Познавательно-исследовательский проект в старшей группе "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

        Зима - суровое время для птиц, поэтому люди стараются заботиться о своих пернатых собратьях.  Зимой, когда температура воздуха опускается ниже минус десяти градусов, особенно важно подкармливать птиц, ведь им нужно много энергии для поддержания температуры тела. Корм под снегом и льдом недоступен. Помочь птицам выжить могут только люди. Кормушки очень важны! При наличии корма, птицы способны перенести даже сильные морозы.

       Зимняя подкормка птиц  - давняя традиция, на Руси всегда для зимующих птиц делали кормушки. «Покорми птиц зимою - они отблагодарят весною», говорит русская пословица.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 12 «Рябинушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Познавательно-исследовательский

проект в старшей группе

на тему: «Зимующие птицы»

Составила: воспитатель

Ермолаева Т.Ф.

2023 г.

Содержание

Пояснение

Тема проекта

«Зимующие птицы»

Тип проекта

Педагогический

Вид

Групповой,  познавательно-исследовательский, творческий, игровой, краткосрочный

Образовательная область

Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Организатор

Воспитатель

Участники проекта

Дети старшей группы «Солнышко», воспитатель, родители.

Группа

Старшая группа «Солнышко»

Сроки реализации

Одна неделя

Актуальность разработки проекта

      Зима - суровое время для птиц, поэтому люди стараются заботиться о своих пернатых собратьях.  Зимой, когда температура воздуха опускается ниже минус десяти градусов, особенно важно подкармливать птиц, ведь им нужно много энергии для поддержания температуры тела. Корм под снегом и льдом недоступен. Помочь птицам выжить могут только люди. Кормушки очень важны, при наличии корма птицы способны перенести даже сильные морозы.

       Зимняя подкормка птиц  - давняя традиция, на Руси всегда для зимующих птиц делали кормушки. «Покорми птиц зимою - они отблагодарят весною», говорит русская пословица.      

Цель проекта

Создать условия для формирования познавательного интереса к зимующим птицам.

Задачи проекта

  • Познакомить детей с зимующими птицами, формировать представление о их жизни зимой в нашей местности.
  • Учить понимать зависимость между внешним видом, средой обитания и образом жизни птиц.
  • Закрепить знания о животном мире.
  • Формировать умения делать элементарные выводы и умозаключения;
  • Развивать любознательность,  познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение…) при совместной и индивидуальной деятельности;
  • Активизировать словарный запас дошкольников;
  • Развить  навыки связной речи, навыки самостоятельной творческой деятельности;
  • Развивать мелкую моторику рук; Обогащать сенсорный опыт детей;
  • Вовлечь родителей в жизнь группы.
  • Воспитывать у детей бережное отношение и любовь к птицам.

Ожидаемые результаты

  • Повышение познавательной активности детей;
  • Проявление интереса к природным явлениям;
  • Создание выставки детских работ: «Покормите птиц зимой».
  • Заучивание коротких стихов про птиц.
  • Показ мультфильмов и познавательного видео про зимующих птиц.
  • Проведение акции «Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли».

Форма реализации

  • Дидактические,  коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
  • работа с родителями.

Используемые  виды деятельности

  • Познавательно-исследовательский;
  • Игровой;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивный;
  • Труд;
  • Коммуникативный;
  • Двигательный;
  • Музыкально-художественный.

Продукт проектной деятельности

  • Выставка детских работ «Покормите птиц зимой».
  • Изготовление альбома «Зимующие птицы».

•   Акция «М кормушки смастерили.

Содержание проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатель:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  с/р игр с детьми.

Подбор мультфильмов, познавательного видео, музыкальных игр, связанных  с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Совместное с детьми изготовление поделок по теме «Покормите птиц зимой»

2 этап. Практический

Образовательные области.

Задачи

Виды детской деятельности.

Познавательное развитие

Продолжать расширять знания детей  о зиме, её признаках и явлениях. Познакомить детей с зимующими птицами. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление  о внешнем виде птиц, их повадках, пище и месте обитания.

 Закрепить обобщающее понятие «зимующие птицы», рассказать детям об особенностях жизни зимующих птиц в холодное время года.

Закрепить умение описывать птиц, согласно схеме. Закрепить правила поведения в холодное время года. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

  • Рассматривание альбомов: «Зимующие птицы», «Зима».
  •  Беседы: «Зимующие птицы», «Чем питаются зимующие птицы?», «Откуда к нам прилетают снегири и  свиристели?», «Семья птиц», «Рябина для зимующих птиц», «Снегирь – кочующая птица», «Городские и лесные зимующие птицы», «Почему лесные птицы к нам прилетают зимой?»,  «Интересные факты о зимующих птицах».
  •  Прогулки по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе, за зимующими птицами, рябиной на участке детского сада. Развешивание кормушек и ежедневное насыпание корма.
  •  Загадывание загадок о зимующих птицах.
  • Экспериментирование 

«Перья», «Свойства снега». 

  •  Дидактические игры 

«Один-много», «Назови ласково», «Сдуй перышко», «Прилетели птицы», «В зимней столовой», «Кто как голос подает», «Летает – не летает», «Доскажи словечко», «Закончи предложения», «Где какая птица находится?», «Кого не стало?», «Узнай птицу по силуэту», «Кто улетел?», «Зимующие и перелетные птицы», «Что склевали птицы?», «Кто лишний?».

Социально –коммуникативное развитие

Развивать стремление импровизировать  несложные сюжеты произведений; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. 

  • Сюжетно-ролевые игры: «В лесу», «В парке», «Мастерская», «Айболит».

Речевое развитие

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во

время рассматривания картин; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; расширение предметного словаря; развитие слухового и зрительного внимания.

  • Творческое рассказывание детей по темам «Как выглядит снегирь?», «Мы кормушки смастерили». Рассматривание сюжетных иллюстраций «Кормушка», составление описательных рассказов.
  • Дидактические игры: «Определи птицу по описанию», «Наоборот», «Закончи предложения», «Про кого можно сказать», «Скажи какой?».
  • Составление описательных и сравнительных рассказов о снегире и синице, о синице и воробье, о вороне и сороке.
  • Чтение художественной литературы. 

     Загадки про зимующих птиц.

  • Чтение и заучивание стихотворений о барсуке: «Января красногрудые птицы», «Прилетели снегири», «Улетели птичьи стаи» Т.Зайцева, «Трудно птицам зимовать» А.Чепуров,  «К нам ветрами прилетели» Г.Ладонщиков, «Воробьи» И.Мазнин, «Воробей» А.Барто, «В гости, в первый день недели», «Тридцать градусов мороза», «Глянь-ка, мама, посмотри».

  • Чтение произведений:  

Сказка «Зайчонок и снегирь», «Сказка про снегиря», «Снегирь», сказка Ирис Ревю «Снегирь и рябина», Т. Домаренок «Снегирь принес снег?», И.В.Трутнев «Воробей», «Синичкин календарь» В.Бианки, «Воробьишко» М.Горький, «О чем плачет синичка?» В.Сухомлинский.

Художественно-эстетическое развитие

 Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки. Учить изображать сороку, синичку и воробья. Подбирать цвет головы, грудки, крыльев и хвоста. Продолжать знакомить с частями тела птицы, с особенностями внешнего вида птиц. Учить вырезать из прямоугольников овалы; собирать птицу из частей, передавая позу, движения; составлять композицию. Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемой птице; развивать умение ритмично наносить точки с помощью ватных палочек, изображая снегопад; развивать эстетическое восприятие. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.   Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

  • Драматизация сказки: «Зайчонок и снегирь», «Снегирь».
  • Рисование: «Сорока-белобока».
  • Аппликация: «Кормушка».
  • Лепка: «Синички».
  • Просмотр мультфильмов «Зимняя сказка»; познавательного видео про снегирей.

Физическое развитие

Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развивать умение бегать в разных направлениях. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.

  • Подвижные игры: 

«Снегири», «Перелет птиц», «Птицы в гнездышках», «Птицы и кот».

  • Физкультминутки:

«Снегири», «Птички», «Птицы», «Маленькие птицы», «Мы кормушки смастерили», «Скачет шустрая синица».

  • Пальчиковые игры: «Снегири», «Сел на ветку снегирек», «Зимовать у нас остались», «Птички», «Ну- ка, посчитай-ка», «Мы кормушки смастерили», «Птичья кормушка», «Я зимой кормлю всех птиц».

 

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему «Покормите птиц зимой»;

- разучивание стихотворений о птицах;

- акция «Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли».

3-й этап. Заключительный.

•        Поощрение участников выставки.

•        Подведение итогов проекта, создание папки «Зимующие птицы».

Дети знают и называют:

- зимующих птиц, их внешний вид, место обитания, пища;

- отличительные признаки зимующих птиц;

- как добывают себе пищу зимой;

- зимние приметы и явления;

- дети стали более самостоятельны;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей.

-  Оформление выставки детских работ «Покормите птиц зимой»;

-  Тематическое занятие «Берегите птиц зимой!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста....

Проект. Познавательно - исследовательская деятельность по экологии старший дошкольный возраст (неживая природа). Тема: "Царица - Водица".

Исследовательская, поисковая активность детей старшего дошкольного возраста – естественное состояние ребенка, потому что по природе своей они исследователи. Именно эта активность лежит в основе появле...

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»

В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб...