Конспект занятия по экологии "Старичок-Лесовичок путешествует по лесу" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Абузярова Олеся Гаязовна

Конспект занятия по экологии "Старичок-Лесовичок путешествует по лесу" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_po_ekologii.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по экологии «Старичок-Лесовичок путешествует по лесу».


Цели: 
1. Закрепить знания детей о лесе, лесных обитателях, растениях.
2. Обобщить знания детей о значении леса в жизни человека.
3. Развивать любознательность, внимание, словарный запас.
4. Закреплять умение отвечать на вопросы, говорить выразительно, с интонацией.
5. Побуждать к участию в беседе.
6. Воспитывать любовь к природе.

Материалы: Кукла Старичок - Лесовичок. Иллюстрации птиц, животных. 
Лесная поляна, ёлочки, цветы, грибы, снежинки. Пейзажи природы. Звукозапись «Голоса птиц». Фуражка машиниста. Фотоаппараты. Бинокли.

Словарная работа: Сорока-воровка. Еловик. Фотоохота. Фотографии. Машинист. Станция.

Ход занятия.

I.Организационный момент.
Воспит.: - Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
-Ребята, помните, к нам приходил Старичок-Лесовичок. Так вот сегодня он пригласил нас к себе в лес.
II. Вводная часть.
Воспит.:- Тогда мы с вами отправимся в гости к Старичку-Лесовичку. - Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?
(В лесу нельзя шуметь. Включать громко музыку. Лазить по деревьям,)
Если в лес пришёл гулять, 
Свежим воздухом дышать, 
Бегать прыгать и играть, 
Только чур не забывать, 
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь 
Ты в лесу всего лишь гость 
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги 
Ведь они нам не враги!

- А почему этого нельзя делать? (Птицы и звери пугаются),
- А мы с вами как будем себя вести?
-Тогда мы с вами сейчас сядем на поезд и поедем в лес в гости к Лесовичку. Давайте поторопимся, а то поезд скоро отходит.
(Дети встают друг за другом, берутся за локти, изображают поезд Ребёнок-машинист надевает фуражку, встаёт вперёд, Ту- ту все поехали. Доезжают до леса),

III. Основная часть.
-Ребята, а вот и лес, здесь нас должен встретить Лесовичок. Где же он? (Начинается звучание «Пения птиц»),
С.Л.: -Я здесь, я очень торопился не опоздать и очень рад вас видеть у меня в лесу. Здравствуйте ребята! Сегодня я вам расскажу вам про свой лес, а вы мне будете немножко помогать. Хорошо.
С Л,: - Ребята вы прибыли на первую лесную станцию, она называется «Времена года».
(На полу сделана полянка из зелёной] ткани. На ней разложены цветы, грибы, осенние листочки, снежинки. Вокруг пейзажи картин: осень зима, лето,)
- Ой, ребята, что-то я никак не пойму, какое время года у меня в лесу.
Ой какой не порядок. Что тут произошло. Кто все" перепутал. Может вы мне ребята поможете навести порядок и во всём разобраться.
Вое пит.: -Ребята, давайте поможем Лесовичку.
- Сначала назовите мне всё, что вы здесь видите? (Дети перечисляют увиденное),
- Когда у нас бывают жёлтые и красные листья? (Осенью)
-А теперь найдите мне картины изображающие осень? Молодцы.
- А теперь скажите когда цветут цветы, спеют ягоды и грибы? (Летом),
- Найдите мне картины лета?
А к какому времени года подойдут снежинки и зимние пейзажи? (Зиме).
А о каком времени года мы с вами не говорили? Чего здесь не хватает? (Весны).
-А что могло бы подойти к весне? Назовите мне?
(Весенние картины, весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха).
-А у нас с вами сейчас какое время года? (Зима).
-Что же нам надо убрать с этой полянки? (Цветы, грибы, листья, летние и осенние пейзажи).
- Давайте их уберём ?(Дети убирают всё лишнее).
- Какое время года у нас осталось и наступило в лесу? (Зима)
С.Л.: - Ну, вот ребята вы мне и помогли навести порядок в природе. Теперь понятно, что у меня в лесу наступила зима. Молодцы ребята. Но нам пора отправляться дольше, нас ждёт поезд.
(Дети садятся на поезд, и едут до станции «Птичья»).
С.Л.: - Ребята! Вот мы и приехали на станцию «Птичья». Здесь живут птицы, посмотрите, какие птицы прилетели на ёлочку.
Назовите мне их? (Сорока, синица, воробей, ворона, дятел, клёст, поползень, сова).
- Какие это птицы? (Зимующие).
-Что значит зимующие птицы? (Которые живут с нами и никуда не улетают).
- Давайте с вами вспомним, что мы знаем о некоторых птицах,
отгадайте такую загадку, о какой она птице?
Эта хищница болтлива, 
Воровата, суетлива, 
Стрекотунья белобока, 
А зовут её... (сорока).
-Да это сорока. (На ёлочке изображение сороки).
А почему её называют белобока? (У неё белые бока).
А как ещё называют сороку? (Сорока-воровка.)
А почему её так называют?
Молодцы, знаете вы хорошо сороку, а теперь узнайте другую птицу?
Угадайте, что за птица: 
Света яркого боится 
Клюв крючком, глаза пятачком 
Ушастая голова, это …(сова)
-Правильно это сова. (На ёлочке изображения сов). 
-А как в народе говорят о сове? (Дети говорят о сове).
Совушка сова - большая голова
Всё-то в лесу видит, всё в лесу знает, всё разумеет...
Нет мудрее птицы, чем сова
Всему лесу голова.
Мудрейшая птица на свете - сова. 
Всё слышит, но очень скупа на слова. 
Чем больше услышит, тем меньше болтает. 
Ах, этого многим из нас не хватает!
-Ребята, а это что за птица?
Кто там прыгает, шуршит, 
Клювом шишки потрошит? 
Голоском речистым, чистым
-Клё! Клё! Клё -поёт со свистом.
(Клёст).
- А вы ребята знаете что- нибудь о клёсте? (Дети рассказывают
стихи о клёсте).


Еловик - короткий хвост,
Еловик- весёлый клёст,
Еловик не любит скал,
Ёлку он облюбовал.
С Л: -А почему его называют еловик? (Он живёт на ели).
С. Л: - А ещё он любит жить на сосне, кедре. А что вы ещё знаете о клёсте.
Клёсты. 
Кружат снежные метели, 
По ночам трещит мороз. 
На вершине пышной ели 
Лущит шишку яркий клёст.
Он мороза не боится.
Не страшна ему зима.
Лес и сосны дарят птице
Золотые семена, 
С.Л: - Какие вы молодцы, а я тоже знаю веселое стихотворение про клёстов, давайте я буду его читать, а вы все вместе повторяйте с движениями.
Физкультминутка. Ели по лесу стоят
В небо синее глядят. (Руки вверх - потягивание).
Ветки в стороны торчат (Руки в стороны)
Клёсты на ветвях сидят (Руки к плечам)
Клёсты прыгают по ёлкам (Прыгают)
Собирают клёсты шишки Не пугают их иголки. Клёсты ловкие малышки.
Мы под ёлкой посидим (Садятся и глядят на ёлки)
И на клёстов поглядим.

С.Л.: -Молодцы ребята, знаете вы птиц леса. Ребята посмотрите сюда,
вы знаете что это за знаки.(Возле деревьев висят запрещающие знаки: «Нельзя громко разговаривать в лесу», «Нельзя трогать птиц руками».)
- Ребята! Эти знаки запрещают шуметь в лесу и трогать птиц руками.
Поэтому правила леса надо соблюдать и заботится о живых существах
живущих в лесу.
Дерево, трава, цветок и птица 
Не всегда умеют защититься, 
Если будут уничтожены они 
На планете мы останемся одни.
С.Л: - Теперь вы знаете, что нужно животных, птиц и растения охранять и защищать.
Как вы думаете, а что для птиц страшнее холод или голод? (Голод).
- А почему голод?
- Что нужно сделать, чтобы птицам не был страшен голод?(Подкармливать).
- А чем надо подкармливать? (Семенами, зерном, семечками, крупами, хлебными крошками).
- А вы подкармливаете птиц зимой? Молодцы.
С.Л.:- А нам ребята пора дальше ехать, поезд нас ждёт. (Дети садятся на поезд и едут дальше).
С.Л.: - Ребята, а на этой станции у меня живут лесные звери. А вы знаете животных, которые живут в лесу. Назовите мне их. (Медведь, лиса, волк, лось, белка, ёж, заяц...).
- Правильно этих зверей можно встретить и в моём лесу. И мы сейчас на них устроим фотоохоту.
- А кто знает, что такое фотоохота? (Это когда на животных охотятся не с помощью ружья, а с помощью фотоаппарата или видеокамеры).
- А для животных не опасна фотоохота? (Нет. На фотоохоте за животными только наблюдают и фотографируют).
- Сейчас я вам раздам фотоаппараты и бинокли, и вы сможете сделать несколько снимков, понравившегося вам животного и понаблюдать за ними.
- Ну, кому какое животное понравилось? Можете его и сфотографировать.
(Дети по очереди фотографируют животных).
- Здорово у вас это получается. Вернувшись к себе в группу, в свободное время, вы сможете напечатать фотографии. И тогда фотографии животных всегда будут с вами.
- Вы, наверное, устали, давайте немножко отдохнём. Давайте представим, что мы медвежата, которые живут в лесной чаще.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. 
Вот-так, eom-так, головой своей крутили. 
Медвежата мёд искали, дружно дерево качали. 
Вот-так, вот-так, дружно дерево качали. 
Вперевалочку ходили и из речки воду пили. 
Вот-так, вот так, и из речки воду пили.
А потом они плясали, выше лапы поднимали. 
Вот-так, вот так, выше лапы поднимали.
С.Л.: - Отдохнули ребята.
- А кто может сказать, какую пользу приносит лес? (Лес дарит ягоды, грибы, травы, цветы, красоту, чистый воздух, древесину- из которой делают мебель, бумагу, игрушки, строят дома,.,),
- У меня для вас будет домашнее задание. Когда вы приедете в свой детский сад, найдите предметы и изделия из дерева в группе. Никогда их не ломайте, а знайте, что чтобы сделать все эти деревянные вещи пришлось срубить не одно дерево. А если с ними обращать бережно, то можно сохранить много деревьев. Поняли моё задание.
- Вы сегодня были такие молодцы, и в лесу себя вели хорошо, за это у меня для вас есть подарок - лесные орешки, их собрала белка себе на зиму. Она видела, как вы приходили в лес и вы ей очень понравились, поэтому она решила с вами поделиться своими запасами. Вот возьмите корзиночку с орешками.
- Спасибо ребята, что пришли ко мне в гости, что не распугали лесных жителей, что навели порядок во временах года, знаете вы и зачем нужен нам лес. Я думаю, что вам пора уже возвращаться домой, а вот и ваш поезд. Спасибо, что приехали.
Воспитат.: Мы попали в зимний лес
Сколько было здесь чудес! 
Справа - берёзка в шубке стоит, Слева -ёлка на нас глядит.
В лесу красота и покой, 
А нам пора уже домой!
Дети: - До свидания Лесовичок!
(Дети садятся на поезд и едут домой).
IV. Заключительная часть.
- Ну, вот мы снова и дома. Понравилось вам в лесу?
- А какое задание вам дал Лесовичок на дом?( Найти в группе деревянные вещи и предметы).
- Давайте их найдем? (Дети находят деревянные предметы). -Вы теперь знаете, как нужно с ними обращаться? (Не ломать). 
-Ребята, а что вам особенно понравилось и запомнилось в лесу?
- А что такое фотоохота? Незабудите теперь проявить плёнку и сделать
фотографии?
-На этом наше занятие закончилось, спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление  с окружающим миромТема: «Нео...

Конспект занятия по плаванию «Морское путешествие» для детей старшей группы

 Цель: упражнять в прыжках на воде, в погружении под воду, скольжении. Создать у детей радостное настроение; вызвать желание играть в воде. Воспитывать смелость, организованность....

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "Путешествие по историческим местам Республики Татарстан".

- ознакомление с историческими местами РТ;- приобщать детей к духовным традициям и культуре татарского народа;- обогащать и активизировать словарный запас;- развивать интерес к изучению родного края;-...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте. «Путешествие в космос» (старшая группа)

Цель: учить дифференцировать слоги, слова, словосочетания со схожими фонемами (С-Сь)Задачи: коррекционно- образовательные-обучать дифференциации звуков с-сь;-закреплять навык самостоятельного определе...