Тематическое занятие "Птицы наши друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Слюсарь Наталия Анатольевна
Уточнить, расширить и систематизировать представление детей о характерных признаках, особенностях птиц. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц. Закрепить знания детей стихов, пословиц, поговорок, загадок о птицах. Побуждать у детей ласковое, заботливое отношение к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_nashi_druzya.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое занятие «Птицы – наши друзья».

Цель: Уточнить, расширить и систематизировать представление детей о характерных признаках, особенностях птиц. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц. Закрепить знания детей стихов, пословиц, поговорок, загадок о птицах. Побуждать у детей ласковое, заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа: беседа о птицах, чтение книг и рассматривание иллюстраций о птицах, выставка книг о птицах, заучивание стихов, пословиц, примет о птицах, загадывание и отгадывание загадок.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня  мы с вами будем говорить о птицах. Разве можем мы себе представить жизнь лесов, полей, лугов без птиц. А сколько пользы приносят птицы человеку! Люди издавна наблюдали за полётом птиц и мечтали подняться в воздух. Эта мечта осуществилась. Стремительные стальные птицы – самолёты покорили небесные просторы. Сильных и смелых людей приятно называть соколами, орлами, любимых зовут ласково журавушка, лебёдушка, голубка. А детей нежно называют чижиками, воробушками, а задиристых и драчливых – петушками. Послушайте их пение и постарайтесь определить, какие именно птицы поют (прослушивание грамзаписи с голосами птиц).

Воспитатель: - Какие же птицы бывают? Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки довольно много около 9 тыс. видов. Есть птицы очень большие, чуть не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, небольшие бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не умеют летать. Одни птицы живут в лесу, другие – только в степи, треть и- и там и тут. Но есть такие, которые не могут жить ни в лесу ни в степи. Они живут только в пустыни или в горах. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

 Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы бывают тоже очень разные. У одних птиц они появляются на свет голенькими и беспомощными, и родители с утра до позднего вечера хлопочут около них. Постепенно птенчики оперяются и вылетают из гнёзд. А у других птиц детишки, едва вылупившись из яйца, сразу встают на ножки и бегут за мамой. Они почти сразу умеют находить себе еду и прятаться в случае опасности. Одни птицы получили свои имена за голос, другие за цвет, третьи – за поведение.

Воспитатель: - Давайте, ребята, докажем, что мы все тоже любим птиц, ведь вы знаете столько много стихов о птицах (чтение стихов о птицах).

Воспитатель: - Ребята, знаете ли вы, что … 

(интересное об известном)

- Как птицы летают?

- Как птицы спят?

- Какого размера бывают птицы?- Какая птичка самая маленькая?

Воспитатель: - Ребята, давайте узнаем, что же вы знаете о птицах.

Викторина

Воспитатель: - Какие птицы первыми возвращаются весной?

(грачи, скворцы, жаворонки)

-Какую птицу называют лесным доктором?

(дятла)

-Какая птица любит воровать блестящие предметы?

(сорока)

- Зачем дятлу нужен длинный клюв?

(доставать личинки)

-Где живут скворцы?

(в скворечниках)

-Почему сороку называют птицей во фраке?

(за её чёрно-белый наряд)

- Каких перелётных птиц вы знаете?

- Какие птицы зимуют у нас?

- Почему мы птиц называем пернатыми друзьями?

(уничтожают вредителей)

Воспитатель: - Мы с вами слышим каждый день, как поют у нас на участке желтогрудые синички, чирикают воробушки. Давайте и мы с вами споём песни о наших любимых пернатых друзьях.

Песня – «Кукушка»

Песня – «Весна»

Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру.

Игра «Птичий домик»

Воспитатель: - А ну-ка ребята покажите, какие вы умные и смекалистые, отгадайте загадки о птицах.

Загадки:

-Эта птица болтлива, воровата,

 суетлива, cтрекотунья - белобока,

А зовут её … (сорока)

- Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! 

Клюй, не робей. Кто это? (воробей)

- Ты его узнаешь сразу:

 чернокожий, черноглазый,

 он за плугом важно ходит,

червяков, жуков находит (грач)

- Плотник острым долотом 

Строит дом с одним окном

«Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу!» (дятел)

Воспитатель: - Ребята, в давние времена люди тоже любили и уважали своих пернатых помощников – птицы им предсказывали погоду. Ведь вы тоже знаете приметы о птицах, а также пословицы.

Приметы:

- Чинит грач своё гнездо,                                                                                                             Не спешит карась на дно,                                                                                                    В луже плещется ворона,                                                                                                             По сосне течёт смола

Значит, день ушёл студёный,

Значит надо ждать тепла.

- Птицы в гнёздах не галдят,

Пчёлы в ульях не гудят,

Муравьи закрыли двери,                                                                                                               Разбрелись по норам звери,

Не летает стрекоза –Надвигается гроза

Пословицы:

- Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает.

- Грач на горе – весна на дворе.

- О том кукушка кукует и кукует, что гнезда у неё нет.

- Кто бы дятла знал, если б носом не стучал?

Воспитатель: - С птицами веселее жить.

Восходит солнце, и с первыми лучами просыпаются птицы, радуя всех своим чудесным пением. Чтобы птицы весной пели и у нас в детском саду, мы выйдем на прогулку и прибьём на дереве этот птичий домик.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по математическому развитию в подготовительной к школе группе Тематическая неделя « Птицы наши друзья» Тема «Весна! Ждем прилета гостей»

НОД по математическому развитию в подготовительной к школе группе  Тематическая неделя « Птицы наши друзья» Тема «Весна! Ждем прилета гостей»...

Конспект НОД в рамках тематической недели "Пернатые наши друзья"

План - конспект НОД "Долгожданная встреча"...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ – НАШИ ДРУЗЬЯ И ПОМОЩНИКИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИГРОВОЙ ДОСУГ Для детей подготовительной логопедической группы

Задачи:·        закрепить знания детей о домашних животных, их пользы в жизни человека , используя игровые, коррекционно- развивающие приёмы, музыкальные средства.·...

Проект тематической выставки: «Наши лучшие друзья – домашние тапочки»

Цель проекта: активизация творческого потенциала родителей и детей.Задачи проекта:·        Раскрыть творческие способности родителей.·...

План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо

План конспектпроведения непосредственно – образовательной   деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...

Примерное календарно-тематическое планирование Группа: средняя группа. Тема недели: «Наши друзья животные?»

Примерное календарно-тематическое планированиеГруппа: средняя группа. Тема недели:  «Наши друзья животные?»Цели деятельности педагога: закрепить знания детей об особенностях вне...