Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие в старшей группе Тема «Деревья родного края»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель:
формирование первоначальных патриотических чувств.
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.
2. Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
3. Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
Развивающие задачи:
1. Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
2. Развивать связную речь у детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
2. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
3. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Предшествующая работа:
1. наблюдения за живой природой на прогулке;
2. разучивание стихов о природе;
3. наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
4. чтение литературы природоведческого характера;
5. рассматривание иллюстраций о лесе;
6. знакомство с Красной книгой Красноярского края.
Словарная работа:
береза, осина, ель, сосна;
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор;
хвойный лес, лиственный лес;
белоствольная; хвоинки, хвоя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие в старшей группе
Тема «Деревья родного края»
Воспитатель МДОУ Детский сад №1 «Росинка»
Коновалова Ю.М.
Цель:
формирование первоначальных патриотических чувств.
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.
2. Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
3. Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
Развивающие задачи:
1. Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
2. Развивать связную речь у детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
2. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
3. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Предшествующая работа:
1. наблюдения за живой природой на прогулке;
2. разучивание стихов о природе;
3. наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
4. чтение литературы природоведческого характера;
5. рассматривание иллюстраций о лесе;
6. знакомство с Красной книгой Красноярского края.
Словарная работа:
береза, осина, ель, сосна;
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор;
хвойный лес, лиственный лес;
белоствольная; хвоинки, хвоя.
Материалы к занятию:
1. ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
2. иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
3. хвоя сосны и ели в тарелочках;
4. шишки сосны и ели в контейнерах;
5. иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
6. мяч для игры;
7. раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.
1 часть.
Дети входят в группу, где звучит пение птиц.
- Ребята, куда это мы с вами попали?
- В лес.
- Почему вы решили, что это лес?
- Птицы поют, вокруг много деревьев.
- Хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку:
«Нам в дождь и зной поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек». (Дерево)
- Поиграем в игру с мячом “ Назови дерево ”.
- Чем похожи все деревья между собой?
- У них есть ствол, ветви, листья, корни.
- Но не все деревья, которые вы назвали, растут в Красноярском крае. Пойдемте дальше и узнаем, какие деревья растут в наших лесах.
2 часть.
- Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:
«Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке
В белом сарафане». (Береза)
- Правильно, это береза. А кто из вас знает подружку березы? (Осина).
- Послушайте загадку:
«Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок…осины».
- Как вы думаете, чем отличается береза от осины?
- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
- БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.
- Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
- Чем еще отличаются эти деревья?
- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.
- У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.
- Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.
Повторите это новое слово.
- Послушайте небольшие рассказы о березке и осинке.
(Из книги «Лесная мозаика»)
- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.
- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
- На ветвях этих деревьев растут листочки.
ФИЗМИНУТКА:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись.
(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.
(наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(руки вверх, помахать ими).
3 часть.
- Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.
- Какие деревья растут в хвойном лесу?
- Сосны, ели.
- Кто знает загадку про ель и сосну?
«Зимой и летом одним цветом».
- Почему эти деревья стоят зеленые?
- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.
- Что вы можете рассказать о ёлочке?
- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.
- Какой ствол у сосны?
- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
- Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
- Чем они похожи?
- Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.
«Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна».
- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
- Иголочками.
- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.
- Скажите, почему хвойный лес так называется?
- Какие хвоинки у сосны?
- Длинные, мягкие, светлые.
- А у ели?
- Короткие, колючие, темные.
- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.
- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).
- Какие шишки у ели?
- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.
- Что вы расскажете про сосновые шишки?
- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
4 часть.
- Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).
5 часть.
- Красивы леса Красноярского края в любое время года!
(Рассматривание иллюстраций осеннего и зимнего лесов).
- Какие краски использовал художник в зимнем лесу?
- Синие, белые, голубые.
- В осеннем лесу же похозяйничала художница - осень. В какие цвета раскрасила она листья?
- В красный, желтый, коричневый, золотой.
- Как сберечь такую красоту?
- Не ломать ветви, не рвать листья, засыпать снегом молодые березки и елочки в нашем уголке ЛЕСА, чтобы они хорошо перезимовали.
«- Ты чего скрипишь, береза?
- Стынут корни от мороза.
- Ты чего вся побелела,
Прячешь ветки в кружева?
- Я совсем заледенела.
Но не бойся,…я жива».
- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу Красноярского края только потому, что их очень мало осталось или они погибли.
( Прошу ребенка прочитать стихотворение).
«Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».
УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Путешествие с цветиком семицветиком»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе – формирование элементарных математических представлений с использованием те...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Москва – столица России».
Программное содержание: расширить представление о столице нашей Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Профессия повар»
Непосредственно образовательная деятельность по этническому воспитанию дошкольников,...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе для детей с ОНР Лексическая тема «Игрушки»
Конспект НОД по знакомлению с окружающим по теме "Игрушки" в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Москва – столица России».
Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны; чувство восхищения и гордости красотой столицы России-М...