Конспект занятия «Взаимодействие природных явлений и животного мира в осенний период» в старшей группе, образовательная область "Познавательное развитие" - природный мир "
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Формирование начал экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством познания, опытнической деятельности, художественно – эстетического развития, эмоционального восприятия музыки, обогащения словарного запаса детей, двигательной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_prirodnyh_yavleniy_i_zhivotnogo_mira.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие природных явлений и животного мира в осенний период» Старшая группа
Образовательная область «Познавательное развитие»: природный мир.
Цель: Формирование начал экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством познания, опытнической деятельности, художественно – эстетического развития, эмоционального восприятия музыки, обогащения словарного запаса детей, двигательной деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
Дать детям представление о взаимосвязях природных явлений и животного мира.
Закрепить представления детей об осени как времени года, ее признаках.
Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме.
Развивающие:
Развивать внимание, память.
Улучшать общую моторику и координацию движений.
Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы,
развивать коммуникативные навыки.
Речевые:
Отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений.
Активизировать словарь: рябинник, хмурень, листопадник, листопад, грязник.
Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Воспитательные:
Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
Воспитывать чувство любви к родной природе.
Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: животным.
Дидактический материал: Слайды, иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, изменений в животном мире; предметные картинки животных, мяч, костюм осени, презентация – гимнастика для глаз «Осенние минутки», письмо, изображения зайцев, белок, осеннего и зимнего леса.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе. Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень». Дидактические игры. Разучивание песен, танцев, хороводов на осеннюю тему.
Ход занятия.
Воспитатель:
Мы построим с вами круг,
слева друг и справа друг,
ни куда не выходи ты из круга доброты.
Давайте пожелаем друг другу «Доброе утро»
Давайте пожелаем нашим гостям добра (Доброе утро)
Воспитатель – Осень (в накидке):
Здравствуйте дети!
Очень в гости к вам спешила
И котомку прихватила.
А в котомке той, ребятки,
Игры, шутки и загадки.
Вот вам первая загадка:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Так кто же Я, ребята …..(осень)
Я – Осень, зашла к вам в гости.
У каждого времени года есть три сына:
- Что это за сыновья? (месяцы)
- А как зовут моих сыновей, сыновей Осени? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Ребята, в старину осенние месяцы назывались совсем по-другому:
Сентябрь - рябинник, хмурень, листопадник.
- Как вы думаете, почему сентябрь называли рябинником? (показ слайдов)
( в сентябре, с наступлением мороза, поспевает рябина)
- А почему сентябрь хмурень? (Начинает портиться погода, начинаются дожди. Солнце светит, но не греет, быстро темнеет. Солнышко все реже и реже выглядывает из - за туч. солнца почти не бывает, небо покрыто темными тучами, чаще хмурится,)
- А листопадник? (Листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают, начинается листопад. Листья горят на солнышке, а затем опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром)
Представьте, что вы не дети, а осенние листья. Подойдите ко мне ближе, все вместе мы большое красивое осеннее дерево. Подул легкий ветерок, листики зашелестели, заулыбались, им весело шелестеть друг с другом. И вдруг подул сильный ветер, листики стали отрываться от веток и лететь (дети имитируют движение). Они летят легко, красиво, ветерок играет с ними, листики кружатся, веселятся, танцуют свой последний осенний танец, и вдруг они касаются земли и тихо-тихо ложатся на землю.
Вам понравилось быть листиками?
Второй месяц осени октябрь в народном календаре называли листобой, мокрохвост, грязник. (показ слайда)
- Как вы думаете, почему?
Дети: Часто идет холодный дождь. (Мокрохвост)
Дети: От дождя на улицах грязно. (Грязник)
А ноябрь называли - подзимник, ворота зимы. (Показ слайдов)
- Почему ноябрь – «подзимник»? (После ноября начинается зима, последний месяц перед зимой, ворота зимы).
Воспитатель – Осень:
Видите, что я бываю разной: ранняя осень – веселая, радостная, поздняя - грустная и печальная. Осень приносит нам разное настроение, то грустное, то весёлое. Многие композиторы писали музыкальные произведения об осени. Послушайте отрывки из произведения «Времена года» П.И.Чайковского.
Какая здесь осень?
Дети: пасмурная, дождливая, грустная, печальная, скучная, тоскливая, унылая, хмурая холодная.
Покажите, какое у вас настроение. (Эмоция грусти)
А вот другая мелодия. Какая здесь осень?
Дети: Веселая, радостная, золотая, солнечная, светлая, разноцветная, яркая.
Вот и наше настроение изменилось. Мы стали улыбаться, нам стало весело. Покажите, какое у вас настроение. (Эмоция радости)
Воспитатель – Осень: Я хочу поиграть с вами.
У меня разноцветный мяч:
мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель – Осень:
Ребята скажите, какой я бываю:
Когда идет дождь - дождливая.
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно – ясная
Когда дует ветер – ветреная.
Давай подуем как ветер. Сначала тихо "У-у-у-у-у-у", потом посильнее "У-у-у-у-у-у", а сейчас подует сильный ветер "У-у-у-у-у-у".
(Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: "У-у-у-у-у-у", подражая завыванию ветра).
Воспитатель: Ребята смотрите, что это?
Дети: письмо.
Воспитатель: Ветер принес нам письмо. Давайте посмотрим от кого?
Детский сад № 9 детям старшей группы «Непоседы».
Обратный адрес: Лесная поляна.
«Здравствуйте дети! На лесной поляне состоялось собрание зверей. Мы хотели принять решение: пора ли нам готовится к зиме?
Получилось так, что одни считает, что пора, а другие говорят что рано. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Только мы просим, представьте убедительные доказательства.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. А как вы думаете, мы сможем помочь зверям? (Да).
А какие звери были на лесной поляне, мы узнаем, если отгадаем загадки.
(Дети достают из конверта по одному осеннему листочку с загадкой, зачитывают её, осень выставляет на доску картинку с животным)
- Страшный, серый и свирепый
Он на всех наводит шок.
Все зверушки разбежались.
Испугал зверушек…(Волк) - Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка)
- Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу… (Медведь) - Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? – (заяц)
Осень: Какие эти животные?
Дети: Это дикие животные.
Осень: А почему их называют дикими?
Дети: Они живут в лесу, сами находят себе еду.
Осень: осенью становится холоднее. А что же животные? Как они готовятся к тому, что скоро все будет усыпано снегом? Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы.
Осень: Ребята, а как готовится к зиме белка?
Дети: белка собирает шишки, орехи, желуди и прячет их в дупло, меняет шубку с летней на зимнюю.
Осень: У каждой белочки по всему лесу много таких "кладовочек". Белочка очень трудолюбива. Белка готовится к зиме, не только делая припасы. Не забывает она и поменять летнюю шубу на зимнюю. Зимняя шуба у белки сероватая, и гораздо теплее, чем летняя.
Осень: - Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее? (Рыжая)
Осень: - Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые. Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов.
Осень: А как медведь готовится?
Ответы детей: Медведи все лето набирают жир: едят траву, ягоды, мед. Ложатся в берлогу и спят всю зиму.
Осень: Хорошо живется медведям, летом и осенью. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи. В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успевают медведи накопить жиру за лето. А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму.
Осень: А волк готовится к зиме?
Ответы детей - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы.
Осень: Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волки ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.
Осень: Ребята, а вы знаете, как готовится к зиме заяц?
Ответы детей: у зайца серенькая шубка становится белой, чтобы на снегу не было его видно, питается молодыми веточками, корой деревьев, прячется под ветками ели.
Осень: Зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.
Заяц интересно меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней - уши, но не до самих кончиков: они остаются черными.
Как вы думаете, почему заяц меняет шубку с серой на белую? (чтобы стать незаметным на снегу)
Практическая работа.
Осень: - Ребята, я снова вам предлагаю проверить, действительно ли зайца в белой шубке трудно заметить на снегу. (Раздает детям иллюстрацию с изображением заснеженного поля и изображения двух зайцев: белого и серого).
Приложите изображения зайцев к иллюстрации и определите, какой заяц менее заметен на снегу.
Осень: Я рада, что вы с вами нашли убедительные доказательства, что осенью звери должны готовиться к зиме, самому холодному времени года. Я ваши аргументы положу в конверт и отнесу диким животным на лесную полянку. Я очень рада, ребята, что побывала у вас в гостях. Увидела, что вы очень много знаете об осени, о природе. Мне пора с вами прощаться, меня звери ждут. А вы сейчас понаблюдайте за осенними листочками только глазами. (Электронная зрительная гимнастика на экране). До свидания.
В это время Осень переодевается – приходит воспитатель.
Кто к вам приходил в гости?
Что нового узнали?
Какое настроение у вас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе образовательная деятельность познание (природное окружение и экологическое воспитание) «В гостях у Лесовичка»
Программное содержание.Уточнить и расширить представление детей о деревьях.Уточнить представления детей о видах леса: хвойный, лиственный;Закрепить знания о видах деревьев;Закрепить нормы и правила по...
Литературно-музыкальная гостиная в старшей группе на тему «Летние природные явления»
Закрепление представлений детей о летних природных явлениях...
Конспект образовательная область «Познание» для детей старшей группы «Безопасность во время природных явлений»
Непосредственно - образовательная деятельность образовательная область "Познание" для детей старшего возраста...
Конспект занятия по ознакомлению с домашними животными детей 5-6 лет (логопедическая старшая группа) Путешествие в деревню (Игровые технологии + элементы ТРИЗа)
Современные городские дети часто лишены возможности увидеть жизнь домашних животных, поэтому важно в интересной форме рассказать и показать как живут домашние животные в деревне. ...
Конспект занятия по экологии с использованием ИКТ «Путешествие в осенний лес» в старшей группе.
Образовательные: расширять представление детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе; систематизировать представление о лесе и его обитателях;Развивающие: развивать познавательный ...
КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению детей с окружающим миром с элементами экономики в старшей группе на тему: «Труд – всему голова»
В данной образовательной деятельности продолжаем знакомить детей с трудом, как основой жизни людей, закрепляем с детьми экономические понятия и термины (реклама, бартер, банк, бизнесмен, деньги)...
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию(природное окружение)."Водоёмы родного края".
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию "Водоёмы нашего края""....