Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Путешествие с цветиком семицветиком»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

 Светлана Николаевна Маркова

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе – формирование элементарных математических представлений с использованием технологии интегрированного обучения на тему: «Путешествие с цветиком семицветиком».

 

Программное содержание.

Показать образование числа 9. Научить детей вести счет и отсчет предметов в пределах 9. Продолжать учить отвечать полными ответами. Закреплять знания о геометрических фигурах. Закрепить порядковый и количественный счёт. Уточнить знание последовательности дней недели. Упражнять в счете на слух, в решении логических задач и задач на смекалку. Развивать внимание, связную речь, память, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, желание доводить начатое дело до конца, положительную мотивацию к учению, интерес к математике; доброжелательное отношение друг к другу.

Демонстрационный материал – мяч для игры, указка, столы и стулья; магнитные доски с полосой в середине доски; цветные изображения колокольчиков (9 шт.) и ромашек (9 шт.),  геометрические фигуры, материал для игр  «Животные России», «Животные севера», «Животные жарких стран», цветок  «Семицветик» .

Раздаточный материал - карточки-цифры с 1 до 10; наборы геометрических плоскостных фигур, карточки с двумя свободными полосками, на столах – подносы с листочками и цветочками по 9 шт. на каждого ребенка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Игры: «Что изменилось?», «Который по счету», «Сосчитаем до восьми», «Кто где живет?», знакомство детей с днями недели, игра «На что похоже?», решение логических задач и задач на смекалку.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ. Игровой момент, загадывание загадок, счет и отсчет предметов в пределах 9, работа с раздаточным материалом, физкультурная минутка, задачи на смекалку. Упражнение «Который по счету»,  игра «Животные России», «Животные севера», «Животные жарких стран», вопросы к детям, хоровые и индивидуальные ответы, указания, анализ, объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поучимся считать до 9, будем решать задачи на смекалку. Вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычное путешествие по математическим и экологическим тропкам. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. А в этом нам поможет цветик семицветик. Я листочек отрываю и волшебные слова повторяю:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть, по-моему, вели

Вели, чтобы мы оказались на математической поляне.

Повернемся вокруг себя, вот мы и очутились на математической поляне (Звучит музыка). Будьте очень внимательными. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь отгадать. Если правильно отгадаете, то отгадка появится.

Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка).

         Верно, это Дюймовочка. (Педагог показывает куклу  Дюймовочку). Любит Дюймовочка гулять на лесной полянке. Решила она для веночка собрать цветы да листочки, но подул ветер, и цветы с листочками разлетелись. Давайте поможем  Дюймовочке собрать их. Какие цветы она собирала? (Колокольчики и ромашки). Настя, подойди к доске и разложи на верхний ряд 8 колокольчиков. Сколько Настя, ты разложила колокольчиков? (8 колокольчиков). Даниил, разложи на нижний ряд 8 ромашек так, чтобы каждая ромашка была под колокольчиком. Сколько ромашек ты разложил? (8 ромашек). По сколько ромашек и колокольчиков? ( По 8). Как  ещё можно сказать про ромашки и колокольчики? (Поровну). (Воспитатель добавляет 1 колокольчик и считает, выделяя интонацией слово 9). Сколько стало колокольчиков? (9 колокольчиков). Как получилось 9 колокольчиков? (Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало?). Чего больше? Сколько их? Чего меньше? Сколько их? Какое число больше: 9 или 8? Какое меньше? Как сделать, чтобы цветов стало поровну – по 9? (добавляют 1 ромашку) Сколько ромашек стало? По сколько ромашек и колокольчиков? (по 9).

          А теперь вы послушайте внимательно задание. На верхнюю полоску карточки положите 8 цветочков, а на нижнюю 7 листочков. Повтори задание Катя, Даниил. Листочки и цветы раскладывайте слева направо так, чтобы каждый листочек был под цветочком. (Дети раскладывают цветы и листочки).

  Что больше, что меньше? На сколько цветов больше, чем листочков? Как сделать, чтобы и цветочков и листочков стало поровну? (ответы детей). Сколько стало листочков? Что можно сказать про листочки и цветочки? (Их стало поровну). Если к 8 листочкам добавить ещё 1 листочек, сколько их станет? (9 листочков). Добавьте 1 листочек. Как получилось 9 листочков? (К 8 добавили 1 получилось 9). Какое число меньше 8 или 9? На сколько меньше цветочков, чем листочков? ( на 1). Как сделать, чтобы и цветов и колокольчиков стало поровну, по 9? (Ответы детей). Дюймовочка очень обрадовалась, что вы помогли ей собрать и сосчитать цветы.

Давайте теперь поиграем с мячом. Я буду задавать вопросы, а вы, мне, кидая мяч, давать ответ.

- Сколько пальцев на одной руке?

- Сколько ранним утром глаз открывается у нас?

- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

- Назовите времена года. (Весна, лето, осень и зима).

- Сколько концов у двух палок?

- У какой фигуры нет ни начала, ни конца?

- Коля прибежал из школы домой первым, а Оля второй. Кто бегает быстрее, а кто медленнее?

Как называется одежда, которую мы носим зимой? (Зимняя)

Дерево высокое, а куст …низкий
-Какие птицы остаются зимовать? Назовите одним словом. (Зимующие)

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше

Я второй листочек отрываю и волшебные слова повторяю:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть, по-моему, вели

Вели, чтобы мы оказались на поляне загадок.

Повернемся вокруг себя, вот мы и очутились на загадочной поляне.

- Ребята, попробуйте отгадать загадки

1) Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.   (Круг.)

2) Моя загадка коротка:

Три стороны и три угла.

Кто я?           (Треугольник.)

 

3) С детства я знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам представиться я рад.

А зовут меня …  (Квадрат.)

 

4) Нет углов у меня,

Нет сторон у меня.

И похож на дыню я.

Ну и кто же отгадал,

Что зовут меня … (Овал.)

 

5) Есть четыре стороны -

Противоположные равны.

Еще четыре прямых угла

Похож на холодильник я.

Ну, подумайте, друзья

Как же все зовут меня?   ( Прямоугольник.)

Геометрические фигурки хотят поиграть с нами в прятки. Педагог прикрепляет на магнитную доску геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник, показывает их, а дети называют геометрические фигуры. Затем педагог говорит: «Ночь». Дети закрывают глаза, а он прячет одну фигуру. Педагог говорит: «День». Дети открывают глаза и называют геометрическую фигуру, которой нет. И тогда педагог, возвращает фигуру на место.

Игра в прятки повторяется для всех геометрических фигур. Также педагог может просто поменять фигурки местами, не убирая их «Что изменилось».

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.

Я третий листочек отрываю и волшебные слова повторяю:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть, по-моему, вели

Вели, чтобы мы оказались на поляне «Угадай-ка».

 А здесь все цифры разбежались, на поляне заигрались.
- Попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд!

(Дети должны выложить числовой ряд из карточек с изображением цифр):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 . Групповой и индивидуальный счет в прямом и обратном порядке. -  Молодцы, ребята, все числа вы вернули на свои места.

Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Угадай-ка». Педагог отстукивает то или иное число, дети находят и показывают соответствующую карточку с числовым значением.

Я четвертый листочек отрываю и волшебные слова повторяю:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть, по-моему, вели

Вели, чтобы мы оказались на поляне «Диких зверей».

Послушайте задание: Для того, чтобы выполнить это задание нужно вам разделиться на 3 команды. Вам нужно собрать единую целую картинку из разрезных частей, образец у вас на столах.

Наше путешествие закончилось. Все тропинки одолели без запинки.

А теперь пришла пора возвращаться в детский сад, детвора.

Я пятый листочек отрываю и волшебные слова повторяю:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть, по-моему, вели

Вели, чтобы мы оказались снова в детском саду.

Подведение итогов:

Чем сегодня мы с вами занимались, путешествуя по полянам. Какие трудности вы испытали. Ребята, вы сегодня старались, все задания выполняли правильно. Саша, скажи, кто из ребят, на твой взгляд, лучше всего работал на занятии? А мне сегодня понравился, как работал Даниил. Он очень внимательно меня слушал, отвечал на вопросы полным ответом.

А  вообще все вы молодцы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе – формирование элементарных математических представлений с использованием технологии интегрированного обучения на тему: «Путешествие с цветиком семицветиком».

Программное содержание.

Показать образование числа 9. Научить детей вести счет и отсчет предметов в пределах 9. Продолжать учить отвечать полными ответами. Закреплять знания о геометрических фигурах. Закрепить порядковый и количественный счёт. Уточнить знание последовательности дней недели. Упражнять в счете на слух, в решении логических задач и задач на смекалку. Развивать внимание, связную речь, память, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, желание доводить начатое дело до конца, положительную мотивацию к учению, интерес к математике; доброжелательное отношение друг к другу.

Демонстрационный материал мяч для игры, указка, столы и стулья; магнитные доски с полосой в середине доски; цветные изображения колокольчиков (9 шт.) и ромашек (9 шт.),  геометрические фигуры, материал для игр  «Животные России», «Животные севера», «Животные жарких стран», цветок  «Семицветик» .

Раздаточный материал - карточки-цифры с 1 до 10; наборы геометрических плоскостных фигур, карточки с двумя свободными полосками, на столах – подносы с листочками и цветочками по 9 шт. на каждого ребенка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Игры: «Что изменилось?», «Который по счету», «Сосчитаем до восьми», «Кто где живет?», знакомство детей с днями недели, игра «На что похоже?», решение логических задач и задач на смекалку.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ. Игровой момент, загадывание загадок, счет и отсчет предметов в пределах 9, работа с раздаточным материалом, физкультурная минутка, задачи на смекалку. Упражнение «Который по счету»,  игра «Животные России», «Животные севера», «Животные жарких стран», вопросы к детям, хоровые и индивидуальные ответы, указания, анализ, объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поучимся считать до 9, будем решать задачи на смекалку. Вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычное путешествие по математическим и экологическим тропкам. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. А в этом нам поможет цветик семицветик. Я листочек отрываю и волшебные слова повторяю:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть, по-моему, вели

Вели, чтобы мы оказались на математической поляне.

Повернемся вокруг себя, вот мы и очутились на математической поляне (Звучит музыка). Будьте очень внимательными. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь отгадать. Если правильно отгадаете, то отгадка появится.

Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка).

         Верно, это Дюймовочка. (Педагог показывает куклу  Дюймовочку). Любит Дюймовочка гулять на лесной полянке. Решила она для веночка собрать цветы да листочки, но подул ветер, и цветы с листочками разлетелись. Давайте поможем  Дюймовочке собрать их. Какие цветы она собирала? (Колокольчики и ромашки). Настя, подойди к доске и разложи на верхний ряд 8 колокольчиков. Сколько Настя, ты разложила колокольчиков? (8 колокольчиков). Даниил, разложи на нижний ряд 8 ромашек так, чтобы каждая ромашка была под колокольчиком. Сколько ромашек ты разложил? (8 ромашек). По сколько ромашек и колокольчиков? ( По 8). Как  ещё можно сказать про ромашки и колокольчики? (Поровну). (Воспитатель добавляет 1 колокольчик и считает, выделяя интонацией слово 9). Сколько стало колокольчиков? (9 колокольчиков). Как получилось 9 колокольчиков? (Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало?). Чего больше? Сколько их? Чего меньше? Сколько их? Какое число больше: 9 или 8? Какое меньше? Как сделать, чтобы цветов стало поровну – по 9? (добавляют 1 ромашку) Сколько ромашек стало? По сколько ромашек и колокольчиков? (по 9).

          А теперь вы послушайте внимательно задание. На верхнюю полоску карточки положите 8 цветочков, а на нижнюю 7 листочков. Повтори задание Катя, Даниил. Листочки и цветы раскладывайте слева направо так, чтобы каждый листочек был под цветочком. (Дети раскладывают цветы и листочки).

  Что больше, что меньше? На сколько цветов больше, чем листочков? Как сделать, чтобы и цветочков и листочков стало поровну? (ответы детей). Сколько стало листочков? Что можно сказать про листочки и цветочки? (Их стало поровну). Если к 8 листочкам добавить ещё 1 листочек, сколько их станет? (9 листочков). Добавьте 1 листочек. Как получилось 9 листочков? (К 8 добавили 1 получилось 9). Какое число меньше 8 или 9? На сколько меньше цветочков, чем листочков? ( на 1). Как сделать, чтобы и цветов и колокольчиков стало поровну, по 9? (Ответы детей). Дюймовочка очень обрадовалась, что вы помогли ей собрать и сосчитать цветы.

Давайте теперь поиграем с мячом. Я буду задавать вопросы, а вы, мне, кидая мяч, давать ответ.

- Сколько пальцев на одной руке?

- Сколько ранним утром глаз открывается у нас?

- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

- Назовите времена года. (Весна, лето, осень и зима).

- Сколько концов у двух палок?

- У какой фигуры нет ни начала, ни конца?

- Коля прибежал из школы домой первым, а Оля второй. Кто бегает быстрее, а кто медленнее?

Как называется одежда, которую мы носим зимой? (Зимняя)

Дерево высокое, а куст …низкий
-Какие птицы остаются зимовать? Назовите одним словом. (Зимующие)

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше

Я второй листочек отрываю и волшебные слова повторяю:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть, по-моему, вели

Вели, чтобы мы оказались на поляне загадок.

Повернемся вокруг себя, вот мы и очутились на загадочной поляне.

- Ребята, попробуйте отгадать загадки

1) Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.   (Круг.)

2) Моя загадка коротка:

Три стороны и три угла.

Кто я?           (Треугольник.)

 

3) С детства я знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам представиться я рад.

А зовут меня …  (Квадрат.)

 

4) Нет углов у меня,

Нет сторон у меня.

И похож на дыню я.

Ну и кто же отгадал,

Что зовут меня … (Овал.)

 

5) Есть четыре стороны -

Противоположные равны.

Еще четыре прямых угла

Похож на холодильник я.

Ну, подумайте, друзья

Как же все зовут меня?   ( Прямоугольник.)

Геометрические фигурки хотят поиграть с нами в прятки. Педагог прикрепляет на магнитную доску геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник, показывает их, а дети называют геометрические фигуры. Затем педагог говорит: «Ночь». Дети закрывают глаза, а он прячет одну фигуру. Педагог говорит: «День». Дети открывают глаза и называют геометрическую фигуру, которой нет. И тогда педагог, возвращает фигуру на место.

Игра в прятки повторяется для всех геометрических фигур. Также педагог может просто поменять фигурки местами, не убирая их «Что изменилось».

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.

Я третий листочек отрываю и волшебные слова повторяю:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть, по-моему, вели

Вели, чтобы мы оказались на поляне «Угадай-ка».

 А здесь все цифры разбежались, на поляне заигрались.
- Попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд!

(Дети должны выложить числовой ряд из карточек с изображением цифр):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 . Групповой и индивидуальный счет в прямом и обратном порядке. -  Молодцы, ребята, все числа вы вернули на свои места.

Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Угадай-ка». Педагог отстукивает то или иное число, дети находят и показывают соответствующую карточку с числовым значением.

Я четвертый листочек отрываю и волшебные слова повторяю:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть, по-моему, вели

Вели, чтобы мы оказались на поляне «Диких зверей».

Послушайте задание: Для того, чтобы выполнить это задание нужно вам разделиться на 3 команды. Вам нужно собрать единую целую картинку из разрезных частей, образец у вас на столах.

Наше путешествие закончилось. Все тропинки одолели без запинки.

А теперь пришла пора возвращаться в детский сад, детвора.

Я пятый листочек отрываю и волшебные слова повторяю:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть, по-моему, вели

Вели, чтобы мы оказались снова в детском саду.

Подведение итогов:

Чем сегодня мы с вами занимались, путешествуя по полянам. Какие трудности вы испытали. Ребята, вы сегодня старались, все задания выполняли правильно. Саша, скажи, кто из ребят, на твой взгляд, лучше всего работал на занятии? А мне сегодня понравился, как работал Даниил. Он очень внимательно меня слушал, отвечал на вопросы полным ответом.

А  вообще все вы молодцы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Москва – столица России».

Программное содержание: расширить представление о столице нашей Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему «История возникновения книги» (Познание предметного и социального окружения)

познакомить детей с историей возникновения книги.Образовательная область:  познавательное  развитие.Задачи: дать представление о различных материалах, из которых изготавливали книги;познаком...