Открытое занятие "Мы - экспериментаторы"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_eksperementatory.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе
«Мы- экспериментаторы»
Цель: Ознакомление детей со свойствами льда и снега.
Задачи:
• Познакомить детей с некоторыми свойствами льда.
• Развивать речь детей, обогащать активный и пассивный словарь.
• Учить делать простые умозаключения.
• Поддерживать у детей желание экспериментировать.
• Развивать тактильное восприятие детей.
• Учить детей бережному отношению к богатствам природы
• Активизировать познавательную деятельность детей.
Ход мероприятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) Опыт – ребята это практические действия с предметами для узнавания их свойств.
А как называют людей, которые работают в ней? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей?
Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Вам предстоит показать свои знания о свойствах снега и льда, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого.
Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.
- Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)
1 опыт. На определение прозрачности снега и льда.
- Перед вами стоит 2 стакана . В один из них я положила снег, а в другой – лёд.
- Какого цвета снег? (белый)
- Какого цвета лёд? (бесцветный)
Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет.
Вывод. Лед прозрачный, поэтому сквозь него видны разные предметы. Снег непрозрачный, он белый, поэтому сквозь него предметы не видны.
- Отметим результат нашего опыта вот таким символом (воспитатель крепит к магнитной доске символ)2 опыт.
На столах стоят емкости со льдом, воспитатель предлагает детям потрогать лед, потом положить кусочек льда на тарелку (скользко). Далее посыпать песком и попробовать снова (кусочек льда не скользит, мешают песчинки).
Воспитатель: А как в нашем поселке борются с гололедом?
Ответы детей.
Воспитатель дополняет ответы детей, показывая слайды (слайд1):
1. Специальная техника расчищающая снег, грузовые машины, посыпающие дороги и дворы домов песком.
Воспитатель: Как вы думаете: все ли средства безопасны для здоровья человека и животных?
Дети - обсуждение разных высказываний
Воспитатель: Может быть, став взрослыми, вы придумаете безопасное для здоровья средство, предотвращающее скольжение льда.
- Отметим результат нашего опыта вот таким символом (воспитатель крепит к магнитной доске символ)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, где на земле больше всего льда? Каким цветом показан лед на картах и глобусе?
Дети: Больше всего льда в Антарктике, на глобусе он изображен белым цветом (дети рассматривают глобус)
Далее воспитатель приглашает детей к экрану для просмотра слайдов (2 блок):
1. айсберг
2. метеостанция
3. белые медведи на льдине
4. рыбаки, ловящие рыбу на льду
Воспитатель: Почему же льдина не тонет, высказывайте свои предположения.
Дети - ответы детей.
Воспитатель: Чтобы узнать, кто точнее высказал предположение, проведем эксперимент.
Опыт 3:
По заданию воспитателя дети готовят оборудование самостоятельно:
наливают воду из ведра в мерные стаканчики, переливают воду в тазики, ложками берут приготовленные заранее кусочки льда и опускают их в воду.
Воспитатель: Что вы наблюдаете?
Вывод: Лёд плавает на поверхности.
- Отметим результат нашего опыта вот таким символом (воспитатель крепит к магнитной доске символ)
Физкультурная минутка.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение снега и льда.
Опыт №3.
Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).
Вывод: снег сыпучий, а лед –хрупкий.
- Отметим результат нашего опыта вот таким символом (воспитатель крепит к магнитной доске символ)
Опыт №4. «Воздействие температуры».
Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы проводили опыты? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.
- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на получившуюся таблицу.
Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы).
Как из воды получить лёд? (Ответы).
Во что ещё превращается вода зимой? (Сосульки, изморозь).
Показать картинки.
В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную).
В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование кружка "Юные экспериментаторы"
планирование кружка "Юные экспериментаторы"...
"Маленькие экспериментаторы в детском саду".
Детская экспериментаторская деятельность — явление особенное, которое взрослый должен уметь правильно организовывать и управлять им. В ходе эксперимента взрослому ( родителю) мож...
Рабочая программа"Юный экспериментатор"
В основу программы экологического экспериментирования положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций.Занимательные проекты – экспериментирования ...
Программа кружка "Юный экспериментатор"
В программу входит: пояснительная записка, план кружка....
Краткосрочная образовательная практика «Маленькие экспериментаторы: опыты с водой» для детей 3-4 лет
Данный кратковременный образовательный практик способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.Серия наблюдений, опытов и экспериментов ...
Исследовательская работа на тему: «Маленькие экспериментаторы». Выполнили: дошкольная группа, I младшая группа, МБОУ «СОШ №4»Наримановского района, Воспитатель: Халилова Зухра Джусуповна
АКТУАЛЬНОСТЬ: - предполагают непрерывность экологического образования на разных ступенях дошкольного детства...
Педагогический проект " Юные экспериментаторы "
Педагогический проект " Юные экспериментаторы "...