Конспект занятия – сомнения по исследовательской деятельности «Научная лаборатория воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия – сомнения по исследовательской деятельности «Научная лаборатория воды» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-_eksperimentirovanie.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия – сомнения по исследовательской деятельности в подготовительной группе № «Научная лаборатория воды»

Подготовил воспитатель Стрельникова В.В.

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды:

- отсутствие собственной формы, запаха, цвета, вкуса; текучесть; отражения в воде; вода может растворять предметы;

- объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;

- развивать навыки проведения лабораторных опытов; продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование. Помогать употреблять глаголы, характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет; развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

2.Развивающие задачи:

Способствовать развитию любознательности; развивать внимание детей; способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3.Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать культуру поведения; воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде; формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

- Лепбук «Научная лаборатория воды»- с различными карточками и схемами про воду: «Свойств воды», иллюстрации по теме «Вода»

Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, таз с водой, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, блюдечки, салфетки, апельсиновый и вишневый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко, сахар, соль, подсолнечное масло.

Методические приемы:

Проектная деятельность, беседа, вопросы, совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность), загадки, сюрпризный момент, игра.

Ход занятия:

Первая часть: (информационно-познавательная)

Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю

 Доброе утро! Я вас всех люблю!

 Желаю Вам хорошо заниматься!

 Слушать внимательно, ума набираться.

Приветствие гостей.

Воспитатель: Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки.

В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

Воспитатель: -Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

- Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус?

Дети: (Глобус – это модель Земли).

Воспитатель: - Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем?(синий, желтый, зеленый, коричневый) .

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым?

Дети: (Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

Воспитатель: - А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

Дети: (Значит, что воды больше)

Воспитатель: - Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинку показывают на лепбуке).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдетГвоздь упадет. (сосулька)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед)

- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели. Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

(Дети рассаживаются по пять человек за один стол.)

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1. «Вода - жидкость».

Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается.

Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).

Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Вывод: вода – жидкость.

Опыт№ 2. «Вода бесцветная»

- А сейчас возьмите стаканчики с водой и с молоком.

- Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Вывод: вода – прозрачная жидкость.

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».

- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

(У воды нет запаха).

- Понюхайте стакан с соком (апельсиновый).

Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».

- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).

- А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих

лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

Воспитатель: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь.

( звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

- Отдохнули, ребята?

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

Воспитатель: - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Опыт 6. Вода-растворитель.

Воспитатель: - Ребята, я попрошу вас подойти к следующему столу. На столе стоят три блюдца накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

«Белый камень в воде тает». (Сахар)

(Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку).

Воспитатель: - Теперь вторая загадка:

«В воде родится,

Воды боится». (Соль)

(Убираем салфетку со второго блюдца).

Воспитатель: - И, наконец, последняя загадка:

«Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде – пенится,

Брызгается и шипит». (Масло)

Воспитатель: - Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

Дети: Потому что они в ней исчезают, растворяются.

Воспитатель: - Давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду. Давайте возьмем две баночки с водой. В одну положим кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?

Дети: Сахар растворился в воде.

Воспитатель: - Теперь возьмем другую баночку и насыплем в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло.

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: - А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идёт самостоятельная работа детей.

Воспитатель: - Что произошло с маслом?

Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

Воспитатель: - Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Воспитатель: - Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Опыт 7. Очистка воды

Воспитатель: - Ребята, посмотрите ещё раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

Воспитатель: - Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала  чистой?

Дети: Её нужно очистить от масла.

Воспитатель: - А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из салфетки и установить его в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: - У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Идёт самостоятельная работа детей.

Воспитатель: - Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: - Куда же делось масло?

Дети: Всё масло осталось на фильтре.

Воспитатель: - Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в

водопровод.

Итог занятия:

Воспитатель: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них

мы узнаем на наших следующих занятиях

Сюрпризный момент: А сейчас давайте все вместе с помощью воды сделаем вкусные угощения для наших гостей.

Спасибо вам ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОДИЧКА – ВОДИЧКА».

Цель:Развивать у детей слуховое, зрительное тактильное восприятие.Активизировать речь детей за счет слов определений (мокрая, холодная, теплая, жидкая). За счет глаголов (льется, журчит, капает).Воспи...

Экспериментально - исследовательская деятельность «Научная лаборатория»

Цель: Овладение элементарными навыками работы с микроскопом.Задачи:• Познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов – микроскопом;• Организовать детское эксперим...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: "Чистая вода - наше богатство"

Непосредственно-образовательная деятельность экологической направленности на тему "Чистая вода - наше богатство"...

Конспект занятия по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе с использованием цифровой лаборатории «Наураша» Тема: « Секреты магнита»

Методическая разработка открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе ....

занятие - сомнение по исследовательской деятельности

занятие - сомнение по исследовательской деятельности...