Технология ТРИЗ "Системный оператор". Конспект НОД "Озеро Байкал - богатство нашего родного края."
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Занятие об озере Байкал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozero_baykal_-_bogatstvo_nashego_rodnogo_kraya.docx | 40.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие у детей любви и уважения к малой родине – основа зарождения патриотических чувств»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Озеро Байкал – богатство нашего родного края»
Триз – технология. «Системный оператор».
Задачи:
Образовательная: Знакомить детей с достопримечательностями родного края. Формировать представления детей о родном крае, как о частице большой родины России. Дать знания о нерпе и озере Байкал на основе «системного оператора».
Развивающая: Формировать умение анализировать и описывать систему связей объекта, его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки. Развивать связную речь, логическое мышление, умение обосновывать свой ответ.
Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес и любовь к природе родного края, желание оказывать посильную помощь в сохранении её богатств, чувства гордости за уникальность природы родного Прибайкалья.
Предварительная работа: Чтение рассказов, легенд и сказок об озере Байкал. Акция - издание плакатов «Сохраним Байкал!», фильм «Байкальские фантазии», презентация «Обитатели Байкала».
Материалы: Карта, карточки с рисунками обитателей озера, 2 схемы «Системный оператор», презентация «Невидимые чистильщики Байкала», рисунки детей. Запись песни «Иркутская история» А. Маршал.
1.Организационный момент. (В группу входит журналистка)
- Здравствуйте, ребята, подскажите, куда я попала? (Ответы детей)
- Как раз сюда мне и надо. Я иностранка, журналистка, путешествую по России и собираю интересный материал о ней, а у вас я в первый раз, вы поможете мне узнать о вашем родном крае? (Ответы детей).
- Скажите:
- Как называется наша страна?
- Как называется столица России?
- Как называется ваш родной край?
- Как называют людей, живущих в Сибири?
- Как называется ваш город?
- А почему вы считаете этот край родным? (Ответы детей, потому что мы здесь родились, здесь живут наши родители и работают, здесь наш детский сад, проходит наше детство).
- Так значит вы Сибиряки.
- Ребята, я поняла, что у каждого человека на земле есть дорогой сердцу уголок, где он любит бывать. Хотелось бы послушать, есть ли у вас любимое место в родном краю, что особенного в нем, чем вы можете гордиться. Я вижу, вы приготовили ещё и рисунки. Тогда сядем на стульчики и послушаем.
2. Рассказы детей по нарисованной картинке. (2 -3)
- Как ребята вы хорошо рассказали о своём родном крае. Чувствуется, что вы гордитесь им. Это очень хорошо. А красивым и замечательным он создан природой, а будет ли он всегда таким зависит от людей.
3. - У меня есть карта, с которой я путешествую, на ней есть озеро, но нет названия. И у вас на некоторых рисунках его я увидела. Может быть, вы подскажете как оно называется?
- Байкал. Какое красивое название. (Прикрепляю карту на доску)
- А чем интересен Байкал? Чем он знаменит?
- Какое озеро? Какую имеет форму?
- Оно глубокое или мелкое?
- Назовите рыб, обитающих в озере.
- Рыбы омуль, голомянка обитают в других озерах?
- Рыб, обитающих только в озере Байкал, называют – эндемики. Таких нет больше нигде. (Наклеиваем на карту рыб).
4.- У меня есть вот такой дом. Угадайте кто здесь живет?
Схема «Системный оператор», карточки-рисунки.
В снежном логове родится
Простудиться не боится.
Подрастете начнет нырять,
Шубку белую менять.
(Ответы детей. Нерпа)
1.Озеро Байкал. Нерпа -это животное. С давних пор обитала в водах озера Байкал. Остается загадкой как она появилась здесь, но хорошо приспособилась жить в нем, в холодной воде. | 2.Озеро Байкал. Дикое животное. В настоящее время нерпа любит обитать на островах. Много проводит времени в воде, хорошо плавает, но дышит воздухом. Любит понежиться на камнях. Зимой с помощью мощных когтей во льду делает продухи. | 3.Озеро Байкал Нерпинарий. Некоторых нерп люди дрессируют. Это умные животные. Они могут выполнять разные трюки. Люди за ними ухаживают, кормят рыбой. |
4.Белек Родится в снежном логове. Не боится холода. | 5.Байкальская нерпа. | 6.Старой нерпой |
7.Тело покрыто белой мягкой шерстью. Есть ласты, голова, глаза, нос. Питается некоторое время молоком мамы. Линяет. Меняется цвет шерсти. Начинает сама ловить рыбу. | 8.Тело с толстым слоем жира, покрытое короткой жесткой шерстью. Голова, глаза, нос, усы, конечности – ласты, когти для проделывания продухов. Питается рыбой: бычками, голомянкой, омулем. | 9. Тело, покрытое короткой жесткой шерстью. Подкожный толстый слой жира. Голова, глаза, нос, усы, конечности – ласты с когтями. Питается в основном бычками, которые медленно плавают, омулем. |
Нерпа. Карточка.
- Кто такая нерпа? Как появилась в озере?
- Где живет в настоящее время?
- Что у неё есть? Чем питается?
- Что умеет делать?
- Кем была нерпа в прошлом?
- Какая она была? Что у неё было?
- Где может жить в будущем?
- Какой она может стать?
- Что у неё будет? Чем питается?
(В процессе ответов приклеиваем на схему подготовленные карточки).
- Спасибо, я много узнала о Байкальской нерпе. Получается нерпа – эндемик Байкала, она обитает только здесь.
- Давайте отдохнем.
Физминутка. «А мы к озеру спустились»
А мы к озеру спустились,
Дружно, дружно
Все умылись.
Вот так, славно освежились.
Капля раз, капля два
Очень чистая вода
И холодная всегда.
А захочешь искупаться
Надо будет закаляться.
Надо нам как нерпа стать,
Чтобы плавать и нырять.
5. Беру в стакане воду.
- Дети какая чистая вода в озере. Я слышала, что со временем озера загрязняются. Зарастают травой вода в них становится мутной, а Байкал уже старый, а вода в нём кристально чистая, интересно почему?
- Неужели Байкал не загрязняется?
- Что может загрязнять озеро? (Ответы детей).
- Как же в нём всегда вода кристальной чистоты? Кто же чистит Байкал?
- Очень сложно объяснить.
6.- Давайте посмотрим презентацию «Невидимые чистильщики Байкала».
-Теперь мы знаем, что красивые байкальские губки не только удивляют своим необычным видом туристов и дайверов. У них есть гораздо более важная функция в экосистеме Байкала. Они очищают воду озера. Благодаря порам, которыми пронизана вся поверхность губки, они пропускают через себя воду, фильтруя ее и очищая. Так же рачок - эпишура – несмотря на микроскопический размер, он самый многочисленный представитель Байкала: эти веслоногие рачки, как и губки, играют важную роль они являются фильтраторами воды, очищающими ее. Рачок эпишура, губки – эндемики, хранители чистоты воды озера Байкал. Давайте приклеим обитателей Байкала. Пусть они и дальше помогают Байкалу. (Наклеивание).
7. - Ребята, вы заметили, что в Байкале все обитатели связаны между собой. Если присмотреться, то увидим систему, которую организовала природа уникального озера.
Появилось очень давно, много миллионов лет назад. | Впадает много рек, ручейков. Вытекает одна Ангара. Окружено высокими горами Саянами. Тайгой. | Горы, тайга окружают озеро. Создана система охраны озера. |
Образовалось в котловине гор. Появились обитатели озера. | Озеро Байкал | Озеро станет еще глубже. Это большой источник питьевой воды для людей. Место обитания животных, рыб. |
Окружено горами Саянами, тайгой. Озеро расширялось, углублялось развивались обитатели. | Глубокое озеро с холодной, с чистой и пресной водой. Источник питьевой воды. Обитает много разных видов рыб, животное нерпа. Рачки очищающие воду озера. | Сохранится большое количество обитателей озера. Будет приезжать много туристов полюбоваться уникальной природой озера нашего края. Ученые будут изучать озеро. |
- А если что-то исчезнет из Байкала, то нарушится целая система. Например, исчезнет рыба. Что может произойти?
- Да, погибнет нерпа, нечем будет питаться. А если исчезнут рачки? Может погибнуть все, так как вода станет грязной, теплой. А наши обитатели привычны жить в холодной, чистой воде. Поэтому люди уже бьют тревогу, призывают к охране озера от загрязнения. Наша задача, сохранить его для потомков в его уникальном виде. А вы участвовали в акции издание плакатов «Сохраним Байкал!»? (Ответы детей). Молодцы!
- Недаром Байкал называют – Жемчужиной Сибири. Много людей, туристов приезжают в ваш край, чтобы увидеть и навсегда запомнить, это величие Байкала, гор, окружающих его.
Ведь эти царственные воды,
И горы в сизой полумгле –
Байкал священный дар природы,
Да будет вечен на земле.
- Вот ребята, в каком красивом краю вы живёте. Гордитесь им, вы по праву называетесь – Сибиряками, иркутянами, которым выпало жить около удивительного озера Байкал! А край наш является частью нашей большой Родины – России. Все мы – россияне, гордимся нашей Родиной.
- А сейчас я хочу угостить вас кристально чистой байкальской водой, и пусть крепнет, ваше сибирское здоровье с каждой каплей.
8. Итог. Включить песню о родном крае «Иркутская история».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Байкал. Знакомство с родным краем» (старшая группа)
"Байкал. Знакомство с родным краем"...
Конспект занятия "Природные богатства нашего края"
Тема: Природные богатства нашего края. Предметное содержание.1.Расширять и обогащать знания детей о нашем крае.2.Дать элементарные представления о полезных ископаемых нашего края - нефти и газа.3...
Конспект «Путешествие по нашему родному краю».
Из опыта работы...
Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем
Все мы знаем, что перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задач - формирование с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданствен...
Квест-технологии в приобщении дошкольников к истории и культуре родного края
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающа...
Конспект образовательной деятельности "Богатство нашего края"
Задачи: Сформировать представления детей о нефти, газе, свойствах нефти, о способах их добычи, познакомить с профессией нефтяник. Воспитывать уважение к людям этой профессии....
Исследовательский проект «Природное богатство земли родного края»
Исследовательский проект«Природное богатство земли родного края» ...