Экспериментально - исследовательская деятельность «Научная лаборатория»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Цель: Овладение элементарными навыками работы с микроскопом.
Задачи:
• Познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов – микроскопом;
• Организовать детское экспериментирование с микроскопом;
• Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;
• Обогащать детей новыми, интересными знаниями;
• Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;
• Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением.
• Активизация и пополнение активного и пассивного словаря следующими словами и выражениями: микроскоп, пинцет, предметное стекло.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_laboratoriya_zanyatie.docx | 234.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 1 «Алёнушка»»
Туринского городского округа
Экспериментально - исследовательская деятельность
«Научная лаборатория»
Составитель: воспитатель -
Тимофеева Ирина Александровна
г. Туринск 2015
Экспериментально - исследовательская деятельность
«Научная лаборатория»
Цель:
• Овладение элементарными навыки работы с микроскопом.
Задачи:
• Познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов – микроскопом;
• Организовать детское экспериментирование с микроскопом;
• Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;
• Обогащать детей новыми, интересными знаниями;
• Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;
• Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением.
• Активизация и пополнение активного и пассивного словаря следующими словами и выражениями: микроскоп, пинцет, предметное стекло.
Ход:
В - Ребята, ответьте на вопрос - как называется этот предмет? Кто знает? (рассматривание микроскопа)
Д - Этот предмет называется микроскоп!
В - Верно! микроскоп! А как вы думаете, для чего он нужен?
Д - Микроскоп нужен для того, чтобы рассматривать самые маленькие предметы!
В - Какие молодцы, верно! А теперь посмотрите на микроскоп внимательней, это очень сложный механизм состоит из многих частей .
С помощью микроскопа мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят.
Для работы с микроскопом нам понадобится:
пинцет - с его помощью мы берём и переносим маленькие кусочки разных предметов, чтобы их не сломать и не испортить;
предметное стекло - нужно для того, чтобы класть на него различные предметы, которые хочется рассмотреть;
покровное стекло - покровным стеклом накрывается предмет, лежащий на предметном стекле.
Совсем оборудованием надо работать аккуратно, чтобы не поранится.
Сейчас мы с вами будем работать в научной лаборатории, одеваем специальную одежду (халаты)
В нашу лабораторию пришла посылка, в ней письма с вопросами.
Первое письмо от Маши и медведя. (открывает и читает письмо)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Воспитатель: Где встречается вода? (ответы детей)
Маша и медведь решили выпить чаю, но не знают от, куда можно набрать воды для чая, чтобы не заболеть.
Поможем Маше и медведю!
Какую воду можно пить?
Опыт 1: Рассматривание готовых образцов вода, из лужи, из крана
Цель: сравнение образцов воды;
Воспитатель: обращает внимание на банки. (В одной банке – вода из крана, другой банке из лужи) и предлагает сравнить воду в них:
- Одинаковая ли вода?
- Чем отличается вода?
- А как вы думаете, какая вода хорошая?
Из какой можно заварить чай?
Чтобы узнать, какая вода чище, в этом нам поможет микроскоп.
Рассматривание воды в микроскоп
Вывод: самая чистая вода из крана
- А если нет воды?
Как грязную воду превратить в чистую?
Опыт 2: очистка воды:
Цель: ознакомление с методами очистки воды;
Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта (работа детей)
Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой (проделать два раза)
Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.
а теперь давайте посмотрим очищенную воду в микроскоп
Вывод: Вода после фильтра стала чище.
Следующее письмо от ребят из детского сада.
Помогите, пожалуйста, разобраться! Почему из глины у нас получают человечки, а из песка нет?
Опыт 2:
Цель: сравнение песка и глины;
Возьмём баночку с песком и аккуратно высыплем немного песка в стаканчик (работают дети) Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из баночки глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок — «сыпучий». Глину нельзя так легко высыпать из баночки, как песок.
Попробуйте слепить из песка и глины. Из чего лучше лепится? А почему лучше лепить из глины мы узнаем, разглядев в микроскоп.
С помощью микроскопа внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зёрнышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, жёлтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Затем рассмотрим таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам».
А в глине частички, которые можно увидеть, намного меньше песчинок, они слипшиеся, поэтому можно сказать, что глина пластичная из неё легко лепить
Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу, вот по этому из глины легче лепить фигурки, чем из песка.
Игра «Песок-глина» на слово песок- дети разбегаются
на слово глина - берутся за руки
В следующем письме от фиксиков загадка:
«Вжик!» - застегнули джинсы. «Вжик!» - застегнули свитер. «Вжик-вжик!» - застегнули куртку «Вжик!» - застегнули обувь. Что это такое?
Но почему то там лежит птичье пёрышко, чем связана молния и перо птицы? Вы хотите узнать?
Опыт3: Цель: ознакомление с энциклопедической информацией.
Есть одна легенда, давним давно у оного учёного был друг, и он поранился, ему было трудно шнуровать ботинки. И тогда учёный решил помочь своему другу он изобрёл застёжку-молнию, а подсказало изобретателю принцип работы застёжки строение птичьего пера?
Ведь птичье перо имеет соединения, очень похожие на соединения застёжки-молнии.
Вот только, к сожалению, разглядеть их можно только под микроскопом.
Давайте рассмотрим: у пера есть стержень, от него в разные стороны отходят волосинки, которые зацепляются друг за друга крючками как в застёжке молнии
Давайте попробуем. Проведите пальцами по перу. Чувствуете, что волосинки достаточно крепко держаться друг за друга?
А теперь попробуйте разъединить их. Получилось? При этом пришлось затратить некоторое усилие
Теперь попробуйте восстановить соединение, для этого указательный палец расположите снизу, а большой сверху пера, и, сжимая пальцы, проведите ими вдоль разрыва, как будто застёгиваете застёжку-молнию. Восстановить соединение удаётся? А если не получается, значит, крючочки уже сломались, ведь они такие хрупкие.
Птицы восстанавливают соединение «застёгивая» их с помощью клюва. Чтобы «застёжка» работала исправно, птица тщательно ухаживает за своими перьями. О том, как они это делают, родители.
Вывод: между пером и застёжкой молнией есть сходства - одинаковые соединения с помощью крючков, можно застегнуть и расстегнуть.
Итог: Что мы с вами сегодня делали? Что такое микроскоп? Для чего он нужен?
Вам понравилась работать в нашей лаборатории? А что вам больше всего понравилось?
Наша лаборатория закрывается, если вы к нам придёте, то увидите много удивительного и интересного.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно- образовательная деятельность «Научно- исследовательская лаборатория Знайки»
закрепить знания о свойствах воды : - отсутствие собственной формы;- прозрачная;-вода- растворитель;- не имеет запаха.---познакомить с ее новыми свойствами в соприкосновении с другими вещес...
Проект по исследовательской деятельности "Научные забавы"
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необх...
1.1. Результаты участия воспитанников в проектно-исследовательской деятельности, научно-практических конференциях, соревнованиях
Раздел I к портфолио...
Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»
Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...
Проект. Познавательно - исследовательский «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности» (для детей средней группы)
Долгосрочный проект в средней группе...
Конспект занятия – сомнения по исследовательской деятельности «Научная лаборатория воды»
Конспект занятия – сомнения по исследовательской деятельности «Научная лаборатория воды»...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Научная лаборатория» с элементами квест-игры
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Научная лаборатория» с элементами квест-игры...
- Мне нравится (1)