«Нравственно патриотическое воспитание детей старшей группы» Проект моя малая Родина
проект по окружающему миру (старшая группа)

Денисова Жанна Александровна

Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Моя малая Родина"18.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственно патриотическое воспитание детей старшей группы»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

ЦЕЛЬ Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране.

ЗАДАЧИ воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
  • формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
-Семья
- Детский сад
- Родная улица, район
- Родной город, село
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (Конституция)
- Права ребенка(конвенция)


Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Формы работы

с детьми:

Беседы;

занятия;

рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;

заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

творческая речевая деятельность;

утренники, развлечения;

дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;

сочинение рассказов и сказок о семье;

создание мини-проектов;

с родителями.

Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;

Сентябрь-октябрь

«Моя семья»

1 Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».

2 Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

3 Рисование на тему «Я и моя семья».

4 Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

5Работа с родителями: изготовление семейного дерева совместно детьми.

Ноябрь-декабрь

«Я люблю свой детский сад «Солнышко» и город Ртищево, где я живу».

1 прогулка «Мой детский сад «Солнышко»

2 беседа на тему «Наши добрые дела»

3 Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории

4 рисование на тему «Там, где я живу, красиво»

5Работа с родителями: консультация на тему «История названий улиц где я живу»

оформление папки-передвижки «Мой любимый город Ртищево»

Январь

«Наша Родина – Россия»

1 беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»

2 беседа «Государственная символика России»

3 рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»

4 рисование «Русский национальный костюм»

5 Работа с родителями: консультация «Конвенция о правах ребёнка»,

Февраль

«День защитника Отечества»

1 беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? »

2 рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»

3 подвижная игра «Защита границы»

4 ручной труд : «танк»

5 рассматривание картины «Богатыри»

6 Работа с родителями: спортивный праздник я и мой папа.

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

1 беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»

2 составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»

3 рисование «Портрет моей мамы»

4 игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение? »

5 чтение стихов о маме

Апрель

«Краса ненаглядная»

1 беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»

2 рисование «Золотая хохлома»

3 аппликация «Гжельская роза»

4 лепка дымковской игрушки «Индюк»

5 рисование «Тверская матрёшка»

Май

«Этот день победы»

1 беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»

2 рисование на тему «Салют в честь дня Победы»

3 слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне

4 Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы д/с "Наша Родина"

Итоговое занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором закрепляем знания городов, рек, животных, птиц,символики нашей Родины....

Проект "Нравственно - патриотическое воспитание детей через чувственное отношение к малой Родине"

Формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье....

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию в средней группе "Капелька" "Моя малая Родина"

Проект расчитан на детей среднего дошкольного возраста. Работая над этим проектом, дети познакомились с историей поселка, с достопримечательностями поселка. Итогом работы над этим проектом стали более...

Образовательный проект «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Модуль « Моя малая Родина - Саранск»

Актуальность:          Наш Саранск подобен огромному дереву. Но всякое дерево имеет корни. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Почемучки «Моя малая Родина – город Инта»

В настоящее время повышается роль патриотического воспитания подрастающего поколения, привития им любви к Родине, к своему городу, стране. Большое значение для формирования нравственного сознания имее...