Технологическая карта занятия "Дружно не грузно, а врозь хоть брось" (по содержанию сказки В. Бианки «Сова»)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В технологической карте представлено полное содержание занятия по речевому развитию (выразительному чтению) с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании. Содержание занятия строится на основе интеграции речевого развития детей с игровой деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhno_ne_gruzno_a_vroz_hot_bros_po_soderzhaniyu_skazki_v._bianki_sova.docx | 40.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия с детьми дошкольного возраста
Тема занятия: Дружно не грузно, а врозь хоть брось (по содержанию сказки В. Бианки «Сова»).
Образовательные области: познавательное (ознакомление с природным окружением), речевое (приобщение к художественной литературе), социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.
Тема занятия: Дружно не грузно, а врозь хоть брось (по содержанию сказки В. Бианки «Сова»).
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)
Цель занятия: формирование представлений о взаимосвязи объектов живой природы на основе содержания сказки В. Бианки: «Сова»
Задачи занятия:
обучающие: запомнить действующих персонажей сказки (Старик, Сова, мыши) и их значение в живой природе на лугу;
понять смысл сказки (основную идею автора), и ответить на вопросы о роли человека в жизни животных и растений; различать виды сказок (народные, авторские); вспомнить пословицы о дружбе и познакомиться с новой;
развивающие: внимательно слушать сказку, чтобы понять и объяснить причинно-следственные связи между действиями персонажей сказки и состоянием окружающей природы;
воспитательные: на примере сюжета и действий персонажей сказки объяснить собственное отношение к необходимости бережного отношения человека к природе; объяснить смысл пословицы «Дружно не грузно, а врозь хоть брось»; выполнять правила в совместной игре.
Дополнительные задачи: объединять предметы по назначению и взаимосвязи, составлять логическую цепочку взаимосвязанных объектов природы; создать смысловую модель решения проблемы, описанной в сказке: восстановить нарушенную цепь питания на лугу.
Словарная работа: белить чай молоком, цветень (пыльца), клевер кормовистый, уваживать, грузно.
Интеграция в целостный образовательный процесс: реализация цели и задач познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития на основе содержания литературной сказки В. Бианки «Сова» и дидактической игры: «Порядок на лугу»
Планируемый результат занятия: Осмысление детьми собственного отношения к конкретным поступкам персонажей сказки - Старика и Совы, объяснение скрытых мотивов их поведения. Понимание главного отличия видов сказок – народных и авторских. Создание художественного образа клевера приёмом словесного рисования. Понимание элементарных причинно - следственных связей в живой природе – на лугу между совами, мышами, шмелями, клевером, коровой, человеком. Точное выполнение игровых мыслительных действий (объединение предметов в общую группу по соответствующему признаку), последовательное расположение картинок с объектами природы в логическую цепочку (цепь питания). Осмысление детьми собственного отношения к природе. Понимание смысла пословиц о дружбе. Желание продолжить читать сказки В. Бианки о природе.
Подготовительная работа: общение в уголке книги, где продолжается выставка литературных сказок Виталия Бианки о природе. Рассматривание в уголке природы экологического паспорта животных Ивановской области (животные и растения луга). Дидактические игры на основе знаний окружающего мира и детской литературы, с игровыми действиями по расположению предметов в логической последовательности в соответствии с признаками их взаимосвязи.
Материалы и оборудование: портрет писателя - автора сказки «Сова» В. Бианки; книга со сказкой: «Сова»; иллюстрации к сказке; картинки с изображением предметов для проведения словарной работы: клевер кормовистый, цветень, чай белёный молоком; интерактивная SMART доска с подготовленным анимационным материалом для дидактической игры: «Порядок на лугу»: картинки с группой объектов живой природы для правильного выбора объектов в логическую цепь (сова, мыши, шмели, клевер, корова, собака, молоко, Старик); отдельная картинка – модель зелёного луга; изображение цепи с шестью свободными звеньями; отдельная картинка с изображением примирившихся Старика и Совы. В игре на SMART доске использовать три инструмента: занавес, манипулирование (перемещение), анимация (замещение - преобразование), звук (аплодисменты).
№ п/п | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап, 2 мин. | 1. Организовать и мотивировать участие детей в занятии. 2. Актуализировать знания о главном отличии литературной (авторской) и народной сказок. 3. Мотивировать к слушанию сказки | 1. Обращает внимание детей на то, что в группе всё готово к занятию. Благодарит дежурных за подготовку условий для занятия. Предлагает детям занять места на своих стульях. Напоминает о прямой осанке. Обращается к детям: - Дети, сегодня предлагаю необычное занятие на интересную тему, вот послушайте, как она звучит: «Дружно не грузно, а врозь хоть брось». А почему так названа тема занятия, мы обсудим в самом конце занятия. - Дети, какому писателю посвящена выставка книг в нашем читательском уголке? Показывает портрет В. Бианки - Назовите писателя, (если затрудняются, напомнить). - Виталий Бианки, автор сказок и рассказов о природе. Обратите внимание на добрый взгляд писателя, с какой любовью он смотрит на родную природу и на читателей - на вас дети. - А вы заметили, что на книжной полке появилась новая сказка «Сова», вот она на обложке изображена. А написал сказку Виталий Бианки. - Дети, сейчас я задам не простой вопрос: как вы думаете, если сказку написал писатель то она народная, или авторская? Напоминает: - Если затрудняетесь, обратитесь ко мне, или друг к другу за помощью. - Спасибо за правильный ответ. Дети, сказку Виталия Бианки «Сова» я слушала давно в детстве. Автор сказки рассказал, почему у коровы пропало молоко. Читатели переживают за животных и Старика, которые попали в проблемную ситуацию. Если внимательно читать сказку, то можно понять, какая важная связь есть между Совой и молоком; и что случится, если эту связь нарушить. Сказка помогает понять, как важно относится к природе и друг - другу уважительно.
Дети, вы не возражаете, если сказку прочитаем вместе? Сделаем это сейчас, или может в другой раз? | Демонстрация книги и портрета автора сказки Наводящие вопросы Словесное поощрение Аннотация к сказке как способ мотивации к слушанию произведения.
Инициирующие вопросы. | . Дети пытаются вспомнить имя писателя. Дети внимательно смотрят на портрет писателя, вспоминают его имя. Включаются в беседу, внимательно слушают вопросы, отвечают | Называют правильно имя Виталия Бианки Называют главное отличие авторской и народной сказки: -у народной автор не известен. Дети, проявляют интерес к сказке, предлагают читать сейчас. |
2. | Основной этап | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы, 2 мин. | 1.Подготовить детей к восприятию текста, настроить их на внимательное слушание и понимание главной идеи произведения. 2.Стимулировать желание понять главную идею автора, запомнить героев и самые важные события в сюжете сказки. | Обращает внимание, что слушать надо так внимательно и вдумчиво, чтобы после чтения решить проблему, которая возникла в сказке. Объясняет, что В. Бианки не просто так сочинил эту сказку, он рассказал о проблеме, которая случилась в природе. Обращает внимание, что после чтения надо ответить на главный вопрос: «А какая связь между совой и молоком? Что надо сделать, чтобы решить проблему? Как восстановить порядок на лугу?». - Если мы поймём проблему на лугу, и решим её, то будем готовы дружно заботиться о природе. | Подготовительная (вводная, вступительная) беседа | Слушают установку воспитателя на целенаправленное восприятие сказки | Понимание цели слушания сказки: - пронять проблему и решить её. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом, 10 мин. | Подготовить к пониманию текста. Способствовать развитию воображения у ребенка, стимулировать интерес к содержанию сказки в процессе чтения.
Выявить, какое воздействие на детей оказало прочитанное.
Обсудить сюжет и авторскую идею, скрытые мотивы персонажей сказки, собственное отношение к проблеме.
| Дети, в сказке есть слова, которые вы пока не знаете. Чтобы вы хорошо поняли сказку, я объясню значение этих слов. Объясняет смысл незнакомых слов в тексте сказки: - белить чай молоком (добавлять молоко в чай), - цветень (пыльца цветочная), - клевер кормовистый (луговое растение для корма скота), - уваживать (уважать, заботиться). Демонстрирует правильное произношение слов. Предлагает повторить произношение слов вслух. Предлагается чтение сказки: - Дети, сядьте удобнее, следите за осанкой. Слушайте внимательно: -Сказка Виталия Бианки «Сова». Пауза после чтения. - Дети, интересно слушать сказку? - Вы переживали, что корова отощала, потому что осталась без корма, голодная? - Вас удивило, что от Совы может зависеть будет ли молоко у коровы? - Вам понравился конец сказки? Почему? - Почему В. Бианки назвал сказку «Сова»? - Что случилось на лугу? - Почему не стало молока у Старика? - Кто в этой ситуации пострадал больше всех? - И всё же, кто первый первым создал проблему на лугу? | Объяснение, сопровождаемое демонстрацией картинок, иллюстрирующих слова. Демонстрация образца произношения слов. Упражнения в произношении слов.
Выразительное чтение сказки. Беседа по восприятию художественного текста. Наводящие вопросы.
Аналитическая беседа по содержанию сказки. Вопросы: - репродуктивные, - аналитические, - наводящие. | Внимательно слушают объяснение слов. Воспринимают образец произношения. Произносят новые слова, фразы (хором и выборочно индивидуально). Внимательно слушают чтение сказки. Дети пытаются отвечать на вопросы. Дополняют друг друга. Дети приводят свои варианты ответов: - проблема началась из - за мышей, шмелей, Совы, Старика. Дети затрудняются дать верный ответ. | Понимают и правильно произносят слова и фразы: - белить чай - цветень - клевер кормовистый, - уваживать. Выражают эмоциональное отношение к содержанию сказки. Объясняют, почему понравился конец сказки. |
Упражнять в завершении начатого предложения. Объяснять логику места и значения расположения объектов в цепи питания Обобщить анализ, определить скрытые мотивы персонажей сказки | Чтобы во всём разобраться предлагается поиграть в игру «Рассуждалки», цель которой, закончить предложение в соответствии с содержанием сказки Воспитатель называет начало предложения, дети, по желанию, завершают. - Сова перестала разгонять мышей, потому что Старик …, - Шмели перестали цветень с цветка на цветок носить, потому что мыши … - Корова отощала, потому что … - Сова снова стала разгонять мышей, потому что Старик … Воспитатель предлагает ответить на главный вопрос: - Так всё же, кто первым создал проблему на лугу, Сова, или Старик? Предлагается ещё раз прослушать фрагмент сказки. - Дети, послушайте ещё раз отрывок из сказки и постарайтесь объяснить, по какой причине Старик и Сова обиделись друг на друга? - Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой чай - молоком белит. Летит мимо Сова. - Здорово, - говорит, - друг! А Старик ей: - Ты, Сова, - отчаянная голова, от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг! Рассердилась Сова. - Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови. А Старик: - Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела. Улетела Сова, забралась в дуб, не выходит ночью мышей гонять. Воспитатель спрашивает: - Кто же первым начал ссориться, а кто обиделся и начал мстить? Воспитатель обобщает: - Согласна, дети с вами: Старик возгордился, что он человек и здороваться с Совой не будет, а Сова стала мстить и в результате, всем на лугу стало плохо. | Метод неоконченных предложений | Дети отвечают: … потому что Старик не стал с ней здороваться, прогнал её, … потому что мыши разорили шмелиные гнёзда, прогнали их, … потому что клевер кормовистый перестал расти, … потому что Старик извинился и обратился за помощью к Сове. Дети отвечают: Старик первый обидел Сову, не поздоровался, прогнал её. А Сова обиделась, начала мстить. | Дети поняли скрытые мотивы персонажей сказки, правильно их называют | ||
Динамическая пауза, 1 мин. | Снять общее утомление детей | Совушка – Сова, большая голова, на пеньке сидит, во все стороны глядит (присесть, покрутить головой) Крыльями хлоп-хлоп, ножками топ-топ (Стоя имитировать движения Совы руками, ногами). Потемнело всё вокруг (смотрят глазами по сторонам) Вышли мыши на луг, Встрепенулась Сова (резкий взмах руками), Разбежались кто куда (присели). | ||||
2.3 | Этап практического решения проблемы, 4 мин. | Прогнозирование вариантов решения проблемы. 1.Упражняться в создании модели причинно-следственных связей, существующих в природе (на лугу). В дидактической игре: «Порядок на лугу» восстановить цепь питания, нарушенную героями сказки. | Предлагается обсудить гипотезу. Воспитатель стимулирует поиск разных вариантов решения проблемы: - Что делать если шмели разлетелись, может новых шмелей запустить на луг? - может клевер кормовистый сами будем сажать? - может и мышей будем вместо Совы разогнать? А может лучше восстановить порядок на лугу и никогда его не нарушать ? Предлагает принять участие в дидактической игре «Порядок на лугу», и решить проблему, которая возникла у героев сказки. Объясняет цель, задачи, игровые действия по этапам игры и правила. 1. Ваша цель: решить проблему – смоделировать цепь питания на лугу, чтобы вернуть клевер кормовистый на луг. 2. Задачи: правильно назвать растение и животных, участников проблемной ситуации и объединить их в группу (на зелёном лугу). 2. Смоделировать цепь питания на лугу. 3. Игровые действия (на СМАРТ доске, или за столом с карточками): - выбор и перемещение на зелёный луг подходящих картинок, если луг заполнен правильно, то открывается шторка и появляется цепь с шестью свободными звеньями. 2. Заполнение в правильном порядке каждого свободного звена цепи соответствующим изображением. Объясняет ход игры: Дети, посмотрите на экран. Вы видите различных животных и растения. Вначале вам необходимо назвать и переместить поочерёдно животных и растение, которые необходимы для моделирования цепи питания на лугу. Модель зелёного луга вы увидите, когда откроется шторка. Когда будет правильно заполнен луг, откроется цепь с пустыми звеньями, которые надо поочерёдно последовательно заполнить. После правильно восстановленной цепи питания на экране появится дедушка с чашкой белёного молоком чая, помирившийся с совой. Объясняет правила игры: - разрешающие, - запрещающие, - ограничивающие, - предупреждающие. 1. Начинать и продолжать игру можно только по очереди. 2. Запрещается: нарушать последовательность участия в игре; брать чужые карточки (если играют за столом); пропускать очередное звено в цепи. 3. Для исправления ошибки количество попыток ограничено, повторную попытку можно использовать только один раз. (Ошибка, - когда в очередное звено вставлена не подходящая картинка). 4.При нарушении запрещающего правила, предупреждаетесь, что с вас снимается одно очко, или ваш ход передаёте другому. | Объяснение цели, задач, игровых действий; этапов и правил игры. Приёмом считалочки определяется начинающий игрок: - Раз, два, три первым будешь ты Руководство игровой деятельностью в соответствии м правилами | Дети совместно с воспитателем обсуждают различные варианты решения проблемы Дети внимательно слушают все объяснения и включаются по команде в игру. Выполняют игровые действия на СМАРТ доске в соответствии с условиями и правилами дидактической игры | Приходят к совместному согласию: построить модель порядка на лугу (цепи питания) Модель порядка на лугу создана на экране СМАРТ –доски |
Итог игры | Закрепить, полученные знания о порядке на лугу, которые нельзя нарушать. | 1. Повторное чтение фрагмента из сказки: - Нечем стало Старику чай белить - пошёл Старик Сове кланяться: - Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай. А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп. - То-то, - говорит, - старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей? Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать. Сова полетела мышей ловить. Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у Коровы много. Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать. Предлагается соотнести, составленную детьми модель причинно-следственной связи между растениями, животными и человеком с тем порядком, который восстановлен в сказке после помощи Совы. Воспитатель оценивает работу детей: - Дети я горжусь вами, вы справились с непростой задачей, потому, что очень внимательные, старательные и любите природу. | Оценка решения проблемы детьми. Поощрение – положительная оценки деятельности детей в команде | На экране выстроенная детьми модель восстановленного порядка на лугу. Дети соотносят каждое звено с текстом сказки. | Дети убедились, что всё сделали правильно | |
Гимнастика для глаз, 1 мин. | Снять утомление глаз | Предлагается поиграть со шмелём, которого надо представить на кончике своего пальца. - Следите глазами за полётом шмеля: - Шмель летит направо, - Шмель летит налево, - Близко к носу подлетел, - Пожужжал и улетел, - Полетел по кругу вправо, - К лугу полетел налево, Опылять любимый клевер. | Совместное с детьми выполнение действий | Дети следят за действиями воспитателя и вместе их выполняют. | ||
2.4 | Словесное рисование, 2 мин. | Образно описать кормовистый клевер. Стимулирование художественно-эстетических переживаний, творческого воображения и речевой активности. | Предлагается описать приёмом словесного рисования какой вырастит Клевер кормовистый, после того как шмели разнесут по растениям цветень (пыльцу). - Дети, попробуем нарисовать кормовистый клевер, только не кистью и карандашами, а словами, как писатель Виталий Бианки. На что похожи соцветия клевера? С чем можно его сравнить: с воздушными шариками, или резиновыми мячами? Почему он радует наш глаз, и мы любуемся этим цветком? Почему луг покрытый клевером похож на махровое покрывало? Я начну, а вы помогайте, вместе будем рисовать. Воспитатель спрашивает: - Дети, вам понравился словесный рисунок клевера кормовистого? - Вы не против, включить словесный рисунок клевера в нашу книжку-малышку о природе и поместить её на выставку книг В. Бианки? | Нетрадиционный приём развития речи и литературного творчества: словесное рисование Демонстрация приёмов сочинительства с подбором эпитетов, синонимов, гиперболы. | С помощью воспитателя (по картинкам) дети образно описывают красоту здорового Клевера кормовистого, который вырос после опыления шмелями: - Стоит Клевер густо, стеной. Стебли крепкие, на землю не падают. Яркие красные головки как воздушные шарики стремятся вверх. Листья зелёные, соком налитые, соцветия ароматные медовые, словно шапки лёгкие и пушистые. Клевер растёт и растёт, не убывает - весь луг, словно махровым покрывалом накрывает. Счастье коровам! Клевер кормовистый только прибывает! | При участии воспитателя составлен словесный рисунок Клевера кормовистого. Дети выразили положительный эмоциональный настрой. Решили включить словесный рисунок в книжку-малышку о природе. |
3. | Заключительный этап, рефлексия, 3 мин. | Обобщить, осмыслить роль сказки в понимании проблем в природе и жизни человека. | Вот и завершается наше общение. Так вы поняли, какая связь между совой и молоком? - А почему в название темы я поставила пословицу: «Дружно не грузно, а врозь хоть брось», кто эту пословицу в сказке сказал Старику? Дети вы согласны, что автор сказки объяснил нам, что природу надо уважать ? Какие вы ещё знаете пословицы о дружбе, - вспомним? Вы согласны, что прочитав сказку, мы стали лучше, добрее, внимательнее к природе. А можете правильно назвать сказку и автора? Вы получили важные знания о природе от В. Бианки? Спасибо, дети, за интересное общение! | Обобщающие вопросы. Метод неоконченных предложений: - Не имей сто рублей,… - Старый друг,…. - Один в поле, … - Один за всех, … | Дети согласны, что без друзей грузно – тяжело с трудной проблемой справиться. Пословицу Старику сказала Сова. Правильно объяснили связь между совой и молоком: -если сова не гоняет мышей, то гибнут шмели и некому опылять клевер, а без клевера коровы отощают, и не будет молока. Дополняют начатые воспитателем пословицы: - ……. а имей сто друзей. - …лучше новых двух. - …не воин. - …все за одного. Правильно называют автора и сказку. | Осмыслили основную идею сказки, запомнили автора, название. Положительно оценили собственное участие в занятии. Закрепили знание пословиц, представления о роли дружбы в отношениях между персонажами сказки и людьми. Согласны, что сказка «Сова» очень поучительная. Выразили желание читать другие сказки В. Бианки о природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий сказки В. Бианки « Сова» для драматизации детьми подготовительной группы.
Вед. Жил да был старик. Были у него луга с сочной зеленой травой. Клевер на лугу наливался, шмели над лугом летали, пыльцу с цветка переносили.1.Исполняется танец цветов и шмелей.Вед. На том луг...
Конспект НОД по развитию читательских умений Тема занятия: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.
Цель:-знать понятия «дружба», «эгоизм», «зависть»,о творчестве В.Осеевой; -обучать умению отличать настоящую дружб...
Проект: «Дружно – не грузно, а врозь хоть брось!»
Как известно, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать ожидаемых результатов, если не реализуется вместе с семьей. Поэтому одна из важных и главных задач деятельности ДОУ &nd...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Взаимосвязи в природе. Пищевые цепочки» (по сказке В.Бианки «Сова»)
Непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Взаимосвязи в природе. Пищевые цепочки»...
Конспект занятия по развитию речи: «Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось»
Развивать речь детей...
Технологическая карта занятия Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в старшей группе Тема: «Совушка-сова – большая голова»
технологическая карта занятия в старшей групппе....
Технологическая карта занятия по аппликации в старшей группе "Сова"
Тех.карта занятия по аппликации в старщей группе "Сова". подробного описаны все действия воспитателя и воспитанников....