Технологическая карта занятия «Что растёт в лесу, кто живёт в лесу» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Целью занятия является расширение представлений у детей о лесе, его обитателях и растениях, характерных для данной среды обитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta._chto_rastyot_v_lesu_kto_zhivyot_v_lesu.docx | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия «Что растёт в лесу, кто живёт в лесу»
Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с миром природы)
Тема: «Что растёт в лесу, кто живёт в лесу»
Возрастная группа: старшая группа (4-5лет)
Цель: расширение представлений детей о лесе, его обитателях и растениях, характерных для данной среды обитания.
Задачи:
образовательные:
- определять названия деревьев, животных и грибов по внешнему виду;
- перечислять растения и животных, которые встречаются в лесу;
развивающие:
- сравнивать диких и домашних животных, выявлять их различия;
- разбивать на группы: съедобные/несъедобные грибы;
- творчески изобразить макет леса и его обитателей;
воспитательные:
- демонстрировать навыки позитивного общения;
- объяснять необходимость соблюдения правил поведения в лесу и бережному отношению к природе.
Словарная работа: актуализация понятий: «лес», «дикие животные», «домашние животные», «семена деревьев».
Планируемые результаты:
- умеет сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия;
- имеет представления о деревьях, животных и иных представителях леса;
- понимает значение леса для жизни людей и животных;
- владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
- умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.
Подготовительная работа: рассмотрение иллюстраций с изображением леса, деревьев; д/и на тему «Дикие и домашние животные», наблюдение на прогулке за деревьями; исследовательская работа с природными материалами: листьями, семенами деревьев.
Материалы и оборудование: ПК, проектор, презентация к занятию, аудиозапись «Пение птиц», дидактические карточки с изображением деревьев и листьев, диких и домашних животных, корзинки с моделями грибов и ягод, альбомы-гербарии, ватманы и канцелярские принадлежности.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Вырабатывать навыки позитивного общения | Приветствует воспитанников. Просит поприветствовать друг друга, эмоционально настраивает на работу. Мотивация на деятельность: - Сейчас я прочитаю несколько высказываний, которые услышала от ребят с другой группы, но в них допущены ошибки, вы должны их определить и исправить: - хомяк живёт в лесу; - морковь растёт в лесу; - на берёзе растут иголки; - медведь – домашнее животное; - кот – дикое животное. - Вы правильно исправили все ошибки. Как вы считаете, эти знания важны для человека? Почему? - Именно поэтому тема нашего занятия «Кто живёт в лесу? Что растёт в лесу». Будет очень интересно, обещаю вам! | Инструктаж Приём «Здравствуйте!» Приём «Лови ошибку» | Приветствуют воспитателя. Дошкольники поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: «Желаю (соприкасаются большими пальцами): успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)». Слушают высказывания, исправляют ошибки, обосновывая выбор ответа. Отвечают на вопросы воспитателя. | Умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности; владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Объяснять необходимость соблюдения правил поведения в лесу и бережному отношению к природе | - Мы определили с вами тему занятия – «Кто живёт в лесу? Что растёт в лесу?» - Чтобы повторить уже то, что знаем и узнать новоё, предлагаю отправиться в виртуальное путешествие. А как вы думаете, куда? - А что такое лес? Полезен ли он? Выводит на слайд изображения леса, включает аудиозапись «Пение птиц». - А как нужно себя там вести, есть правила поведения? По очереди предлагаю назвать их. По мере перечисления правил вывешивает знаки-картинки правил поведения на доску. - Молодцы! Ещё раз назовём нашу тему и что хотим узнать нового. | Беседа | Слушают воспитателя. Отвечают на вопросы воспитателя: лес - это место, где растёт много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. Называют правила поведения в лесу. | Владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности; понимает значение леса для жизни людей и животных |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Определять названия деревьев, животных и грибов по внешнему виду; перечислять растения и животных, которые встречаются в лесу; сравнивать диких и домашних животных, выявлять их различия; разбивать на группы: съедобные/несъедобные грибы | - Итак, что же растёт в лесу, как вы предполагаете? Предлагает рассмотреть фотографии деревьев на доске и соотнести каждое с изображением листьев, к которому оно относится: - Перед вами изображения деревьев с правой стороны, и листья – с левой стороны. Я буду загадывать загадки, вы должны отгадать, о каком дереве идёт речь, и к этому изображению перенести нужный листочек. 1. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год? (Ель). 2. Не загадка это даже, Сразу назовём, Если только кто-то скажет - Желуди на нем! (Дуб). 3. Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила, А о чём она грустит, Никому не говорит. (Ива). 4. Все знают, что у ёлки Не листья, а иголки, И так же, как она С иголками ... (Сосна). 5. На лесной опушке Стоят подружки. Платьица белёны, Шапочки зелёны. (Берёзы). 6. Что за дерево стоит Ветра нет, а лист дрожит. (Осина). Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности. На каждый стол выдаёт гербарий с листьями и семенами различных деревьев (берёза, дуб, ель, клён, рябина, ива): - А сейчас предлагаю рассмотреть листья и даже потрогать семена – работаем с образцами аккуратно. Рассказывает о каждом экземпляре, называет название дерева и его семена. Поручает дежурным собрать альбомы с образцами со столов. - Как мы знаем, в лесу растут не только деревья. На доску помещает группы с изображением диких и домашних животных. Предлагает подумать в группе и определить, что может объединять эти группы животных, чем они различаются. Обобщает: перечисляет различия диких и домашних животных. - Предлагаю поиграть: каждому я выдаю карточки с изображением разных животных. А вы должны их отнести к макету леса или жилья людей, смотря, где они живут. - Молодцы! Все верно определили. Теперь мы знаем, кто живёт в лесу и что растёт в лесу. Предлагаю отдохнуть: вставайте из-за столов. Физкультминутка «Наступило утро, солнышко проснулось, и березки к солнцу потянулись (руки вверх, встать на носочки). Поздоровались друг с другом, наклонившись в стороны (наклоны в стороны). С солнцем поздоровались, радуясь дню новому (руки вверх, помахать). Раз, два, три - наклонись, Раз, два, три - повернись, Раз, два, три – покружись, И в лесу ты окажись». - Присаживайтесь на места. Дежурные сейчас на столы поставят корзинку, а вы подумайте и скажите, что это. - Правильно – это грибы и ягоды. А они где растут? Все ли грибы и ягоды можно употреблять в пищу? Почему? - Предлагаю посмотреть на экран. Я буду включать изображение грибов и ягод – а вы говорить – съедобное это или нет. Даёт поручение дежурным собрать корзинки и раздать материалы для дальнейшей работы. | Беседа Интерактив - перераспределение, приём «Загадки» Познавательно-исследовательская деятельность – работа с гербарием и природными материалами (семенами) Поручение дежурным Кластер Д/и «Где живёт?» Физкультминутка Познаватеьно-исследовательская деятельность: работа с моделями грибов и ягод. Проблемное обучение Д/и «Съедобное/ несъедобное» Поручение дежурным | Отвечают на вопрос. Отгадывают загадки. По желанию выходят к доске, соотносят изображения листьев с деревом. Анализируют, рассматривают образцы листьев и семян деревьев. Беседуют с воспитателем, задают интересующие вопросы. Высказывают свои предположения, что на доске представлены дикие и домашние животные. Перечисляют их названия и различия групп. Выполняют задание. Поочерёдно распределяют животных в зависимости от среды обитания, обосновывая свой выбор. Повторяют движения за воспитателем. Работают с моделями грибов и ягод, беседуют с воспитателем. Высказывают свои предположения. Поочерёдно выполняют задание. Выполняют поручение воспитателя. | Умеет сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия; имеет представления о деревьях, животных и иных представителях леса; умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Творчески изобразить макет леса и его обитателей; демонстрировать навыки позитивного общения | Перед работой вспоминают правила работы в группе и правила пользования с клеем. - Теперь, когда мы знаем, что растёт в лесу и кто там живёт. Чтобы всё это закрепить, предлагаю создать собственный макет леса. На столах у вас есть ватман, различный картинки животных, растений, грибов, кустарников (как диких, так и домашних), инструменты для работы – карандаши, клей-карандаш, фломастеры. С помощью этого вам необходимо создать лес – договориться, что и где будет располагаться на вашем листе. Будьте внимательны – ведь в лесу живут только дикие животные. | Проблемное обучение – практическое задание - создание макета леса | Повторяют правила техники безопасности и работы в группе. Создают макет леса, работая в группе. | Умеет сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия; имеет представления о деревьях, животных и иных представителях леса; умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. |
3. | Заключительный этап | Демонстрировать навыки позитивного общения | Помогает прибрать рабочие места и повешать плакаты. Анализ получившихся работ. Рефлексия - Наше путешествие подходит к концу. Нужно возвращаться. - Что же интересного вы узнали? - Кто живёт в лесу? - Что растёт в лесу? - Понравилось ли вам работа на занятии? - Какое задание понравилось больше всего? - Что интересного выполняли? - А что показалось самым трудным? - Вы молодцы! Знания, полученные сегодня пригодятся вам в жизни! | Беседа Рефлексия «Мне понравилось…» | Уборка рабочего места. Отвечают на вопросы воспитателя. | Владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказки уральского леса" Презентация народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи:- совершенствовать театрализованные умения и двигательные навыки детей;- развивать желание играть в народные подвижные игры, умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в ...
Конспект НОД по развитию речи "Дикие животные русских лесов" для детей старшего дошкольного возраста.
Данный конспект можно использовать при ознакомлении детей с многообразным миром диких животных русского леса. ...
Конспект тематического занятия "Звуки зимнего леса" для детей старшего дошкольного возраста.
Для молодых специалистов....
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста...
Технологическая карта образовательной деятельности по физической культуре «В поисках витаминов здоровья» с детьми старшего дошкольного возраста.
Занятие с использованием сюрпризного момента с целью вызвать интерес к данному занятию. На почту детского сада пришло сообщение, в котором злой Вирус страшным голосом сообщи...