Конспект НОД "Станем друзьями природе" Технология ТРИЗ Системный оператор
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие об охране природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_stanem_druzyami_prirode_tehnologiya_triz_sistemnyy_operator.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности №9
Технология ТРИЗ «Системный оператор»
Старшая группа
Тема: «Станем друзьями природе»
С элементами драматизации, старшая группа.
Цель: Дать детям представления об охране леса и его обитателей.
Задачи: Учить устанавливать простейшие взаимосвязи в природе. Показать какой вред могут наносить люди природе своим поведением в лесу.
Развивать умения приходить на помощь, и желание сохранять природу.
Воспитывать любовь к природе, ответственность за совершённые поступки. Закреплять знания о животных леса.
Предшествующая работа: чтение рассказов о животных тайги
С. Устинов «Таежные животные», сюжетно – ролевая игра «Лечебница Айболита», знакомство с «Красной книгой Иркутской области», настольная игра «Друзья природы».
Оборудование и материалы: макеты деревьев, маски зверей, диск «Звуки природы», карточки с деревьями, рюкзаки -2, имитация лекарств, бинты, фломастеры, кружочки из картона.
Организационный момент.
Дети стоят в кругу. У них в руках картинки с разными деревьями.
- Ребята, что у вас на картинках?
- А как называется место, когда много деревьев? (Лес)
- А как называется наш сибирский лес?
- Правильно – тайга. Ребята, зачем нужен лес?
(Примерные ответы детей). В нём живут дикие животные, птицы, это их дом. Птицы вьют гнёзда, звери живут в норах, дуплах, выводят детёнышей. Люди в лесу отдыхают, собирают грибы, ягоды, заготавливают дрова. Из деревьев строят дома, изготавливают мебель. Леса – лёгкие нашей планеты, они очищают воздух. (Выставляем деревья на панно).
1.- Ребята, я приглашаю вас в путешествие по родному краю, в лес. Мы увидим красоту природы, встретим обитателей тайги. Узнаем, как они живут. Дорога предстоит дальняя, что мы с собой возьмём? (Еду, лекарства). Собираем походные рюкзаки.
- Все готовы? Тогда отправляемся. (Идём по кругу, держась за руки, читаем стихотворение все вместе)
Идём лесной тропинкой
По солнечной стране.
Зелёною косынкой
Берёзка машет мне.
Мы слышим песни ветра,
И звонкий птичий гам.
Скворцы поют куплеты
В такт нашим шагам.
(Выставляются макеты деревьев).
2.- Вот мы и в лесу. Смотрите, какая красивая ёлочка. Угадайте, кто живёт под ней?
Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
- Расскажем о зайчике.
Надсистема | Животное леса | Дикое животное, лес | Дикое животное, лес |
Система | Зайчонок | Заяц | Старый заяц |
Подсистема | Что есть у зайчонка? | Что есть у зайца? | Каким он будет? Что с ним может произойти? |
Прошлое | Настоящее | Будущее |
(Выходит ребенок, одетый в шапочку зайца. Он грустный).
- Почему заяц грустит? Узнаем, что случилось с ним?
Заяц:
- Я зайчик очень ловкий.
Встал сегодня рано,
Росою умывался.
Завтракать собрался.
Сорвал травку и порезал лапку.
Попало в лапку мне стекло,
Откуда здесь взялось оно? (Плачет)
- Ребята, как вы думаете, откуда здесь стекло? (предположения) Чем помочь зайчику? Успокойся, сейчас ребята тебе помогут. (Забинтовываем лапку, берём с собой в путешествие).
- Посмотрите, какая высокая ель с дуплом.
На дереве дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле, живёт в тепле? (Белка).
(Выходит ребенок, одетый в шапочку белки)
- Что с тобой белочка случилось?
Белка:
-Я, белочка - умелочка,
Непоседа, егоза.
Словно бусинки глаза.
Не выходит белка в лес.
Кто - то страшный ходит здесь.
Белочку обидел, камнем в меня кинул.
- Ой, шишка, какая большая. Надо холод приложить. (Лечим белочку).
- Ребята, вот нора, может быть ещё кому – то наша помощь нужна?
Там в норе горит огонь,
Только ты его не тронь.
Тявкает, кусается,
Как он называется? (Лиса)
(Выходит ребенок, одетый в шапочку лисы.).
Лиса:
- Я лиса, всему лесу я краса.
Мои рыжие меха видно всем издалека.
Все зовут меня в гости.
Но сегодня не пойду,
Заболел мой хвостик.
(Лечим хвостик, берём с собой в путешествие)
Физминутка «Здравствуй лес»
- Ребята, смотрите, пенёк на полянке. И кто же здесь живёт?
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Еж)
(Выходит ребенок, одетый в шапочку ежа.)
- Что же с тобой случилось? Почему ты по лесу не гуляешь?
Еж:
- Я сегодня сижу в норке.
У меня болят иголки.
Кто - то пнул меня ногой,
И теперь вот я больной. (Лечим, берём с собой в путешествие)
- Смотрите под деревьями ещё дом.
В берлоге глубокой спит лежебока.
А придет весна, он пробудится от сна. (Медведь)
(Выходит ребенок, одетый в шапочку медведя).
Медведь:
- Я хозяин тайги медведь.
Люблю я песни громко петь.
Но сегодня мне не до веселья.
Наступил на разбитую банку из - под варенья.
- Ребята помогите медведю. И надо узнать, что же в лесу происходит, почему с животными произошли несчастья, по чьей вине? Кто ломал ветки деревьев? (Садимся на полянку)
3. Раздаётся шум, на полянку выходит мальчик. Он бросает бумагу, фантики, в руках рогатка. (Ребёнок).
- Здравствуй мальчик, что ты здесь делаешь?
- Я отдыхаю, видите?
- Но так нельзя отдыхать. От такого отдыха людей очень плохо живущим в лесу обитателям. Посмотри, что с ними произошло по твоей вине: дети рассказывают и показывают, как они помогли животным, спасли их от гибели.
- Ты разве не знаешь правила поведения на природе?
- Тогда послушай, ребята тебя научат.
(Дети по очереди называют правила поведения в природе)
- Да, теперь я понял, как я вредил природе, ломал ветки, мусор бросал, стрелял из рогатки. Я сейчас наведу здесь порядок, уберу весь мусор.
- Хорошо, что ты понял свои ошибки, а ребята тебе помогут.
(Все вместе собирают мусор в пакеты)
- Молодцы ребята. Мы помогаем природе, а она помогает нам, лечит нас, дарит нам здоровье, кормит. Но чтобы сохранить красоту, которая нас окружает, её надо охранять, заботиться. Как мы можем ещё заботиться о природе? (Ответы детей). А вы заметили, как тихо вокруг, давайте сядем и послушаем звуки природы. Закройте глазки и слушайте.
(Дети садятся на скамейку). Диск «Звуки природы», релаксация.)
4. Мальчик: - А вдруг ещё кто - то не знает, как надо вести себя, отдыхая в лесу, и тоже навредит животным, деревьям, цветам и они исчезнут.
- Наши ребята нарисуют знаки, обозначающие как нельзя относиться к природе. И будем всех с ними знакомить.
(Дети садятся за столы, рисуют запрещающие знаки поведения в природе).
- Расскажите, что обозначают знаки? «Нельзя ломать ветки деревьев, рвать цветы, громко кричать, разорять птичьи гнёзда, бросать мусор…»
- Лес друг людей и животных, сохраняя леса – сохраним природу! Ведь животные не могут жить без леса. Это их дом, а мы только в нём гости.
- Будем всегда друзьями природы.
5. Итог - Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Вы сегодня хорошо потрудились. Встаньте все в круг, возьмитесь за руки.
Литература.
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты, о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
С. Погорельский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие системного мышления с использованием приема ТРИЗ «Системный оператор»
Использование приёма ТРИЗ «Системный оператор» в работе с детьми дошкольного возраста....
Конспект НОД по познавательному развитию « Арктика. Путешествие к Северному полюсу» в подготовительной группе, с использованием приема ТРИЗ «Системный оператор».
Конспект НОД по познавательному развитию....
Конспект ННОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Этот удивительный фрукт - яблоко» с применением метода ТРИЗ «Системный оператор».
Совершенствовать знания о пользе фруктов и их значение в жизни человека.Систематизировать знания детей о яблоке с помощью системного оператора....
конспект НОД с использованием метода системного оператора ТРИЗ на тему "Дикие животные"
Создать условия для формирования представлений у детей о диких животных родного края Казачинско-Ленского района....
Технология ТРИЗ "Системный оператор" Конспект НОД "Родной свой край-люби и знай"
Занятие с ТРИЗ "Системный оператор" о родном крае....
Технология ТРИЗ "Системный оператор". Конспект НОД "Озеро Байкал - богатство нашего родного края."
Занятие об озере Байкал...
Конспект НОД "Жили-были овощи" Технология ТРИЗ "Системный оператор"
Занятие по развитию речи...