Образовательная область «Познавательное развитие» для старшего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Животные Севера»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_severa.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

тема: «Животные Севера»

Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Обогащение знаний детей о животных Арктики и Антарктики.
Задачи:
- Формировать представления детей о животных северной страны.
- Развивать с помощью наглядного материала интерес к окружающему миру, экологическому мышлению.
- Обогащать и активизировать словарь детей словами: материк, Антарктида, белый медведь, Северный олень, пингвины, айсберг, ледокол.
- Воспитывать интерес к художественному слову, загадкам, умение внимательно слушать и отгадывать их.

Предварительная работа: Рассматривание глобуса и карты земной поверхности, беседа о животных Антарктиды, рисование нетрадиционным методом белого медведя, чтение художественной литературы о северных животных, просмотр презентаций о Севере.


Методика проведения:

Настрой детей на работу:

«Запоминает наша голова (гладят себе по голове)

Важные поступки и умные слова

Слушаем внимательно (оттопыривают уши)

Смотрим обязательно (показывают бинокль)

Взрослых не перебиваем (грозят пальцем)

Много знаний получаем (сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель вносит игрушку белого медведя.
Воспитатель:

- Дети, а у нас сегодня гость, кто пришёл к нам в гости?

Дети: Это белый медвежонок.

Воспитатель:

-Поприветствуйте его. (дети говорят : «Здравствуй, Мишка»)

-Как вы думаете, где живет белый медвежонок?

Дети: (индивидуальные ответы: я думаю, что белый медвежонок живёт на Севере).

Воспитатель:

А сейчас попробуйте сформировать тему нашего занятия.

Дети: Я думаю, мы будем говорить о животных, которые живут на Севере.
Воспитатель:  Да, правильно

-Этого медвежонка зовут Умка, и он очень огорчён – он потерялся и не может найти свою маму. Малыши не могут жить без взрослых, давайте поможем ему найти маму.

Воспитатель:

-Как мы можем помочь белому медвежонку?

Дети: я думаю, надо поискать маму (ответы детей)

Воспитатель:

-Давайте отправимся путешествовать по северным странам
Показ слайда
Воспитатель:  Но сначала отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все и млад и стар,
Что она большущий шар.
Земля

(слайд)

-Планета Земля – это огромный шар. Большая часть покрыта водой, а на суше живут люди и животные.

Воспитатель: Следующая загадка

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

глобус


Показ слайда

Воспитатель:

-Посмотрите, вот он - глобус. (показать глобус)

-На глобусе мы можем увидеть всю Землю

-Давайте его рассмотрим

-На Северном полюсе находится Арктика (показать на глобусе). В Арктике много снега и льда.

-Давайте все скажем «Арктика» (индивидуальные ответы)

-На Южном полюсе находится Антарктика (показать на глобусе).

- Давайте все скажем «Антарктика» (индивидуальные ответы)

-В Антарктике расположен материк «Антарктида». Материк – это часть суши.

- Давайте все скажем «Антарктида» (индивидуальные ответы)

-Антарктида на глобусе обозначена белым цветом? (показать указкой)

-Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что там снег и лёд

Воспитатель:

-Да, действительно, В Антарктиде как в Арктике много льда и снега. В Антарктиде даже ещё холоднее.

-Посмотрите и послушайте про Арктику и Антарктиду. (слайд)

-Чтобы помочь Умке найти свою маму, какой транспорт использовать – если много воды и льда?
Дети: Мы можем использовать корабль, ледокол
Воспитатель:

Сам по морю, он идёт,

Колет носом толстый лёд.

За собой сквозь льды провёл

Кораблей сто

(ледокол). Показ слайда

-Это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины и называется ледокол (ответы хоровые и индивидуальные)
Воспитатель: 

-Дети, что-то Умка загрустил. Умка, не огорчайся, сейчас дети споют песню про маму и она нас услышит

Песня мамонтёнка. ( Пусть мама услышит, …)  дети поют песню для медвежонка
Воспитатель: (обращаюсь к медведю)

-Умка, понравилась песня, которую дети спели для тебя? Понравилась.

-Продолжаем наше плавание по Северному Ледовитому океану в поиске мамы. (слайд)

- Северный Ледовитый океан находится на Севере нашей огромной страны и омывает берега Арктики. (Показать на глобусе)

-Как вы думаете, почему его называют Ледовитым?

Дети: Потому что много льда

-Посмотрите, мимо проплывают огромные глыбы льда (слайд)

Он плывёт, блестя на солнце

Этот остров ледяной,

Он большой, и не качнётся

Даже сильною волной.

Айсберг

Дети: Они называются айсберги.

Воспитатель:

-Вот какие молодцы! Правильно, это «Айсберги».
Показ слайда.

Воспитатель:

-Давайте скажем все вместе «Айсберг» (спросить индивидуально)

-Айсберги бывают и на Северном полюсе в Арктике на Южном полюсе в Антарктике. (показать на глобусе)
- Ну, наконец, добрались до берега. (слайд)

Полюс Северный снега

Полюбили навсегда.

Даже летом снег не тает -

Солнцу силы не хватает!

Небо радугой цветной

Наряжается порой!

Что за чудо-одеяние? -

Это -... (северное сияние)

-Что это на небе? (Северное сияние)

-Северное сияние – это явление природы, которое бывает на Севере – в Арктике, переливается разноцветными огнями. (Показать на глобусе).

скажем все вместе «Северное сияние» (спросить индивидуально)

- В Антарктике на Южном полюсе (показать на глобусе) тоже бывает сияние. Его называют Полярным сиянием (повторение хоровое и индивидуальное)

Воспитатель: 

-Здесь, на Севере, часто бушуют метели и свирепствуют морозы, здесь очень холодно, вся земля покрыта льдом и снегом и никогда снег не тает. На этом материке никогда не бывает тепла. Здесь много животных, послушайте загадку:

Б
ольшие рога, высокие ноги
Он ходит по снегу совсем без дороги.
Помочь человеку он может в делах.
Катает детишек на быстрых санях.
(Северный олень)

Показ слайда.

Воспитатель:

-Северный олень – крупное животное с ветвистыми рогами и широкими копытами, всё тело покрыто густой тёплой шерстью.

-Как вы думаете, зачем Северному оленю нужны широкие копыта?

Дети: Чтобы ходить по снегу и не проваливаться

-Зачем оленю тёплая, густая шерсть?
Дети: Чтобы не бояться холода.
Воспитатель: 

-Конечно, потому что здесь сильные морозы и шерсть спасает от холода. Живёт Северный олень на Северном полюсе - в Арктике. (Показать на глобусе).

-С. олени живут стадом и путешествуют все вместе в поисках корма, питаются мхом, лишайником, грибами, листьями. Человек приручил Северного оленя и теперь они помогают в качестве транспортного средства. Оленей запрягают в упряжку и могут ехать на дальние расстояния.

Воспитатель:

-Как называют детёныша Северного оленя?

Дети: Детёныша С. оленя зовут - оленёнок

-Вика прочитает стихотворение про Северного оленя, послушайте:

Он для всех хороший друг

в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день.

Это - северный олень

Воспитатель:

-Давайте поиграем в игру: «Олени». Дети изображают оленей и выполняют движения.

Ходит северный олень по сугробам целый день
(Дети, скрестив руки вверху, словно рога оленей, и высоко поднимают ноги)
А устанет – отдыхает
Мох копытом он копает

(Дети останавливаются, шаркают ногой, словно капают мох)

Воспитатель:

-Умка, это не твоя мама? Нет, не его, ну давайте отгадаем ещё загадку, может это про его маму.

Разучился он летать,
Может плавать и нырять.
Ходит в стае среди льдин
Птица важная…пингвин
Показ слайда.

Воспитатель: 

Султан приготовил рассказ о пингвинах

« Пингвины - водоплавающая птица. У них очень толстый слой жира, который помогает переносить холод и морозы. Короткие крылья устроены так, что могут работать в воде, как винт корабля, а ноги маленькие, поэтому пингвин смешно ходит, переваливаясь с боку на бок. Пингвины ныряют в воду и ловят рыбу. Живут пингвины большими стаями. Животных и птиц нужно охранять и оберегать, им грозит вымирание».
- Давайте, дети, походим как пингвины (Дети ставят ноги вместе и изображают пингвинов)
Воспитатель:

-Обитают пингвины в Антарктиде (показать на глобусе)

-Как называют детёныша пингвина?

Дети: детёныша пингвина зовут – пингвинёнок

Воспитатель:

-Дети, как вы думаете, здесь есть мама нашего медвежонка? Я знаю ещё загадку, может сейчас мы найдём маму, слушайте внимательно.

У него есть брат в лесах
Сам он плавает во льдах, 
Бурый брат, а он весь белый
Но такой же сильный, смелый
Белый медведь
Показ слайда.


Воспитатель:

- А почему медведя назвали белым?

Дети: Я думаю, чтоиз – за окраски шерсти. (Алёша)

Воспитатель:

Его так же называют полярным медведем, северным медведем, морским медведем.

-Живёт Белый медведь в Арктике. (Показать на глобусе)

Это крупный зверь с плоской головой, сильными ногами, а на лапах есть плавательные перепонки. Кожа у медведя чёрная, а шерсть белая.

–Как вы думаете, как помогает белый цвет медведю?

Дети: Я думаю, белая шерсть помогает хорошо маскироваться среди снега и льда. (ответы детей)

Воспитатель:

-Белый медведь быстро бегает и хорошо плавает и очень любит ловить рыбу. Воспитатель:

-А как называют детёныша медведя?

Дети: детёныша медведя называют – медвежонок.

Воспитатель:

-Посмотрите, наш Умка весело улыбается, он нашёл свою маму и теперь ему не одиноко. Он всех благодарит и спешит скорей домой, давайте попрощаемся и пожелаем счастливого пути. (воспитатель уносит игрушку)

Рефлексия

 -Где мы сегодня побывали? (Мы путешествовали по Северным странам)

-Что нового узнали?
- Как живут северные олени? (Северные олени живут в Арктике)

-Иди, Алёша, покажи на глобусе, где Арктика
- Чем питаются олени?
- Пингвины – это животные или птицы?
-Где живут пингвины? (Пингвины живут в Антарктиде)

- Иди, Егор, покажи на глобусе, где расположена Антарктида.

- Где живёт белый медведь? (Белый медведь живёт в Арктике)
- Чем питается?

А сейчас оцените свою работу: кому было всё понятно и интересно поднимите снежинку, а кому было что- то непонятно – поднимите сосульку.
Воспитатель: (слайд) Посмотрите, Умка оставил льдину нам в подарок, давайте откроем и посмотрим, что там. В качестве благодарности за оказанную помощь Умка подарил нам раскраски северных животных. Попозже мы их раскрасим. На этом наше путешествие окончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема: «В космосе так здорово!».

Познакомить детей с первым человеком, побывавшим в космосе. Закрепить знания детей, что они живут на планете Земля, что  в космосе есть другие планеты.Дать элементарное понятие о планетах.  ...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему "Картина весны"

Программное содержание: расширять представления детей о признаках весны. Знакомить с растительным и животным миром в весенний период (весенние цветы, перелетные птицы, насекомые), учить устанавливать ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Сказочный лес»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе. Тема: "СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС" с использованием игровых технологий(игровое оборудование ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Путешествие с цветиком семицветиком»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе – формирование элементарных математических представлений с использованием те...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Москва – столица России».

Программное содержание: расширить представление о столице нашей Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие в старшей группе Тема «Деревья родного края»

Цель:формирование первоначальных патриотических  чувств.Образовательные задачи:1.    Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.2.   ...

Конспект занятия "Чтобы стать здоровым." Образовательная область – Познавательное развитие для старшего дошкольного возраста

Расширять представления у детей об особенностях функционирования и целостности человеческого организма.Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать не сложные приемы само оздоровления.Привив...