Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ОНР «Путешествие по русским народным сказкам»
план-конспект занятия (математика, старшая группа) по теме
Занятие по РЭМП.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ОНР «Путешествие по русским народным сказкам»
Воспитатель: Морозова Лидия Владимировна Муниципального дошкольного учреждения «Детский сад №3» компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Первая
квалификационная категория
Дзержинск
Цель:
Формирование приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений) через прямые действия детей со специально подобранными группами предметов и материалов на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Образовательные задачи
- Продолжать учить детей измерять объем (сыпучих веществ) условными мерками.
- Закреплять знания о геометрических фигурах (четырехугольниках)
- Закреплять пространственные представления (слева, справа)
- Закреплять знания о днях недели
- Продолжать знакомить с составом числа из единиц.
- Упражнять в порядковом счете
- Продолжать учить преобразовывать фигуры, состоящие из счетных палочек
Коррекционно-разеиеающие задачи:
- Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение через игры со счетными палочками.
- Развивать мелкую моторику руке
- Закреплять в речи детей употребление сложнолсочиненного предложения с противительным союзом «а».
- Упражнять в практическом усвоении согласования прилагательных в зависимости от рода, числа, падежа существительного, с которыми они согласуются.
5. Закреплять правильное произношение посталенных звуков у детей.
Воспитательные задачи
- Воспитывать у детей радостные чувства от встречи с любимыми сказочными героями
- Воспитывать дружелюбие, чуткость, отзывчивость
- Воспитывать умение слушать сверстников
Пропедевтическая работа
- Знакомство с моделью «Дни недели»
- Отгадывание загадок
- Дидактические игры: «Найди такую же фигуру» «Подбери заплату» «Неделька»
«Заштопай одеяло»
«Составь число»
«Кто в каком доме живет»
- Игры с палочками
- Выполнение зрительных диктантов
- Измерение объема сыпучих веществ разными мерками
- Пальчиковые игры:
«1,2,ЗД, кто живет в моей квартире» «1,2,3,4 - мы посуду перемыли» «Мы во двор пошли гулять - 1,2,3,4,5» «Вышли мышки как-то раз...» «В понедельник я кроила»
Условия для развития мелкой моторики рук
- «Разложи правильно» (баночки с разными наполнителями)
- Обведение и штриховка с использованием трафаретов.
- Рисование пальчиками на подносе с крупой
- «Волшебная пуговица»: создание рисунков путем обведения пуговиц.
- «Заведи волчок» (волчки для развития мелкой моторики рук)
Двигательные упражнения и игры для развития
речи в движении (Л.Н.Смирнова)
- Речевая игра «Маша и куклы» - ритмично подняться на носочки, опуститься на пятки.
- Считалка «Мяч» - на каждую строчку 4 удара мячом об пол
- Речевая игра «Зимой» - импровизация движений.
- Считалка под мяч «Снегопад»
- «Дятел» - координация речи с движением. На каждую строчку 4 удара пальцем по ладони.
- Считалка под мяч «Верещунья-белобока, все зовут ее сорока»
- Речевая п/и «Кошка». Импровизация движений. Сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.
- Считалка под мяч «Коза»
- Прошагать двустишие, затем отпрыгать.
«Зайке холодно в лесочке, свяжем серому носочки». Прошагать загадку:
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает - когда это бывает?
Индиеидуально-дифференциированный подход.
По степени сложности материала
- дети среднего уровня развития отвечают самостоятельно и объясняют, обосновывают ответ.
- дети низкого уровня развития повторяют ответ за сверстниками и воспитателем
В игре «Зрительный диктант»
- детям среднего уровня развития - сложный узор
- детям низкого уровня развития - простой При работе со счетными палочками
- детям среднего уровня развития - задание новое
- детям низкого уровня - задание на повторение Порядковый счет:
- дети среднего уровня развития выполняют самостоятельно
- дети низкого уровня развития повторяют за сверстниками
По методам и приемам
- для детей среднего уровня развития - проблемные вопросы , упражнение на смекалку
- для детей низкого уровня развития - наводящие вопросы, повторение, ответ хором.
средний уровень развития - Д низкий уровень развития - о
Форма организации занятия - подгрупповая Ф из кул ьтм ин утка
Две сестрицы, две руки Левая и правая | показывают руки по очереди |
Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют | выполняют движения соответственно тексту |
Две сестрицы две руки Левая и правая | показывают руки |
Воду моря и реки Загребают, плавая | Выполняют «плавательные» движения |
Методы и приемы.
- Проблемные вопросы, задания на смекалку
- Поощрения
- Физкультминутка
- Комментарии
- Использование музыки
- Объяснение
- Вопросы
Оборудование
Демонстрационный материал
- модель «Дни недели»
- набор геометрических фигур
- карточки-схемы для зрительного диктанта
- прозрачная кастрюля, стакан-мерка, горох
- фишки
- 5 рыбок разного цвета
- «ковер-самолет»
- фланелеграф
- наборное полотно
- магнитофон
- ширма, куклы из театра бибабо: лягушка, Емеля, Хаврошечка,
лисичка. | |
- карта | |
Раздаточный материал | |
- набор геометрических фигур | |
- счетные палочки | |
- по 5 рыбок разного цвета | |
Пальчиковая гимнастика | |
Куры, гуси, да индюшки | Пальчики поочередно |
Наклевалися петрушки | прижимаются к большому |
Закусили лебедой | пальцу, потом «убегают» |
Побежали за водой |
Ход занятия
Деятельность воспитателя
Организационный момент.
Дети стоят полукругом.
Ребята, какие русские народные сказки вы знаете? Приглашаю отправиться в путешествие по русским народным сказкам.
Постановка цели
Сегодня наш ковер - волшебный ковер-самолет. Он поможет нам путешествовать по сказкам. А чтобы мы не заблудились, нам Царевна-лягушка принесла волшебную карту, (воспитатель вешает на доску карту). Герои сказок нам приготовили задания, и чтобы их выполнить мы с вами проведем умственную разминку.
Разминка
- Сколько дней в неделе?
- Как они называются?
- Сегодня среда, какой день будет завтра?
- Какой день недели был вчера, если сегодня среда?
Посмотрите на модель «Дни недели» и назовите соседей третьего дня недели. Как называется день недели между средой и пятницей. А теперь задание на смекалку: -Наступил декабрь, распустились 3 ромашки, а потом еще одна. Сколько цветет ромашек? Разминка закончена, проходите на наш ковер, закройте глаза, наш ковер-самолет взлетает. Звучит музыка.
Основная часть
Вот мы и оказались в сказке (воспитатель показывает иллюстрацию на карте). Как называется сказка? (Царевна-лягушка) Правильно.
Встречает Царевна-лягушка.
Ц.Л: Царь приказал мне сшить платочки только
четырехугольной формы, а я запуталась. Вот,
смотрите.
(На фланелеграфе выставляются геометрические фигуры, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, ромб). Восп: Ребята, давайте поможем. Рассмотрите
Дети отвечают
Дети отвечают
Ответ детей с объяснением
Дети стоят перед
мольбертом с фланелеграфом
Дети отвечают фигуры и скажите, какие вам знакомы. Правильно. Сравните круг и квадрат. Чем они отличаются?
А теперь сравните треугольник и квадрат.
Сколько углов у квадрата?
Сколько углов у треугольника?
Правильно, у треугольника 3 угла, поэтому он
называется
А как можно назвать фигуру у которой 4 угла? А какие еще из этих фигур можно назвать четырехугольниками? Почему?
Царевне-лягушке нужны платочки только четырехугольной формы. Давайте все платочки четырехугольной формы отложим в сторону. Дети садятся за столы.
Ц.Л: Вы мне помогли, и я хочу с вами поиграть в
игру «Зрительный диктант».
Воспитатель показывает карточки с
геометрическими фигурами (см. приложение)
После выполнения для проверки образец вновь
показывается.
Молодцы.
Восп: А теперь мы отдохнем
Физкультминутка. «Две сестрины, две руки»
Проходите на наш ковер-самолет, закрывайте глаза, полетим в другую сказкуЗвучит музыка. Восп: Покажите на карте в какую сказку мы попали.
Как она называется?
Появляется кукла Крошечка-Хаврошечка.
К.Х: Ребята, моя мачеха дала мне задания, а одна я
не могу справиться. Помогите мне.
Головоломка со счетными палочками.
К.Х: Надо сложить домик из 6 палочек, а потом переложить 2 палочки так, чтобы у вас получился флажок, а у вас получилось 4 треугольника. К.Х предлагает поиграть с пальчиками.
Ответ хором Ответ детей
Дети
выполняют задание за столами
Дети
выкладывают узор из
геометрических фигур
Дети стоят на ковре и выполняют
Дети
выполняют
«Куры, гуси, да индющки»
Восп: Ребята, посмотрите, на карте мы отправляемся в другую сказку. Как она называется? Проходите на ковер-самолет, полетели.
Звучит музыка. Появляется кукла Емеля.
Е: Ой, ребята, как хорошо, что вы пришли в мою
сказку! Помогите, мне, пожалуйста! Невестки
велели мне приготовить горох для супа и мне
нужно узнать, сколько гороха в этой кастрюле.
Подскажите, как это сделать.
(Воспитатель измеряет горох)
Измерение объема сыпучих веществ Воспитатель с помощью мерки проводят измерение
Дети отвечают
Дети
объясняют как надо измерять объем сыпучих веществ. Повторяют. Дети
откладывают фишки на столе и
пересчитывают, подводят итог.
Емеля благодарит и показывает по карте, куда детям идти дальше.
Восп: Проходите на ковер-самолет, полетели. Звучит музыка.
Восп: В какую сказку мы попали?
Детей встречает лисичка-кукла из сказки
«Лисичка-сестричка и серый волк».
Лисичка: Помогите мне сосчитать рыбок, которых
я взяла у деда.
(воспитатель выставляет на фланелеграфе 5 рыбок
разного цвета)
Восп: Сколько всего рыбок?
По сколько рыбок разного цвета?
Правильно, а всего 5 рыбок разного цвета.
А сейчас вы сами составите группу из 5 рыбок
разного цвета.
Как можно сказать, какие рыбки? (разноцветные) Дети садятся за столы.
Лисичка: А кто сможет посчитать рыбок по-порядку?
Какая по счету рыбка красного цвета? Какого цвета вторая рыбка? Лисичка: Спасибо, ребята за помощь, ваш ковер самолет ждет вас.
Восп: Ребята, проходите на ковер самолет,
Дети отвечают
Дети считают Дети отвечают, повторяют.
Дети работают
за столами,
рассказывают
аналогично
рассказам,
составленным у
доски
закрывайте глаза. | ||
Звучит музыка. | ||
Заключительная часть | ||
Восп: Вот мы с вами и вернулись в детский сад. | ||
Вам понравилось путешествие? | Дети отвечают | |
Вы рады, что помогли сказочным героям? | ||
Покажите, как вы рады. | Показывают | |
Какое задание показалось трудным? | мимикой | |
Какое легким? | Дети отвечают | |
А мне понравилось, что вы все добрые и | ||
отзывчивые! |
Литература
- Артикуляционная гимнастика: Н.В. Новотворцева. Методические рекомендации по развитию моторики дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. -СПб: Каро. 2004., 92с.
- Дошкольная математика в играх. Программа занятий с детьми 5-7 лет. 2004г
- Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: А.В. Белошистая. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Кн 1: Конспекты занятий. Программа -208с. ил.
- Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Ветер, О.М. Дьяченко, Р.И. Боварова, Л.И. Цеханская.: М: Просвещения 1989, 127с.
- Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. Михайлова З.А.-М.Просвещение. 1985, -96с.ил.
- И Учеба и игра: Математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: «Академия», 1997. -240с. ил.
- Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно методическое пособие. -Нижн.Новг.: Нижегородский гуманитарный центр 1999., -286с.
- Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М -1991. Сост. Т. Бориличева, Г.В. Чиркина.
- Логика. СЕ. Гаврина, Н.Л Кутявкина, И.г. Топоркова. М: Библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2001. -64с.
10.Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием
речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М:
Мозаика-Синтез, 2002. -80с. 11 .Математика в детском саду. Новикова. В.П. Старший дошкольный
возраст. 2-е издание испр. и доп. М: Мозаика-Синтез 2003. -104с. ил. 12.Математическая тетрадь для дошкольников. Кн. для воспитателей
детского сада и родителей. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П.
Новикова; -М: Просвещение, 1992. -79с. ил. Ерофеева Т.И. 13.Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для
воспитателей детского сада. З.Н. Михайлова. Э.Н. Иоффе. СПб:
«Акцидент» 1997. -176. И.Метематика уже в детском саду. Пособие для воспитателей детского
сада. Пер. с польского. О.А. Павлович. М: Просвещение 1981. 159с.
Фидлер М.
15.Программа воспитания и обучение в детском саду. Под. Ред. М.А. Васильевой, В.В Гербовой, Т.С Комаровой. -2е изд. Испр. и доп. -М: Мозаика-Синтез. 2005. -208с.
16.Учимся запоминать. СВ. Гаврина, Н.Л. Кутявкина, И.Г. Топоркова и др. М: Библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2001. -64с. ил.
17.Энциклопедия обучающих загадок. СПб: Издательский дом «Нева». М: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. -384с. Турин Ю.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием логических игр «Путешествие в Математическое королевство»
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием логических игр «Путешествие в Математическое королевство»...
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе.
Игра- путешествие "космос"...
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе. Подготовила во...
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе "Космические приключения" на конкурс «Лучшая авторская разработка занятия с использованием ИКТ».
Данный конспкт разработан с целью обобщитьь знания детей старшей группы по математике....
конспект занятие по развитию элементарных математических представлений в старшей группе.
Занятие для аттестации по развитию элементарных математических представлений в старшей группе. Занятие с презентацией....
Конспект занятия по развитию элементарных математический представлений в старшей группе
Конспект занятия по развитию элементарных математический представлений в старшей группе...
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе. ТЕМА: «ОБРАЗОВАНИЕ ЧИСЛА 5. ЗНАКОМСТВО С ЦИФРОЙ 5»
ЦЕЛЬ: Дать детям представление о числе и цифре 5.ЗАДАЧИ: Образовательные: закрепить счет и отсчет предметов, закреплять умение воспроизводить числовой ряд от 0 до 5, учить соотносить число и циф...