"Весёлые матрёшки"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Маскова Алина Анатольевна

Цель: Приобщить детей к национальной культуре, через знакомство с русской народной игрушкой – матрёшкой; вызвать интерес к рисованию нетрадиционной  техникой.

Задачи:

Воспитательные:         

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, дружеские взаимоотношения.

Образовательные:

-расширить представление об особенностях  русской игрушки - “Матрешки”.

-обучить нетрадиционной технике рисования

-учить детей слушать взрослого и отвечать на вопросы

 Развивающие:

- развивать патриотические чувства детей посредством изобразительной деятельности.

- развивать внимание, мышление, творческие способности, мелкую моторику рук.

- развивать умение определять размер,  количество, свойства предметов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_matreshka.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по образовательной области

Окружающий мир/художественно-эстетическое развитие

наименование образовательной области

Группа:_2 мл гр Воспитатель ФИО)_МасковаА,А,

Тема: Весёлые матрёшки

Цель: Приобщить детей к национальной культуре, через знакомство с русской народной игрушкой – матрёшкой; вызвать интерес к рисованию нетрадиционной  техникой.

Задачи:

Воспитательные:        

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, дружеские взаимоотношения.

Образовательные:

-расширить представление об особенностях  русской игрушки - “Матрешки”.

-обучить нетрадиционной технике рисования

-учить детей слушать взрослого и отвечать на вопросы

 Развивающие:

- развивать патриотические чувства детей посредством изобразительной деятельности.

- развивать внимание, мышление, творческие способности, мелкую моторику рук.

- развивать умение определять размер,  количество, свойства предметов.

Предварительная работа:  чтение стихов, игры с матрешками, рассматривание иллюстраций с изображением различных узоров на сарафанах.

Используемый материал: демонстрационный сундучок, игрушка «Матрёшка», цветной силуэт матрёшки  без декоративного украшения.

Раздаточный: силуэты матрёшек на каждого ребёнка, гуашь, штампы, кисти, баночки с водой, салфетки.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» (рисование), «Речевое развитие», «Познавательное», «Физическое».

Этап/ продолжительность

Задачи этапа

Содержание совместной деятельности

Методы, формы приемы, возможные виды деятельности

Предполагаемый результат

педагог

дети

Вводная часть. Организационный момент

1 минута

Привлечь внимание детей к воспитателю

вызвать интерес к занятию.

Вносит сундучок с сюрпризом.

Загадывает загадку

Отгадывают загадку

Сюрпризный  момент (отгадывание загадки, появление игрушки)

Разворачивание сюжета занятия

Основная часть

______3___минут

Расширить представление о народной игрушке 

Во время беседы обратить внимание детей на характерные особенности народной игрушки( внешний вид, количество, размер, материал, цветовая гамма)

Участвуют в разговоре с педагогом при рассматривании матрешкой

Словесный

Дети проявляют интерес к русской народной игрушке. Различают по форме, цвету, узору. 

Проблемная ситуация.

________1_минут

Замотивировать предстоящей деятельностью

Предложить развеселить матрёшек, вызвать эмоциональный отклик.

Дети предлагают свои варианты решения проблемы.

Словесный, наглядный

Дети высказывают предположения

Динамическая пауза.

___1________минут

Сменить вид деятельности, предупредить утомляемость

Предложить детям игру отражающую тематику занятия.

Дети выполняют ритмические движения под музыку

Двигательные упражнения; музыкальное сопровождение.

В ходе динамической паузы дети испытывают эмоциональную и физическую разрядку.

Практическая работа.

 7 минут

Научить детей новым способам действий

Прикрепить на мольберт цветной силуэт  матрёшки

Показывает приёмы рисования оттиском штампа

Воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения, поощряет детей, дорисовывающих дополнительные детали.

 Выполняют рисунок штампом, дополняют деталями

Наглядный, практический

Дети овладевают новой техникой рисования, проявляют самостоятельность.

Заключительная часть.

Рефлексия

________2___минут

Обобщить воспоминания деятельности детей.

Рисунки детей раскладывает на столе

Рассматривают работы сверстников

Беседа, диалог

Дети получают эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: матрешка, расписная, народная игрушка, деревянная.

- Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу!

Гости в дом, радость в нём!

 (Дети проходят и присаживаются на лавочки).

Сядем ладком, поговорим мирком

 — Ребята, а у меня для вас сюрприз

Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала,

Принесла  игрушки непростые,

А волшебно-расписные.

Хотите узнать, что у меня в корзинке? Попробуйте отгадать загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Это… (Матрешка)

Они летом и зимой любят жить одна в одной,

Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришла матрешка

Матрешечка деревянная

Матрешечка  румяная.

Ребята, матрёшка – это русская народная игрушка.

А что вы знаете о матрёшке? А как она появилась?

В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. И, как у всякого порядочного отца семейства, росла у него дочка, Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла Машенька чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась. Вот и просит однажды Машенька своего отца: «Батюшка, сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку. А государство-то наше было деревянным. И всё, что в нём находилось, было сделано из дерева: и посуда, и мебель, и даже дома. И куколка, конечно, была тоже из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе. Но только не яркая была куколка, безликая какая-то получилась. Вот и пошёл Иван к своему соседу, Петру Золотые Кисти. Надо сказать, что мастер этот, Золотые Кисти, любую вещь мог так разукрасить, что от неё глаз было не оторвать! Так красиво у него получалось. И надо ещё добавить, что куколка Машенькина была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано десять штук, вместе с первой, конечно. Вот и расписал Пётр Золотые Кисти Машенькину куколку. Да такая пригожая она получилась, что любо дорого поглядеть! И остальных куколок, которые в первой прятались, тоже разрисовал. Вот и получились они точно сёстры – близнецы, всем одинаковые. И личико красивое, и рубашка, и сарафан с цветами лазоревыми. Про платочек тоже не забыл. Машенька на свою куколку наглядеться не могла. Назвала она её Матрёшка. Ни на миг с ней расстаться не соглашалась. И спать с собой укладывала, и кормила-поила её, и нехитрые свои детские новости ей рассказывала. А Матрёшка помогла Машеньке считать научиться. Да так быстро и правильно Машенька стала считать, что отец нарадоваться не мог на свою смышлёную дочку. И полетела весть о Машенькиной Матрёшке по всей Руси и за пределы её. И во многих городах, деревнях и сёлах стали делать таких куколок. Звали их всех одинаково, Матрёшка. А наряды были у всех разные. И только по наряду тому можно было сказать, откуда эта Матрёшка к нам в дом пришла.

 - А у нашей Матрёшечки есть ли секрет? Давайте посмотрим

Я  матрешку покручу,

И, во внутрь посмотрю!

Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней ещё одну, в-ль удивляется:
Ой, здесь ещё одна матрёшка!

- А вот и сестренка, матрешка поменьше (показ матрешки)

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, была одна матрешка, а теперь их сколько? (много)

- Правильно, много.

- А кто знает, из чего сделаны матрешки? (из дерева)

- Правильно, из дерева. Значит они какие? (деревянные)

- Молодцы, ребята! Матрешки деревянные.

- Наряды у матрешек какие? (красивые, яркие, разноцветные)

Воспитатель. – Давайте и мы с вами ненадолго превратимся в матрешек.

- Поставим Матрёшек рядом, и посмотрите одна матрёшка большая, а другая маленькая. Воспитатель вместе с детьми любуется  матрёшками: - Вот какие наши матрёшки хорошенькие. Посмотрите, они похожи друг на друга, как подружки.

Сколько сейчас у нас матрёшек? Много

Обратите внимание на наших матрешек, они все одинаковые или разные? 
Чем они отличаются? ( по высоте)

Это матрешка какая? – Маленькая!

Физкультминутка: «Мы — матрешки, вот такие крошки»

Ребята, а меня ещё что то есть в корзиночке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая матрешка у нас веселая, а эти, почему то  грустят?.) Но мне кажется нашим матрешкам чего – то не хватает? Как вы думаете, чего? Наши матрешки яркие, нарядные?

Дети: У них сарафан не расписан.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы поднять настроение нашим матрешкам? Как мы можем украсить наших матрешек? Какие фигурки на сарафанах матрешек?

Кручу, верчу, превратить вас в художников хочу.

В мастерскую проходите и матрешек нарядите.

Показ приёмов раскрашивания, дети выполняют работу.

-Прежде чем начать расписывать матрешек, поиграем в пальчиковую игру.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Показ приёмов раскрашивания, дети выполняют работу.

Матрёшка какая?

Дети:красивая, нарядная, расписная, веселая, розовощекая, пухленькая, деревянная, красочная, яркая, интересная, загадочная, румяная.

Посмотрите, вот они

И румяны и пышны.

В сарафанах пестрых

Наши русские матрешки.

К нам сегодня приходили веселые матрёшки, они нам очень понравились, а давайте, чтобы они к нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в области "Художественное Творчество" на тему: "Лепка."Весёлые матрёшки""

Конспект занятия по лепке  из цикла интегрированных занятий по теме: "Матрёшка"...

Театр игрушек "Весёлые матрёшки"

Эта деятельность очень легка в организации и нравится детям....

Интегрированная образовательная деятельность по ознакомлению с Рисованием . Тема: " Весёлые матрёшки"

Программное содержание:− Учить детей подбирать предметы по цвету, обратить внимание на то, что один и тот же цвет используется в окраске различных предметов (д/и «Игрушки»);− Упражнять дет...

Весёлые матрёшки"

Художественное творчество,социализация, музыка....

Конспект занятия "Весёлые матрёшки"

Занятие -аппликация для подготовительной группы....

Конспект занятия по рисованию Мы весёлые Матрёшки

Конспект этого занятия поможет рассказать детям об одном из видов народно-прикладного искусства, поможет сформировать практические умения и навыки рисования с образца; воспитывать эстетический вкус, л...

Конспект занятия по сенсорному воспитанию 1-ой младшей группу «В гости пришли весёлые матрёшки»

Программные задачи: познакомить с новым цветом–зелёный. Закрепить умение сопоставлять предметы повеличине. Развивать понимание слов «большой», «маленький», активизировать разговорную речь. Упражнять в...