Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим «Музей посуды»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Программное содержание:
Познакомить детей с историей возникновения посуды, с процессом ее преобразования ; продолжать знакомить с родовыми (обобщающими) понятиями и их классификацией: это такие обобщающие понятия как "посуда", классификация посуды - кухонная, столовая, чайная;
- научить ребенка бережно относиться ко всему, что его окружает; активизировать познавательную деятельность;
-развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни;
-активизировать словарь детей: "посуда", "кухонная", "столовая", "чайная. Развивать их связную речь;
воспитывать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.
-воспитывать желание осуществлять определенную работу;
-воспитывать у детей положительное эмоциональное отношение к тому, о чем беседует с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_muzey_posudy.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Познакомить детей с историей возникновения посуды, с процессом ее преобразования ; продолжать знакомить с родовыми (обобщающими) понятиями и их классификацией: это такие обобщающие понятия как "посуда", классификация посуды - кухонная, столовая, чайная;
- научить ребенка бережно относиться ко всему, что его окружает; активизировать познавательную деятельность;
-развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни;
-активизировать словарь детей: "посуда", "кухонная", "столовая", "чайная. Развивать их связную речь;
воспитывать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.
-воспитывать желание осуществлять определенную работу;
-воспитывать у детей положительное- эмоциональное отношение к тому о чем беседует с ним.
Оборудование: кастрюля, самовар, чайник, нож, ложки(деревянные, металлические), тарелки(стеклянные, металлические ,деревянные), Буратино, сундучок, ключик.
Предшествующая работа:
рассматривание посуды, из которой кушают в детском саду; наблюдение за работой младшего воспитателя, дежурство по столовой. Беседа "Какая посуда есть дома"; Чтение художественной литературы К. Чуковский "Федорино горе". Беседа как принимать гостей, (см. прил.)
Оборудование и дидактический материал: коробка с кукольной посудой, стол, скатерть, салфетки с салфетницей, картинки с изображением посуды и других предметов, картинки с алгоритмом для сервировки стола, игрушка Буратино. - коробка (в виде посылки) - стол для предметов посуды - предметы посуды (настоящие) - обязательно включены предметы всех видов посуды: кухонной, столовой, чайной.
Цель занятия:
-закрепить у детей понятие "посуда". Учить детей находить сходство и различия в предметах, -учить группировать, объединять предметы по общему признаку в одно родовое понятие – посуда - учить детей различать и называть предметы посуды, группировать и объединять предметы по сходным признакам (по назначению) ; - находить различие и сходство между предметами; -учить детей образовывать слова по аналогии; -обратить внимание детей на то, что все предметы сделаны руками людей и поэтому к ним необходимо относится бережно.
Ход занятия:
В гости к детям приходит Буратино. В руках у него сундучок. Здоровается с детьми.
Буратино: -Сегодня день у нас особый, Я приглашаю, вас, друзья. А вы со мной идти готовы? В чудесный мир зову вас я. Воспитатель:-Буратино, в какой чудесный мир ты нас приглашаешь?
Буратино:-Я приглашаю вас в волшебный музей. Хотите сходить? Буратино ведет детей в музей, достает из сундучка золотой ключик, открывает дверь.
Б: - Лишь только ключик золотой, Из сундучка достану, И откроется перед вами этот чудесный мир.
В: -Ребята, посмотрите, какие здесь красивые вещи. Давайте назовем их. Дети перечисляют предметы посуды
- Кто сделал все эти вещи? Люди или взрослые – они умеют всё
Б: - В этом волшебном музее говорящие предметы, они сами могут о себе рассказать. Если вы правильно их назовете одним словом, они заговорят (посуда)
- Посмотрите внимательно и скажите, какой предмет здесь лишний: лист растения
- Почему он оказался лишним? ответы детей
- Ребята, это сейчас он обычный лист, упавший с дерева, а когда-то очень давно листья деревьев, растений люди использовали вместо посуды. Хотите об этом послушать? Тогда слушайте. История посуды уходит своими корнями в древние века Ее зарождение было отмечено в самом начале появления человека, то есть оно относится к первобытнообщинному строю. (Подходим с детьми к доске, где находится картинка с первобытными людьми у костра в пещере) - Когда-то давным-давно люди жили в пещерах, а еду готовили на костре. Что такое суп и каша они не знали. В основном, ели жареное мясо, растения и ягоды, которые находили в лесу. Ели руками. Однажды человек взял в руки очень горячее мясо. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук и оно упало на острую палочку. Человек поднял мясо на палочке и вдруг понял, что ему не жжет пальцы и есть так гораздо удобнее. – Так люди начали пользоваться палочкой как вилкой. -Экспериментальная деятельность.
Давайте и мы с вами попробуем, как древние люди накалывали пищу (еду) на палочку. (Дети берут палочку – острую с одной стороны и тупую с другой – пробуют наколоть на нее картофель).
Вопросы к детям:
- Каким концом палочки это удобнее сделать? Почему? Поэтому древние люди стали затачивать острым камнем один конец палочки. Позже появилась вилка, похожая на рогатину (с двумя зубцами), затем с четырьмя. Показываю детям образцы
- Из какого материала сделаны эти вилки?( из дерева.)
- Как их можно назвать? (деревянные)
- Чем неудобна такая деревянная вилка? (быстро ломается, хорошо горит)
- Правильно! Поэтому люди стремились найти другой материал. Так позднее появилась вилка из металла. Показываю.
- Как называется такая вилка? //металлическая// - Как вы думаете, какая вилка лучше: деревянная или металлическая? - Почему? (деревянная – легкая, удобная, но может быстро сломаться и сгореть; металлическая – удобная, прочная, не гнется, не ломается). - Сейчас у нас есть вилки не только из разных материалов, но и для разных блюд: торта, рыбы, мяса и т. Д
Воспитатель:- Ребята, что это (достаю кастрюлю) -Кастрюля: Вы меня узнали? Как меня зовут? Воспитатель: А кастрюля какая, что вы можете о ней сказать (большая, белая, металлическая) Что есть у кастрюли (ручка, крышка) -Ребята, а для чего нужна кастрюля? (варить суп, кашу)
Кастрюля: Раньше, когда люди жили в пещере, у них не было кастрюли, они готовили пищу на костре, подвешивая ее на палку. Но это было очень неудобно, и тогда человек сделал кастрюлю из камня, который нашел возле пещеры. Он выдолбил в камне углубление. И получилась кастрюля, которую можно было поставить на огонь и готовить еду. Позже человек сделал металлическую кастрюлю.
-Спасибо, кастрюля, за интересный рассказ
-Самовар: Я пузатый и носатый и зовут меня…?(самовар) Меня сделал человек. Как вы думаете, для чего?(кипятить воду). Когда нас еще не было, люди кипятили воду в каменных тарелках над огнем. Многие считают, что самовар – истинно русское изобретение. Однако устройства, подобные, были известны еще в глубокой древности. Например, древние римляне, желая попить кипяточку, брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскаленный камень побольше, в результате чего вода закипала. Со временем стали появляться похожие устройства, однако с более усовершенствованной конструкцией. А в Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и поддувало. -Еще у меня есть брат, он тоже носатый и пузатый, а зовут его чайник.. - А что это (чайник, какой он (большой, маленький, в красный горох и т.д.) . Что есть у чайника (носик, ручка, крышка). Так воспитатель вместе с детьми рассматривает все предметы, выделяя части, цвет, форму, назначение. - А что это (тарелка) .А какая тарелка (белая с цветочками) . Как ее можно назвать (если дети не ответят, спрашиваю, глубокая эта тарелка или мелкая). Для чего она (для супа). Беру в руки тарелку и читаю на ней надпись: «Мы – веселые тарелки, нас не принято бросать, нужно нас оберегать». -Тарелка: Да! Мы веселые тарелки. Нужно нас оберегать. Мы тоже появились давно, а когда нас не было, приходилось класть на листочки еду. - Дети, почему мы просим себя оберегать? (ответы детей)
- Сейчас у нас с вами много разных тарелок. А вот у древних людей не было тарелок, и они клали еду на листья растений или прямо в траву. Посмотрите, как они это делали. //показываю//
- Дети, удобно так есть пищу?
- Почему вы так думаете? //ответы детей// (может упасть, соскользнуть, порваться лист растения, можно обжечься и т.д.) Хотите попробовать ,как это было? -Буратино раздает каждому ребенку листочек и насыпает крупу. Все рассыпается. Что же происходит, почему с листочка неудобно есть? (листочек плоский и маленький).
- Конечно, так есть неудобно, и люди решили сделать тарелку из камня, но она оказалась очень тяжелой и неудобной. Тогда люди сделали тарелки из дерева – они очень прочные, даже если упадут – не разобьются. (показываю старую деревянную тарелку). А потом появились у деревянной тарелки подружки: стеклянная, пластмассовая, глиняная, металлическая. (Показываю детям тарелку – они называют из чего она сделана, как называется). Уточняем, что первая вилка была сначала сделана из дерева, затем металла, а тарелка – из камня, дерева, металла, стекла и т.д.
-Нож: Пропустите меня, я тоже очень важный),Я самый древний. Меня изготовляли и использовали еще первобытные люди. Каменными ножами разделывали туши убитых на охоте животных, но в трапезе никогда не использовали. Позже я стал похож на современный нож, длинный и тонкий и появился только в XV столетии, да и то в домах богатых людей. Я считался предметом роскоши и подавался только знатным особам. Мои братья это были красивыми с ручками из золота или дорогих пород деревьев, украшенные резьбой и каменьями. Воспитатель: -Ребята, без ножа можно обойтись на кухне? (нет) –Так чем же раньше люди резали еду?(острым камнем, но он быстро стирался и человек сделал его из металла).
-Ложка: Ложкой все меня зовут. Есть за стол садятся, То меня с собой берут. Зачем мы берем ложку за стол?(кушать) Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Самый распространенный материал для изготовления ложки в Скандинавии и на Руси - древесина. Деревянные ложки изготовлялись из березы, осины и клена, и со временем этот промысел в России получил широкое распространение, например Семеновский уезд во второй половине XIX века выпускал в год до трех миллионов деревянных ложек. Их украшали рисунками, полировали, раскрашивали, покрывали специальным лаком. А каких только названий ложек не существовало! В России простую ложку средней величины называли межеумком толстая и грубая ложка бурлака, которую он носил за ленточкой шляпы на лбу, имела название бутырка или бутузка (от слова бутуз - толстяк, карапуз); изящная продолговатая, но тупоносая ложка называлась боска, т. е. красивая, а более круглая ложка имела название полубоска. Были и серебрушки с заплечиками на черенке, и загибки, и сибирки. Для богатых и знатных людей ложкари - мастера по изготовлению ложек, делали особые носатые ложки, т.е. остроносые, тонкие, гладко отделанные. -Так чем же раньше еду ели? (руками, палочками, но это было неудобно, и человек придумал ложку сначала из дерева, а потом из металла). Таким образом мы рассматриваем все предметы. Когда все предметы будут стоять на столе, я предлагаю сравнить их.
Вот большой, железный чайник, Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни - разобьются, Вот пластмассовый поднос - Он посуду нам принес. - Посмотрите, у каких предметов есть ручки (чайник, кастрюля, сковородка). - У каких предметов есть крышки (кастрюля, чайник, сахарница). - А есть ли здесь предметы у которых ни ручки, ни крышки (тарелки). - Чем отличается тарелка от сковородки (у сковородки есть ручка, а у тарелки нет; сковородка из металла, а тарелка из глины; сковородка не бьется, а тарелка может разбиться) . - Вот сколько много предметов было в музее! А для чего эти все предметы нужны? Для чего нужна кастрюля? Сковородка? Чашка? Тарелка? Да ребята все эти предметы нужны для того, чтобы приготовить пищу, а также для того, чтобы есть. В кастрюле мы готовим есть, а из тарелки мы едим. Этим все названные предметы похожи. Их можно назвать одним словом. Каким (предположение детей).
-Ребята, как много предметов, которые человек делает своими руками. Давайте мы тоже в этом музее оставим о себе память -сделаем посуду своими руками. Дети лепят посуду из глины. -Буратино: Ну, вот, наше путешествие закончилось. Нам пора уходить из музея. Я вас приглашу еще раз в музей, где вы услышите рассказы еще многих вещей.
Итог занятия: -Ребята, куда мы сегодня ходили? -Как назвать одним словом предметы, которые мы видели в музее? -Какой посудой человек начал пользоваться раньше? Из чего сделана посуда, в которой мы готовим еду (из металла). А почему (металл прочный, посуду из металла можно ставить на огонь). Нужно ли беречь посуду? Почему? - Теперь ребята, вы знаете, что предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом- посуда. Посуда сделана из разных материалов. - А посуда из которой мы едим из чего сделана?
-Ребята, посуду делают из разных материалов. Посуду, из которой мы с вами едим, делают из глины и стекла. Она не такая прочная, как посуда из металла, поэтому с ней надо обращаться очень бережно. - Как вы думаете, если посуда из глины упадет, она разобьется (да, разобьется). Когда будете дежурить то вспомните об этом. Она может легко разбиться. Поэтому, когда вы будите брать посуду, ставить ее на стол или убирать со стола, делайте это аккуратно, чтобы не разбить. Посуду делает очень много людей, сделать посуду трудно, поэтому относиться к ней надо бережно.
- А откуда у нас в детском саду посуда для еды (купили). А в магазин ее откуда привезли? Посуду делают на фабриках и заводах. Не все люди умеют делать посуду, для этого надо учиться. Это трудная работа, и конечно, если человек, сделавший чашку, увидит, как она разобьется, ему будет очень обидно. Ведь он так старался, трудился. И мы с вами будем очень бережно относиться к посуде. Дома когда вы будете помогать маме накрывать на стол, вы будете тоже очень бережно это делать, чтобы ничего не разбить.
Слова для объяснения.
бутырка или бутузка (от слова бутуз - толстяк, карапуз)
Поддувало -отверстие для усиления тяги (внизу топки, печи, горна, самовара).
боска, -тупоносая ложка т. е. красивая, а более круглая ложка имела название полубоска
Приложение.
Беседа как принимать гостей.
Цели:
Познакомить детей с названием посуды в зависимости от назначения: для чаепития - чайная.
Учит детей быть гостеприимными, закрепить знания о сервировке стола, назначение предметов, умение действовать по четкому алгоритму.
Воспитывать у детей культуру поведения за столом.
А вы знаете, как нужно принимать гостей (ответы детей) Правильно, нужно напоить гостей чаем и угостить разными сладостями. Я принесла коробку, в которой много всяких разных предметов, только как они называются, я не знаю. Вы мне поможете разобраться? Может среди них есть предметы, которые нужны для чаепития? (ответы детей)
-А какая посуда нужна для чаепития? Дети: чашка, блюдце, сахарница, чайник для заварки, чайник, чайная ложка.
-Ребята, а как такая посуда называется? Дети: Чайная. Посмотрите, чай бывает рассыпной, в коробках и в пакетиках. А в чем заваривают чай? В чашке, если он в пакетике, и в специальном чайничке. -А кто из вас знает, как называется такой чайник? заварник или заварочный - Правильно, а какая должна быть вода, чтобы заварить чай? Дети: Горячая, очень горячая, кипяток. -А как вы думаете, детям можно заваривать чай? Дети: Нет, потому что можно обжечься. -Да, вы правы, это должны делать взрослые. А теперь давайте накрывать на стол и будем пить чай. А помогут нам, вот эти картинки. (предлагаем детям алгоритм сервировки стола) .
В начале что нужно сделать? Вытирают пыль со стола, что на столе есть пыль и микробы, поэтому стол нужно вытереть. Дети по алгоритму накрывают стол скатертью, пояснить, что скатерть чистая, красивая, приятно сидеть за красивым столом. Дети по алгоритму ставят салфетницу с салфетками объясняя, что это салфетками можно вытереть губы и руки) . Из чего будим пить чай? (чайные чашки, кружки) Куда положим сахар? (сахарницу) Салфетки? Конфеты?-Ой, какое это сложное дело - нкрывать на стол-А с чем можно пить чай? Дети: С лимоном, с вареньем, с молоком, с пряниками, с печеньем, с тортом. -Молодцы! - Давайте вместе накроем стол к обеду. Постелем на него скатерть Я буду вас вызывать, и вы будете брать только один предмет посуды и ставить его на стол селедочницу, салатницу, соломку, масленку, и другие. Я обязательно прошу называть предмет посуды, добиваюсь, чтобы ребенок правильно произносил слово. - Предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называется одним словом- посуда. Повторите все вместе это слово (дети повторяют слово хором и индивидуально). - Некоторые названия посуды звучат очень похоже. Посуда для сахара - что это (сахарница). Посуда для селедки- это что (селедочница). Особенно следует обратить внимание на слово селедочница, которое дети, как правило, выговаривают неправильно. Посуда для салата- это что (салатница). Я слежу чтобы дети проговаривали все слова.
- Вот как красиво вы накрыли на стол. Сейчас поставим вазу с цветами, чтобы было красиво и салфетницу с салфетками. Вам нравится ребята?
- Посмотрите внимательно на стол и скажите, есть ли на столе предметы, которые не относятся к посуде? Да это ваза и салфетки.
- Итак, ребята. мы с вами сегодня узнали, что предметы, которые нам нужны для еды и для его приготовления, называются одним словом- посуда.
— Ребята, давайте вспомним увлекательную и поучительную сказку К.И. Чуковского «Федорино горе». Что случилось с героиней этой сказки? Правильно, от нее убежала вся посуда. А вы помните, почему это произошло? Бабушка Федора не ухаживала за своей посудой, не мыла, не чистила, не хранила в должном порядке. Как вы думаете, достойна, ли посуда уважительного к себе отношения? (Ответы детей -За посудой надо ухаживать. После еды что делают с посудой(моют). А если ее не мыть, то она может убежать от такого человека, как убежала от бабушки Федоры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Дорога в космос». Составила воспитатель первый категории Киндюшенко Татьяна Валерьевна.
Программное содержание:Познакомить детей с глобусом, с понятиями земля-планета, космический корабль, ракета, космонавт.Познакомить с расположением городов на глобусе, зелеными насаждениями и вод...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Дорога в космос».
конспект занятия по теме космос....
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Лунтик ухаживает за комнатными цветами»
#next_pages_container { width: 5px; hight: 5px; position: absolute; top: -100px; left: -100px; z-index: 2147483647 !important; } Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром....
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим на тему: «Кто там?».
Программное содержание:Познакомить детей с правилами поведения дома в отсутствии взрослых. Сформировать представление о том, что опасно открывать дверь отсутствии взрослых.Необходимо объяснить д...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья»
1. Рассматривание картины «Семья». Беседа о семье. Посмотрите на эту картину. Кого вы видите на ней (Ответы детей). -Как одним словом назвать этих людей? Папа, мама, дети, дедушка, бабушка (Ответы...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...