Конспект беседы "Заповедники Южного Урала"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Попова Елена Павловна

Беседа направлена на формирование знаний детей о заповедниках и национальных парках Южного Урала; воспитание бережного отношения к природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_v_starshey_gruppe_zapovedniki_yuzhnogo_urala.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 г. Челябинска»

Адрес: 454108, г. Челябинск, ул. Челябинского рабочего,1а

Тел: 256-35-31, 259-35-60; e-mail: ya.mdou10@yandex.ru

Конспект

беседы по экологическому воспитанию

для детей старшей группы на тему:

«Заповедники Южного Урала»

Подготовила: Попова Е.П., воспитатель

                                                     2024

Образовательные задачи: формировать знания детей о заповедниках и национальных парках Южного Урала

Развивающие задачи: развивать память, мышление, расширять словарный запас

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе родного края; вызвать эмоциональный отклик в процессе любования природой родного края

Словарная работа: заповедник, национальный парк, Красная книга, Ильменский заповедник, Таганай, Зюраткуль

Оборудование: проектор, презентация «Национальные парки и заповедники Южного Урала»

Ход беседы

Воспитатель: Знаете ли вы, как называется край, где мы с вами живем?

Дети: Челябинская область, Южный Урал

Воспитатель: Верно, мы живем в городе Челябинск Челябинской области на Южном Урале. «Урал» – по- башкирски означает каменный пояс. Существует легенда о великане, который носил огромный пояс с глубокими карманами, где прятал все свои богатства. Однажды великан снял его себя и пояс протянулся через всю землю. Так образовались Уральские горы. О том чем богаты наши горы, наш Урал мы сегодня с вами и поговорим, а также о заповедниках, которые у нас есть на Урале. Ребята, вы знаете что такое заповедник?

Дети: это территория, охраняемая государством от человеческой деятельности

Воспитатель: заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Давайте вспомним правила поведения в заповеднике.

Игра «Да» и «Нет»

- Можно ли гулять в заповеднике?

- Можно разводить костры, рвать цветы?

- Можно оставлять мусор на природе?

- Забирать домой животных?

- Ломать кусты и деревья?

- Нужно собирать за собой мусор?

- Нужно подкармливать животных, птиц зимой?

- Должен человек помогать природе?

Воспитатель: Правильно, молодцы! Человек помогает природе, создавая охраняемые места – заповедники. Предлагаю отправиться в путешествие, и познакомиться с некоторыми национальными парками нашего края. (презентация).

И первым будем национальный парк «Зюраткуль». Расположен на территории Челябинской области. Создан для сохранения одного из самых красивых озёр Урала — Зюраткуль. В переводе с башкирского языка «юрак-куль» означает «сердце-озеро». Озеро окружено горными хребтами. Это наиболее высокогорная часть Южного Урала. Национальный парк «Зюраткуль» стал своеобразной вселенной для многих исчезающих видов животных и растений.

Воспитатель: сейчас мы с вами познакомимся с ещё одним национальном парком - Таганай. Загадочное слово «таганай» исследователями расшифровывается по-разному. Чаще всего перевод с башкирского звучит как «подставка Луны», или «поставка-Луна». Национальный парк образован с целью сохранения природных комплексов Таганайских горных хребтов и озера Тургояк, которые имеют особую экологическую и эстетическую ценность. Другой важной работой парка является обеспечение развития устойчивого туризма. Из общего количества разновидностей животного мира «Таганая» 17 помещены в Красную книгу России.

ВоспитательВы большие молодцы! Очень внимательно слушаете, а теперь давайте встанем и немного разомнемся!

Динамическая пауза «Веселые туристы»

Мы шагаем, мы шагаем,

Дружно ноги поднимаем.

К солнышку мы тянемся,

Все выше поднимаемся.

Идем по тропинке, скачем по кочкам,

Бежим по дорожке, разминаем ножки.

Рюкзачки мы сняли, плечики размяли

Дружно потянулись,

Друг другу улыбнулись.

Воспитатель: теперь продолжим нашу экскурсию. И следующий заповедник – Ильменский. Он располагается на Южном Урале в Челябинской области.  Учёные говорят: «Кто в Ильменах не бывал, тот Урала не видал». Ильмены живописны во все времена года.

История исследования началась более 200 лет назад, когда стало известно в России и Европе о богатстве Ильменских гор. Ученые из многих стран мира, очутившись здесь впервые и все увидев собственными глазами, сравнивают его с лучшими уголками Швейцарии. Среди гор в широких низинах поблескивают глубокие озера, в которых плещется изумительно прозрачная вода.

Ильменский заповедник организован 14 мая 1920 г. как минералогический, а с 1935 г. преобразован в комплексный для сохранения минеральных богатств, флоры и фауны. Площадь заповедника 30,8 тыс. га. Климат заповедника резко континентальный, с жарким летом и холодной зимой.

Ильмены – это самая богатая кладовая Урала. Здесь собраны в одном месте почти все минералы, известные людям. Обнаружено более 200 минералов, из них 18 открыты впервые в мире. На весь мир знамениты уральские самоцветы, прежде всего – зеленые изумруды. Найдены здесь и алмазы. За твердость, игру цветов алмаз ценится очень высоко, как первоклассный драгоценный камень. Отшлифованный алмаз называют бриллиантом. Здесь был найден и благородный металл – золото.  Только здесь встречается титанистый железняк, или ильмит.

Из-за климатических особенностей и своеобразного рельефа животный и растительный мир разнообразен.  Из млекопитающих встречаются лось, суслик, зайцы беляк и русак, землеройка, еж, крот, белка обыкновенная и летяга, горностай, ласка, лесная куница. Из хищных можно увидеть лисицу, рысь, волка и бурого медведя. Из птиц - орел-могильник, обыкновенная и глухая кукушки, лебедь-кликун, вальдшнеп, серый журавль, скопа и сокол-сапсан, тетерев, глухарь, рябчик и серая куропатка. Самая маленькая птица заповедника- желтоголовый королек. Он весит всего 3-5 граммов. На болотах живут остромордая лягушка и реже – жаба. Есть и пресмыкающиеся: гадюка и уж обыкновенный. Рыб не очень много видов: чудской сиг, сибирская плотва, язь, лещ, линь, караси золотой и серебряный, щука, окунь, налим, ерш и шиповка.

Физкультминутка «Лес»

Только в лес мы вошли, (Ходьба)

Появились комары. (Хлопают в ладоши)

Дальше по лесу шагаем,

И медведя мы встречаем (раскачиваются)

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки к верху поднимаем,

Дыши ровно, глубоко (вдох, выдох, вдох, выдох)

Да, идти нам нелегко.

Дальше по лесу идем –

Вдалеке там водоем (смотрят вдаль)

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы уже смелее,

Раз, два. Раз, два. (прыжки вперед, назад)

Впереди у нас вода.

К водоему подойдем

И беседу заведем.

Воспитатель: в озере Ильмень водятся бобры. Они удивительные хозяева! Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину под водой, чтобы враги не могли подобраться. Бобры – симпатичные звери. Стоит посмотреть, как дружно и мирно они трудятся для общего блага, как кормят и учат детей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чем -то переговариваются. Жилище бобра всегда чистое и в полном порядке. Причиной исчезновения этих зверьков была неограниченная охота на них из – за красивого и прочного, а потому дорогого меха. В этом заповеднике никто не охотится.

Воспитатель: на территории заповедника водятся птицы глухари. Название «глухарь» произошло из-за строения слуховой системы этой птицы. Он теряет слух лишь на некоторое время, это происходит в период токования, то есть во время исполнения пения, когда глухарь приоткрывает клюв, происходит надавливание одной костью черепа и закрывается слуховой проход. Его глухота приходится на руку охотникам, так как птица не слышит выстрелов. Так как глухарь обитает в природе в незначительном количестве, то заслуживает большой интерес у человека для разведения его в зоопарках или заповедниках. Такое малое количество глухарей в природе связано в первую очередь с охотниками, а во вторую очередь с размещением гнезд. Так как гнезда располагаются на земле, то возникает большая вероятность их разорения другими животными или во время лесных пожаров.

Леса заповедника достаточно хорошо изучены.  В заповеднике произрастает более 1200 видов растений. Здесь чаще можно встретить сосны и березы; реже -  пихты, осины, ели, дубы и желтые акации.  Здесь можно увидеть древние виды растений: берёзу низкую, водянику, иву лопарскую, морошку. Травяной покров в заповеднике типичен для горных степей.

В заповеднике открыто около 50 стоянок древнего человека.

Воспитатель: Вот о каких замечательных заповедниках мы узнали. Ребята, правда очень красивая и разнообразная у нас природа?

Дети: Да!

Воспитатель: ребята, может кто-то из вас бывал в этих заповедниках с родителями? (Ответы детей)

Воспитатель: Природное богатство Южного Урала создаёт уникальные возможности для активного отдыха и туризма. И не забывайте, что каждый человек должен жить в согласии с природой, беречь, любить её, не вредить ей.

Физкультминутка

Здесь не нужно всех ловить. (взяться за руки)

Топать, хлопать, палкой бить. (имитационные движения)

Здесь дружок, ты только гость. (наклон вперед)

Здесь хозяин – дуб и лось. (руки на пояс, ладони подставить к голове

В виде рог лося)

Их покой побереги, (указательный палец поднести ко рту)

Ведь они нам – не враги! (взяться за руки)

Воспитатель: Сегодня мы совершили путешествие по национальным природным паркам и заповедникам Южного Урала. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось? Что вы запомнили? Почему следует охранять и оберегать природу? Как нужно беречь природу? Чего нельзя делать в лесу? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте вспомним еще раз правила охраны природы:

Дети выходят с условными обозначениями и рассказывают правила поведения в природе:

1. Не ломать ветки деревьев.

2. Не топтать цветы, травы.

3. Не кричать, не включать громко музыку.

4. Не разорять птичьих гнезд.

5. Не ловить птиц, насекомых и зверей.

6. Не разрушать грибницы.

7. Не ловить мальков и лягушек.

8. Не оставлять на природе мусор.

9. Не разжигать костров.

10. Не разорять муравейники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Бабочки Южного Урала"

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы, включающее в себя 2 части: - проверка усвоенных детьми знаний;                        ...

образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Юж­ный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личност­ного ...

Конспект НОД в старшей группе. «Деревья Южного Урала»

Конспект НОД в старшей группе.  «Деревья Южного Урала»...

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...