Авторская программа "Мы - друзья природы"
рабочая программа по окружающему миру на тему
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста. У детей формируется представление о Красной книге, заповедниках; зимующих и перелетных птицах; углубляются и конкретизируются знания об условиях жизни животных; расширяются и уточняются представления о растениях и условиях их произрастания; расширяются знания детей о природе, формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Программой предусмотрено взаимодействие с семьей, которое проходит через консультации, беседы, информации в уголке для родителей, а также совместную деятельность детей и родителей (конкурсы, акции, выполнение проектов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_druzya_prirody_sharanovoy.doc | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №18 «Родничок»
О.Н. Шаранова – воспитатель центра развития – детский сад №18 «Родничок»,
первая квалификационная категория.
2013 год
Наш девиз: «У природы есть друзья:
это мы, и ты, и я!»
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
У детей формируется представление о Красной книге, заповедниках; зимующих и перелетных птицах; углубляются и конкретизируются знания об условиях жизни животных; расширяются и уточняются представления о растениях и условиях их произрастания; расширяются знания детей о природе, формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Программой предусмотрено взаимодействие с семьей, которое проходит через консультации, беседы, информации в уголке для родителей, а также совместную деятельность детей и родителей (конкурсы, акции, выполнение проектов).
В основе моей работы лежит игровая мотивация. Благодаря заданной игровой мотивации происходит непосредственное объединение детей для совместной деятельности. В этой деятельности ребенок учится любить и уважать все живое: цветок, лягушку, птицу и защищать их.
Несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.
Поэтому в нашей совместной деятельности используются различные игры.
Хочу пожелать удачи и интересных творческих открытий при проведении совместной деятельности!
« То, что нам дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, - всё это бесценное достояние нашего народа. И мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но должны и понимать, что за ежедневной суетой, нынешней, непростой и не у всех счастливой жизни, очень важно всё это беречь и хранить».
Л.А. Владимирская.
Пояснительная записка
Одним из направлений деятельности дошкольного учреждения является экологическое воспитание. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Образование и воспитание дошкольников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы и является актуальной. Дошкольников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края.
Заложить любовь к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать нравственно – экологическое сознание маленькой личности.
Новизна программы заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость.
В целях решения поставленных задач, я взяла за основу взаимодействия с
детьми и родителями парциальную программу С.Н. Николаевой «Юный эколог»,
построенную, на основе реализации концептуальных основ базовой программы
«Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры – «это становление осознанно – правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности». В « Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование». В нем особо подчёркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.
Реализация программы «Мы – друзья природы» позволит сформировать эстетическое отношение к окружающему миру, расширить знания детей о природе, бережно обращаться с ней. У малышей сформируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определённые свойства, группировать их. Система контроля проводится два раза в год (в начале и конце года). На основе бесед и наблюдений составляется диагностическая карта. Такое построение образовательного процесса помогает ребенку лучше понять и осознать окружающий мир в целом, выяснить свое место в этом мире и определить влияние человека на окружающую среду.
Цель
Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически – деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи
- Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире,
- Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней
- Расширение представлений о правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях
- Учить детей моделировать и конструировать из природного материала.
Принципы:
- природосообразности; - учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки,возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности. Педагогический процесс строится в соответствии возрастным особенностям воспитанников. Опирается на зону ближайшего развития.
- Сочетания научности и доступности материала, учитывающейприоритет ведущей деятельности дошкольника – игры. Сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Материал даётся в игровой форме с использованием определённых методов и приёмов.
- Интеграции – определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразной деятельности детей
- Систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации
- Наглядности, который просматривается при проведений наблюдений и реализуется при помощи специальных пособий и развивающей среды.
- Экологизации - каждый объект рассматривается с точки зрения взаимосвязи и взаимовлияния
Основное направление работы:
- Экологическое воспитание
Формы организации:
Любая программа предполагает выбор форм работы с детьми. В педагогическую деятельность при этом включаются:
- Познавательные беседы развивают мышление ребёнка, осмысленное восприятие события
- Оформление экологических уголков. Выставки бывают тематическими и сезонными. Местом оформления выставки могут быть музыкальный зал, групповая комната, холл.
- Интерактивные занятия. По форме проведения занятия представляют собой «игры – путешествия» или «игры – открытия»
- Экскурсии – одно из основных средств развития эмоционального и нравственного отношения к природе; неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности.
- Экологические праздники – это дни которые наполнены радостью, весельем.
- Практические работы, опыты
- Работа с родителями. Совместные переживания взрослых и детей сближают семьи, родители узнают о способностях и возможностях своего ребёнка
Содержание
В основу программы положена система знаний по ознакомлению детей с природой родного края. Содержание программы определено в тематическом плане. Учебный план предполагает совместную деятельность в средней и старшей группе.
Тематический план работы программы «Мы – друзья природы» в средней группе
Месяц | Тема | Задачи | Материал |
сентябрь |
|
|
|
октябрь |
|
|
|
ноябрь |
|
о подготовке диких животных к зиме |
|
декабрь |
|
| |
январь |
|
|
|
февраль |
|
|
|
март |
|
|
|
апрель |
|
|
|
май |
|
|
|
Тематический план работы программы «Мы – друзья природы» в старшей группе.
Тематический план работы программы «Мы – друзья природы»
Месяц | Тема | Задачи | Материал |
сентябрь |
| Предложить детям вспомнить о результатах прошлого года. Что им больше всего запомнилось. |
|
октябрь |
| Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу, что мы – люди, являемся частью живой природы, что для роста и развития живых объектов необходимо: питание, вода, свет, воздух, любовь и бережное отношение к окружающим. Формировать представление о первом периоде осени как времени года. Предложить детям составить коллекцию листьев, семян. Изготовление осенних букетов, панно из листьев, поделок из овощей. Посадка деревьев осенью | глобус, плакат «Строение человека», фотовыставка детей «Я расту», картинки живой и неживой природы, фланелегаф, карточки-схемы: тепло, воздух, вода, питание, любовь близких. Фрукты, овощи, листья с разных деревьев, иллюстрации Маленькие деревья |
ноябрь |
| учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; Формировать знания детей о лекарственных растениях нашего края. Дать понятие «фитоогород». Рассматривая гербарии, запоминать простые названия растений. Знать названия съедобных и несъедобных грибов, их отличительные особенности. Продолжать знакомить детей с «Красной книгой» и дополнять её. | Иллюстрации, рассказы по теме Иллюстрации, гербарий Картинки с изображением грибов |
декабрь |
| Уточнить представления детей о приметах зимы: снег, гололёд, мороз, холодный ветер и т.д. Привлекать детей охранять природу | Иллюстрации, книги |
январь |
| Расширять представления о зимующих птицах. Развивать интерес, желание мастерить и развешивать кормушки для птиц. Сформировать обобщённое представление о зиме. (с231 Добро пожаловать в экологию) | |
февраль |
| Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни | |
март |
| Выявить и углубить знания о реках и озёрах нашей области (ст. 198. Зан.4 кн. по экологии) Закрепить с детьми знания о природе, нашей планете; дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы; Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Воспитывать бережное отношение к живой природе. | Иллюстрации, заготовки запретных знаков, краски, кисти |
апрель |
| Воспитать у детей положительное отношение к природе; дать некоторые знания об обитателях леса; подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это богатство нашей Родины; Продолжать знакомить детей с растениями и чем они полезны | |
май |
| Воспитывать интерес к жизни насекомых, бережное отношение к окружающему миру. Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно - следственные связи. |
Ожидаемые результаты:
- Эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями
- Интерес к познанию живой природы
- Проявление соучастия к попавшим в беду, Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды; стремление самостоятельно помочь, проявляя правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей
- развитие творческих способностей, речи детей, активизация словаря; совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей.
Методический инструментарий:
Формы
- Познавательные беседы
- Оформление экологических уголков.
- Интерактивные занятия
- Экскурсии
- Экологические праздники.
- Практические работы, опыты
- Работа с родителями.
Методы и приёмы
Метод обучения это система последовательных, взаимосвязанных способов работы педагогов и детей
Приём обучения, в отличии от метода, направлен на решение более узкой учебной задачи.
- Наглядные методы дают возможность ребёнку всматриваться в явления окружающего мира
- Словесные методы и приёмы позволяют передать информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути её решения.
- Практические придают практический характер познавательным занятиям. Практическая деятельность направлена на подготовку детей к восприятию нового материала; на усвоение ими новых знаний и на закрепление
- Технология проектирования позволяет развивать творческие способности дошкольников и педагога.
- Информационно – коммуникационные технологии позволяют собирать материал и выпускать газеты, проводить занятия с показом слайдов, презентаций, видиороликов
- Упражнения, опыты, экспериментирование. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на обьект с целью познания его свойств, связей и т. п.
Средства
- Мультимедиопроектор
- Магнитофон
- Фотографии
- Иллюстрации
- Рисунки
- Сочинения
- Диски
- видиокассеты
Методический аппарат
Рекомендации –
Инструкции – программа будет выполнена при условии чёткого взаимодействия форм работы, использования указанных в таблице тем. Содержание работы может корректироваться в зависимости от изменяющихся условий.
Список литературы
- Закон «Об образовании» РФ
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» просвещение 2002г.
- Рыжова Н.А. «Наш дом природа» ООО карапуз-дидактика Москва 2005
- Иванова А.И. «Живая экология» ТЦ сфера Москва 2007
- Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» издательство «Учитель», 2006
- «Дошкольное воспитание», №7 1998, №10 1989, №3,5 2008
Заключение.
Представленная мной программа помогает реализовать ряд основных положений образования дошкольников. В этой деятельности ребенок учится любить и уважать все живое: цветок, лягушку, птицу и защищать их.
Несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека. Дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.
Работа в данном направлении продолжается с новой возрастной группой через обогащение содержания программы.
Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.
Приложение 1
Критерии умений и навыков.
- Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)
- Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)
- Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь?
- Назови и покажи хвойные и лиственные деревья
- Назови и узнай растение по цветку
- Назови и покажи овощи и фрукты, ягоды
- Назови комнатное растение, расскажи про уход комнатных растений
- Назови какое сейчас время года, какое было?
- Что такое красная книга?
- Как звери к зиме готовятся?
- Расскажите правила поведения в природе
- Что это на картинке (дерево, куст, цветок)
- Какие приметы осени ты знаешь
- Как называются детёныши разных животных
- Почему нужно беречь природу
- Почему нужно охранять исчезающих животных
Критерии оценки ответов
- 1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
- 2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
- 3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчёт результатов
- 15 – 22 баллов – низкий уровень
- 23 – 35 баллов – средний уровень
- 36- 45 баллов- высокий уровень
Приложение 2
|
Совместная деятельность по экологическому воспитанию
детей средней группы
«Покормите птиц».
Тема: «Покормите птиц зимой».
Актуальность – Самое страшное для птиц – это не холод, самое страшное – это голод. Очень часто корм в природе заканчивается или его засыпают в обильные снега. Вот тут и наступают для птиц тяжелые времена поэтому мы должны помогать птицам зимой.
Проблема: Если птицам в зимний период не помогать, они начнут гибнуть. Что же делать? Как им помочь?
Цель:
Провести акцию «Покормите птиц зимой» (проявить творческие способности при изготовлении кормушек) и воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи:
· Собрать информацию о птицах;
· Сделать кормушки;
· Оформить мини-плакат;
· Организовать подкормку птиц.
Обоснование гипотезы:
Если мы получим представление о непростой жизни зимующих птиц, то мы сможем помогать им в трудных зимних условиях.
Ожидаемый результат:
Узнать больше о птицах в зимнее время, рассказать об этом во время совместной деятельности; снять на камеру и познакомить детей других групп.
Критерии оценки результатов и процесса:
1. Вовремя выполнять поручения;
2. Постараться, чтобы кормушки были красивыми;
3. Аккуратно наклеивать изображения птиц на мини – плакат;
4. Каждому показать свои знания;
Этапы реализации акции
Этап | Задачи этапа | Содержание деятельности | Распределение обязанностей | Получаемый результат |
Постановка проблемы | Выбрать форму проведения | - Обсуждение проблемы; - Что можно сделать для решения этой проблемы? | Участвуют все | Выбрали форму проведения |
Планирование | - составить план; последовательно осуществлять деятельность; | -выбор необходимой информации; - изготовление кормушек; - оформление мини-плакатов; -кормление птиц. | - группа детей изготовляют кормушки; - группа детей оформляют плакаты, листовки; - все дети кормят птиц. | Составлен план -график |
Поиск сбора информации | сбор информации: - о зимующих птицах; - чем питаются и где живут? - о правилах поведения при подкормке птиц. | - обмен знаниями; - организация выставки на тему: «Зимующие птицы» (творческие работы: аппликации, лепка); - заучивание загадок, стихов. | Участвуют все | Подведение итогов выставки. |
Продукт | Итоговое занятие | - игра по ознакомлению с птицами «Справочное бюро»; - игра с кольцами Луллия «Где, чей хвост?»; - прослушивание грам.записи с голосами птиц. | Участвуют все | Закрепление знаний о птицах |
В ходе реализации акции дети показали среднюю степень самостоятельности. Все дети охотно шли в совместную деятельность, на каждом этапе реализации акции они знали и выполняли свои поручения (в основном с помощью воспитателя, родителей или друга).
При изготовлении кормушек и мини – плакатов дети использовали свои умения и навыки, полученные ранее на занятиях продуктивной деятельности, развивали эстетический вкус, аккуратность, взаимопомощь. При работе дети систематизировали свои знания и умения, научились делать выводы, действовать слаженно.
Эта акция задумана и реализована для того, чтобы пополнить и закрепить на практике знания и умения детей, которые они могли бы использовать в дальнейшей жизни и научить других.
Приложение 3.
Акция «Живи, ёлка!»
Проект «Берегите ёлочку»
Тема: «Сохраним лесную красавицу»
Цель проекта: Привлечь внимание детей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников.
Задачи:
- Развивать интерес к проблеме сохранения и пополнения хвойных деревьев.
- Воспитывать у детей бережное отношение к хвойным деревьям.
- расширение представлений о хвойных деревьях, о значении их в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о их взаимосвязи с окружающей средой;
- знакомство со стихами, песнями, загадками о елочке;
- развитие у детей познавательной активности, психических процессов;
- активизация и обогащение их словаря;
Содержание работы:
- Провести с детьми цикл наблюдений за елочкой, обсуждать наблюдаемые явления, заносить их в альбом в виде рисунков, фотографий, рассказов
- На основе наблюдаемого провести комплексные и обобщающие занятия, расширяющие представления детей о хвойных деревьях
- Предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки к новогоднему празднику,
- придумать сказку о елочке
- нарисовать плакат «Не рубите ёлочку»
Деятельность детей:
- Оригами- «Елочка»
- Рисование- «Вырастала елка в лесу на горе»
- Аппликация/ручной труд «Подарки для елки»
- Пение песен: «Веселый новый год»
- Хороводы
- Рассматривание репродукции И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
- Сочинение сказки
- Раскрашивание плаката
- Изготовление вместе с родителями поделок
Приложение 4
Номинация «В лесу родилась ёлочка»
Сочинение сказки «Не рубите ели!»
(новогодняя история, которая приключилась в лесу на поляне)
воспитанники кружка «Мы - друзья природы» МБОУ прогимназия №18 «Родничок», руководитель Шаранова Ольга Николаевна
Жила-была в лесу старая мохнатая ель. На ней свил себе гнездышко из еловых веток клест. И жил себе припеваючи! Под елью жил зайчик. А рядом с ним, в своей норке, жила мышка. Жили они все весело и дружно. Ель их кормила и укрывала от холодных ветров и прятала от хищников.
Каждый год к старой ели приезжали ребята праздновать новый год. Они ее украшали елочными игрушками, разноцветными лампочками и блестящей мишурой. Потом они водили хороводы, пели песни, танцевали, веселились. Однажды под новый год эти ребята решили устроить праздник у себя дома. Папа одного мальчика поехал в лес и срубил старую ель. И увёз ее домой. Там они все вместе встретили новый год. Но через неделю ель начала грустить, иголочки ее пожелтели и стали осыпаться. И ель выкинули на помойку.
Там ей совсем стало плохо. Она грустила, плакала и звала на помощь. Её друзья клест, зайчик и мышка услышали зов ели и прибежали. Они нашли елку в ужасном состоянии и не знали, как ей помочь. Потом они решили отнести ель обратно в лес. Вырыли на старом месте яму и посадили ее вновь.
Но не принялась ель. Без сил рухнула на землю. Целый год старая ель лежала на земле с голыми ветками, никак не могла прийти в себя. Лесники очистили территорию, убрали сухую ель.
Наступил следующий Новый год и на этой поляне появились те самые ребята. Но не увидели они старой мохнатой ели, огорчились сильно. Поняли свою ошибку. Поняли и решили её исправить. Изучили дома инструкцию по выращиванию елки в горшочке. Взяли семена ели, заглубили на 1,5 см от уровня земли, полили. Начали ждать. Всходы появились только на 25 день.
Затем ребята высадили маленькие ели из горшочков на поляну. Ни все растения принялись, а только некоторые.
И только спустя несколько лет на поляне зазеленели молодые елочки. Они росли, на их веточках появлялись нежные иголочки. А к новому году елочки стали зелеными – зелеными и красивыми. Но одна из них бала самая пушистая. Она напоминала ребятам о старой мохнатой ели.
Клест, зайчик и мышка были этому очень рады. Рады были и повзрослевшие ребята.
Все у ёлки новогодней,
Ночью поздней собрались,
И смеялись и плясали
Ну-ка, ёлочка зажгись!
С тех пор эти мальчишки и девчонки праздновали каждый новый год в гостях на поляне у молодых елок. И клест, и зайчик, и мышка веселились вместе с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...
Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»
Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Мы – друзья природы»
Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:1) Выявить знания о птицах, животных, деревьях;2)...
Настольная дидактическая игра «Друзья природы». Авторская разработка (правила и комплектация игры)
Настольная игра «Друзья природы» - это увлекательное путешествие в мир природы, в которое вам захочется отправиться с друзьями. Вы познакомитесьс правилами поведения в природе, которые пом...
Занятие по ознакомлению с миром природы "Мы друзья природы"
Занятие по ознакомлению с миром природы...
Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;форми...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе №9 на тему: «Мы друзья природы природы»
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Программное содержание:Образовательные:- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и жи...