Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Имена победы в названиях улиц города Самары"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Калинникова Татьяна Владимировна

В данной методической разработке представлен проект по формированию у дошкольников интереса к историческому наследию родного города. Включение в проект «Имена Победы в названиях улиц города Самары» информационно-коммуникационной технологии позволяет проводить работу на современном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalinnikova_t.v._mbou_shkola_no57_g.o._samara.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 57» городского округа Самара
443015, г. Самара, ул. Академика Тихомирова, 4.  Тел. 8(846) 311-05-07

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Имена Победы в названиях улиц города Самары»

         

                       

                                   

                                                                               

                                                          Разработчик проекта: воспитатель    

                                                             Калинникова Татьяна Владимировна                                      

                                                 

Самара 2023

Актуальность. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Патриотизм в переводе с греческого означает отечество, родина, соотечественник. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества, испытывать гордость за его прошлое и настоящее, стремиться защищать интересы Родины.  Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе. Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от педагогов большой убежденности и вдохновения. Она должна пронизывать этими чувствами весь педагогический процесс, систематически и планомерно. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, поселку, городу, району. Главная цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы помочь юным жителям России в гражданском становлении, помочь разобраться в окружающем не всегда благополучном мире. Учить совершать социально – полезные дела сегодня, воспринимать лучшие традиции своего народа, стать самостоятельным, активным гражданином, любящим свой родной край свою родную землю. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Патриотическое воспитание детей является одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций.

Чтобы достичь определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

В данной методической разработке представлен проект по формированию у дошкольников интереса к историческому наследию родного города. Включение в проект «Имена Победы в названиях улиц города Самары» информационно-коммуникационной технологии позволяет проводить работу на современном уровне.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, краткосрочный.

Участники: дети старшей группы; родители; педагоги группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Цели проекта: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны.

Задачи:                                                                                                                                                                                             Образовательные:

  • познакомить детей с улицами Самары, названными в честь земляков-героев;
  • расширить знания детей о подвиге земляков в Великой Отечественной войне;  
  • обогатить словарный запас детей следующими словами: боевой подвиг, долг перед Родиной, герой, фронт;
  • познакомить детей с различными источниками нахождения информации.

Развивающие:    

  • развивать у дошкольников самостоятельность, коммуникативные качества, умение добывать знания.

Воспитательные:  

  • воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за нашу Родину;
  • воспитывать у дошкольников чувства гордости и сопричастности к подвигу страны через поддержание интереса к истории своего города;
  • обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города.

Время проведения проекта: с 27 апреля 2023г. по 7 мая 2023 г.

Прогнозируемый результат:

• расширение знаний детей об известных людях родного города;

• расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений,

• укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка;  

• сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.

Методы и приемы:

практические: дидактические игры, подвижные игры, творческие игры, продуктивная деятельность.

наглядные: рассматривания, наблюдения, прогулки, просмотр видео и фотоматериалов.

словесные: беседы, рассказ воспитателя, рассказ из личного опыта, ознакомление с художественной литературой

методические приемы:

- сравнение;

- вопросы,

- индивидуальные задания,

- обращение к опыту детей,

- рассказ из личного опыта,

- использование художественных средств, в зависимости от темы, игровые приемы.

Содержание работы в рамках проектной деятельности:

Диагностический этап:

Выявление уровня знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках. Выяснение знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны, участниках ВОВ.

Информационно-подготовительный этап

  • Сбор и анализ методической литературы;
  • Сбор и оформление наглядно-информационного материала по теме проекта: презентаций, фотоальбомов, альбомов для рассматривания, подбор дидактических игр по теме.
  •  Подбор и разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, игровых образовательных ситуаций по направлению работы,
  •  Подбор детской художественной литературы для чтения, музыкальных произведений для слушания и заучивания.
  •  Вовлечение родителей в совместную деятельность в рамках проекта,
  • Привлечение родителей к проведению в группе выставки литературы о Великой Отечественной войне.

Организационно-практический этап

- Беседы о Великой Отечественной войне с показом иллюстраций, рисунков с фрагментами сражений, эпизодами, связанными с данной темой;

- Рассматривание книг, иллюстраций, буклетов города Самары;

- Беседы с детьми «Какие улицы Самары названы в честь героев ВОВ»? «Какие памятники видели в нашем городе, где расположены?»

- НОД (область «Познание) «Путешествие по памятным местам г. Самары» (Приложение1);                                                                                                                                                                                                     - Рассказы детей об улицах Самары, названных в честь героев ВОВ.

- НОД (область «Художественно-эстетическое развитие») Рисование «Салют над городом»

- НОД (область «Художественно-эстетическое развитие») Аппликация «Букет сирени ветерану»

- НОД (область «Художественно-эстетическое развитие») Конструирование из бумаги «Фронтовое письмо»

- Дидактические и настольные игры с патриотическим содержанием: «Назови солдата», «Было – стало. Военная техника», «Каким должен быть герой?»; «Военная техника, участвовавшая в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», разрезные картинки, лото «Военная техника».

- Чтение рассказов, стихов (Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной Войне», Воробьёв Е. «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор», Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «Салют», Кассиль Л. «Сестра», «Твои защитники», «Памятник советскому солдату», Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое», Симонов К. «Сын артиллериста» Ушинский К. «Наше Отечество».);

- Чтение и заучивание пословиц и поговорок о войне, о победе, о военных, о мире. Прослушивание песен военных лет.

Итоговый этап

Возложение цветов к мемориалу воинам ВОВ на аллее Славы,

 Музыкально – литературный праздник «Мы помним! Мы гордимся!»

Продукты проектной деятельности:

Альбом «Пословицы о войне и мире»;

Альбом «Имена Победы в названиях улиц»;

Лэпбук «Военная техника России»

Консультация для родителей «Книги о войне для дошкольников»;

Консультация для родителей «Как доступно рассказать детям о войне»;

Фотовыставка «Фото военных времен»;                                                                                    

Выставка рисунков военной тематики;                                                                                                                                                            

Выставка поделок из бросового материала «Парад Победы».

Предметно – развивающая среда:

Оформление уголка «Боевой славы»;

Оформление информационного уголка для родителей.

                                           

Используемые источники и литература

1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. 2011 УЦ Перспектива, 2011.

2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005. – 246 с.

3. «Дошкольникам о защитниках Отечества». Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТС Сфера, 2006. 192 с.

4. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 - 7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008

5. «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005.

6. «С любовью к России»: методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007.

7. «С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.

8.   https://www.kp.ru/best/samara/sammemorials/?ysclid=lhjjz8c6zn391986107

9.   https://samarapobeda.ru/maps/spisok-obektov?ysclid=lhjk2i4qvj75502198


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «День Победы!» в средней группе

Цель проекта:Формирование нравственных ценностей у детей  дошкольного возраста. Воспитание гражданско-патриотических чувств, гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, у...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей на тему: "Мой любимый город"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня – одна из наиболее актуальных. В СМИ продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И немало авторов, кото...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Наша улица носит имя лётчика, Героя Великой Отечественной войны – Виталия Дмитриевича Орлова».

Патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, так как именно в это время формируется личность ребёнка. Дошкольное детство - благоприятное время для привития чувства любви к Род...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему "Путешествие по родному городу"

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотичес...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сирень Победы» (для детей старшего дошкольного возраста)

В МАДОУ д/с «Ромашка» реализовался  проект «Сирень Победы» в феврале – мае 2019 года.Проект посвящен подвигу советского народа  в Великой Отечественной войне. П...