Конспект НОД "Жили-были овощи" Технология ТРИЗ "Системный оператор"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
Старшая группа.
Тема: «Жили - были овощи». ТРИЗ «Системный оператор»
Задачи.
Образовательные: Закрепить знания об овощах, умение составлять описательный рассказ по плану. Учить соотносить название овощей с их внешними характеристиками. Учить образовывать уменьшительно - ласкательную форму существительных. Согласовывать притяжательные местоимения с существительными, умение отвечать на вопрос «Чей?».
Учить работать с таблицей «системный оператор»
Развивающие: Развивать понимание текста загадок, соотносить с предметами и образами. Развивать общую моторику, тактильную память. Развивать системное творческое мышление с использованием в занятии ТРИЗ «Системный оператор». Развивать словарь по теме.
Воспитательные: Воспитывать интерес к литературе разных жанров, уметь их различать.
Оборудование: доска, магнитные фигурки героев из сказки «Репка», муляжи овощей, корзинка, схема «Системный оператор с картинками.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры, рассказывание и драматизация сказки «Репка», знакомство с овощами, их признаками, раскрашивание овощей.
1. Организационный момент. (Стоим в кругу на ковре).
- Ребята на прошлом занятии мы познакомились с овощами. И сейчас мы отправимся в огород собирать урожай вместе с героями сказки «Репка».
В огород пойдем Урожай соберем Мы морковки натаскаем, И картошки накопаем, Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный. Щавеля сорвем немножко И вернемся по дорожке. | Идем по кругу, взявшись за руки Имитация действий по смыслу. Показ руками. Идем по кругу, взявшись за руки. |
2. -Вот мы и в огороде. (На фланелеграфе появляется дед). А это дед, собрал урожай овощей, сложил их в мешок, да теперь забыл их названия. Поможем дедушке разобраться? Нужно найти в мешке овощ, узнать на ощупь, назвать, и если правильно назвали, положить его в корзинку.
Д\игра «Чудесный мешочек»
Цель: развивать тактильные ощущения.
3. (Появляется бабушка)
- А вот и бабушка. Она нашла овощ, да задумалась, как интересно он появился? А какой овощ, отгадайте загадку.
Я длинный и зеленый
Вкусный и соленый.
Вкусный и сырой,
Кто я такой? Огурец.
- Расскажем бабушке про огурец? А поможет нам в этом наша схема. Примерные ответы на вопросы. Зависит от ответов детей.
прошлое | настоящее | будущее |
Овощ. Когда-то был диким. Люди его увидели, попробовали. Понравился. Решили посадить дома. | Овощ. Выращивается на грядках дома, на даче, на плантациях, осенью собирают урожай огурцов и других овощей. Продаются на рынках, в магазинах. | Овощ. Весной садят в огороде. Осенью собирают урожай вместе с другими овощами. |
Научились извлекать семена и разводить семенами, рассадой. | Огурец | Овощи хранят в овощехранилищах. Возят в магазины. |
Стали выращивать в огородах на грядах. Огурец сверху зеленый, хрустящий, в середине семечки. Растет на длинных раскидистых стеблях. | Сверху огурец покрывает зеленая кожица. Внутри он беловато-зеленоватый. В середине семечки. На вкус сладковатый, хрустящий. Существует много сортов огурцов. | Огурцы маринуют, солят, делают салаты. Заготавливают на зиму. |
- Молодцы ребята, бабушка много узнала про огурцы.
Физминутка
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и свеклу. Ох!
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох! (Выполнение упражнений по ходу)
4. (Появляется внучка). А внучка у бабушки с дедушкой маленькая и любит овощи маленькие. Я буду бросать мяч вам, и называть овощ, а вы возвращаете мяч и называете, как будет звучать маленький.
Д\игра «Большие и маленькие» с мячом.
Цель: Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного.
5. (Появляется Жучка)
- Жучка любит загадки, и приготовила их для вас. Слушайте внимательно. Что за овощ?
Он и в дождик он и в зной Прячет клубни под землей. Клубни вытащишь на свет- Вот и завтрак и обед. | Щеки розовы, нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она. | В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят. |
Уродилась я на славу; Кто любит щи – Меня там ищи. | Голова на ножке. В голове горошки. | Сладкий его - съешь и целиком, Горький тронешь языком, Обожжет, как огнем, Не забудешь ты о нем. |
6. - Вот и Кошка нас встречает. Она любит играть в прятки.
Д\игра «Кто спрятался» Развивать зрительную память.
- Перед вами муляжи. Запоминайте, закрываем глаза, я убираю один овощ, а вы должны сказать какой овощ спрятался.
7. (Появляется Мышка)
Д/игра «Чей овощ»
- Отвечаем Мышке чей это овощ по очереди. (Показ овоща, после ответа складываем в корзинку.
8. – Вот какой урожай овощей собрали. А теперь будем варить борщ.
Д/игра «Варим борщ».
- Назовите овощи, которые используются для варки борща. Правильно названные овощи-муляжи складываем в кастрюлю.
9. Итог. Что понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с использованием Системного оператора "Транспорт"
Совместная образовательная деятельность по усвоению образовательной области "Познание" с применением методов ТРИЗ...
Конспект НОД по составлению описательных рассказов о домашних животных используя «системный оператор» современной развивающей технологии ТРИЗ
Данный конспект с использованием современной развивающей технологии ТРИЗ Г.С.Альтшуллера позволяет педагогам в интересной форме сформировать речевые навыки, обогатить словарный запас, способствовать р...
Конспект занятия по ознакомлению детей с профессией врача с помощью системного оператора.
Конспект с использованием ТРИЗ технологий....
Конспект занятия по ознакомлению детей с театром по системному оператору "Как хорошо, что есть театр!"
Занятие проводилось в рамках проекта "Что мы знаем о театре?"...
Конспект НОД по познавательному развитию « Арктика. Путешествие к Северному полюсу» в подготовительной группе, с использованием приема ТРИЗ «Системный оператор».
Конспект НОД по познавательному развитию....
Конспект консультация для родителей "Системный оператор"
Консультация для родителей по технологии ТРИЗ "Системный оператор"...