Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Зимующие птицы нашего края»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе
Тема: «Зимующие птицы нашего края»
Воспитатель: Стрельникова В.В.
Тема проекта: «Зимующие птицы нашего края»
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
Пояснительная записка.
«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н.Николаева.
В настоящее время всё большее значение приобретают вопросы экологии и защиты окружающей среды. Огромную важность имеют вопросы экологического оздоровления нашей малой Родины, возрождение природы родного края, воспитание уважения и любви к красоте окружающего мира. Экология - одна из важнейших проблем современного общества. Интерес к вопросам обучения и воспитания экологии обусловлен еще и тем, что экология - интересная и полезная наука о защите природы, которая дает возможность детям узнать как можно больше о природе родного края, воспитывать у них любовь к растениям и животным. Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в душу наших детей любовь и заботу о природе. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе.
Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей.
Данный проект " Зимующие птицы нашего края" первый шаг к приобретению дошкольниками знаний о природе, которая их окружает в настоящее время, развитию практических умений и навыков, необходимых для созидательного и ответственного отношения к природе той территории, где они проживают с учетом региональных особенностей. Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями праздники: «Птицы наши друзья», «Поможем птицам зимой», «Сохрани этот мир» и выставки художественного творчества детей и родителей
Проблема проекта: Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, о повадках и питании зимующих птиц. Дети путают зимующих и перелётных птиц.
Актуальность:
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе и окружающему миру. В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о зимующих птицах. У них не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Тема проекта «Зимующие птицы нашего края» выбрана мною не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Общие сведения о проекте:
Тип проекта познавательно-исследовательский
Место реализации МБДОУ «Детский сад №33»
По виду деятельности познавательный
По продолжительности краткосрочный
По форме реализации групповой
Участники проекта дети старшей группы, родители, воспитатель.
Возраст детей 5 - 6 лет
Образовательная область «Познавательное развитие»
Области интеграции «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Новизна проекта: гармонизация детско-родительских отношений при реализации принципа сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности.
Цель проекта: Формирование экологической культуры детей через привитие любви к птицам.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания о зимующих птицах.
- Расширять знания об условиях жизни в зимний период
- Продолжать учить детей узнавать зимующих птиц по внешнему виду
- Дать представление о значении подкормки для зимующих птиц.
Развивающие:
- Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
Воспитательные:
- Вызвать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.
- Воспитывать любовь к родной природе
Оснащение предметно-развивающей среды
- Подборка художественной литературы о птицах
- Подборка иллюстраций зимующих птиц нашего края
- Подборка аудиозаписей с голосами птиц
- Изготовление шапочек-масок с изображениями птиц для подвижных игр
Механизмы реализации проекта:
- совместная образовательная деятельность педагога с детьми (в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтение художественной литературы);
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с родителями.
Планируемый результат
Реализация данного проекта предполагает:
Для дошкольников:
- Формирование системы знаний о зимующих птицах нашего края;
- Получение детьми интересной и полезной информации о зимующих птицах родного края посредством художественной литературы
- Создание необходимых условий в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц нашего края;
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Активное участие детей и родителей в помощи птицам в трудных зимних условиях.
- Обогащение словарного запаса детей.
Для родителей:
- Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, вовлечение родителей в педагогический процесс, приобщение к миру природы.
Для педагогов:
- повышение уровня сотрудничества с семьей;
- использование новых технологий, направленных на взаимодействие детей и родителей на основе сотворчества.
- Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
- Использование различных форм работы по экологическому воспитанию детей.
- Распространение и обобщение опыта работы по экологическому воспитанию.
Этапы проекта:
1 этап. Предварительный этап
- Определение темы проекта, подготовительная работа с детьми.
- Формулировка цели и определение задач проекта.
- Подбор методической литературы, детской художественной литературы.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, музыкальных произведений.
-Разработка циклов НОД, бесед
- Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, дыхательной и артикуляционной гимнастики.
- Наблюдение за птицами на прогулке
-Информирование родителей
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Покормите птиц зимой»
- Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»
- Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».
2 этап. Реализация проекта
Образовательные области | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие | Беседы «Что ты знаешь о птицах?» «Трудно птицам зимовать» ϖ «Чем накормим птиц зимой?» Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?» Конструирование «Кормушка для птиц» Просмотр презентации «Зимующие птицы нашего города» «Покормите птиц зимой» НОД «Птицы – наши друзья» «Птицы зимой» Эксперементирование «Исследование птичьего пера». Наблюдения на прогулке За синицей За снегирем За воробьем За сорокой Исследовательская деятельность на участке: «Где чей след» Просмотр мультфильмов «Ворбьишко» «Серая шейка» «Высокая горка» |
Речевое развитие | Беседы с детьми «Птичья столовая» Рассматривание альбома «Зимующие птицы», рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. Рассказ по картине «Птицы на кормушке» НОД «Составление сравнительного рассказа» (зимующие птицы) «Зимние гости» Чтение художественной литературы И. Тургенев « Воробей» М. Горький «Воробьишко» Н.Рубцова «Воробей» и «Ворона» Сухамлинский «О чем плачет синичка» В. Бианки «Синичкин календарь» («Сова», «Тетерева в лунках») Г.Скребицкий «Крылатые соседи» С.Алексеев «Снегирь» Н.Павлова «Зимние гости» Заучивание стихотворения Н. Рубцов «Воробей» Просмотр мультфильмов |
Социально – коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевая игра «Птичий питомник» «Больница птиц» Дидактические игры: «Птичья столовая» «Летает – не летает» «Узнай птицу по описанию» «Скажи ласково» (птицы) «Один – много» (птицы) «Четвёртый лишний» «Собери картинку» «Отгадывание загадок» «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь» «Прилетели птицы» «Меню для птиц» Настольно-печатные игры «Лото» «Зимующие птицы» «Чей клюв» Игра – драматизация: «Где обедал воробей?» Инсценировка сказки М.Горького «Воробьишко» Экологическая инсценировка «Доживем до весны» Трудовая деятельность: Кормление птиц на прогулке, чистка кормушек |
Художественно - эстетическое развитие | Аппликация: «Снегири на ветках рябины» (из салфеток «Синички»(обрывная аппликация) «Совушка»(апплиация из листьев) Рисование: Рисование ладошками «Снегири» «Лесной доктор» «Пернатые друзья» (рисование в технике тычок) Лепка «Птичка-синичка» «Птицы на кормушке» Оригами «Птичка» «Сова» Прослушивание записей пения птиц Слушание песни «Песенка друзей» муз. Герчик Игра «Птичий концерт» Хороводные игры: «Снегири» «Воробей» |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Совушка» «Воробушки и автомобиль» «Перелет птиц» «Птички в гнёздышках» «Воробушки и кот» Физкультминутки: «Птицы в кормушке» «В зимнем лесу» «Снегири» «Скачет шустрая синица» Дыхательная гимнастика «Воробей» «Улетают птицы» «Ворона» «Филин» Пальчиковая гимнастика: «Зимующие птицы» «Кормушка» «Десять птичек - стайка» «Птички» «Я зимой кормлю всех птиц» Зрительная гимнастика: «Сова» «Птички» Артикуляционная гимнастика «Улетают птицы» «Голодные птенчики». «Птенчики ждут пищу» |
3 этап. III этап –заключительный
- Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах нашего края на книжной полке.
- Викторина «Кто больше знает о птицах?».
- Выставка рисунков «Зимующие птицы»
-Коллективная работа «Кто к нам на кормушку прилетел?»
- Иллюстрированная книжка-малышка о зимующих птицах с загадками.
- Акция «Лучшая кормушка»
- Презентация проекта.
Была организована встреча с родителями, где мы подвели итоги. Родители отметили, что дети проявили большую заинтересованность этим проектом. Благодаря ему они получили новые знания о жизни птиц
Практическая значимость проекта «Зимующие птицы нашего края» очевидна. Он помог решить ряд важных взаимосвязанных задач, направленных на образование ребёнка, сотрудничество с родителями. У детей повысился уровень знаний о зимующих птицах. Ребята стали более отзывчивы и внимательны к зимующим птицам, возникло желание и потребность сделать доброе дело ради живого существа (накормить). Данный проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала укреплению внутрисемейных связей, обогащению воспитательного опыта родителей.
Перспективы на будущее:
- повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания познавательного развития;
- продолжать использовать проектную деятельность в образовательном процессе;
- распространить опыт работы среди педагогов ДОУ и в социальной сети работников образования.
-Познакомить детей с образом жизни перелетных птиц;
- формировать умение устанавливать причинно
- следственные связи между строением тела, формой тела и образом питания птиц; ¬ собрать методическую копилку для воспитателей по теме «Птицы»; ¬ продолжить изготовление дидактических, обучающих игр по этой теме; Результаты реализации проекта. Развивающая среда группы пополнилась: литературой, иллюстрациями, загадками, стихотворениями, рассказами о зимующих птицах, музыкальным альбомом «Голоса птиц», физминутками. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Родители приняли активное участие в выставке кормушек. Литература 1.Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Сборник статей под редакцией Венковой З.Л., Казанцевой Н. Пермь 2007 2.Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2010 3.Кобзева Т.Г., Холодова И. А. «Организация деятельности детей на прогулке». Старшая группа. Волгоград. Учитель 2011 4.И.Л.Саво «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада». Санкт-Петербург. Детство-пресс. 2010 5.И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду». Москва 2008 6. Н.В.Лободина «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.а.Васильевой»старшая группа. Волгоград. Издательство «Учитель» 2012 7.Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
проект для старшей группы "Зимующие птицы нашего края"
Краткосрочный познавательно-творческий проект, направленный на расширение и закрепление знаний о зимующих птицах нашего края....
Экологический проект в старшей группе " Зимующие птицы-наши верные друзья"
Цель: Формировать у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека в природеЗадачи:- формировать умение различать и называть зимующих птиц- расширять кругозор о зи...
Познавательно – исследовательская деятельность с детьми второй младшей Тема. Птицы нашего двора. Воробей и ворона.
Познавательно – исследовательская деятельность с детьми второй младшейТема. Птицы нашего двора. Воробей и ворона.Форма организации- решение проблемной ситуации. Цель – оз...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Птицы нашего края».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Птицы нашего края»....
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе "Зимующие птицы"
Зима - суровое время для птиц, поэтому люди стараются заботиться о своих пернатых собратьях. Зимой, когда температура воздуха опускается ниже минус десяти г...