Технологическая карта занятия «Что растёт в лесу, кто живёт в лесу» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лемтюгова Татьяна Ивановна

Целью занятия является расширение представлений у детей о лесе, его обитателях и растениях, характерных для данной среды обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta._chto_rastyot_v_lesu_kto_zhivyot_v_lesu.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия «Что растёт в лесу, кто живёт в лесу»

Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с миром природы)

Тема: «Что растёт в лесу, кто живёт в лесу»

Возрастная группа: старшая группа (4-5лет)

Цель:  расширение представлений детей о лесе, его обитателях и растениях, характерных для данной среды обитания.

Задачи:

образовательные:

- определять названия деревьев, животных и грибов по внешнему виду;

- перечислять растения и животных, которые встречаются в лесу;

развивающие:

- сравнивать диких и домашних животных, выявлять их различия;

- разбивать на группы: съедобные/несъедобные грибы;

- творчески изобразить макет леса и его обитателей;

воспитательные:

- демонстрировать навыки позитивного общения;

- объяснять необходимость соблюдения правил поведения в лесу и бережному отношению к природе.

Словарная работа: актуализация понятий: «лес», «дикие животные», «домашние животные», «семена деревьев».

Планируемые результаты:

- умеет сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия;

- имеет представления о деревьях, животных и иных представителях леса;

- понимает значение леса для жизни людей и животных;

- владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;  

- умеет  выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.

Подготовительная работа:  рассмотрение иллюстраций с изображением леса, деревьев; д/и на тему «Дикие и домашние животные», наблюдение на прогулке за деревьями; исследовательская работа с природными материалами: листьями, семенами деревьев.

Материалы и оборудование: ПК, проектор, презентация к занятию, аудиозапись «Пение птиц»,  дидактические карточки с изображением деревьев и листьев, диких и домашних животных, корзинки с моделями грибов и ягод, альбомы-гербарии, ватманы и канцелярские принадлежности.

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Методы,

формы,  приёмы

Предполагаемая

деятельность детей

Планируемые               результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Вырабатывать навыки позитивного общения

Приветствует воспитанников.

Просит поприветствовать друг друга, эмоционально настраивает на работу.

Мотивация на деятельность:

- Сейчас я прочитаю несколько высказываний, которые услышала от ребят с другой группы, но в них допущены ошибки, вы должны их определить и исправить:

- хомяк живёт в лесу;

- морковь растёт в лесу;

- на берёзе растут иголки;

- медведь – домашнее животное;

- кот – дикое животное.

- Вы правильно исправили все ошибки. Как вы считаете, эти знания важны для человека? Почему? - Именно поэтому тема нашего занятия «Кто живёт в лесу? Что растёт в лесу». Будет очень интересно, обещаю вам!

Инструктаж

Приём

«Здравствуйте!»

Приём «Лови ошибку»

Приветствуют воспитателя. Дошкольники поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

«Желаю (соприкасаются большими пальцами):

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)».

Слушают высказывания, исправляют ошибки, обосновывая выбор ответа.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Умеет  выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности; владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Объяснять необходимость соблюдения правил поведения в лесу и бережному отношению к природе

- Мы определили с вами тему занятия – «Кто живёт в лесу? Что растёт в лесу?»

- Чтобы повторить уже то, что знаем и узнать новоё, предлагаю отправиться в виртуальное путешествие. А как вы думаете, куда?

- А что такое лес? Полезен ли он?

Выводит на слайд изображения леса, включает аудиозапись            «Пение птиц».

- А как нужно себя там вести, есть правила поведения? По очереди предлагаю назвать их.

По мере перечисления правил вывешивает знаки-картинки правил поведения на доску.

- Молодцы! Ещё раз назовём нашу тему и что хотим узнать нового.

Беседа

Слушают воспитателя.

Отвечают на вопросы воспитателя: лес - это место, где растёт много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды.

Называют правила поведения в лесу.

Владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;  умеет  выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности; понимает значение леса для жизни людей и животных

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Определять названия деревьев, животных и грибов по внешнему виду; перечислять растения и животных, которые встречаются в лесу; сравнивать диких и домашних животных, выявлять их различия; разбивать на группы: съедобные/несъедобные грибы

- Итак, что же растёт в лесу, как вы предполагаете?

Предлагает рассмотреть фотографии деревьев на доске и соотнести каждое с изображением листьев, к которому оно относится:

- Перед вами изображения деревьев с правой стороны, и листья – с левой стороны. Я буду загадывать загадки, вы должны отгадать, о каком дереве идёт речь, и к этому изображению перенести нужный листочек.

1. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (Ель).

2. Не загадка это даже,

Сразу назовём,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем! (Дуб).

3. Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива).

4. Все знают, что у ёлки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками ... (Сосна).

5. На лесной опушке

Стоят подружки.

Платьица белёны,

Шапочки зелёны. (Берёзы).

6. Что за дерево стоит

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина).

Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности.

На каждый стол выдаёт гербарий с листьями и семенами различных деревьев (берёза, дуб, ель, клён, рябина, ива):

- А сейчас предлагаю рассмотреть листья  и даже потрогать семена – работаем с образцами аккуратно.

Рассказывает о каждом экземпляре, называет название дерева и его семена.

Поручает дежурным собрать альбомы с образцами со столов.

- Как мы знаем, в лесу растут не только деревья.

На доску помещает группы с изображением диких и домашних животных.

Предлагает подумать в группе и определить, что может объединять эти группы животных, чем они различаются.

Обобщает: перечисляет различия диких и домашних животных.

- Предлагаю поиграть: каждому я выдаю карточки с изображением разных животных. А вы должны их отнести к макету леса или жилья людей, смотря, где они живут.

- Молодцы! Все верно определили. Теперь мы знаем, кто живёт в лесу и что растёт в лесу.  Предлагаю отдохнуть: вставайте из-за столов.

Физкультминутка

«Наступило утро, солнышко проснулось, и березки к солнцу потянулись (руки вверх, встать на носочки).

Поздоровались друг с другом, наклонившись в стороны (наклоны в стороны).

С солнцем поздоровались, радуясь дню новому (руки вверх, помахать).

Раз, два, три - наклонись,

Раз, два, три - повернись,

Раз, два, три – покружись,

И в лесу ты окажись».

- Присаживайтесь на места. Дежурные сейчас на столы поставят корзинку, а вы подумайте и скажите, что это.

- Правильно – это грибы и ягоды. А они где растут? Все ли грибы и ягоды можно употреблять в пищу? Почему?

- Предлагаю посмотреть на экран. Я буду включать изображение грибов и ягод – а вы говорить – съедобное это или нет.

Даёт поручение дежурным собрать корзинки и раздать материалы для дальнейшей работы.

Беседа

Интерактив - перераспределение,

приём

«Загадки»

Познавательно-исследовательская деятельность – работа с гербарием и природными материалами (семенами)

Поручение дежурным

Кластер

Д/и «Где живёт?»

Физкультминутка

Познаватеьно-исследовательская деятельность: работа с моделями грибов и ягод.

Проблемное обучение

Д/и «Съедобное/ несъедобное»

Поручение дежурным

Отвечают на вопрос.

Отгадывают загадки. По желанию выходят к доске, соотносят изображения листьев с деревом.

Анализируют, рассматривают образцы листьев и семян деревьев. Беседуют с воспитателем, задают интересующие вопросы.

Высказывают свои предположения, что на доске представлены дикие и домашние животные. Перечисляют их названия и различия групп.

Выполняют задание. Поочерёдно распределяют животных в зависимости от среды обитания, обосновывая свой выбор.

Повторяют движения за воспитателем.

Работают с моделями грибов и ягод, беседуют с воспитателем.

Высказывают свои предположения.

Поочерёдно выполняют задание.

Выполняют поручение воспитателя.

Умеет сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия; имеет представления о деревьях, животных и иных представителях леса; умеет  выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Творчески изобразить макет леса и его обитателей; демонстрировать навыки позитивного общения

Перед работой вспоминают правила работы в группе и правила пользования  с клеем.

- Теперь, когда мы знаем, что растёт в лесу и кто там живёт. Чтобы всё это закрепить, предлагаю создать собственный макет леса. На столах у вас есть ватман, различный картинки животных, растений, грибов, кустарников (как диких, так и домашних), инструменты для работы – карандаши, клей-карандаш, фломастеры. С помощью этого вам необходимо создать лес – договориться, что и где будет располагаться на вашем листе. Будьте внимательны – ведь в лесу живут только дикие животные.

Проблемное обучение – практическое задание - создание макета леса

Повторяют правила техники безопасности и работы в группе.

Создают макет леса, работая в группе.

Умеет сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия; имеет представления о деревьях, животных и иных представителях леса; умеет  выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.

3.

Заключительный этап

Демонстрировать навыки позитивного общения

Помогает прибрать рабочие места и повешать плакаты.

Анализ получившихся работ.

Рефлексия

- Наше путешествие подходит к концу. Нужно возвращаться.

- Что же интересного вы узнали?

- Кто живёт в лесу?

- Что растёт в лесу?

- Понравилось ли вам работа на занятии?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что интересного выполняли?

- А что показалось самым трудным?

- Вы молодцы! Знания, полученные сегодня пригодятся вам в жизни!

Беседа

 Рефлексия «Мне понравилось…»

Уборка рабочего  места.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказки уральского леса" Презентация народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи:- совершенствовать театрализованные умения и двигательные навыки детей;- развивать желание играть в народные подвижные игры, умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в ...

Конспект НОД по развитию речи "Дикие животные русских лесов" для детей старшего дошкольного возраста.

Данный конспект можно использовать при ознакомлении детей с многообразным миром диких животных русского леса. ...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста...

Технологическая карта образовательной деятельности по физической культуре «В поисках витаминов здоровья» с детьми старшего дошкольного возраста.

Занятие с использованием  сюрпризного момента с целью вызвать интерес к данному занятию. На почту детского сада пришло сообщение, в котором злой Вирус страшным голосом  сообщи...