитить зеленую красавицу» | Консультация Контроль и руководство |
Январь | Консультация «Проблема мусора Мы можем ее решить» Поделки из бросового материала. Рекомендация для родителей «Чеснок и лечение им» | Консультациявыставка поделок |
Февраль | Воспитание любви к природе Экологическая акция «Поможем нашим пернатым» Папка – передвижка «Люби и охраняй окружающую природу» | Консультация Выставка кормушек |
Март | Правила поведения в природе «Природа в вокруг нас» | Консультация Экологическая газета |
Апрель | Огород на подоконнике КВН «День земли» | Консультация Контроль и руководство Подготовительная группа |
Май | Ландшафт и озеленение Акция «Озеленение участков» | консультация руководство и контроль |
3.Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение экологического кабинета
Предметно-пространственная среда состоит из наглядных пособий.
- «Многообразие животных»;
- «Растительное многообразие»
- «Мини- музей Чистый город»
В сборе материалов принимали участие сотрудники детского сада, родители, дети.
Демонстрационный материал:
-Зимующие птицы
-Собаки друзья и их помощники
-Рыбы морские и пресноводные
-Животные жарких стран
-Дикие животные и их детеныши
-Животный мир Австралии
-Звери средней полосы
-Животные жарких стран
-Насекомые
-Цветы луговые, лесные, полевые
-Овощи
-Фрукты
- Жизненный цикл животных
- Деревья (самые нужные игры)
-Двойняшки насекомые и рептилии
-Как кто устроен?
-Времена года. Мир вокруг нас
-Продукты
- Валеология или здоровый малыш
- Мир вокруг нас звери
-Огромный атлас мира
Плакаты
-Как устроен человек
-Красная книга
-Карта мира
- -Природные явления
-Строения солнечной системы
-Съедобные грибы
-Птицы средней полосы
-Растения (как и люди, они рождаются, растут, размножаются и умирают)
- Птицы
- Рыбы
-Растения (деревья, кусты и травы)
- Дикие животные
-Строение солнечной системы
- Дикие животные (жарких стран)
- Домашние животные
- Карта нашей родины
-Цикл развития птенцов
Демонстрационные игрушки
- Домашние животные
-Животные севера
-Животные жарких стран
-Насекомые
-Морские жители
Муляжи
-Овощи
-Фрукты
-Гербарии важнейших культурных растений
-Гербарии, дикорастущие растение
-Основные виды промышленного сырья
-Коллекция минералы и горные породы
Дидактические игры
-Лото ботаническое
-Подводный мир
-Викторина животный мир
3.2.Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания
Перечень программ
- Программа развития и воспитания детей в детском саду «От рождения до школы»Н.Вераксы.
- Программа экологического образования детей – «Мы» Н.Н Кондратьевой
Перечень пособий
- С.Н Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»;
- Т.М. Бонларенко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»;
- Л.Г. Гогъкова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»;
- М.Н. Сигимова «Познание мира животных. Занятия с детьми 3-7 лет»;
- Т.Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей ЧУДО – ВСЮДУ мир животных и растений»;
- В.А. Степанова, И.А. Королева «Листок на ладони» библиотека программы Детство»;
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова Конспекты занятий в старшей А.И. Иванова «Мир животных»;
- С.Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников»;
- С.Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшегодошкольного возраста»;
- М.Н. Сигимова «Познание мира растений. Занятия с детьми 4-7лет»;
- М.Д. Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»;
- Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных»;
- Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников»;
- Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини - музей в детском саду»;
- Н.А. Рыжова «Волшебница вода»;
- Н.А. Рыжова «Воздух - невидимка»;
- В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу»;
- Л.Н. Прохорова, Н.В. Кузнецова, Л.С. Скрипченко, Т.А.Балакшина, Е.В. Тукмакова. Л.М. Степанова «Экологическое воспитание дошкольников»;
- Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»;
- О.В. Мариничева, Н.В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы» 2010- 2011 учебный год
Выявление уровня экологической воспитанности детей из кружка "Друзья природы" 2010-2011 г....
Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы» 2011- 2012 учебный год
Выявление уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы" 2011- 2012 учебный год ...
Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы» 2008 - 2009 учебный год
Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы" 2008 - 2009 учебный год ...
Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы» 2009 - 2010 учебный год
Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы" 2009 - 2010 учебный год ...
Перспективное планирование кружка "Друзья природы"
Младшая группа "Солнышко" МДОУ д/с "Ромашка"п. СоцземледельскийБалашовского района Саратовской области...
Рабочая программа экологического кружка "Друзья природы"
Разработка рабочей программы экологического кружка "Друзья природы" для второй младшей и средней группы...
Рабочая программа кружка "Друзья природы"
Кружок "Друзья природы" напрафленн на формирование экологической культуры детей посредством опытно-зкспериментальной деятельности....