Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы д/с "Наша Родина"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Итоговое занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором закрепляем знания городов, рек, животных, птиц,символики нашей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_rodina.zip | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 118 общеразвивающего вида.
Наша Родина
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе детского сада.
Подготовила воспитатель: Рудакова Е.Ю.
г. Воронеж 2015
Программное содержание:
- Формировать представление детей о своей стране. Дать понятие о том, что такое Родина, Отечество, столица.
- Познакомить детей с флагом, гербом и гимном России.
- Расширять знания о необъятных просторах, о богатствах России.
- Воспитывать бережное отношение ко всему, уважение и гордость за свой народ и за свою Родину.
Материал к занятию:
Репродукция В.Васнецова «Богатыри», репродукция А.М.Васнецова «Красная площадь».
Иллюстрации на тему: «Уборка урожая на полях», «Завод»,
«Первый космонавт», «Герб России», «Флаг России», карта России.
3 русских костюма: 1взрослый, 2 детских. Стерео – запись песни «С чего начинается Родина», фрагмент «Гимн России».
Ход занятия:
Под стерео – запись песни «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера) дети проходят в зал и садятся на стульчики.
Выходят ведущая и двое детей в русских костюмах.
Ведущая: О, светлая и красно украшенная, земля русская! Многими красотами дивишь ты.
1 ребёнок: Озёрами многими дивишь ты, реками, источниками.
2 ребёнок: Горами крупными,
Холмами высокими,
Дубравами частыми,
Полями дивными.
1 ребёнок: Зверьми различными,
Птицами бесчисленными.
2 ребёнок: Городами великими,
Сёлами дивными,
Садами монастырскими.
Вместе: Всего ты исполнена,
Земля русская!
Ведущая поет песню «Красно солнышко», сл. П. Шаферана,
муз. И. Аедоницкого
Умывает красно солнышко
Руки тёплые в росе.
И Россия, как Алёнушка
Предстает во всей красе.
Припев: Ни в близи, ни в дали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила.
Синих рек рукава.
В небе синь – синева
И светла от берёз Россия.
Ведущая: Издревле на нашей земле жили славяне. Их соседи: хазары и печенеги часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли жилища. Уводили в плен людей. Более 1000 лет основали славяне своё государство, и назвали Русью. Русь защищалась от врагов. В народе появились пословицы и поговорки: 1. Постоим горой за край родной.
2. Русский ни с мечом, ни с калачом не шути.
В былинах воспеты богатыри – защитники нашей Родины в древности.
Показ репродукции В.Васнецова «Богатыри».
Ведущая: Кто помнит, как зовут этих богатырей?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Ведущая: Какое оружие у богатырей?
Дети: Копьё, меч, лук, стрелы, булава.
Ведущая: Богатыри одеты в кольчуги и шлемы. Все богатыри на конях.
Конь – это верный друг богатыря, он помогает одерживать победу в битве, вынесет с поля боя. На коне можно преодолеть большие расстояния.
Ведь Россия наша необъятна.
Итог: Богатыри были сильными, смелыми, отважными, они грудью защищали свою Родину.
Я хочу, чтобы вы стали достойными защитниками своей Родины, особенно мальчики.
Ведущая: Любил и сейчас любит русский народ свою Родину. Много сложено пословиц и поговорок о ней. Какие поговорки вы знаете?
Дети:
1. Всякому мила своя сторона.
2. На чужой стороне и весна не красна.
3. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
4. Кто где родился, там и пригодился.
Ведущая: Как называется наша Родина?
Дети: Наше Отечество, наша родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
Родина (Г. Граубин).
Ребёнок: С Отчизной нашей Родиной,
Живём одной судьбой.
За честь её прапрадеды
Не раз ходили в бой.
Ребёнок: Мы с Родиной Отечеством
Живём одной судьбой.
Пока богата Родина –
Богаты мы с тобой.
Ребёнок: У нашей милой Родины
Прекрасные черты.
Пока красива Родина –
Красивы я и ты!
Ведущая: А поэты и композиторы слагают стихи и песни о нашей Родине. Давайте и мы споем песню.
Песня «Родина – одна!» (авторы: Сидельников Л., Пляцковского М.)
Ребёнок: Наша Родина – Россия. Поэт Прокофьев написал о ней так:
Нет на свете Родины красивей
Боевой страны богатырей.
Ведь она по имени Россия
От морей простёрлась до морей.
Воспитатель показывает карту России.
Ведущая: Трудно представить себе просторы России, только географическая карта позволяет единым взглядом окинуть её огромную территорию. Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как Россия.
На севере огромные льдины плывут по морским просторам. Здесь (показ) находится тундра. На севере большую часть года зима. Растения небольшие: карликовая берёза, ива, лишайники, мхи. Из ягод: морошка, брусника, голубика. Назовите животных севера.
Дети: На севере обитают такие животные как: белые медведи, моржи, тюлени, песец, горностай, северный олень.
Воспитатель: Они приспособлены жить в таких условиях. От лютых морозов их защищает подкожный жир и тёплый мех. Люди здесь ездят на оленях. Занимаются охотой, рыболовством. Одежду и обувь шьют из шкур.
А вот на юге нашей страны (показ на карте) к берегам Каспийского моря примыкают пустыни. Здесь жарко, мало осадков, растут только те растения, которые могут переносить длительную засуху. Листья у них мелкие, в виде колючек. Какие животные живут в пустыне?
Дети: В пустыне живут верблюды, черепахи, антилопы, змеи, скорпионы, ящерицы, вараны.
Воспитатель: Широкой полосой через всю страну протянулись полные смолистым ароматом таёжные леса. Они сменяются смешанными, лиственными лесами, а затем степями и природными чернозёмами. Здесь множество растений, птиц и животных.
Назовите животных, лесных зверей.
Дети: В лесу обитают медведь, волк, лиса, заяц, лось, рысь, куница, косуля, ёж, барсук, крот, белка…
Воспитатель: Какие птицы живут в лесах?
Дети: В лесах живут: дятел, сова, глухарь, кукушка, тетерев, синица, соловей, дрозд…
Воспитатель: Много рек протекает по России. Какие реки вы знаете?
Дети: По территории нашей страны протекают: Волга, Дон, Воронеж, Нева, Ока, Амур…
Воспитатель: А в Сибири текут полноводные реки, такие как: Обь, Енисей, Лена и другие (показ каждой реки по карте).
Разнообразны и природные ресурсы нашей страны. В её недрах находятся залежи всех известных в мире природных ископаемых: уголь, железная руда, нефть, золото, алмазы и многие другие.
Велики запасы древесины, леса богаты пушным зверем, в реках и озёрах, морях много рыбы.
Итог: Вот сколько богатства у нас! Но мы все вместе должны беречь, сохранять и преумножать их.
Выходят дети.
1 ребёнок: Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад.
2 ребёнок: Играет речка перекатами
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!
3 ребёнок: Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая
И это счастье всё для нас!
На фоне песни «Наш край» (сл. А.Прешелец, муз. Д.Кабалевский),
говорит воспитатель.
Воспитатель: На просторах России проживает многонациональный, трудолюбивый народ. Это русские, украинцы, белорусы, чукчи и якуты, башкиры и татары, эвенки и нанайцы, мордва коми, евреи и чеченцы и многие, многие другие.
Весь народ, живя в России бок о бок трудится, и своим трудом преумножает богатство Родины.
Трудятся люди на полях (показ картины). Обрабатывают огромные просторы земли, собирают большие урожаи хлеба и других сельскохозяйственных культур.
Трудятся люди на заводах и фабриках (показывает картины). Выпускают всевозможную продукцию.
Строят дома, машины, пароходы, самолёты, космические корабли (показ картин).
54 года назад в нашей стране впервые в мире взлетел русский космонавт в космос. Это было 12 апреля 1961 года. Как звали космонавта?
Дети: первого космонавта звали Юрий Гагарин.
Воспитатель: а, сейчас в нашей стране много космонавтов и все они герои.
Итог: И я хочу, чтобы вы, когда вырастите, стали достойными гражданами своей страны, и тоже прославили её чем - нибудь.
Ведущая: Дети у каждого государства, у каждой страны есть свой флаг. Флаг – это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства. А вы знаете какой флаг у России?
Дети: Флаг у России трёхцветный: белая полоса, синяя и красная.
Ведущая: Каждый цвет на нашем флаге символический. Кто знает, что обозначает каждый цвет нашего флага?
Дети: Белый цвет – это мир, чистота, правда, откровенность.
Синий цвет – это верность, честность.
Красный цвет – это символ мужества и смелости.
(показ флага)
Кроме флага, каждое государство имеет свой герб (показ герба).
Вот герб России.
На жёлтом фоне (цвет золота), изображён двуглавый орёл. Это символ могущества и силы единой Руси. В центре, на красном фоне, Георгий Победоносец копьём поражает змея. В лапах у орла скипетр и держава.
Кроме флага и герба каждая страна имеет свой гимн. Мы сейчас с вами прослушаем фрагмент государственного гимна России. Гимн всегда слушают стоя. Прошу всех встать (звучит гимн).
Ведущая: На территории нашей страны много городов и сёл. Какие города России вы знаете?
Дети: Воронеж, Санкт – Петербург, Ярославль, Владимир, Вологда, Москва, Липецк…
Ведущая: Много назвали вы городов, все они большие и красивые. Но есть самый главный город нашей страны, столица нашей Родины. Как он называется?
Дети: Столица нашей Родина – Москва.
Ведущая: Москва очень красивый город. В нём много парков, театров, музеев, красивых зданий и площадей. А как называется главная площадь в Москве?
Дети: Красная площадь.
Ведущая: Что находится на Красной площади?
Дети: Кремль.
Ведущая: У Московского Кремля 20 башен. Какая самая знаменитая башня? И чем она так знаменита?
Дети: Это Спасская башня. На ней располагаются Кремлёвские куранты.
Ведущая: Правильно ребята. Это самые главные часы. Они работают очень точно, и никогда не сбиваются и не останавливаются. По Кремлёвским курантом вся наша страна сверяет время. В Кремле работает правительство нашей страны. Все дороги нашей страны ведут в Москву. Много гостей приезжает в столицу нашей Родины и со всех стран мира. Москва гостеприимно всех встречает. Недаром в народе издавна говорят:
В Москву поехать – хлеба, соли покушать, красного звону Матушки – Москвы послушать.
А какие пословицы и поговорки о Москве знаете вы?
Дети: Москва всем городам мать.
Москва не сразу строилась.
Москва слезам не верит.
Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.
Ведущая: Любит наш народ Москву да и всю Россию.
Художники пишут прекрасные картины, изображая красоту Родины.
Поэты слагают чудесные стихи о России.
Композиторы сочиняют музыку и песни о России.
И я хочу закончить наше занятие прекрасными стихами к песне «Я люблю тебя, Россия». Авторы этой песни: сл. М. Ножкина, муз. Д. Тухманова.
Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь.
Нерастраченная сила,
Неразгаданная грусть.
Ты размахом необъятна,
Нет ни в чём тебе конца.
Ты веками непонятна
Чужеземным мудрецам!
Используемая литература:
Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.
Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. Москва: АРКТИ,2003.
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 -7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2002.
Натарова В.И., Карпухина Н.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.
Виноградова Н.Ф. Дошкольникам о родной стране: методическое пособие для педагогов – Москва: Просвещение, 2009.
Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2007.
Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе детского сада. – Волгоград: Учитель, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по нравственно патриотическому воспитанию детей старшей группы "Моя малая родина"
Нравственно-патриотическое воспитание детей...
технологическая карта занятия,направленного на экологическое воспитание детей старшей группы
Конспект экологического занятия в старшей группе.Тема: «Накормим птичек зимой».Программное содержание:· Развивать у детей целостное восприятие врем...
Технологическая карта занятия,направленного на экологическое воспитание детей старшей группы
Тема: «Путешествие в зимний лес»....
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы на тему:"Ноев ковчег"
Данное занятие можно использовать для ознакомления детей старшей группы дошкольного учреждения с библейской историей про всемирный потоп. Конспект содержит описание практического занятия с...
Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Наша Родина - Россия". Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Тема: "Наша Родина - Россия". Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине....
План - конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей старшей группы «А». Тема: «Путешествие Дорогою Добра»
Цель. Сформировать у детей представление о духовно - нравственных нормах, отношениях с окружающими.Образовательные задачи:-систематизировать представления детей о полярных понятиях «до...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе ДОУ «Моя Родина – Россия»
Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине....