Цикл ООД по познавательному развитию (природное окружение) "Природные зоны"
план-конспект занятия по окружающему миру
Цель: Формирование целостного представления о природных климатических зонах
Задачи: формировать представления о разнообразие природных зон, дать понятие о первом законе экологии: все растения и животные живут в тех местах, к которым они приспособлены, систематизировать представления детей о многообразии природы, об особенностях животного мира; развивать познавательный интерес, навыки коммуникативно-речевых способностей; стимулировать активность и любознательность ребенка; воспитывать бережное отношение к Земле - как к общему дому для человека, животных и растений.
Материалы и оборудование: глобус, карта природных зон, презентация "Природные зоны", изображения животных, растений по каждой природной зоне, разрезные картинки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_zony.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1 "Природные зоны России"
Беседы "Что такое природа" "Что такое природные зоны"
Ф/М По земному шару мы шагаем, - ходьба на месте
Все вокруг мы замечаем: - рука "козырьком" смотрим по сторонам
Вот из спелых, сочных трав
Тянет голову жираф, - сели на корточки, "вытягиваемся" вверх
Слева зайчик проскакал, - поворот влево, прыжки на месте
Справа лемминг пробежал, - поворот вправо, бег на месте,
А пушистый, белый мишка
Всем нам поклонился низко. - наклоны.
Опыт-демонстрация "Почему природные зоны разные"
Материалы для опыта: фонарик, глобус
Представим, что фонарик это солнышко, оно светит на нашу Землю и согревает ее лучами -демонстрация, обратить внимание детей на то, как свет фонарика падает на глобус, где его много, а куда он почти не поступает.
Вывод: Т.к. наша планета круглая, то солнечные лучи (свет фонарика) падают на землю неоднородно, на одном участке их много и в этом месте Земли всегда жарко, круглый год лето. Чем ближе к полюсам тем меньше солнечных лучей поступает, поэтому в этих точках планеты всегда холодно. Расположение природных зон зависит от солнца.
Рассматривание карты "Природные зоны Земли"
Вывод: обозначаются разным цветом, по которому можно догадаться какая погода и природа в этом месте.
Занятие 2"Природные зоны России"
Повторение: что такое природная зона, чем они отличаются, почему природные зоны бывают разными?
Рассматривание карты природных зон России" - слайд 1
Проблемный разговор "Расскажи по цвету"
Карточки желтого, зеленого, оранжевого, синего, фиолетового цвета (в соответствии с цветами природных зон)
Почему такой цвет? Какая погода? Каков животный и растительный мир? Живут ли там люди? Как все обитатели приспособились к своему месту проживания.
Д/И "Распредели животных по зонам"
Картинки животных с разных природных зон, иллюстрация глобуса с обозначенными разным цветом природными зонами.
Вывод: животные, растения и люди приспосабливаются к тому месту, где они живут.
Занятие 3 "Природная зона Тундр" - слайды 2-9
Беседа - рассматривание "Что такое тундра"
-Какая природа в теплый и холодный период? Сколько длятся эти периоды?
-Какие животные населяют эту природную зону? Как они приспособились к условиям проживания?
П/И "Льдинки, ветер и мороз"
- Какие особенности растительного мира?
Опытно-экспериментальная деятельность "Почва тундр"
2 одинаковых прозрачных контейнера с землей (в одном из них под слоем земли находится стекло по размеру контейнера), вода.
1 контейнер - земля нашей местности. Наливаем воду, что происходит? -вода впитывается
2 контейнер - почва тундры. Налива - стекло не пропускает воду. Почему вода не впитывается?
Вывод: вечная мерзлота не пускает в землю воду, поэтому в тундре много болот, у растений маленькие корни, поэтому растения сами тоже маленькие, быстрорастущие.
Занятие 4 "Народы севера России" - слайды 10-13
Проблемный разговор "Как человек живет в тундре"
Д/И "Подбери одежду"
П/И "Важенка и оленята"
Занятие 5"Тайга" -слайды 1, 14-16
Беседа-сравнение "Чем тайга отличается от тундры"
"Какие растения растут в тайге"
Д/И с элементами театрализованной деятельности "Расскажи обо мне"
Карточки-картинки животных, налобные маски. Вытянуть карточку, найти соответствующую маску, рассказать от первого лица о себе как о выбранном животном.
П/И "У медведя во бору"
Занятие 6"Лесостепь" - слайды 17-19
Работа с картой России и Тюменской области"
Подвести к выводу, что наше местожительство - юг Тюменской области находится в природной зоне - лесостепей.
Показать словообразование понятия "лесостепь" лес+степь(поле)
Ф/М "Деревья в поле"
Коллективный плакат- схема "Природа нашего края"
Лист ватмана с контурами Ишимского района, картинки с различными деревьями, растениями, животными и птицами. Путем обсуждения выбираем из всего многообразия только те растения, животных и т.д, которые встречаются на юге области.
Занятие 7"Степь" – слайды 27-33
Беседа «Что такое степь» «Природа степи»
Опытно-экспериментальная деятельность «Почему в степи не растут деревья»
Вода в степи проливается в виде дождя и впитывается куда? Растения пьют воду с помощью чего? Значит, нам нужно полить землю и посмотреть, для каких корней её будет достаточно.
В горшок с землёй выливается немного воды (дожди в степи редкие и быстро испаряются). Затем земля раскапывается лопаткой, и дети видят, что земля неглубоко пропиталась водой.
В: Вспомните, у деревьев - какие корни? Дойдёт ли до них дождевая вода?
Вывод: Деревья и кустарники в степи расти не могут, им не хватает влаги.
В: А у травы какой корешок? Как вы думаете, ей воды хватит? Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются.
Д/и «Угадай степной цветок», «Повтори орнамент»
Разрезные картинки «Юрта»
Беседа «Животные степи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Взаимодействие природных явлений и животного мира в осенний период» в старшей группе, образовательная область "Познавательное развитие" - природный мир "
Формирование начал экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством познания, опытнической деятельности, художественно – эстетического развития, эмоциональ...
Цикл НОД по познавательному развитию "Введение в мир профессий"
Материал предназначен для воспитателей ДОУ с целью развития познавательной мотивации старших дошкольников, позволяет заинтересовать ребёнка в развитии своих способностей, необходимых в различных обл...
Перспективное планирование организованной -образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» (предметное окружение) (природное окружение) Подготовительная группа.
Перспективное планирование...
Конспект НОД по познавательному развитию (природный мир) ТЕМА: «Природная кладовая»
Конспект НОД по познавательному развитию (природный мир)...
Цикл занятий по познавательному развитию "Край, в котором мы живём"
Цикл занятий по познавательному развитию "Край, в котором мы живём" для детей 5-6 лет...
Конспект оод по познавательному развитию "Природные зоны Африки"
Материал по сложной теме для детей "Природные зоны Африки" преподнесён в интересной и доступной форме ....
Цикл консультаций по познавательному развитию
Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере дошкольного образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. ...