Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности «Логика для дошкольника» для детей 3-4 лет
рабочая программа (младшая группа)

В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.Основываясь на работах П.Я.Гальперина, А. И. Раева, Н.Ф.Талызинойи других отечественных психологов, составлена план-программа развития мыслительных операций, способствующая более раннему формированию словесно-логического мышления детей и, таким образом уменьшению трудностей при обучении в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logika.docx63.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Винни - Пух»

Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю

к утверждению Заведующий МБДОУ

педагогическим советом № 1 «Детский сад «Винни - Пух»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности

«Логика для дошкольника»

для детей 3-4 лет

Срок реализации: 1 год

Попова О.В., воспитатель

Тамбов

Блок №1. « Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Пояснительная записка

Цель и задачи программы

Содержание программы

Планируемые результаты

Блок №2 « Комплекс организационно- педагогических условий реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы»

Календарный учебный график

Условия реализации программы

Формы аттестации

Оценочные материалы

Методические материалы

Список литературы

Блок №1. « Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Пояснительная записка

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

ООП разработана в соответствии: с международными правовыми актами:

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН , вступила в силу для СССР от );

Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1286 Генеральной Ассамблеи ООН от )

Законами РФ и документами Правительства РФ:

ст.30 Конституция РФ ст.7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 -ФЗ от ;

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от (с изм. и доп.);

«Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от г.);

Документами Федеральных служб:

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН ; (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 26); Нормативно-правовыми документами Минобразования России:

Приказ Министерства образования и науки РФ от г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

Приказ Минобрнауки России от №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Интеллектуальное развитие дошкольников – центральная задача педагогов-психологов, воспитателей и родителей. Однако в практической работе данному вопросу уделяется незначительное количество времени. Это снижает временные рамки формирования логических операций у дошкольников и отодвигает процесс становления словесно-логического мышления на начало школьного обучения. Разработки программы кружка «Логика для дошкольника» обусловлена поиском путей совершенствования процесса математической подготовки к обучению детей младшего дошкольного возраста. Необходимость работы в данном направлении обосновывается потребностью подготовки детей к школе, заказом родителей и педагогов.

Программа направлена на овладение детьми 3-4 лет умений сравнивать и обобщать группы предметов по нескольким признакам, находить сходство и отличие в этих группах предметов. Дети учатся выявлять зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам. Содержание программы способствует развитию мышления, самостоятельности, инициативности, творческого воображения. Математическая грамотность, развитое логическое и креативное мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Но зачем логика маленькому дошкольнику?

В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.Основываясь на работах П.Я.Гальперина, А. И. Раева, Н.Ф.Талызинойи других отечественных психологов, составлена план-программа развития мыслительных операций, способствующая более раннему формированию словесно-логического мышления детей и, таким образом уменьшению трудностей при обучении в школе.

Этапы формирования умственных действий:

1. Ориентировочный – знакомство детей с тем, как и в каком порядке надо действовать, что делать и с чего начинать. Основной акцент ставится на методы и способы выполнения действия, задается структура и последовательность выполнения его (показ и объяснение).

2. Этап выполнения действий в материальной форме. Практическое освоение действий с реальными объектами или их заместителями: схемами, моделями, изображениям (практическое выполнение детьми действий).

3. Этап выполнения действий в форме внешней (громкой речи) работа без опоры на реальные предметы, последовательность и способы выполнения проговариваются вслух (перенос из наглядно-действенного плана в речевой – внутренний).

4. Выполнение действий без озвучивания – «про себя».

Максимально быстрое, свернутое, результативное собственно умственное действие возможно только в младшем школьном возрасте. Способность выполнять его проявляется и у некоторых дошкольников.

Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру, а так же принципы личностно-ориентированного подхода. Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили[10;1] предлагают выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Цель программы:

Цель программы- овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности.

Задачи первого года обучения:

  • Формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы.
  • Развивать пространственное мышление ребенка на основе конструктивного характера; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, его творческое воображение, чувство цвета и формы, а также мелкую моторику рук.
  • Развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста, их пространственные представления, сообразительность, умение анализировать сложную форму и воссоздание ее из частей.
  • Формирование позитивного отношения к освоению логики; развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента.

Содержание программы.

Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, пришла к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску.

Возрастные особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста

Особенности развития детей младшего возраста.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста от 3-4 лет.

  • На рубеже трех лет любимым выражением ребёнка становится «Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет.
  • Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.
  • Дети 3 - 4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).
  • В 3 года ребёнок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
  • Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.
  • Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь);имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолёт, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник), праздниках (Новый год, День своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода тёплая и вода холодная, лёд скользкий, твёрдый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь). На четвёртом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.
  • Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.
  • В 3 - 4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого.
  • Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

Планируемый результат:

По итогам 1 года обучения:

Дети будут знать:

  • ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
  • умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.
  • умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.
  • ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.
  • способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
  • умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микро группах.

Будут уметь:

- выделять и называть форму, размер предметов, находить предмет по указанным свойствам, сравнивать и обобщать 3 – 4 предмета;

- самостоятельно выявлять отношения равенства и неравенства по размеру и количеству путем практического сравнения, зрительного восприятия;

- активно пользуется числами (1,2,3), словами «сначала – потом», «утром – вечером»; поясняет последовательность действий.

-проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов.

- приобретение важных социальных навыков- умеют действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату

Планируемые результаты первого года обучения:

-Дети называют форму предметов, фигур, размеры (длиннее, выше);

-знают и называют цвета и умеют правильно подбирать их;

-передают различие предметов по величине;

-выявляют последовательные зависимости величин, объясняет зависимости между элементами ряда;

-самостоятельно экспериментируют с целью определения неизменности количества и размера.

-применяют известные ему способы действий в новой обстановке – счет, сравнение, упорядочивание, группируют.

Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Календарный учебный график первого года обучения

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Цели занятия

сентябрь

Запомни рассказ.

«Что изменилось?»

Закончи рассуждения

«Подбери товарищей».

2

Развивать произвольную память, словесно –логическую память. Изучать логические приемы сравнение, классификация, аналогия, обобщение и т.д. Развивать зрительное внимание и зрительную память.

Учить детей выделять наиболее существенные признаки, которые обеспечивают развитие способности самостоятельно находить связи в усваиваемых знаниях и умениях.

Подбери предметы по расположению. Подбери парные карточки.

Знакомство с блоками Дьенеша.

2

Развивать логическое мышление, внимание и логические приемы такие как ограничение (выделение по определенным признакам одного или нескольких предметов из целой группы), отрицание (мысленное выявление признака предмета на основе противоположного признака).

Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по форме, цвету, размеру и толщине. Развивать умение сравнивать блоки между собой. Воспитывать любознательность и интерес к данному пособию.

Освоение эталонов цвета.Сказка «Улица разноцветных палочек»

Ориентировка на листе бумаги. Слева, справа, вверху, внизу.

2

Познакомить с принципом окраски палочек – «цветные семейки», с соотношением цвет – длина – число.

Учить отгадывать математические загадки, продолжать учить обозначать словами положение предмета относительно себя, учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации.

В мире цвета.

Понятия «много», «мало», «один».

Игры с палочками Кюизенера «Змейка»,

«У кого больше».

2

Учить называть и различать основные цвета радуги, учить соотносить цвет с предметом, развивать и воображение детей.

Формировать умение выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов. Развивать умение устанавливать отношение между понятиями «много», «один» «мало»;

Ориентироваться в групповом помещении;

Воспитывать умение слушать воспитателя.

Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятие «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения.

Закреплять названия геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.

Итого 8 часов

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Цели занятия

октябрь

Сравнение совокупностей предметов по количеству.

Задания с полочками Кюизенера

«Разноцветные вагончики»

«Столбики».

Понятия «столько… сколько».

Упражнения с логическими блоками Дьенеша

«Найди клад»

«Угадай – ка»

2

2

Продолжать формировать умение сравнивать совокупность предметов, по количеству, используя понятия «много», «один», «мало»; привлекать детей к самостоятельному составлению множеств и его дроблению на отдельные элементы; ориентироваться в групповом помещении;воспитывать умение слушать воспитателя.

Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета. Учить классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.

Формировать умение сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая один предмет на другой, различать равенство и неравенство (без счета, используя в речи «Столько…сколько»;

Развивать умение находить правую и левую руки;

Воспитывать умение дослушивать задание.

Развивать умение выделять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Учить обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный) и т.д.

Круг. Квадрат.Треугольник. Счёт до двух.

Упражнения с логическими блоками Дьенеша

«Помоги муравьишкам»

«Автотрасса»

(построй дорожку).

2

Формировать умение различать и называть круг и квадрат; продолжать формировать умение сравнивать совокупность предметов по количеству путем составления пар; познакомить с треугольником; создавать образы на основе характерных признаков; классифицировать предметы по признаку формы

освоение счёта до двух на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 1 и 2 элемента.

Закреплять усвоение понятий «один», «много», «мало»;

Развивать фантазию, творческие способности.

Развивать устойчивые связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства. Учить выделять свойства в предметах ,абстрагировать эти свойства от других ,следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.

Сравнение двух групп предметов. Счёт до двух.

Свойства

2

Формировать умение сравнивать количество предметов в двух группах используя слова: столько.., сколько.., поровну.., много.., мало.., один. Упражнять в составлении групп отдельных предметов. Развивать умение находить сходство между ними; закрепить счёт до двух;

различать и называть форму предметов: круглая, квадратная, треугольная;

Воспитывать умение общаться друг с другом.

Показать детям, что, помимо сенсорно воспринимаемых признаков, предметы имеют свойства, которые проявляются при их взаимодействии друг с другом. Свойства также имеют названия.

итого 8 часов

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Цели занятия

ноябрь

Ориентировка в пространстве. Понятия «вверху», «внизу», «на».

Столько…сколько.

2

Формировать умение находить предметы в пространстве, определяя местонахождение словами: вверху, внизу, на, с;

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разложенных в ряд;

Развивать умение группировать геометрические фигуры и формы по цвету;

Воспитывать умение общаться друг с другом;

Учить сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая один предмет на другой, различать равенство и неравенство (без счета) по количеству входящих в группу предметов; продолжать тренировать различать правую и левую руки.

Сравнение предметов по длине.

Понятия «длиннее», «короче»

Ориентировка в пространстве.

2

Формировать умение сравнивать контрастные по длине предметы; рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова длиннее, короче;

Развивать умение группировать геометрические фигуры и формы по цвету;

Воспитывать желание выполнить задание правильно.

Научить находить предмет п пространстве, определяя его местонахождения словами: вверху, внизу, на; упражнять в сравнении 2 групп предметов, разложенных в ряд; пользоваться словами.

Сравнение предметов по ширине.

Понятия «шире – уже», «широкий – узкий».

Счёт до трёх.

День – ночь.

2

Формировать умение сравнивать предметы по длине и ширине, используя слова шире - уже, широкий - узкий;обозначать результат сравнения словами; развивать умение группировать геометрические фигуры и формы по величине;освоение счёта до трёх; развивать умение группировать предметы по двум признакам (цвет-форма, или форма – размер); воспитывать желание выполнить задание правильно.

Научит различать части суток: день,ночь. Учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь. Сравнивать предметы по длине, составлять картинки из геометрических фигур.

Ориентировка в пространстве.

Понятия «слева», «справа», «посередине», «впереди», «сзади».

Сравнение двух групп предметов.

2

Формировать умение группировать геометрические фигуры и формы предметов по форме;

Упражнять в сравнении предметов по длине, а также в умении двигаться в заданном направлении и определении местонахождения предмета при помощи слов: впереди, слева, справа, сзади;

Развивать умение ориентироваться по стрелкам, указывающим направление;

Воспитывать желание выполнить задание правильно.

Упражнять в сравнении количества предметов (равное или неравное) в двух группах. Развивать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов, учить ориентироваться в пространстве.

Итого: 8 занятий

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Цели занятия

декабрь

«Сравнение предметов по ширине».

Счёт до трёх.

Занятия с палочками Кюизенера

«Строительство домов».

«Разноцветные флажки»

2

Продолжать формировать умение сравнивать предметы по ширине, используя слова: шире - уже, широкий - узкий;

Упражнять в сравнении двух групп предметов путем наложения, отражать в речи результат сравнения; определять количество путем пересчета (до 3) и без него;

Развивать умение определять направление движения по стрелкам-ориентирам и отражать его в речи.

Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?».

Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете.

Повторение

понятия

«утро», «день», «вечер», «ночь».

Занятия с палочками Кюизенера «Бусы»

«Елка»

2

Формировать представления детей о контрастных частях суток: день-ночь, утро- вечер;

Упражнять в счете до 2-3;

Развивать умение группировать предметы по цвету и форме одновременно (показать действия с блоками Дьенеша) Воспитывать желание выполнить задание правильно, а также умение общаться со сверстниками в процессе выполнения игровых упражнений.

Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения.

Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами; развивать представления об эталонах цвета.

Понятие «куб». Счёт до четырёх.

Игра – конструирование «Дом и мебель для матрешки».

2

Познакомить детей с кубом, продолжать развивать умение различать и называть г/ф (круг, квадрат, треугольник)

Закреплять умение определять равенства и неравенства предметов по контрастным признакам (широкий - узкий; длинный - короткий); освоение счёта до четырёх.

Развивать умение определять направление движения по стрелкам-ориентирам.

Учить детей выбирать палочки по словесному указанию взрослого, учить устанавливать соответствие между цветом и числом. Развивать воображение, зрительный глазомер.

«Время: утро, вечер, день, ночь».

Счёт до четырёх.

Игра – конструирование «Пирамидка и лесенка».

2

Продолжать упражнять в умении называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь;

Закрепить умение называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, куб; а также группировать их по двум признакам (ориентируясь на модель); продолжать упражнять в счёте до четырёх. Развивать воображение, мышление, умение объяснять простейшие обобщения;

Воспитывать умение выслушивать сверстников не перебивая.

Развивать у детей представление о цвете; длине. Умение сравнивать полоски по длине. Учить составлять из палочек изображения предметов простой формы.

Итого: 8 занятий

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Цели занятия

январь

Куб. Счёт до четырёх.

Треугольник

2

Формировать умение воспроизводить хлопки, движения на слух в доступном пределе(3-4);

Развивать умение группировать предметы по двум признакам одновременно (величине-форме, форме-цвету), объяснять простейшие обобщения;

Ориентироваться в основных пространственных направлениях от себя;

Воспитывать умение слышать воспитателя. Своевременно выполнять инструкции.

Сформировать представление о треугольнике как общей форме некоторых предметов. Закреплять опыт самостоятельного преодоления затруднений способом «спроси у того кто знает». Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ.

Сравнение предметов по величине.

Понятия «большой», «маленький».

На – над – под.

2

Формировать умение сравнивать контрастные по величине предметы; рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: большой, маленький;

Развивать умение группировать геометрические фигуры и формы по двум признакам;

Воспитывать желание выполнить задание правильно.

Уточнить представление о пространственных отношениях на – над – под. Упражнять в опыте самостоятельного преодоления затруднения под руководствам воспитателя ( на основе рефлексивного метода). Восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, создать ситуации успеха.

Сравнение предметов по величине, длине, ширине.

Счёт до четырёх.

Выше – ниже.

2

Продолжать упражнять в сравнении предметов по контрастным признакам (большой - маленький, длинный - короткий, широкий – узкий);

в умении ориентироваться во времени и пространстве, используя слова: за, на, под, над, дальше, ближе; упражнять в счёте до четырёх;

Развивать умение определять направление движения по стрелкам-ориентирам и отражать его в речи.

Уточнить представление о пространственных отношениях ниже – выше. Сформировать представление о сравнении предметов по высоте. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификацию.

Понятия «тяжёлый», «лёгкий».

Слева –справа.

2

Формировать умение определять массу предметов сенсорно- чувственным путем: тяжелый – легкий; Упражнять в умении воспроизводить хлопки на слух в доступном пределе; Закреплять в умении называть и различать предметы разной формы, находить их в групповом пространстве.

Уточнить пространственные отношения справа – слева – посередине. Повысить интерес к самостоятельному выполнению упражнений. Развивать логическое мышление, память, внимание, пространственную операцию. Упражнять в речевом сопровождении своих действий.

Итого: 8 занятий

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Цели занятия

февраль

Сравнение двух групп предметов. Счёт до пяти.

Найди клад.

2

Продолжать упражнять в определении равенства и неравенства предметов, (поровну, больше, чем.., меньше, чем); определять количество путем пересчета (до 4); освоение счёта до пяти. Закрепить умение называть и различать геометрические фигуры, а также группировать их по двум признакам (ориентируясь на модель).

Развивать умение выявлять в предметах сходства и различия, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Сравнение предметов по высоте. Понятия «высокий», «низкий».

»Угадай-ка».

2

Формировать умение сравнивать предметы по высоте, отражая в речи результаты сравнения: выше, ниже; Упражнять в различении контрастных частей суток;

Развивать умение находить предметы разной формы в групповом пространстве, соотносить форму предмета с геометрической фигурой, Воспитывать желание выполнить задание правильно.

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

Сравнение предметов по контрастным признакам. Счёт до пяти.

»Домик» игра со счетными палочками.

2

Продолжать упражнять в определении равенства и неравенства предметов по контрастным признакам (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, узкий – широкий); упражнять в счёте до пяти;

развивать умение определять количество путем пересчета и без него, выполнять поручения «дай 3 елочки». Воспитывать умение слышать воспитателя.

Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр; обобщение трех групп предметов.

Сравнение предметов по величине.

Цифра 1.

»Необычные фигуры».

2

Продолжать формировать умение сравнивать две группы предметов по величине. А также ориентироваться во времени.

Развивать умение различать и называть временные отрезки (загаданные в загадках); упражнять в умении раскладывать фигуры в определенной последовательности, по алгоритму (блоки Дьенеша); упражнять в счёте до пяти.

Знакомство с цифрой #1042;оспитывать умение слышать воспитателя. Своевременно выполнять инструкции.

Развивать способности к анализу, абстрагированию; умение следовать правилам при выполнении цепочки дейсвий (разветвленный алгоритм), творческого мышления, воображения.

Итого: 8 занятий

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Цели занятия

март

«Порядковый счет в пределах пяти». Цифра 1.

»Кошечка» игра – конструирование.

2

Формировать умение сосчитывать и сравнивать предметы в количестве 5, осваивать цифру 1, используя в речи: много, мало, столько же, одинаково, поровну;

Развивать умение представлять предмет (создавать образ) по схематическому изображению;

Закреплять умение различать и называть временные отрезки (загаданные в загадках);

Воспитывать умение общаться друг с другом.

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер.

Сравнение предметов по ширине. Цифра 2.

«Поезда».

2

Продолжать формировать умение классифицировать фигуры по 2- м признакам одновременно, читая схемы;

Развивать умение воссоздавать из элементов плоские и объемные геометрические фигуры;

Закреплять умение находить предметы заданной формы в групповом пространстве; знакомство с цифрой 2.

Воспитывать дружеские отношения между сверстниками в процессе деятельности.

Упражнять детей в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, цвету; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать ,самостоятельно формулировать вопросу и отвечать на них.

Сравнение предметов по величине. Цифра 2.

Решение логических задач. Выкладывание узора из геометрических фигур.

2

Продолжать упражнять в умении сравнивать предметы по величине, отражать результат сравнения в речи;

Развивать умение воспроизводить хлопки, движения на слух в доступном пределе(5); продолжать учить цифру 2.

Упражнять в умении раскладывать фигуры в определенной последовательности, по алгоритму (блоки Дъенеша);

Воспитывать умение слышать и выполнять инструкции.

Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое мышление и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать небольшие выводы.

Сравнение двух групп предметов. Цифра 3.

«Домино».

2

Продолжать формировать умения сравнивать контрастные и одинаковые предметы. Определять размер путем их непосредственного сравнения: приложение, сопоставление на глаз, используя в речи слова (длинный, короткий, самый длинный, еще длиннее); Знакомство с цифрой 3.

Развивать умение пользоваться планом расположения предметов в ограниченном пространстве;

Закреплять умение сосчитывать предметы в количестве 5-ти.

Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

Итого: 8 занятий

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Цели занятия

апрель

Сравнение предметов по весу: тяжёлый – лёгкий. Цифра 3.

«Дом и мебель для матрешки» игра - конструирование

2

Продолжать упражнять в умении ориентироваться в схеме собственного тела и основных пространственных направлениях от себя;

Развивать умение определять массу (вес) предметов сенсорно-чувственным путем; закрепление цифры 3.

Закрепить умение называть и различать геометрические фигуры, а также группировать их по двум признакам (ориентируясь на модель)

Воспитывать умение слушать и правильно выполнять инструкции.

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительную память.

Ориентировка в пространстве. Цифра 4.

»Угадай фигуру».

2

Продолжать упражнять в умении определять положение предмета, используя предлоги: на, над, в;

Закреплять умение находить геометрические фигуры по предложенным карточкам-схемам (два признака), используя блоки Дьенеша. Знакомство с цифрой 4; повторять счёт до пяти.

Развивать умение различать и называть временные отрезки (загаданные в загадках);

Активизировать в речи слова: раньше, позже, одновременно.

Воспитывать желание выполнить задание правильно.

Развивать логическое мышление, умение кодировать и декорировать информацию о свойствах.

Сравнение предметов по величине. Цифра 4.

»Белочка и ежик идут на день рождения» игровое упражнение.

2

Закреплять умение сравнивать предметы по величине, используя в речи: больше, меньше, равные по величине;

Продолжать развивать умение различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, куб). Закрепление цифры 4; количественный счёт до пяти.

Закреплять умение выполнять действия по условному знаку.

Учить детей выбирать палочки указанного размера, составлять из палочек изображения предметов простой формы. Развивать глазомер. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Время: утро, день, вечер, ночь.

Цифра 5.

Группирование по наличию, отсутствию одного свойства.

2

Упражнять в умении сосчитывать и сравнивать предметы в количестве 5-ти знать соответствующие количеству цифры. Знакомство с цифрой 5.

Группировать и воссоздавать из элементов плоские и объемные г/ф;

Различать понятия: сегодня, завтра вчера, утро, день;

Воспитывать умение слушать, не перебивая педагога и сверстников.

Учить делать небольшие выводы, убедиться, что блоки делятся на две группы. Найди отличия, развивать внимание, память.

Итого: 8 занятий

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Цели занятия

май

Сравнение двух групп предметов. Цифра 5.

Решение логических задач.

2

Закреплять умение группировать г/ф по определенным признакам указанным на карточке – схеме; закрепление цифры 5.

Пользоваться планом для воссоздания взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве;

Развивать умение определять направление движения по стрелкам-ориентирам,

Сравнивать предметы контрастные по длине, высоте (используя палочки Кюизенера)

Воспитывать умение слушать и правильно выполнять инструкции.

Продолжать учить решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы.

Количественный и порядковый счёт в пределах 5.

Помоги фигурам выбраться из леса». «Найди свою дорожку»

2

Закреплять умение составлять группы из отдельных предметов; находить сходство и различие, сравнивать предметы по величине, результат, отражая в речи. Закреплять счёт в пределах пяти, указывая на цифры.

Развивать логическое мышление, умение рассуждать. Учить группировать блоки по наличию и отсутствию двух свойств.

Экспериментирование. Из чего все сделано? Три состояния вещества и воды.

Экспериментирование. Жидкость. Свойства воды.

2

Зависимости и делать выводы. наблюдательность детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно– следственные.

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями.

Выполнение словесных инструкций.

Ориентировка в пространстве.

Диагностика.

2

Учить выполнять словесные инструкции. Воспроизводить повторяющиеся последовательности в речи. Использовать закономерности для прогнозирования событий.

Учить определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Развивать память и внимание.

Определение уровня знаний детей.

Итого: 8 занятий

#1059;словия реализации программы

Занятия начинаются с сентября и заканчиваются в мае (72 занятия в год)

Режим занятий:

Занятия по логике проводятся во второй половине дня.

Первый год обучения - количество занятий в неделю-2 раза в неделю, в месяц 8 занятий.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

- оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:

- данных планового мониторинга уровня логического мышления детей;

- бесед с воспитанниками и их родителями;

Проведение консультаций для родителей.

Методы и приемы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);

- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).

Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу обучения; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Игры и упражнения на развитие логического мышления являются средством достижения заявленной цели программы. Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

Принципы:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
  • Принцип доступности материала.

Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы:

Беседы, консультации, мастер – классы, анкетирование, и др.

Формы аттестации:

1 этап – открытое занятие кружка в форме праздника.

2 этап – выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие, выставка детских работ – аппликаций на основе наглядной геометрии.

Оценочные материалы:

Разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются диагностическая методика Светловой И.В. «Логика для дошкольников»

Высокий уровень: ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет:

  • мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;
  • способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей
  • формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения;
  • способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы;
  • владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микро группе.

Средний уровень:

  • ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
  • умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.
  • умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.
  • ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.
  • способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
  • умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микро группах.

Низкий уровень:

  • ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.
  • не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.
  • ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса.
  • не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.

Методические материалы:

  • Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 3 – 5 лет. –СПб: «Детство – Пресс»,1998.
  • Копытов Н.П. Задачи на развитие логики. М.,1998.
  • ГавринаС.Е.,Кутявина Н.Л. Я развиваю логику. –Ярославль, Академия развития 2009.
  • Новикова, В. П. Математика в детском саду: 3-4 года. Младший дошкольный возраст: конспекты занятий: учеб.-метод, пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Первые шаги в математику. Вторая младшая группа: метод, пособие / сост. Л. В. Буланова, М. В. Корепанова, А. М. Яценко, Л. С. Яценко. - Волгоград: Волгоградский гос. ин-т повышения квалификации работников образования, 2004
  • Талызиной Н.Ф."Уверена что будущее психологии за деятельностным подходом": статья в журнале «Психологический журнал», том 26, № 4, с. 106-113

Цукерман Г.А., ВенгерА.Л.Развитие учебной самостоятельности / М.: Открытый институт "Развивающее образование", 2010.

Литература

  • Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса: научное издание. - Минск: Университетское, 1990.
  • Бабаева, Т. И. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: учеб.-метод, пособие / Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, 3. А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.
  • Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991.
  • Волчкова, В. Н. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада: практич. пособие / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  • Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: «Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
  • Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина [и др.]; под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. -3-е изд., перераб. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 244 с.
  • Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997
  • ПетерсонЛ.Г. ,Кочемасова Е.Е.» Игралочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Магия творчества» (для детей 7-10 лет)

Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момен...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Логопедическая коррекция при устранении речевых нарушений у детей от 4 до 7 лет, в том числе и с ОВЗ»

Актуальность  программы.За последние годы резко возросло количество детей, имеющих ту или иную речевую патологию. Все чаще в воспитании и обучении детей наиболее актуальными и приоритетными стано...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мерсибо плюс» с использованием интерактивной доски Для детей 4-5 лет

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества. В последнее время роль информационно-коммуникативных технологий в системе дошк...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начального обучения чтению старших дошкольников «Цветной букварик»

Речевая  направленностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программадля начального обучения чтению старших дошкольников«Цветной букварик»Возраст обучающихся: 5 - 7 лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Шахматы для дошкольников»

1.1 Пояснительная записка      В современную эпоху развития и внедрения информационных технологий человеку важно ориентироваться в огромном объеме информации, уметь ее анализи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Экономическое воспитание дошкольников»

Дополнительная общеразвивающая программа «Экономическое воспитание дошкольников» (далее – Программа) разработана на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного...