Технология ТРИЗ "Системный оператор". Конспект НОД "Озеро Байкал - богатство нашего родного края."
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Занятие об озере Байкал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozero_baykal_-_bogatstvo_nashego_rodnogo_kraya.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие у детей любви и уважения к малой родине – основа зарождения патриотических чувств»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: «Озеро Байкал – богатство нашего родного края»

Триз – технология. «Системный оператор».

Задачи:

Образовательная: Знакомить детей с достопримечательностями родного края. Формировать представления детей о родном крае, как о частице большой родины России. Дать знания о нерпе и озере Байкал на основе «системного оператора».

Развивающая: Формировать умение анализировать и описывать систему связей объекта, его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки. Развивать связную речь, логическое мышление, умение обосновывать свой ответ.

Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес и любовь к природе родного края, желание оказывать посильную помощь в сохранении её богатств, чувства гордости за уникальность природы родного Прибайкалья.

Предварительная работа: Чтение рассказов, легенд и сказок об озере Байкал. Акция - издание плакатов «Сохраним Байкал!», фильм «Байкальские фантазии», презентация «Обитатели Байкала».

Материалы: Карта, карточки с рисунками обитателей озера, 2 схемы «Системный оператор», презентация «Невидимые чистильщики Байкала», рисунки детей. Запись песни «Иркутская история» А. Маршал.

1.Организационный момент. (В группу входит журналистка)

- Здравствуйте, ребята, подскажите, куда я попала? (Ответы детей)

- Как раз сюда мне и надо. Я иностранка, журналистка, путешествую по России и собираю интересный материал о ней, а у вас я в первый раз, вы поможете мне узнать о вашем родном крае? (Ответы детей).

- Скажите:

- Как называется наша страна?

- Как называется столица России?

- Как называется ваш родной край?

- Как называют людей, живущих в Сибири?

- Как называется ваш город?

- А почему вы считаете этот край родным? (Ответы детей, потому что мы здесь родились, здесь живут наши родители и работают, здесь наш детский сад, проходит наше детство).

- Так значит вы Сибиряки.

- Ребята, я поняла, что у каждого человека на земле есть дорогой сердцу уголок, где он любит бывать. Хотелось бы послушать, есть ли у вас любимое место в родном краю, что особенного в нем, чем вы можете гордиться. Я вижу, вы приготовили ещё и рисунки. Тогда сядем на стульчики и послушаем.

2. Рассказы детей по нарисованной картинке. (2 -3)

- Как ребята вы хорошо рассказали о своём родном крае. Чувствуется, что вы гордитесь им. Это очень хорошо. А красивым и замечательным он создан природой, а будет ли он всегда таким зависит от людей.

3. - У меня есть карта, с которой я путешествую, на ней есть озеро, но нет названия. И у вас на некоторых рисунках его я увидела. Может быть, вы подскажете как оно называется?

- Байкал. Какое красивое название. (Прикрепляю карту на доску)

- А чем интересен Байкал? Чем он знаменит?

- Какое озеро? Какую имеет форму?

- Оно глубокое или мелкое?

- Назовите рыб, обитающих в озере.

- Рыбы омуль, голомянка обитают в других озерах?

- Рыб, обитающих только в озере Байкал, называют – эндемики. Таких нет больше нигде. (Наклеиваем на карту рыб).

4.- У меня есть вот такой дом. Угадайте кто здесь живет?

Схема «Системный оператор», карточки-рисунки.

В снежном логове родится

Простудиться не боится.

Подрастете начнет нырять,

Шубку белую менять.

(Ответы детей. Нерпа)

1.Озеро Байкал.

Нерпа -это животное.

С давних пор обитала в водах озера Байкал. Остается загадкой как она появилась здесь, но хорошо приспособилась

жить в нем, в холодной воде.

2.Озеро Байкал. Дикое животное.

В настоящее время нерпа любит обитать на островах. Много проводит времени в воде, хорошо плавает, но дышит воздухом. Любит понежиться на камнях. Зимой с помощью мощных когтей  во льду делает продухи.

3.Озеро Байкал

Нерпинарий. Некоторых нерп люди дрессируют. Это умные животные. Они могут выполнять разные трюки. Люди за ними ухаживают, кормят рыбой.

4.Белек

Родится в снежном логове. Не боится холода.

5.Байкальская нерпа.

6.Старой нерпой

7.Тело покрыто белой мягкой шерстью. Есть ласты, голова, глаза, нос. Питается некоторое время молоком мамы. Линяет. Меняется цвет шерсти. Начинает сама ловить рыбу.

8.Тело с толстым слоем жира, покрытое короткой жесткой шерстью. Голова, глаза, нос, усы, конечности – ласты, когти для проделывания продухов. Питается рыбой: бычками, голомянкой, омулем.

9. Тело, покрытое короткой жесткой шерстью. Подкожный толстый слой жира. Голова, глаза, нос, усы, конечности – ласты с когтями. Питается в основном бычками, которые медленно плавают, омулем.

Нерпа. Карточка.

- Кто такая нерпа? Как появилась в озере?

- Где живет в настоящее время?

- Что у неё есть? Чем питается?

- Что умеет делать?

- Кем была нерпа в прошлом?

- Какая она была? Что у неё было?

- Где может жить в будущем?

- Какой она может стать?

- Что у неё будет? Чем питается?

(В процессе ответов приклеиваем на схему подготовленные карточки).

- Спасибо, я много узнала о Байкальской нерпе. Получается нерпа – эндемик Байкала, она обитает только здесь.

- Давайте отдохнем.

Физминутка. «А мы к озеру спустились»

А мы к озеру спустились,

Дружно, дружно

Все умылись.

Вот так, славно освежились.

Капля раз, капля два

Очень чистая вода

И холодная всегда.

А захочешь искупаться

Надо будет закаляться.

Надо нам как нерпа стать,

Чтобы плавать и нырять.

5. Беру в стакане воду.

- Дети какая чистая вода в озере. Я слышала, что со временем озера загрязняются. Зарастают травой вода в них становится мутной, а Байкал уже старый, а вода в нём кристально чистая, интересно почему?

- Неужели Байкал не загрязняется?

- Что может загрязнять озеро? (Ответы детей).

- Как же в нём всегда вода кристальной чистоты? Кто же чистит Байкал?

- Очень сложно объяснить.

6.- Давайте посмотрим презентацию «Невидимые чистильщики Байкала».

-Теперь мы знаем, что красивые байкальские губки не только удивляют своим необычным видом туристов и дайверов. У них есть гораздо более важная функция в экосистеме Байкала. Они очищают воду озера. Благодаря порам, которыми пронизана вся поверхность губки, они пропускают через себя воду, фильтруя ее и очищая. Так же рачок - эпишура – несмотря на микроскопический размер, он самый многочисленный представитель Байкала: эти веслоногие рачки, как и губки, играют важную роль они являются фильтраторами воды, очищающими ее. Рачок эпишура, губки – эндемики, хранители чистоты воды озера Байкал. Давайте приклеим обитателей Байкала. Пусть они и дальше помогают Байкалу. (Наклеивание).

7. - Ребята, вы заметили, что в Байкале все обитатели связаны между собой. Если присмотреться, то увидим систему, которую организовала природа уникального озера.

Появилось очень давно, много миллионов лет назад.

Впадает много рек, ручейков. Вытекает одна Ангара. Окружено высокими горами Саянами. Тайгой.

Горы, тайга окружают озеро. Создана система охраны озера.

Образовалось в котловине гор. Появились обитатели озера.

Озеро Байкал

Озеро станет еще глубже. Это большой источник питьевой воды для людей. Место обитания животных, рыб.

Окружено горами Саянами, тайгой. Озеро расширялось, углублялось развивались обитатели.

Глубокое озеро с холодной, с чистой и   пресной водой. Источник питьевой воды. Обитает много разных видов рыб, животное нерпа. Рачки очищающие воду озера.

Сохранится большое количество обитателей озера. Будет приезжать много туристов полюбоваться уникальной природой озера нашего края. Ученые будут изучать озеро.

- А если что-то исчезнет из Байкала, то нарушится целая система. Например, исчезнет рыба. Что может произойти?

https://img.razrisyika.ru/kart/105/418674-nerpa-baykalskaya-26.jpg- Да, погибнет нерпа, нечем будет питаться. А если исчезнут рачки? Может погибнуть все, так как вода станет грязной, теплой. А наши обитатели привычны жить в холодной, чистой воде. Поэтому люди уже бьют тревогу, призывают к охране озера от загрязнения. Наша задача, сохранить его для потомков в его уникальном виде. А вы участвовали в акции издание плакатов «Сохраним Байкал!»? (Ответы детей). Молодцы! 

- Недаром Байкал называют – Жемчужиной Сибири. Много людей, туристов приезжают в ваш край, чтобы увидеть и навсегда запомнить, это величие Байкала, гор, окружающих его.

Ведь эти царственные воды,

И горы в сизой полумгле –

Байкал священный дар природы,

Да будет вечен на земле.

- Вот ребята, в каком красивом краю вы живёте. Гордитесь им, вы по праву называетесь – Сибиряками, иркутянами, которым выпало жить около удивительного озера Байкал! А край наш является частью нашей большой Родины – России. Все мы – россияне, гордимся нашей Родиной.

- А сейчас я хочу угостить вас кристально чистой байкальской водой, и пусть крепнет, ваше сибирское здоровье с каждой каплей.

8. Итог. Включить песню о родном крае «Иркутская история».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Природные богатства нашего края"

Тема: Природные богатства нашего края. Предметное содержание.1.Расширять и обогащать знания детей о нашем крае.2.Дать элементарные представления о полезных ископаемых нашего края - нефти и газа.3...

Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем

Все мы знаем, что перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задач - формирование с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданствен...

Квест-технологии в приобщении дошкольников к истории и культуре родного края

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.   Для педагога содержательная, отвечающа...

Конспект образовательной деятельности "Богатство нашего края"

Задачи: Сформировать представления детей о нефти, газе, свойствах нефти, о способах их добычи, познакомить с профессией нефтяник. Воспитывать уважение к людям этой профессии....

Исследовательский проект «Природное богатство земли родного края»

Исследовательский проект«Природное богатство земли родного края»                               ...