Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Птицы нашего края».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Стенчина Зинаида Владимировна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Птицы нашего края».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_nashego_kraya.docx 23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Птицы нашего края».

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения.

Задачи:

1. Развивать связную речь, составляя описательный рассказ о птице, используя условные обозначения.

2. Упражнять в образовании однокоренных слов в игре «Птенцы» и умении отгадывать загадки.

3. Воспитывать любознательность, интерес к природе родного края, стремление заботиться о братьях наших меньших.

Планируемые результаты: ребёнок владеет фразовой речью, отгадывает загадки; умеет пользоваться условными обозначениями, схемами; любознателен, активен.

Словарная работа: подбор однокоренных слов, знакомство с понятием

 «оседлые птицы».

Демонстрационный материал: условные обозначения,  слайд-шоу «Птицы Красноярского края»,  аудиозапись «Голоса птиц», мяч.

Методы и приёмы:

- наглядные (слайд шоу, схемы);

- словесные (загадки, объяснение, вопросы, ответы, предвосхищающая оценка, чтение наизусть стихотворения А. Яшина "Покормите птиц зимой!", имитация голоса птиц);

- практические (динамические паузы).

1. Организационная часть.

В: - Ребята, начинается игра "Угадай-ка!" Я буду называть  несколько животных, а вы  постарайтесь назвать одним словом их группу.

а) лиса, волк, заяц (дикие животные);    

б) комар, муха, кузнечик (насекомые);  

в) карась, окунь, щука (рыбы);              

г) ворона, воробей, синица (птицы).      

В: -  Правильно. Чем же птицы отличаются от остальных животных?

Дети (варианты ответов) - Птицы летают, у них есть крылья, клюв, высиживают детёнышей, вьют гнёзда, есть перья.

Моделирование "Птицы".

Птицы бывают разные, но есть у них признаки важные:

Два крыла, чтобы летать, клюв, чтобы пищу добывать,

Оперение птиц согревает и в воздухе передвигаться помогает.

Хвост управлять помогает полетом, птицу можно сравнить с самолетом.

2. Основная часть.

В: - Мир птиц очень разнообразен. У каждого вида птицы свое строение клюва, окраска перьев, строение лапок, хвоста. У павлина самый красивый хвост. Колибри - самая маленькая птица на земле. Она как пчёлка пьёт нектар из цветов. Пингвины - эти птицы проводят большую часть жизни в воде. Они не умеют летать, зато очень хорошо плавают. Страус - самая большая птица. Он не умеет летать, но очень быстро бегает. Каждая птица приспособилась жить у себя на родине. Птицы, которые живут в жарких странах, погибнут у нас зимой, а те, которые живут в холодном климате, не смогут жить в жаре. Какие же птицы обитают в нашем крае?

Д: - Воробей, ворона, голубь, сова, дятел, ласточки, кукушка…

Игра "Назови птенца".

В: - Многие птицы с наступлением холодов улетают в тёплые края. Почему?

Д: - Птицам становится голодно.

В: - Мы их называем перелётными.

Динамическая пауза "Перелётные птицы".

Проводят дети.

Птицы летят высоко-высоко, разглядеть их с земли нелегко,

В бинокли понаблюдайте, как птицы летят, повторяйте!

Гуси и утки летят вереницей (дети бегут колонной, поднимая руки).

Стаей летят мелкие птицы (бег врассыпную).

Поодиночке летят кукушки.

Клином летят журавли над опушкой.

Птицы летят высоко, услышать их песню нелегко,

Они посылают нам с вами необычные телеграммы

(дети имитируют голоса птиц).

В: - Те птицы, которые остаются с нами зимовать называют зимующими или оседлыми. Вы с ними хорошо знакомы.

Загадки «Что за птица?»

После отгадывания, дети дают описание внешнего вида  птицы,

используя схемы.

В: - Я думаю,  вы легко отгадаете загадки о птицах.

1. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)

2. Непоседа – невеличка, желто-груденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку, а зовут меня... (Синичка)                    

3. Серый, маленький, смешной скачет рядышком со мной.

Я ему насыплю крошки, отгоню подальше кошку,

Ты чирикай веселей, мой хороший…(Воробей)                      

4. Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)                        

5. Ну, а это птица мира, только в небесах парила,

Быстро к нам спустилась в ноги, смело ходит по дороге.

И боится только кошек, ей даем семян и крошек.

С нами птица круглый год, воркованием поет. (Голубь)        

6. Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)                        

7. Носит серенький жилет, но у крыльев - черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар и  кричат: "Ка-а-ар! Ка-а-ар!"  (Ворона) 

8. Эти птички с хохолком  и красивые при том,

Хохолочек на головке. Птица яркая. Так ловко,

Будто дует, кто в свирель, распевает... (Свиристель)                

9.  Красногрудый красавец в саду кувыркался в пушистом снегу,

А потом он на веточку сел, засвистел и тихонько запел.

Кто зимою морозной поёт, почки, ягоды, шишки клюёт? (Снегирь)
В: - Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?

Д: - Человек развешивает птичьи столовые - кормушки. Их можно размещать на деревьях, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.

"Покормите птиц зимой".

Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма. Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,  видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть  и для птиц тепло.

Разве можно забывать:  улететь могли,

А остались зимовать  заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз  к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось  нам встречать весну!

3. Заключительная чась.

В: - Ребята, о чем мы с вами говорили сегодня на занятии? Любой из нас может изучать птиц, наблюдая за ними. Я вам желаю новых интересных открытий в окружающем мире живой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Животные и птицы»

Учить употреблять названия детёнышей животных и птиц в родительном падеже, единственного числа....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Весна прилетели птицы».

                         Основная образовательная область «Познание»Интеграция: «Коммуникация»,«Со...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Наша Родина - Россия»

Данный конспект учит воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному краю, городу, улице; Учит рассказывать о достопримечательностях города....

Конспект занятий по развитию речи в старшей группе. Тема НОД: «Зимующие Птицы»

Конспект занятий по развитию речи в старшей группе.Тема НОД:  «Зимующие Птицы»...