Семинар – практикум для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов».
учебно-методический материал
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар – практикум для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов». | 87.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов
«Повышение экологической компетенции педагогов».
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами детского сада.
Задачи:
- Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
- Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
- Развивать познавательный интерес у педагогов;
- Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
План семинара-практикума:
- Представление названия команды.
- Экологическая разминка.
- Загадки-иллюстрации.
- Угадай по пантомиме.
- Предметно-развивающая среда.
- Народные приметы.
- Решение педагогических ситуаций
- Творческий конкурс.
- Музыкальный конкурс.
Ход семинара:
Ведущий. Уважаемые коллеги! Сегодня в рамках семинара-практикума проводится брейн-ринг по теме «Повышение экологической компетенции педагогов». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе и продемонстрировать ваши многочисленные таланты.
Итак, начинаем.
Первое задание. Вам необходимо придумать название ваших команд (на выполнение отводится 1 минута).
Конкурс № 1. «Экологическая разминка»
Каждой команде предлагается по 10 вопросов, на которые нужно быстро ответить.
Вопросы для команды № 1
- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
- Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)
- Наука о животных. (Зоология)
- Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
- Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
- Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
- Самец кукушки. (Кукух)
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
- Какую траву любят кошки? (Валериана)
- Самая высока трава? (Бамбук)
Вопросы для команды № 2
- Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной)
- Лесной петух. (Глухарь)
- Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
- Наука о растениях. (Ботаника)
- Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)
- Трава от 99 болезней. (Зверобой)
- Пингвин птица или животное? (Птица)
- Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)
- Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц)
- Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Конкурс № 2. «Загадки - иллюстрации».
Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)
- И. И. Шишкин «Рожь»;
- А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
- И. И. Левитан «Март»;
- И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору»;
- И.И. Левитан «Берёзовая роща»;
- И. И. Шишкин «Корабельная роща»;
- И. И. Шишкин «Дубовая роща»;
- А. А. Пластов «Первый снег».
Конкурс № 3. «Предметно-развивающая среда»
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
- Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).
- Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
(Это: уголок природы в группе; участок детского сада.) - Что должно быть в уголке природы? Что должно быть на участке детского сада?
- (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
- Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.) - Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.) - Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование.) - Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы) - Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
- Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).
Конкурс № 4. «Народные приметы».
Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
(Роман Ругин)
Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.
- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию
- Ворона кричит зимой – к метели
- Лягушки квакают – к дождю
- Воробьи в пыли купаются – к дождю
- Около луны звезда народилась – к потеплению
- Собаки катаются – к пурге
Конкурс №5. «Решение педагогических ситуаций».
Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 2 ситуации). На решение отводится 5 минут.
Педагогические ситуации
1. Алёша прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Николаевна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Конкурс №6. «Творческое задание».
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.
1.Весна красна цветами, а осень пирогами.
2.Готовь сани летом, а телегу зимой.
3.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4.Любишь кататься – люби и саночки возить.
5.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
6. Яблоко от яблони недалеко падает.
Конкурс №7. Музыкальный конкурс.
Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.
Заключение:
Ведущий. На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией.
Список рекомендованной литературы (интернет – источники):
- http://docplayer.ru/32844808-Seminar-praktikum-dlya-vospitateley-ekologicheskoe-vospitanie-ekologicheskaya-tropinka-v-detskom-sadu.html
- https://educontest.net/ru/40404/викторина-по-экологии-для-воспитател/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
районный семинар дошкольных работников "Повышение экологической компетенции педагогов"
В рамках семинара-практикума провиел брейн-ринг по теме «Повышение экологической компетенции педагогов». приглашенным гостям предстояло выполнить задания, которые помогут выявить знания о природе и пр...
Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"
Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....
Семинар-практикум для педагогов «Повышение мастерства педагогов ДОУ в организации работы по ФЭМП у дошкольников»
Семинар-практикум«Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы педагогов в процессе формирования элементарныхматематических представлений у дошкольников».Цель: Методи...
Мастер-класс для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов».
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесно...
Практикум для педагогов ДОУ «Повышение компетенции педагогов в проведении развивающих занятий по профилактике дорожно-транспортных происшествий»
Цель: обмен опытом работы педагогов, через практическое занятие.Задачи:Систематизировать знания педагогов о правилах дорожного движения.Развивать практические умения педагогов.Создавать условия д...
Мастер класс для педагогов по теме: Повышение экологической компетенции педагогов.
Данный мастер класс был проведён мною для педагогов ДОУ и имел своей целью: расширять и систематизировать экологические знания педагогов; ктивизировать и развивать умственную и эмоциональную сферу лич...
Семинар в детском саду " Повышение экологической компетенции педагогов"
Семинар в деском саду "Повышение экологической компетенции педагогов"...