районный семинар дошкольных работников "Повышение экологической компетенции педагогов"
методическая разработка на тему
В рамках семинара-практикума провиел брейн-ринг по теме «Повышение экологической компетенции педагогов». приглашенным гостям предстояло выполнить задания, которые помогут выявить знания о природе и продемонстрировать многочисленные таланты наших педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар по экологии | 117.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит отчизну свою!
Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля. Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здоровому Смыслу… Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова, хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора контейнера угрожающе нависают над головой…Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, мы получаем неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье. Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды. Но если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова «экология». А первое звучит так – «наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов – ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.
А сейчас перед вами выступят воспитанники детских садов «Солнышко» и «Сказка»
- стихи, песня «Капельки»
- танец с гармошкой
Сегодня в рамках семинара-практикума проводится брейн-ринг по теме «Повышение экологической компетенции педагогов». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе и продемонстрировать ваши многочисленные таланты. Итак, начинаем наш брейн-ринг.
И сразу первое задание. Вам необходимо придумать название ваших команд (на выполнение отводится 1 минута).
Конкурс № 1. «Экологическая разминка»
Каждой команде предлагается по 10 вопросов, на которые нужно быстро ответить.
Вопросы для команды № 1
- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
- Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)
- Наука о животных. (Зоология)
- Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
- Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
- Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
- Самец кукушки. (Кукух)
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
- Какую траву любят кошки? (Валериана)
- Самая высока трава? (Бамбук)
Вопросы для команды № 2
- Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной)
- Лесной петух. (Глухарь)
- Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
- Наука о растениях. (Ботаника)
- Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)
- Трава от 99 болезней. (Зверобой)
- Пингвин птица или животное? (Птица)
- Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)
- Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц)
- Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Конкурс № 2. Игра «Решение педагогических ситуаций»
1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: “Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!”. Мужчина, идущий мимо и слышавший этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот отвечает “Просто так…”
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
– Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: – Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей \детей\, или остановитесь и поговорите с матерями \детьми\?
Конкурс № 3. «Основные принципы экологии»
Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные принципы экологии:
- всё связано со всем;
- всё куда-нибудь девается;
- всё что-нибудь да стоит;
- природа знает лучше.
Приведите по одному примеру по каждому принципу.
Все связано со всем.
С давних пор по местным рекам Вели и Ваге сплавляли лес. Реки были полноводными, в них было много рыбы.
В результате варварских вырубок окрестных лесов реки обмелели, лес по ним не сплавляют, в них стало гораздо меньше рыбы. Вырубка лесов вызвала сокращение рыбных запасов.
Все куда - нибудь девается.
Ботву овощных растений после сбора урожая, пищевые отходы помещают в компостную яму, где они перегнивают, перерабатываются червями. Перегной, внесенный в землю, увеличивает ее плодородность и урожайность растений.
Все что-нибудь да стоит.
Чтобы чего-нибудь добиться, нужно затратить силу, энергию, время, материальные ресурсы. Даже для того, чтобы собрать горсть ягод в лесу, следует потрудиться.
Природа знает лучше.
Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят непоправимый вред. Безрассудные попытки осушить болота, распахать степи, повернуть реки вспять приводят к нарушениям экологического равновесия, а иногда и к экологическим катастрофам. Песни к семинару
Конкурс № 4. «Загадки - иллюстрации»
Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)
- И. И. Шишкин «Рожь»;
- И. И. Левитан «Весна. Большая вода»;
- А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
- И. И. Левитан «Март»;
- И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж»;
- А. И. Куинджи «Берёзовая роща»;
Конкурс № 5. «Угадай по пантомиме»
Каждому педагогу предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое-либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников. Жюри оценивает выразительность изображения, схожесть передачи с характерными признаками повадок животных.
- Сорока;
- Жираф;
- Шимпанзе;
- Индюк;
- Страус;
- Бобёр;
- Белка;
- Сова;
- Медведь;
- Лиса;
- Заяц;
- Пингвин
Конкурс № 6. «Экологический кроссворд»
Членам команд предлагается разгадать кроссворд на экологическую тематику. Оценивается правильность и быстрота выполнения.
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- При повышении температуры воздуха до 0 градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называют (Оттепель)
- Бабочка эта «сухопутная»: летает над лесными полянами и опушками. А имя у неё – «морское».(Адмирал)
- У всех насекомых шесть ног. А у этого жителя Планеты – восемь. (Паук)
- Полевой цветок очень красивой формы. Из его лепестков получают стойкую голубую или синюю краску.(Василёк)
- Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе. (Туман)
- Лекарственное растение. В народе его называли «ранник», «чирьева трава». (Подорожник)
- Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот побежит ветерок и послышится тихий серебристый перезвон. (Колокольчик)
- Хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки. (Лиственница)
- Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. (Снежинки)
Конкурс № 7. «Музыкальный марафон»
Задание № 1. Прослушать запись и определить природные звуки.
Задание № 2. Прослушать музыкальный отрывок, назвать автора и произведение (по выбору музыкального руководителя, угадай мелодию).
Конкурс № 8. «Инсценирование: экологическая сказка на новый лад»(домашнее задание). Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? Домашним заданием было придумать сказку экологического содержания . (Участники обыгрывают подготовленные сказки).
Конкурс № 9 «Народные приметы»
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
(Роман Ругин)
Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.
- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию
- Лягушки квакают – к дождю
- Воробьи в пыли купаются – к дождю
- Собаки катаются – к пурге
- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- Уж на дороге греется – (перед дождем).
- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
- Из березы течет много сока – (к дождливому лету).
- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
Вед. Вот и подошел к концу наш семинар – практикум. Надеемся, что семинар не оставил никого из вас равнодушными, способствовал повышению вашей компетентности в вопросах экологии. В завершении, хотелось бы прочесть стихотворение Николая Старшинова
Давайте сохраним
Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю, лететь в одном полёте.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
О, как природа мать терпима и добра!
Но чтоб её лихая участь не постигла,
Давайте сохраним на стрежнях осетра,
Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Песня на мотив «Пусть бегут неуклюже…»
Вед. В работе с родителями мы используем разнообразные формы. Одной из них является –папка - передвижка. Педагогам было дано домашнее задание: Выставка папок – передвижек. Подведение итогов.
На мотив «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…»
1 куплет.
Пусть всегда светит солнце,
Зеленеют поляны,
Пусть всегда будет чистой река,
Пусть цветы расцветают,
Распускаются листья,
А по небу плывут облака
Припев.
Этот мир был
Нам подарен
Миллионы лет назад
Сохранить природу нашу 2 раза
Просим всех ребят
2 куплет.
На красивой планете
Будет радостно детям
Любоваться на лес и поля.
Сбережем для себя мы,
Для друзей и для мамы
Дом, что мы называем Земля.
МДОБУ детский сад «Солнышко» с. Ермекеево
Районный семинар дошкольных работников
«Повышение экологической компетенции педагогов».
Мероприятие подготовила
старший воспитатель Кашапова Г.А.
Март 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Повышение экологической компетенции педагогов».
Администрация г. КлимовскУправление образованияМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 5 «Радуга»...
Семинар практикум для воспитателей по теме: «Повышение экологической компетенции педагогов»
План семинара-практикума:Экологический тренинг для педагогов.«Экологическая разминка»Игра «Ассоциация»Решение педагогических ситуаций.«Загадки — иллюстрации»...
Мастер-класс для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов».
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесно...
Семинар в детском саду " Повышение экологической компетенции педагогов"
Семинар в деском саду "Повышение экологической компетенции педагогов"...
Семинар – практикум для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов».
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить...