Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию
«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа
(в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»
Цель: приобщать детей к декоративно – прикладному искусству народов
Южного Урала.
Задачи.
1. Продолжать знакомить с традициями и обычаями татарского народа, с орнаментом национального костюма. Совершенствовать технические умения и навыки конструирования из тонкого картона предметов цилиндрической формы. Создавать декоративный узор способом аппликации, располагая элементы орнамента на тюбетейке.
2. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.
3. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, любовь к обычаям и традициям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию
«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа
(в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»
Цель: приобщать детей к декоративно – прикладному искусству народов
Южного Урала.
Задачи.
1. Продолжать знакомить с традициями и обычаями татарского народа, с орнаментом национального костюма. Совершенствовать технические умения и навыки конструирования из тонкого картона предметов цилиндрической формы. Создавать декоративный узор способом аппликации, располагая элементы орнамента на тюбетейке.
2. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.
3. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, любовь к обычаям и традициям своего народа.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Используемые материалы.
Раздаточный:
- картон белого цвета формата А – 4 для силуэта тюбетейки (на каждого ребенка);
- клей ПВА, кисть для клея (на каждого ребенка);
- шаблоны татарского орнамента (на каждого ребенка);
- простой карандаш, ножницы (на каждого ребенка);
- цветная бумага (на каждого ребенка);
- клеенка, салфетка (на каждого ребенка).
Демонстрационный:
Фото и изображения национальных орнаментов и костюмов, тюбетеек. Иллюстрации с изображением элементов узора на тюбетейках.
Мультимедийное оборудование.
Куклы в национальных костюмах.
Оригинальная тюбетейка.
Методы и приёмы.
- наглядные (показ, демонстрация);
- словесные (рассказ, беседа, объяснение);
- практические (выполнение тюбетейки).
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, художественных открыток, фотографий,
знакомящих с национальными костюмами народов, живущих на Урале.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Улыбнитесь друг другу. Пусть от этой улыбки вам всем станет радостно и тепло на душе.
- Сегодня мы с вами поговорим о народах разных национальностей, населяющих нашу малую Родину – Южный Урал. Познакомимся с национальной одеждой и орнаментом, украшающим эту одежду; сами смастерим и украсим один из элементов национальной одежды.
- Как говорится в одной поговорке: чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит.
2. Основная часть.
- Скажите, пожалуйста, люди каких национальностей проживают на Южном Урале?
- Правильно разные народы: русские, татары, башкиры, казахи, армяне и другие. Слайд №2.
- У каждого народа есть свои традиции, культура и это делает богатой и разнообразной культуру Южного Урала.
- Начнем наше знакомство с татарским народом и его национальной одеждой.
- Я расскажу вам об орнаменте, который украшает татарскую одежду. Орнамент – это элемент узора. У татарского народа существует три вида орнамента.
Слайд №3.
- Первый вид орнамента - «геометрический» - применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.
Слайд №4.
- Второй вид орнамента - цветочно-растительный. В нем встречаются мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы) цветов тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника. Таким видом орнаментов украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки (женский головной убор), тюбетейки (мужской головной убор) Слайд №5.
- Третий вид - «зооморфный» - среди узоров получили распространение
изображения соколов, голубей, уток.
Слайд №6.
- Предмет нашего разговора – тюбетейка, украшенная татарским орнаментом.
Слайд №7.
- Скажите, пожалуйста, как вы думаете для чего нужна тюбетейка?
- Верно, тюбетейка - это головной убор, часть мужского национального костюма. Свое название слово «тюбетейка» получило от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина».
- Тюбетейка состоит из верха и околышка, украшена золотым шитьем, бисером, сшита из бархата.
(Показ оригинальной тюбетейки).
- Оказывается, раньше тюбетейка выполняла роль защитного головного убора воинов, которую одевали под железные шлемы. Она была разнообразной формы. В начале это были шапки из меха и ткани, затем появилась "такыя" - шапка полусферической формы. Ну и самый близкий родственник тюбетейки - турецкая феска. Слайд №8.
- В прошлом тюбетейки являлись головными уборами воинов и были частью воинской одежды. А сейчас тюбетейка нарядный мужской головной убор, который одевают мужчины по праздникам.
- Давайте поиграем с вами в игру «Хорошо – плохо» (что хорошего в тюбетейке, а что плохого).
- Предлагаю самим изготовить тюбетейку и украсить её татарским орнаментом. Слайд №9.
- С помощью шаблонов мы сможем быстро обвести, вырезать, составить узор и приклеить на тюбетейку.
- Чтобы начать украшать тюбетейку, нужно немного отдохнуть и набраться сил.
Физминутка
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю.
Всех я вас приветствую!!!
- Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Подарите хорошее настроение. Присаживайтесь, пожалуйста, удобнее, начинаем мастерить.
- Рассмотрим образец тюбетейки. У нее есть основа и донышко.
- Скажите, пожалуйста, какой формы донышко? Вот такую тюбетейку мы и будем мастерить.
- Для ободка будет орнамент – «волна». Для украшения верха тюбетейки – «бараньи рога». Цвет орнамента – желтый.
Самостоятельная деятельность детей пошагово по алгоритму.
3. Рефлексия.
- Посмотрела я на ваши тюбетейки и поняла, что «умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».
- Скажите, пожалуйста, как называется наша малая Родина?
- Какие народы живут Южном Урале?
- Скажите, пожалуйста, как называются татарские национальные головные уборы?
- Итак, тюбетейка готова. Можно примерять!
Разноцветные узоры всеми красками горя,
Украшают тюбетейку, посмотрите на меня!
Используемая литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
2. Бабунова Е.С., Багаутдинова С., Едакока И. Наш дом – Южный Урал: программно – методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. – 255 с.
3. Шестаков А.В. РОСТОК: учебное пособие по художественно- творческому развитию детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1996. - 1992с.
4. Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки»: учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО
Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (опыт работы)...
Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа
Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...
«Сюжетно-ролевая игра - средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в рамках реализации парциальной программы по ранней профориентации»
laquo;Сюжетно-ролевая игра - средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в рамках реализации парциальной программы по ранней профориентации»...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с аппликацией) по теме «Моя семья»
НОД: «Цветы для любимой мамочки»Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение к родным людям. Вызвать у детей желание поздравить мамочку. Учить выбирать готовые формы цветов для аппликаци...
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию (аппликация) во второй младшей группе (в рамках тематической недели «насекомые») По теме: «Божья коровка».
Развивать навыки создания аппликации из готовых заготовок, формировать аккуратность в работе с клеем, получить новые знания о насекомых....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность – аппликация). Тема: «Космос»
Цель: Учить детей в аппликации передавать образ космоса, уметь располагать композицию на листе.Задачи: образовательные: расширить знания детей о космосе; учить работать с цветной бумагой, но...