Конспект занятия для подготовительной группы на тему " Экскурсия в музей посуды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

АОВ

Конспект занятия с элементами экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия41.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми подготовительной группы на тему: «Экскурсия в музей посуды»

(с элементами экспериментирования)

1). Цель: создание условий для формирования знаний детей о посуде, о материалах из которых она сделана.

2) Задачи

Образовательные:

  • систематизировать знания детей о посуде, о материалах, из которых сделана посуда,
  • закрепить представления детей о свойствах материалов, в процессе проведения опытов и экспериментирования,
  • формировать навыки экспериментальной деятельности,
  • закреплять умения и навыки работы с различными материалами,
  • формировать умения делать выводы, умозаключения,
  • закреплять правила поведения в музее, и правила безопасного поведения в процессе проведения опытов и экспериментов.

Развивающие:

  • способствовать развитию личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность),
  • совершенствовать умения формулировать свои впечатления от проведения экскурсии и экспериментальной деятельности,
  • осуществлять развитие психических процессов (слуховое и зрительное восприятие),
  • содействовать развитию интонационной речи и движений,
  • активизировать словарный запас по теме «Посуда», «Музей».

Воспитательные:

  • формировать умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с другими детьми,
  • помочь детям получить эстетическое наслаждение, проявить эмоциональное состояние,
  • воспитывать уважительное отношение к труду взрослых,
  • воспитывать бережное отношение к посуде и чувство взаимопомощи.

3) Формы работы: групповая, подгрупповая, в парах, индивидуальная.

4) Предварительная работа: Чтение художественной литературы о посуде, подготовка детей – экскурсоводов для проведения экскурсии, экскурсия на кухню детского сада, посещение с родителями музеев стекла, керамики и Императорского фарфорового завода Санкт-Петербурга, просмотр презентации « История создания посуды», дидактические игры «Такая разная посуда», « Из чего сделано», «Подбери пару», « Четвертый лишний» беседы о посуде, рассматривание альбома «Посуда».

5) Материалы и оборудование: презентация к занятию, посылка с экспонатами- посудой, 4 экспозиции - выставки с глиняной, стеклянной, деревянной и металлической посудой, ширма, колокольчик, указка, мыльные пузыри,3 стеклянных стакана с водой, деревянные ложки, пластмассовые стаканчики, металлические ложки, керамические и фарфоровые чашки предметные картинки с изображением посуды.

Ход занятия

Воспитатель: «Колокольчик, мой дружок,

Собери детей в кружок. (звонит в колокольчик)

Начинаем все играть.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Повернёмся мы к гостям,

Вместе поздороваемся!»

Ребята, сегодня утром нам в детский сад доставили посылку. (показывает детям коробку и вместе с ними читает адрес: кому и от кого отправлено, открывает и достаёт письмо от Деда Мороза).

Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! У меня к вам большая просьба. Скоро Новый Год, я не успеваю доставить всем подарки. Помогите мне пожалуйста! В этой посылке не просто подарки, а ЭКСПОНАТЫ. Доставьте их по назначению! Я знаю, что вы добрые и отзывчивые дети! За добрые дела всегда похвала.»

Дед Мороз

Воспитатель выясняет у ребят, что такое экспонаты? (экспозиция)

Дети: Экспонат – предмет, выставленный на экспозиции в музее, а экспозиция – это постоянная или временная выставка в музее. (Рассматривают предметы в посылке (фарфоровый кувшинчик, позолоченная ложечка, деревянная «хохломская» тарелочка и стаканчик из цветного стекла) догадываются, что они должны быть доставлены в музей посуды.)

Воспитатель: ребята, давайте вспомним правила поведения в музее!

Дети: громко не разговаривать, не бегать по музею, не трогать экспонаты руками, не перебивать экскурсовода.

Воспитатель: итак, мы с вами отправляемся в «виртуальный» музей Посуды. (Подходят к первой выставке - экспозиции: «ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА».)

Воспитатель: об этой выставке нам расскажет экскурсовод Алена.

Экскурсовод Алена: здравствуйте, ребята! Посмотрите на эту красивую посуду. Как вы думаете, из чего она сделана?

Дети: она сделана из глины.

Экскурсовод Алена: правильно! А вы знаете, как делают посуду из глины? Ее лепят. (показывает кусочек глины). Лепить посуду можно по-разному. Можно постепенно придавать нужную форму комку глины или сделать из глины длинный жгутик и уложить его так, чтобы получилась чашка или горшок, а потом разровнять стенки, сделать их гладкими. Цвет глины может быть белым, красным и черным. Посуда из белой глины называется фарфор.

Воспитатель: спасибо экскурсоводу Алене. Ребята, посмотрите, какой экспонат-подарок из посылки Деда Мороза подходит этой экспозиции? (дети отдают фарфоровый кувшинчик). А сейчас приглашаю вас пройти в интерактивную зону музея (это специальное место, где можно играть, проводить различные опыты и эксперименты и даже есть экспонаты, которые можно брать в руки). Подойдите пожалуйста те, у кого есть на руке красные браслеты. (Проводится эксперимент с кружками). Перед вами на столе, керамическая и фарфоровая кружки. Возьмите их и сравните, какая из них тяжелее, а какая легче. Дети отвечают, что керамическая кружка -тяжелее, фарфоровая - легче). Ребята, как зовут мастера по изготовлению изделий из глины?

Дети: гончар.

Воспитатель: правильно, присядьте, на коврик и посмотрите, как работает мастер. (показ видео работы гончара на гончарном станке). Теперь, мы отправляемся к следующей выставке (экспозиции) – «СТЕКЛЯННАЯ ПОСУДА». Здесь нас встречает экскурсовод Зоя.

Экскурсовод Зоя: посмотрите, ребята, и скажите, из чего сделана эта посуда?

Дети: эта посуда сделана из стекла.

Экскурсовод Зоя: правильно. А вы знаете откуда берется стекло? Его делают из песка, но не из обычного, а из очень чистого. Если песок сильно нагреть, до высокой температуры – он расплавится и станет жидким. Жидкому стеклу можно придать любую форму, а затем остудить – и охлажденное стекло сохранит ее. Из жидкого стекла можно штамповать любые предметы. А еще из жидкого стекла можно выдувать разные формы. Люди, которые это делают, называются стеклодувами. Они опускают длинную трубку в жидкое стекло и начинают дуть, придавая стеклу нужную форму. Жидкое стекло можно резать специальными ножницами, вырезать разные украшения: как вы думаете, есть ли недостатки у стеклянной посуды?

Дети: стеклянная посуда не прочная, хрупкая – она очень легко бьется.

Воспитатель: (спрашивает у экскурсовода) как получается цветное стекло?

Экскурсовод Зоя: чтобы стекло стало цветным, в него добавляют специальные краски.

Воспитатель: спасибо экскурсоводу Зое (обращается к детям). Давайте подберём экспонат- подарок из посылки Деда Мороза для этой выставки (находят стеклянный стаканчик и дарят). А теперь присядьте на коврик и внимание на экран, мы увидим, как работает стеклодув. (показ видео). Ребята, вы хотите побыть стеклодувами? Тогда я приглашаю вас в нашу интерактивную зону музея и попрошу подойти к столам детей, у кого есть на руке зеленые браслеты. (проводится опыт с мыльными пузырями). Теперь подойдите к столам дети, у кого на руке желтые браслеты. Проводится опыт «Звучащие стаканы» (воспитатель демонстрирует три стеклянных стакана, в которых налита разное количество воды: треть стакана, половина и целый. Затем предлагает детям металлической ложкой (или деревянной палочкой) постучать по стаканам и на слух определить, одинаково ли звучит посуда.

(Дети слушают звуки и делают вывод: «Звук стаканов зависит от количества налитой в них воды. Чем больше воды, тем ниже звук»).

Воспитатель: (подводит детей к следующей экспозиции «ДЕРЕВЯННАЯ ПОСУДА»). Вот ещё одна выставка посуды, о ней нам расскажет экскурсовод Ярослав (Соня). Из чего сделана эта посуда?

Экскурсовод Ярослав (Соня): вся эта посуда сделана из дерева.

Воспитатель: как делают посуду из дерева?

Экскурсовод Ярослав (Соня): Такую посуду вырезают из разных деревьев: березы, дуба, клена, липы. Лучше всего процессу обработки поддается липа – по ней легко вырезать, так как она мягкая. Первая посуда была деревянной.

Воспитатель: что еще можно вырезать из дерева?

Экскурсовод Ярослав (Соня): еще из дерева можно вырезать шкатулки, игрушки, украшения. А вы, знаете какой недостаток у деревянной посуды? Деревянную посуду нельзя ставить на огонь – она сгорит, со временем посуда из дерева рассыхается и начинает трескаться. Чтобы деревянная посуда была красивой - ее расписывают мастера. В разных регионах России свои стили росписи: хохлома, Городецкая роспись.

Воспитатель: Мы благодарим экскурсовода за интересный рассказ и подбираем из посылки следующий экспонат-подарок («хохломскую тарелку»), дарим и переходим в интерактивную зону. (по цвету браслетов детей воспитатель предлагает взять конверты в которых находятся разрезные картинки, собрать их и назвать посуду по её назначению «Чайный сервиз», «Столовый сервиз», «Кухонная посуда»). Молодцы, справились с заданием и мы идём к следующей выставке(экспозиции) «МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ПОСУДА». Экскурсовод Рома представит нам свою выставку.

Экскурсовод Рома: ребята из какого материала сделана эта посуда?

Дети: из металла.

Экскурсовод Рома: назовите какую посуду вы здесь знаете?

Дети: кастрюля, сковорода, чайник, миска, ложка, вилка, нож, поварешка и т.д.

Воспитатель: из чего делают металлическую посуду?

Экскурсовод Рома: ее делают из олова, бронзы, золота, серебра, меди, стали, никеля, мельхиора, чугуна, алюминия. Сегодня чаще всего для приготовления пищи пользуются посудой эмалированной или из нержавеющей стали. Посуда из нержавеющей стали не ржавеет, не подгорает, хорошо чистится.

Воспитатель: благодарит экскурсовода, и дети дарят последний экспонат «позолоченную ложечку». Ребята у которых браслеты синего цвета в интерактивной зоне музея участвуют в опыте «Посуда звучит».

Детям предлагается угадать, какая посуда звучит.

За ширмой воспитатель издает разные звуки: стучит ложками металлическими, деревянными ударяет по стакану фарфоровому и стеклянному, шуршит пластмассовым стаканчиком или тарелкой и т.д.

Дети определяют, какая посуда звучит, и из предложенных для них предметов посуды на столе повторяют этот звук.

Дети делают вывод: «Посуда сделана из разных материалов, поэтому она звучит по-разному.»

Воспитатель: а сейчас ребята я буду вашим экскурсоводом и расскажу о ПЛАСТМАССОВОЙ ПОСУДЕ. Присядьте пожалуйста на коврик и посмотрите на экран. (на экране демонстрация слайдов посуды из пластмассы). Как вы думаете, для чего человек придумал эту посуду? (выслушивает ответы детей). Она может быть матовой и прозрачной. А можно ли готовить в такой посуде? Нет, горячие продукты наливать и класть в пластмассовую посуду нельзя, т.к. она может расплавиться или начнет выделять ядовитые вещества, к тому же такая посуда не экологична: люди пользуясь одноразовой пластмассовой посудой выбрасывают её , она попадает на мусорную свалку(полигон)лежит там десятки и даже сотни лет .От этого загрязняется почва, вода и воздух.(показ на слайде экологической проблемы )Поэтому такой синтетической посудой лучше не пользоваться, а использовать в хозяйстве посуду из природных материалов, такие как керамика, фарфор, стекло, металл и дерево. Ребята, а сейчас я расскажу вам сказку, но не обычную, а сказку- шумелку про посуду и мне понадобится ваша помощь. Перед вами на столе лежит посуда, выберете для себя любой предмет (дети разбирают посуду). Теперь, слушайте внимательно и как только в сказке услышите про свою посуду, отзовитесь.

СКАЗКА – ШУМЕЛКА ПРО ПОСУДУ

«КОНЦЕРТ НА КУХНЕ ИЛИ ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ?»

Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.

«У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный бокал. И он зазвенел. Вот так…. (БОКАЛ показывает воспитатель)

«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая- поменьше, но их ставили на стол вместе, и они подружились. "Мы можем сыграть вместе песенку”, - и они зазвенели. Вот так… (ДВЕ ЧАШКИ показывают дети)

«Мы тоже умеем играть», - вдруг сказали деревянные ложки и простучали что-то весёлое. (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ показывают дети)

«Мы звучим звонче чем вы, деревянные» - возмутились металлические ложки. Вот так... (МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЛОЖКИ показывают дети)

«А вот послушайте-ка меня», - сказала баночка с крупой. «У меня небольшой, но очень интересный голос». И она зашумела, вот так: (БАНОЧКА С КРУПОЙ показывают дети)

«Разве это музыка?», - закричали пластмассовые бутылки. Вас же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и они громко застучали (ПЛАСТМАССОВЫЕ БУТЫЛКИ показывают дети)

«Звук громкий, но не очень приятный»,- сказала большая тяжёлая сковородка. «Послушайте-ка теперь меня» И она зазвонила, как колокол: вот так. (СКОВОРОДКА показывают дети)

Но тут в кухню вошла хозяйка и сказала: «Не спорьте, друзья мои, вы мне все нужны, без вас мне не справится на кухне.» И в её умелых руках вся посуда заиграла.

РЕФЛЕКСИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект итогового открытого занятия в подготовительной группе по теме «Экскурсия в зимний зал музея природы»

Цель: обобщить знания детей о зиме; закрепить понятие «родственные слова»;воспитывать нравственные чувства у дошкольников путём приобщения к природе.Презентация: картины зимы, зимних явлений природы, ...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Экскурсия в библиотеку

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Экскурсия в библиотеку...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим «Музей посуды»

Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения посуды, с процессом ее преобразования ; продолжать знакомить с родовыми (обобщающими) понятиями и их классификацией: это такие обобщаю...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Экскурсия на выставку кожаных изделий» с использованием технологии: исследовательская деятельность.

Конспект НОД в  подготовительной группе на тему: «Экскурсия на выставку кожаных изделий»с использованием технологии: исследовательская деятельность. Цель НОД :расширять перв...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Экскурсия на почту»

На занятие дети познакомятся с разными способами доставки почты...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Экскурсия в мини-музей «Сударыня ложка»

создание условий для формирования у дошкольников представлений о музее и его коллекциях....