Конспект занятия НОД "Путешествие с Туриком и Робомышью по родному краю"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сычева Ксения Александровна

Конспект содержит материал по вертуальной экскурсии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №2»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

для детей подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие с Туриком и Робомышью по родному краю»

Автор: Сычева Ксения Александровна,

воспитатель подготовительной

к школе группы

МАДОУ «ЦРР – Д/С №2»

    E:\ДОУ\ПЕДАГОГ ГОДА 2024\ВСЁ НА КОНКУРС Сычева\ПРИТЁСЫ\1657086261_8-adonius-club-p-aiskie-pritesi-zimoi-priroda-krasivo-foto-8.jpghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/01/s_5fc62f5ce3a78/1581807_1.jpegE:\ДОУ\ПЕДАГОГ ГОДА 2024\ВСЁ НА КОНКУРС Сычева\ЗЮРАТКУЛЬ\1658657462_37-kartinkin-net-p-zyuratkul-zimoi-priroda-krasivo-foto-40.jpgE:\ДОУ\ПЕДАГОГ ГОДА 2024\ВСЁ НА КОНКУРС Сычева\ПОРОГИ\IMG_5700.jpg

г. Сатка, 2024 г.

Цель: расширение представлений детей о природных достопримечательностях Саткинского района посредством цифровой образовательной среды.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать и расширить имеющиеся у детей знания о природных достопримечательностях Саткинского района (Айские притесы, ГЭС «Пороги», озеро Зюраткуль).

Развивающие:

- развивать интерес к достопримечательностям родного края;

 -развивать познавательную активность, умение отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за природу родного края, формировать бережное отношение к ней.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа: беседа о малой родине, рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок с природой Саткинского района.

Словарная работа: виртуальное путешествие. гидроэлектростанция.

Место проведения: музыкальный зал.

Виды детской деятельности и методы работы с детьми:

Образовательная область

Виды детской деятельности

Методы и приемы  работы с детьми

Познавательное  развитие

  • Познавательно-исследовательская
  • Игровая
  • Ситуативный разговор
  • Просмотр презентации
  • Рассказ
  • Решение проблемной ситуации
  • Обсуждение
  • Рассказ воспитателя
  • Игры-имитации
  • Опыт
  • Отгадывание ребусов
  • Виртуальная маршрутная игра

Социально-коммуникативное развитие

  • Коммуникативная
  • Игровая

  • Беседа, ответы на вопросы
  • Игровые ситуации
  • Игровое упражнение

Оборудование: компьютер, проектор. виртуальная экскурсия «Природные достопримечательности Саткинского района»; игровой интерактивный «STEM – набор «Робомышь», карточки с фотографиями для Робомыши (Зюраткуль, Пороги, Айкие притесы), пенки (7), рюкзаки (7), термосы с травяным чаем (7), веревки (7), значки (6),  искусственный костер, березовые поленья,  камни, планшеты (3), искусственные деревья, ткань и снежинки для имитации снега.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Я первый раз в вашем детском саду. У вас очень красиво и уютно.   Я люблю свой родной край и хочу рассказать об удивительных и красивых местах.  Мы можем с вами почитать интересную книгу о нашем крае, или поиграть в интересную игру, а можем с вами отправится в поход.

- Что вам больше нравится? (Дети высказывают свои предпочтения).

Воспитатель: Как здорово! Мы с вами едины, я тоже очень люблю походы, узнавать что- то новое и интересное, разведывать новые места!

-Кто-то скажет: «Какой поход зимой?»

- Но, зимой в поход ходить очень интересно.

-Ребята, если мы с вами отправимся в поход, как нас можно назвать?

Дети: Туристы, путешественники.

Воспитатель: Конечно! И путешествие у нас сегодня будет волшебное, виртуальное.

-Знаете, что означает это слово «виртуальное»? (предположения детей)

- Верно, виртуальное путешествие – это путешествие, которое позволяет побывать в разных местах, не выходя из детского сада, с помощью компьютера.

- Для того, чтобы отправиться в поход, нам нужно одеться потеплее, чтобы не замёрзнуть, взять с собой рюкзак со всем необходимым.  Посмотрите, вот лежат рюкзачки со всем необходимым для нашего туристического путешествия. Давайте, каждый возьмет себе по рюкзачку со снаряжением, а я вам завяжу шарфы, чтобы вы не замерзли (имитируют).

- Ребята, а вы хотели бы узнать, куда мы сегодня отправимся в наше туристическое путешествие?

Дети: да!

Воспитатель: Но как же нам совершить наше путешествие и не заблудиться? Есть идея! Нам поможет узнать мой помощник, он поможет на проложить маршрут. А что же это за помощник, вы узнаете, если отгадаете ребус. Давайте внимательно посмотрим на экран (на экране появляется ребус, в котором загадана «мышь»).

Дети: это - мышь!

Воспитатель: правильно это мышка, но не совсем обычная, это -Робомышь (из–за кулис выезжает мышь). Она укажет нам правильный маршрут. Но нам с вами ее нужно запрограммировать, чтобы мы не сбились с пути. А как это сделать, я вам сейчас подскажу. Вы готовы?

Дети: Да!

Объясняю детям, как правильно запрограммировать мышь. И вместе с детьми выполняем задание. Дети программируют Робомышь в парах.

Воспитатель: Хотите проверить, правильно ли мы запрограммировали мышь, если вы это сделали правильно, то мы точно не собьемся с маршрута и не потеряемся. Проверим?

Воспитатель: Итак, Робомышь указала нам на….А что это за фотография? (дети отвечают).

- И первый наш привал будет на Айских притесах.

Дети: Да!

Воспитатель: Рюкзаки собраны. А на чем нам лучше отправиться в путешествие зимой? (предположения детей).

-  Давайте отправимся на лыжах, в лесу снег глубокий и без лыж нам ну никак нельзя. Встаём на лыжи, берём в руки палки и вперёд друг за другом!  

(Дети имитируют движения езды на лыжах вместе с воспитателем).

На экране мелькает зимний лес. Появляется зимнее изображений Айских притесов.

Воспитатель: Ребята, снимайте лыжи и присаживайтесь на наши туристические коврики.

- Какое красивое место и название какое интересное. А может, кто-то из вас знает, что оно означает? (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Притёсы -  это вертикально обрывающиеся к реке скалы. Айские, потому что река называется Ай.

- Может быть вы знаете, что в переводе с башкирского языка означает название реки Ай? (высказывают предположения).  

- Давайте подойдем поближе, посмотрим на какую форму похоже река? А какое небесное тело оно напоминает? Когда смотришь с высоты могущественных скал, река напоминает луну. Вот и в переводе Ай означает - лунная река. Это очень популярное туристическое место, сюда приезжают туристы со всех и уголков нашей страны. Зимой здесь не так много туристов, но вот летом здесь очень много людей.

Воспитатель: ребята, когда туристы преодолевают подъем в гору или на скалу, они должны уметь вязать туристические узлы.

- Я тоже хочу вас научить вязать туристический узел. Доставайте из рюкзаков веревки и повторяйте за мной (показываю детям как завязать туристический узел «восьмерка», помогаю если у кого-то не получается). 

-Ребята, молодцы!

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше. Ребята, а вы знаете, что туристы, на тех местах где останавливаются, оставляют о себе что-нибудь на память о себе. Мусор мы, конечно же, на память о себе оставить не можем, мы с вами культурные туристы, а вот специальное сооружение из камня - турик, которое похоже на пирамиду мы оставить можем. Но для этого нам нужны камни. Может быть вы мне поможете найти под снегом камни (идем искать камни, которые лежат под белой простыней). Берите по одному камню. Ребята - это сооружение выкладывают в форме пирамиды, а внутрь мы положим сердечко, как символ нашей любви к родной природе. Кто запомнил, как называется это сооружение? (Турик). Давайте произнесем еще раз громче и все вместе (произносят - Турик).

На экране появляется персонаж - Турик.

Турик: Я слышал меня кто-то звал? Здравствуйте ребята! Я - Турик, люблю путешествовать по просторам нашего края, и удивляюсь сколько же красивых мест нас окружает.  Я помогаю в пути всем путешественникам. Я виртуальный помощник туристов.

Воспитатель: здравствуй, ты тоже Турик, как интересно! Ты не откажешь нам помочь нам в путешествии?

Турик: Конечно, помогу!

Воспитатель: Куда мы отправимся дальше, подскажет наша помощница Робомышь (вместе с детьми программируем мышь).

- И следующая наша остановка…, может вы узнали это место?

Дети: Пороги!

Воспитатель: путь до Порогов долгий, давайте проедем его на лыжах. Берем свои рюкзачки, в путь (имитируем движение на лыжах. На экране мелькает зимний пейзаж, в это время с экрана Турик подбадривает детей с экрана). Посмотрите, какая красота нас окружает.

Турик: Ребята, какие вы молодцы, осталось совсем немного и мы на месте! На экране появляется изображение ГЭС Пороги.

Воспитатель: вот мы и добрались до пункта назначения.

Турик: Как здесь красиво!

Воспитатель: Да. Наверное, именно поэтому наша помощница выбрала это место.

- Ребята, какое интересное слово - Пороги! А что же оно обозначает? (предположения детей).

-  Слово «порог» имеет несколько значений, первое, переступить, например, порог дома, обозначает границы жилища от внешнего мира или улицы. Но в нашем случае, оно обозначает то, что разделяет реку, границы спокойного. Посмотрите, и правда, до плотины река Сатка спокойная и умиротворённая, но только она подходит к краю плотины, то есть переступает порог, она, падая вниз, становится бурлива и беспокойна.

-Турик, а я знаю, что ты много интересного можешь нам рассказать про Пороги.

Турик: Гидроэлектростанция Пороги - самая старая в России, построена на реке Большая Сатка близ поселка Пороги. Это единственная в мире гидроэлектросстанция, сооруженная путем кладки из дикого камня. Все сооружения комплекса «Пороги»: станция, завод, плотина – были построены из местного горного камня.

Воспитатель: как интересно, спасибо Турик.

-Какое интересное слово – гидроэлектростанция. Предположите, что оно означает (предположения детей).

-Гидро – это вода. Гидроэлектростанция занимается выработкой электроэнергии с помощью воды. Чтобы понять, как это работает, я приготовила для вас интересный опыт.

-Электроэнергия вырабатывается на гидроэлектростанции за счет потока воды, которая находится в водохранилище и при открытии затвора поступает в трубы и раскручивает турбины, которые вращаясь с помощью напора воды запускают генератор, который вырабатывает электроэнергию.

-Чтобы понять, как вода раскручивает турбины, медленно лейте воду из бутылки на ложки - это как лопасти турбины.  Поэкспериментируйте, заставляя колесо вращаться быстрее или медленнее, наливая больше или меньше количество воды на ложки, чтобы изменить скорость.

- Ух ты! Что произошло с колесом, когда мы лили на него воду? Колесо вращалось.  Как изменяли скорость вращения колеса? Лили воду быстрее или медленнее.  Что доказали? Доказали, что напор воды способен раскрутить водяное колесо, а также турбины на гидроэлектростанции во время этого процесса и вырабатывается электроэнергия.

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше. А Робомышь подскажет куда нам дальше держать путь.

Следующая пара детей программирует мышь по заданной схеме.

- Кто знает, что это за место? Озеро Зюраткуль. До него мы поедем снова на лыжах. В путь! (имитация)

На экране мелькают картинки зимнего пейзажа, ведем беседу во время ходьбы и останавливаемся на передышку.

Воспитатель: Ой, что-то я немного устала. А вы? Давайте остановимся и немного передохнём.  Подъём становится все выше и выше.

- Ребята, вы чувствуете, как нам становится тяжело дышать?  А это потому. Что мы с вами постепенно поднимаемся в гору. Ведь озеро расположено на высоте 724 м над уровнем моря и считается самым высокогорным из крупных озер Урала.

Воспитатель: Давайте отдохнем и разведём костер. Нам бы не мешало немного согреться, подкрепиться. Давайте мы поищем с вами дровишки. (Дети приносят дрова).

Воспитатель: Ребята, рассаживайтесь по кругу и будем разводить костер. Существует многого видов костров: Для обогрева, для приготовления пищи, для сушки промокших вещей.  Может вы знаете, какие бывают костры? (высказывают свои предположения) А я научу вас складывать костер для обогрева и приготовления пищи (Выкладываю костер колодец). На что он похож? (на колодец). Да, вы правы он так и называется.

Турик: А я тоже знаю несколько видов костров.  «Звезда» - для приготовления пищи и если мало дров.  «Пушка» - для обогрева. «Шалаш» - для приготовления еды и освещения поляны.

Воспитатель: спасибо Турик. Это очень интересно.

Воспитатель: Озеро Зюраткуль, на мой взгляд, – самое красивое на Урале.  На дне озера имеются запасы ила, они обладают целебными свойствами. В годы Великой Отечественной войны грязи озера использовались в госпиталях для лечения раненых солдат.  

- Ребята, лес, мы сидим вокруг костра, мне напоминает это одну сказку, может вспомните какую? (думают, 12 месяцев). Послушайте какая здесь тишина, ой, слышите? Кто это? (вой волка), а это кто ветками трещит (треск веток) – это лось. После того, как дети угадали звуки – на экране появляются картинки волка и лося.

Воспитатель: это очень живописное место здесь проживает много диких животных, растет множество целебных трав. Некоторые травы, люди собирают   и делают из этих заготовок полезные чаи. И я вам предлагаю отведать горячего травяного чая. Доставайте из своих рюкзачков маленькие термосы и, попивая травяной чай, насладитесь всем букетом ароматов и вкусов чая. Может, вы угадаете, из какой травки у вас чай? (предполагают).

- Это - душица, в переводе «радость гор», потому что она растет на склонах гор. Еще травяной чай можно заваривать из зверобоя, лобозника, иван – чая.

- А может вы знаете, почему озеро называется Зюраткуль? Посмотрите и правда, форма озера напоминает сердце (на экране фото озера с высота – в форме сердца).

Воспитатель: Ребята, на улице уже темнеет, и нам пора возвращаться в детский сад!

Турик: А вы ничего не забыли?

Воспитатель: Точно, мне тоже кажется мы что то забыли с вами сделать, но что же? (думают, рассуждают) Верно! Мы забыли потушить костёр. Нно как нам его потушить, вода в озере замерзла?

Дети: с помощью снега! (имитируем движения).

Воспитатель:  Какие мы молодцы, ничего не забыли. Встаем на лыжи и вперед! (дети имитируют движения на лыжах).

 На экране мелькают все туристические объекты, где побывали, и появляется фото детского сада.

Воспитатель: Ребята, мне кажется мы спускаемся слишком быстро и легко. Но почему?

Дети: потому, что мы сначала поднимались в гору, а теперь едем с горы.

Воспитатель: вот мы и вернулись обратно в детский сад, давайте снимем лыжи и наши рюкзачки, вы, наверное, очень устали? (нет). 

- Ребята, давайте, мы расскажем гостям, где мы сегодня побывали! Для этого подойдите к столам (под тканью лежат планшеты). На этих планшетах рассыпались картинки, и если вы их соберете у вас получится картина того места, где вы сегодня побывали.

Для этого нужно разделиться на пары. У каждой пары свой планшет. Один человек нажимает на красную звездочку. Второй на синюю. Стрелка соединила две картинки – назовите их и угадайте место, где вы побывали (дети выполняют и каждая пара рассказывает, какое место получилось, что больше всего понравилось и запомнилось).

Пары картинок: сердце – вода (озеро Зюраткуль), водопад – электричество (Пороги), скала – луна (Айские притесы).

Хвалю детей, задаю наводящие вопросы при необходимости.

Воспитатель:

Есть очень хорошая традиция, дарить какую-нибудь вещицу на память, ведь именно она натолкнет вас на воспоминания. Я хочу подарить вам значки на память о нашем путешествии.  Мне очень приятно было путешествовать именно с вами. И я надеюсь, что это не последнее туристическое путешествие, в котором вы побывали. Давайте и с Туриком попрощаемся.

Турик: до свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию"С любовью по родному краю"

В 2009г. я участвовала в районном конкурсе "Растим патриотов России". В номинации "Разработка занятия" я заняла 3 место. Может кому пригодиться!...

Конспект занятия по познавательной деятельности тема : Обычаи традиции родного края

Конспект занятия по познавательной деятельности тема : Обычаи  традиции родного края...

Конспект занятия: Мир природы - краеведение, Тема: "Знакомство с родным краем".

В конспекте знакомим детей с природой родного, северного края, с памятниками г. Усинска,  с промышленностью , интересными зданиями, с гербом г. Усинска, с 35 летием г. Усинска....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Природа родного края»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Природа родного края»...

Конспект занятия кружка нетрадиционного рисования "Краски осени в родном краю"

Конспект занятия кружка нетрадиционного рисования в подготовительной группеТема: «Краски осени в родном краю»Цель: Привлечь внимание детей к природе родного края, средствами нетрадиционног...

Конспект занятия в старшей группе тема: «Сельское хозяйство родного края».

расширяем представление сельском хозяйстве, обобщаем представления об овощных культурах...