2023-2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Я познаю мир»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
для детей 1,5-3 лет (первая младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie_pervaya_mladshaya1.docx | 63.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83 «Улыбка» города Смоленска
Принята на заседании педагогического совета от «___» _________ 2023 г. Протокол № ___ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад №83 «Улыбка» ____________ Тимофеева О.В. Приказ № ___ от ______2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
по познавательному развитию
«Я познаю мир»
Возраст обучающихся: 1,5-3 года
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Борисова Оксана Евгеньевна, воспитатель первой квалификационной категории
Смоленск
2023
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана по образовательной области «Речевое развитие» для группы раннего возраста МБДОУ «Детский сад №83 «Улыбка». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и Федеральной образовательной программе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий примерной основной образовательной программы дошкольного образования, комплексной образовательной программы «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой.
Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 1 раз в неделю, всего 34 раза в течение учебного года. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей второго года жизни допускается не более 10 минут.
Программные задачи
• Обогащать и расширять связи малыша с окружающим миром, развивать интерес к доступным его пониманию социальным, природным явлениям, предметам в повседневной жизни и в специально организованной деятельности; воспитывать заинтересованное и бережное отношение ко всему живому и к миру вещей.
• Создавать условия для удовлетворения потребности в новых впечатлениях, новых знаниях, в инициативной познавательной деятельности.
• Содействовать освоению доступных познавательных действий в форме экспериментирования, вопросов, чувственных способов познания, подражания.
• Содействовать дальнейшему сенсорному развитию ребенка в предметной и других видах деятельности.
• Содействовать развитию представлений: о человеке, о семье, о детском саде, о родном городе, поселке, деревне о труде взрослых, природе ближайшего окружения.
Данная программа предполагает реализацию национально-регионального компонента.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «Познавательному развитию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы
К концу учебного года ребёнок:
- активное приобретает информацию вербальным путем: задает разнообразные вопросы: «Где? Куда? Почему?», слушает разъяснения -
- может достаточно долгое время (до 5 минут и дольше) сосредотачиваться на интересующем его занятии
- может вариативно менять свои действия на пути достижения цели.
- активно привлекает взрослого для решения задач, которые не может выполнить сам (достать игрушку, надеть курточку и т.п.); в случае непонимания взрослым, что именно требуется, пытается объяснить это иначе.
- ориентируется в отношении гендерных представлений о людях и себе (мальчик, девочка, тетя, дядя) и возраста людей (дедушка, бабушка, тетя, дядя, дети).
- имеет первые представления о профессиях: продавец, воспитатель, врач, водитель).
- может использовать в игре предметы-заместители.
- способен к переносу действия на новые предметы (например, вместо совочка использует обломок игрушки или палочку и т.п.), при этом приспосабливает движение рук к свойствам нового материала.
- экспериментирует с новыми предметами, использует в деятельности их свойства.
- опирается в деятельности на простейшие сенсорные эталоны (различает основные цвета, формы, относительные размеры).
- различает и использует по назначению основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина); в сотворчестве со взрослым, а затем самостоятельно создает и увлеченно обыгрывает простейшие постройки (дорожка, башенка, мостик, диванчик, стол, домик и др.) из 2-7 деталей.
- пытается использовать приобретенные двигательные навыки в новых неожиданных условиях (преодоление препятствий, расстояний в изменившихся условиях).
Содержание рабочей программы
Продолжается введение малыша в мир природы и мир культуры. Это происходит в разных видах деятельности, предметно-опосредованном взаимодействии, эмоционально насыщенном общении ребенка с взрослым.
Соответственно расширяется кругозор детей, растет интерес к окружающему миру, развиваются познавательные способности. Основной способ познания, наиболее доступный в этом возрасте и базовый для всей последующей жизнедеятельности, – сенсорный. Этот способ естественно проявляется в природной сенсорно-моторной исследовательской активности ребенка.
Развитие ребенка в предметной деятельности. Создавать условия для инициативной поисковой познавательной активности, безопасного (под контролем взрослого) экспериментирования с заинтересовавшими ребенка предметами. Поддерживать инициативные наблюдения ребенка за явлениями, событиями, ситуациями, живыми и неживыми объектами, вызвавшими внимание, интерес ребенка, поощряя детские комментарии и вопросы по ним.
Продолжать расширять представления малыша о предметах ближайшего окружения, их свойствах, назначении и действиях с ними; развивать умение отбирать и группировать предметы по их свойствам.
Совершенствовать ориентировку в сенсорных свойствах предметов и умение выполнять сенсорно-ориентировочные действия не только практическим, но и зрительным способом (при выполнении хорошо освоенных действий).
Формировать способности к переносу способа действия в новую ситуацию (совочком набирать не только песок, но и гальку, листья и т.п.) и на новые подобные орудия (совочки из разного материала, разной формы, величины, конфигурации).
Содействовать развитию предпосылок творчества: способности находить замену традиционному орудию среди предметов-заместителей (использовать вместо совочка, лопатки кусочек фанеры, картона и т.п.).
Способствовать применению знаний и способов действия в поисковой познавательной активности. Содействовать развитию представлений о предметах домашнего обихода (мебель, посуда, лопатка, грабли, ведро, совок, веник и т.п.), личных вещах (одежда, обувь, умывальные и спальные принадлежности, игрушки), о человеке, семье, детском саде, трудовых действиях взрослых, городе, транспорте (автомашина, трамвай, троллейбус).
Продолжать приобщать детей к миру природы, содействуя появлению ярких, эмоциональных впечатлений, развитию конкретных представлений:
о растениях: строение дерева (ствол, листья, цветки, ветки, плоды
(семена); зависимость роста от воды, тепла, света, основные способы ухода (полив, рыхление);
о животных: обитатели аквариума (рыбки), птицы (попугаи), четвероногие животные (кошка, собака и др.), строение тела животных (голова, ноги, хвост, крылья), способы передвижения (летает, плавает, ходит, бегает), поведение (собака ест корм, лает), способы ухода;
о природных явлениях: состояние погоды, зависимость от нее поведения животных и людей (солнце светит тепло, дождь сыро, люди одеты в плащи, используют зонты).
Развитие ребенка в конструктивной деятельности.
Поддерживать интерес детей к разным предметам, обогащать представления об особенностях конструируемых предметов во время наблюдений, в повседневной жизни («Вот дорога: широкая – по ней много машин едет. А эта дорожка узкая, по ней может проехать машина?»).
Обеспечивать условия для зарождения и развития у ребенка замысла постройки, развивать умение подбирать для нее необходимые детали, ставить ребенка в ситуацию самостоятельного выбора материала, оценки результата (в процессе игрового использования). Расширять диапазон умений ребенка: строить по образцу взрослого, обыгрывать постройки, применять знания и умения в новых ситуациях(переносить), находить собственные способы действия (в соответствии с индивидуальными возможностями). Продолжать знакомить ребенка с разными деталями (разной величины, формы, цвета, выполненными из разных материалов), способствовать запоминанию названий деталей строительного материала.
Развитие ребенка в предметной деятельности | - создавать условия для инициативной поисковой познавательной активности. - продолжать расширять представления малыша о предметах ближайшего окружения, их свойствах, назначении и действиях с ними (отбирать и группировать предметы по свойствам). - содействовать развитию представлений о предметах домашнего обихода, личных вещах, о человеке, семье, детском саде, трудовых действиях, городе, транспорте. - продолжать приобщать детей к миру природы (о растениях, животных – строение, способы ухода и т.д.; о природных явлениях) |
Развитие ребенка в конструктивной деятельности | - поддерживать интерес к разным предметам; - обеспечивать условия для зарождения и развития у ребенка замысла, развивать умение подбирать детали, оценивать свой результат. - расширять умения строить по образцу, обыгрывать постройки, применять знания и умения в новых ситуациях. - продолжать знакомить с разными деталями. |
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (наблюдения) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения детского развития. Приложение 2.
Средства обучения
В МБДОУ созданы условия для развития детей: интерактивная доска, проектор, компьютер, картотека обучающих мультфильмов, игр, презентаций, демонстрационный материал, игрушки, различные конструкторы (строитель большой, малый, магнитный конструктор и т.д.).
2. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.
Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 3.
3. Работа с родителями по направлению «Познавательное развитие»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки-передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1. Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4. Формировать позитивные формы общения.
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4. Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Реализация программы рассчитана для работы с детьми младшего возраста (дети 2-3 лет). Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
В группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Работа с родителями по направлению «Познавательное развитие ребенка» осуществляется согласно плану. Приложение 4.
4. Работа с социальными партнерами по направлению «Познавательное развитие ребенка»
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строится с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• работу с семьями воспитанников детского сада.
Работа с социальными и партнерами по направлению «Познавательное развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.
Используемая литература
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в первой младшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1,2 | Мой детский сад (адаптационный период) | 1. Игра «Найди и назови» | Цели: Познакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушка мишка; учить описывать игрушку (называть части, величину, признаки), находить ее изображение на картинках, сравнивать большую и маленькую игрушки; развивать речь, интерес к движениям под музыку; обогащать словарь детей. |
Тема: Любимые игрушки (сравнение пластмассовых, резиновых, тканевых игрушек на ощупь). | Цели: знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, выполнять простые поручения, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки на ощупь. Развивать речь, тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме. | |||
3,4 | Осень золотая | Тема: «Осень золотая» Осенний праздник | Цели: расширять представления детей об окружающей природе, о предстоящем осеннем празднике; развивать художественное восприятие, внимание; воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать желание создавать материалы для украшения к празднику. | |
Октябрь | 1,2 | С бабушкиной грядки | ||
3,4 | Фруктовый сад бабушки | |||
Ноябрь | 1,2 | Мои меньшие друзья | Тема: Лошадь с жеребенком. Знакомство с игрушечной лошадкой. | Познакомить с лошадью и жеребенком; учить сравнивать лошадь с жеребенком, называть части игрушечной лошадки, произносить звукоподражания, развивать внимание, речь, общую моторику, тактильные ощущения. |
3,4 | Кто живёт на птичьем дворе? | Тема: «Петушок с семьей» Сказка на фланелеграфе (по мотивам сказки К. Чуковского «Цыпленок») | Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом | |
Тема: «Дружная семья». Инсценировка русской народной песенки «Вышла курочка гулять…» | Цели: познакомить детей с понятием семья», развивать навыки общения, общую моторику, координацию движений; учить внимательно слушать художественное произведение, выполнять движения, соответствующие тексту, воспитывать интерес к игре-инсценировке. Проявляет интерес к миру природы при знакомстве с семьей петушка, активность в выполнении простейших танцевальных движений под музыку; эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературные произведения: потешки, инсценируют с помощью атрибутов. «Любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «овладевший необходимыми умениями и навыками самостоятельности в бытовом и игровом поведении» | |||
5 | Лесные обитатели – звери | Тема: Знакомство с волком. Волк в гостях у ребят. | Познакомить детей с животными леса: дать представление о волке; учить внимательно рассматривать картинку, отвечать на вопросы по ее содержанию; развивать речь. | |
Декабрь | 1 | Лесные обитатели – звери | Тема: Домашние животные и их детеныши. Игра «Послушай и назови». . | Познакомить детей с домашними животными и их детенышами, учить называть и сравнивать их по величине; развивать любознательность, память, внимание, речь; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к животным |
2 | Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает… | Тема: Кто нам помогает? (о няне). Игра «Кто что делает»? | Формировать представления о труде взрослых и воспитывать уважительное отношение к нему; учить называть действия, изображенные на сюжетных картинках, отвечать на вопросы, называть предметы-помощники няни и их назначение, обогащать словарный запас; развивать общую моторику, внимание; воспитывать интерес к движениям под музыку. | |
3 | Выпал беленький снежок, да на беленький ледок… | Тема: Зима. Тепло оденем куклу. | Уточнить представления о зиме, ее признаках; учить отмечать погодные условия, различать сезонную одежду (зимнюю), способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; развивать внимание, речь, общую моторику. | |
4 | Дед Мороз в гостях у ребят | Тема: Зимние забавы. Рассматривание картины «Зимние забавы». | Уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью; развивать слуховое восприятие, навыки соотнесения зрительного образа со слуховым; активизировать словарь по теме «Зима». | |
Январь | 2,3 | Мы на месте не сидим, стол и стульчик смастерим! (мебель) | Тема: Мебель в нашей группе. Мебель для кукол. | Учить детей различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении, развивать внимание, речь. |
4 | В мире посуды | Тема: Чайная посуда. Куклы у нас в гостях. | Расширять представление детей о посуде, познакомить с названиями предметов чайной посуды и их назначением; расширять словарный запас, учить выполнять поручения, развивать речь | |
5 | В мире одежды | Тема: Одевание куклы на прогулку. Рассматривание кукольной одежды. | Уточнить представления об одежде, о назначении вещей; способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; активизировать словарь по теме. | |
Февраль | 1 | Мои любимые игрушки | Тема: Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая (игрушки) Едем на автобусе. | Учить различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колеса, окна. |
2 | Кто к кормушке прилетел? | Тема: Покормим птичек. Игра «Что делают птички?» | Дать представление о птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их, развивать внимание, речь, память; воспитывать любовь к живым существам и желание помогать им (кормить). | |
3 | Папин праздник | Тема: Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов. Игра «Пароход» | Учить различать и называть качества предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий; свойства: тонет, плывет; учить четко и правильно произносить звук [у]; упражнять в различении громких и тихих звуков; развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности. | |
4 | Мы едем, едем, едем… | Тема: «Рассматривание игрушечных машин» Игра «Покатаем игрушки» | Учить различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, а также их основные части: кабину, кузов, колеса, окна; учить описывать разные игрушечные машины, развивать речь, внимание, общую моторику. | |
Март | 1 | Мамин праздник | Тема: Комнатные растения в нашей группе. Ознакомление с комнатными цветами группы. | Познакомить с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; учить внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их. |
2,3 | Весна пришла! | Тема: В обувном магазине. Какая бывает обувь. | Учить различать по внешнему виду обувь, отвечать на вопросы; развивать внимание, речь, общую моторику, слуховое, зрительное восприятие, активизировать словарь по теме «Обувь»; воспитывать желание помочь тем, кто в этом нуждается. | |
4 | Удивительный мир цветов | Тема: Игра «Куда что положить?» Игра «угадай по описанию» | Совершенствовать способности обобщать, учить группировать предметы по назначению, отвечать на вопросы; развивать мышление, речь, внимание, восприятие; обогащать словарный запас. | |
Апрель | 1,2 | Мама, папа, я – очень дружная семья | Тема: Игра с матрешками. Матрешки танцуют. | Вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание. |
3 | Все работы хороши (профессии) | Тема: Профессии: повар, врач, шофер. Игра «Кому что нужно для работы?» Игра с предметами. . | Упражнять в названии предметов и их качеств, соотнесении орудий труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер), развивать слуховое восприятие, группировать предметы по способу использования, подбирать предметы по тождеству, способствовать развитию речи как средства общения | |
4 | Пилим, пилим, забиваем – дружно папе помогаем (орудия труда) | Тема: Мамины помощники. Игра «Угадай и назови». | Развивать общую моторику, слуховое внимание, расширять словарный запас; учить группировать предметы по способу использования, называть цвет, величину предметов, способствовать развитию речи, как средства общения. | |
Май | 1,2 | Забавные букашки (насекомые) | Тема: Любимые игрушки у ребят. Рассматривание и описание игрушек. . | Развивать общую моторику, слуховое внимание, выявить предпочтения детей в игровой деятельности, учить составлять простые предложения из словосочетаний; учить сравнивать знакомые предметы, подбирать предметы по тождеству, группировать по способу использования, способствовать развитию речи как средства общения |
3,4 | Азбука безопасности | Тема: Наблюдение за золотой рыбкой. Коллективный рассказ о рыбке. | Дать представление о рыбке как о живом существе, о том, что она нуждается в уходе и бережном обращении (нельзя стучать по стенкам аквариума, ловить рыбок руками); развивать интерес к живой природе, воспитывать желание ухаживать за аквариумными рыбками. | |
5 | Скоро лето! | Тема: Кто трудится на огороде? Игра «Кто что делает?» | Учить различать предметы на огороде, познакомить с трудовой деятельностью на приусадебном участке, расширять словарный запас детей, развивать игровые навыки; продолжать знакомить с названиями предметов ближайшего окружения (растения на огороде), способствовать развитию речи как средства общения. |
Календарно-тематическое планирование по конструированию в первой младшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1,2 | Мой детский сад (адаптационный период) | «Построим высокую башню" | Продолжать учить строить башенку-только из большого количества деталей Л.В.Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду стр.16 |
3,4 | Осень золотая | «Построим две башенки разного цвета» | Продолжать учить строить две башенки разного цвета Набор кубиков двух цветов Л.В.Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду стр.16 | |
Октябрь | 1,2 | С бабушкиной грядки | «Две праздничные башенки по образцу воспитателя» | Учить строить две праздничные башенки по образцу воспитателя Строительный материал Л.В.Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду стр.16 |
3,4 | Фруктовый сад бабушки | Занятие -повторение
| Учить детей самостоятельно строить башенки разного вида, акцентировать внимание на цвете; способствовать речевому общению Строительный материал Л.В.Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду стр.16 | |
Ноябрь | 1,2 | Мои меньшие друзья | « Узкая дорожка»
| Учить строить дорожки из кирпичиков; развивать речевую активность. Строительный материал Л.В.Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду стр.17 |
3,4 | Кто живёт на птичьем дворе? | « Широкая дорожка» | Учить производить элементарные действия с однородным материалом, сооружать широкую дорожку; развивать желание общаться, учить игровым действиям. Строительный материал Л.В.Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду стр.17 | |
5 | Лесные обитатели – звери | « Широкие и узкие дорожки» | Учить детей сооружать широкие и узкие дорожки Строительный материал Л.В.Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду стр.17 | |
Декабрь | 1 | Лесные обитатели – звери | Занятие- повторение | Учить детей самостоятельно строить дорожки разного вида, акцентировать внимание на цвете; способствовать речевому общению Строительный материал Л.В.Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду стр.17 |
2 | Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает… | «Домик из четырех вертикально стоящих кирпичиков. Перекрытие образовано двумя кирпичиками и двумя призмами». | Продолжать обучать строить домик из четырех вертикально стоящих кирпичиков. Перекрытие образовано двумя кирпичиками и двумя призмами. | |
3 | Выпал беленький снежок, да на беленький ледок… | «Домик, но с окошечком» | Учить строить такой же домик, но с окошечком | |
4 | Дед Мороз в гостях у ребят | «Лесенка из шести кубиков». | Учить строить лесенку из шести кубиков | |
Январь | 2,3 | Мы на месте не сидим, стол и стульчик смастерим! (мебель) | Конструирование «Мебель» (стул и стол). | Учить одновременно действовать с деталями двух видов - кубиками и кирпичиками, различать их; привлекать к общению. Л.В.Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду стр.17 |
4 | В мире посуды | «Горка, (лесенка из трех ступенек с приставленной к ней призмой)» | Учить строить горку (лесенку из трех ступенек с приставленной к ней призмой) | |
5 | В мире одежды | «Горки по памяти для гостей зайчиков» | Учить детей строить гостям - зайчикам горки по памяти | |
Февраль | 1 | Мои любимые игрушки | Игра «Построй такой же» | Продолжать строить мебель: кресло, диванчик, кроватку. |
2 | Кто к кормушке прилетел? | Занятие- повторение | Учить детей самостоятельно строить лесенки разного вида , способствовать речевому общению | |
3 | Папин праздник | «Машины по образцам» | Закрепить с детьми знания о машинах, цвете и названиях деталей | |
4 | Мы едем, едем, едем… | «Транспорт. Автобус и грузовик» | Продолжать обучение детей строить транспорт Л.В.Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду стр.18 | |
Март | 1 | Мамин праздник | Занятие- повторение | Учить детей самостоятельно строить лесенки разного вида , способствовать речевому общению |
2,3 | Весна пришла! | По желанию. (Предлагаются матрешки для обыгрывания построек вместе со строительным материалом). | Закреплять умение строить мебель для кукол; выбирать из общего количества строительного материала нужные детали. | |
4 | Удивительный мир цветов | Занятие- повторение | Учить детей самостоятельно строить транспорт разного вида, способствовать речевому общению Л.В.Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду стр.17 | |
Апрель | 1,2 | Мама, папа, я – очень дружная семья | «Заборчики» | Формировать навык постройки по образцу воспитателя, развивать умение рассматривать образец. Учить устанавливать кирпичики по - разному и чередуя их по цвету. |
3 | Все работы хороши (профессии) | Заборчик по предложению воспитателя. | Учить строить заборчики по предложению воспитателя. Формировать навык постройки по образцу воспитателя, развивать умение рассматривать образец. | |
4 | Пилим, пилим, забиваем – дружно папе помогаем (орудия труда) | «Две скамеечки для зайчиков соответствующего размера: узкую и широкую» | Учить строить две скамеечки для зайчиков соответствующего размера: узкую и широкую | |
Май | 1,2 | Забавные букашки (насекомые) | «Узкие и широкие ворота» | Учить детей строить узкие и широкие ворота. |
3,4 | Азбука безопасности | Занятие- повторение | Учить детей самостоятельно строить лесенки разного вида , способствовать речевому общению | |
5 | Скоро лето! | Занятие- повторение | Учить детей самостоятельно строить лесенки разного вида , способствовать речевому общению |
Приложение 2
Показатели педагогического мониторинга развития детей раннего возраста (к концу второго года),
1-ая младшая группа
№ п/п | ФИ ребенка | 1. Активное приобретение информации вербальным путем: задает разнообразные вопросы: «Где? Куда? Почему?», слушает разъяснения | 2. Может достаточно долгое время (до 5 минут и дольше) сосредотачиваться на интересующем его занятии | 3. Может вариативно менять свои действия на пути достижения цели. | 4. Активно привлекает взрослого для решения задач, которые не может выполнить сам (достать игрушку, надеть курточку и т.п.); в случае непонимания взрослым, что именно требуется, пытается объяснить это иначе. | 5. Ориентируется в отношении гендерных представлений о людях и себе (мальчик, девочка, тетя, дядя) и возраста людей (дедушка, бабушка, тетя, дядя, дети). | 6. Имеет первые представления о профессиях: продавец, воспитатель, врач, водитель). | 7. Может использовать в игре предметы-заместители. | 8. Способен к переносу действия на новые предметы (например, вместо совочка использует обломок игрушки или палочку и т.п.), при этом приспосабливает движение рук к свойствам нового материала. | 9. Экспериментирует с новыми предметами, использует в деятельности их свойства. | 10. Опирается в деятельности на простейшие сенсорные эталоны (различает основные цвета, формы, относительные размеры). | 11. Различает и использует по назначению основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина); в сотворчестве со взрослым, а затем самостоятельно создает и увлеченно обыгрывает простейшие постройки (дорожка, башенка, мостик, диванчик, стол, домик и д.) из 2-7 деталей. | 12. Пытается использовать приобретенные двигательные навыки в новых неожиданных условиях (преодоление препятствий, расстояний в изменившихся условиях). |
1 Активное приобретение информации вербальным путем: задает разнообразные вопросы: «Где? Куда? Почему?», слушает разъяснения
2 балла - задает разнообразные вопросы, выслушивает объяснения.
1 балл - задает разнообразные вопросы, но ответы на них не выслушивает; или ведет себя прямо противоположно: с интересом выслушивает объяснения, инициируемые взрослым, но сам вопросов не задает.
0 баллов - не задает самостоятельно вопросов познавательного характера и не интересуется объяснениями взрослого.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения сданными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 1).
2. Может достаточно долгое время (до 5 минут и более) сосредотачиваться на интересующем его занятии
2 балла - может долго (до 5 минут и дольше) заниматься интересующим его делом.
1 балл - может, занимаясь интересным ему делом, отвлекаться, но вновь возвращаться к нему самостоятельно или при напоминании взрослого.
0 баллов - не может ничем заниматься до 5 минут и более: отвлекается и к прерванному занятию уже не возвращается даже при напоминании взрослого.
3. Может вариативно менять свои действия на пути достижения цели
2 балла - может вариативно менять свои действия на пути достижения цели (просто просит заинтересовавшую игрушку, предлагает другую взамен, наблюдает, когда другой ребенок ее оставит, чтобы взять и т.п.).
1 балл - не может самостоятельно менять свои действия при достижении цели, но следует советам взрослого (поменяйтесь, подожди).
0 баллов - не может самостоятельно менять свои действия при достижении цели и не следует советам взрослого.
4. Активно привлекает взрослого для решения задач, которые не может выполнить сам (достать игрушку, надеть курточку и т.п.); в случае непонимания взрослым, что именно требуется, пытается объяснить это иначе.
2 балла - адекватным образом привлекает взрослого для решения собственных задач (тянет куда-то, показывает на требуемое, пытается объяснить и т.д.), продолжает попытки в случае непонимания взрослым того, что хочет ребенок.
1 балл - не слишком настойчив в привлечении взрослого для решения собственных задач, неудачные попытки заканчиваются плачем.
0 баллов - не пытается адекватным образом привлекать взрослого для решения собственных задач (либо прекращает попытки, либо проявляет агрессию).
5. Ориентируется в отношении гендерных представлений о людях и себе (мальчик, девочка, тетя, дядя) и возраста людей (дедушка, бабушка, тетя, дядя, дети).
2 балла - правильно называет и показывает (на картинках или в действительности) людей разного пола и возраста (малыш, мальчик, девочка, дети, тетя, дядя, бабушка, дедушка).
1 балл - в целом правильно показывает и называет людей разного пола и возраста, но может перепутать 1-2 названия.
0 баллов - делает ошибки, показывая и называя людей разного пола и возраста.
6. Имеет первые представления о профессиях: продавец, воспитатель, врач, водитель).
2 балла - может правильно определить на картинках профессию человека («Где тут водитель? А где воспитатель (продавец, врач)?»).;
1 балл - в целом правильно показывает людей определенных профессий, но может ошибаться; исправляется после наводящего вопроса взрослого.
0 баллов - часто ошибается при показе картинок или вообще отказывается отвечать.
7. Может использовать в игре предметы-заместители
2 балла - использует в играх палочки, камушки, элементы дидактических игрушек для обозначения иных объектов и предметов (ложки, конфеты, машинки, печенья и т.п.).
1 балл - использует предметы-заместители в основном в совместных с взрослым играх.
0 баллов - не использует предметы-заместители.
8. Способен к переносу действия на новые предметы (например, вместо совочка использует обломок игрушки или палочку и т.п.), при этом приспосабливает движение руки к свойствам нового материала
2 балла - самостоятельно заменяет одни предметы другими, со сходными функциональными свойствами.
1 балл - может заменять одни предметы другими, со сходными функциональными свойствами, по совету взрослого.
0 баллов - не заменяет одни предметы другими даже по совету взрослого.
9. Экспериментирует с новыми предметами, использует в деятельности их свойства
2 балла – новые предметы вызывают активное изучение свойств и экспериментирование со свойствами: тут же пытается использовать предмет в своей деятельности и (или) высказывает предположения по его использованию («А это можно…»).
1 балл – новые предметы вызывают заинтересованность и экспериментирование со свойствами, но попытки использовать свойства этих предметов в деятельности возникают только после предложений взрослого.
0 баллов – не экспериментирует с новыми предметами и не использует в деятельности их свойства.
10. Опирается в деятельности на простейшие сенсорные эталоны (различает основные формы, цвета, относительные размеры)
2 балла - различает основные формы, цвета, размеры (правильно показывает их при игре с блоками Дьенеша или подобными дидактическими игрушками), при назывании может допускать ошибки.
1 балл - в целом различает основные формы, цвета, размеры (правильно показывает их при игре с блоками Дьенеша или подобными дидактическими игрушками), делает незначительное число ошибок при показывании.
0 баллов - делает много ошибок при показывании (по просьбе взрослого) фигурок разных размеров, формы и цвета.
11. Различает и использует по назначению основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина); в сотворчестве со взрослым, а затем самостоятельно создает и увлеченно обыгрывает простейшие постройки (дорожка, башенка, мостик, диванчик, стол, домик и др.) из 2-7 деталей
Воспитатель наблюдает за детьми в ходе организованной деятельности по конструированию, а также в ходе свободных игр, предлагая постройки из конструктора для создания развивающей предметной среды.
2 балла - самостоятельно или по предложению взрослого делает и обыгрывает простейшие постройки.
1 балл - проявляет интерес к конструированию простейших построек только в совместной с взрослым деятельности (строит, обыгрывает). Самостоятельной активности не проявляет, д
0 баллов - не проявляет интереса к постройкам из конструктора, не создает и не играет в них даже в совместной с взрослым деятельности.
12. Пытается использовать приобретенные двигательные навыки в новых, неожиданных условиях (преодоление препятствий, расстояний в изменившихся условиях)
2 балла — пытается залезть на сложную конструкцию на детской площадке, перелезть через поваленное дерево или скамейку, подлезть под стол вместо того, чтобы его обойти, и т.п.
1 балл - может попытаться выполнить вышеуказанные действия только после предложения взрослого.
0 баллов - не пытается использовать приобретенные двигательные навыки в новых неожиданных условиях даже после предложения взрослого.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения сданными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 2).
Приложение 3
План коррекционной работы по индивидуальным программам
по познавательному развитию в первой младшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Цель | Материал | Дата |
Сентябрь | 1,2 | ||||
3,4 | |||||
Октябрь | 1,2 | ||||
3,4 | |||||
Ноябрь | 1,2 | ||||
3,4 | |||||
Декабрь | 1 | ||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
Январь | 2,3 | ||||
4 | |||||
Февраль | 1 | ||||
2 | |||||
3,4 | |||||
Март | 1 | ||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
Апрель | 1,2 | ||||
3,4 | |||||
Май | 1,2 | ||||
3,4 |
Приложение 4
Работа с родителями по направлению «Познавательное развитие»
№ п/п | Дата | Тип мероприятия, тема | Цели и задачи | Необходимое оборудование | Результат |
Приложение 5
Работа с социальными партнерами по направлению «Познавательное развитие»
№ п/п | Дата | Тип мероприятия, тема | Цели и задачи | Необходимое оборудование | Результат |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «АБВГДейка» (развитие речи и обучение грамоте)
Направленность программы: социально-педагогическаяУровень программы: ознакомительныйВозраст учащихся: 3-7 лет Срок реализации программы: 2 года...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»Аннотация к программе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию «Финансовая культура» в старшей группе
Программа разработана для детей 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю 25- 30 минут (4 занятия в месяц) по подгруппам, индивидуально, коллективно....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа сенсорно – познавательной направленности «Удивительные прищепки»
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время у детей данного возраста недостаточно развита мелкая моторика рук, а работа с прищепками и вообще пальчиковые игры способствуют развитию мел...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа сенсорно – познавательной направленности «Волшебные пуговицы»
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности «Логика для дошкольника» для детей 3-4 лет
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо ...