Познавательно-исследовательский проект "Солнце - это жизнь" подготовительная группа
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект "Солнце - это жизнь" для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект «Солнце – это жизнь»
Цели и задачи проекта.
Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о Солнце и его влиянии на жизнь на планете Земля.
Задачи:
- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
- Развивать наблюдательность;
- Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель группы, дети 5-6 лет.
Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники подготовительной группы (дети 5-6 лет).
1 этап – подготовительный:
• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности в группе и на игровой площадке
2 этап– исследовательский:
- Беседы, наблюдения
- Чтение художественной литературы, энциклопедий, просмотр фильмов
- Экспериментирование, решение проблемных задач
- Отражение полученных знаний в творчестве
3 этап – заключительный:
- оформление результатов с помощью фотовыставки
- подведение итогов работы над проектом, выставка творческих работ детей
План-график реализации проекта
День | Виды деятельности | Название | Цель |
1-й день «Что такое солнце? Солнечная система» | Наблюдение и беседа ОД Игра-моделирование | Ходит солнышко по кругу Солнце и солнечная система Солнечная система | В течении дня наблюдать движение солнца. Определить расположение солнца на небе утром, днём вечером. Познакомить детей с названиями частей света (восток, запад, юг, север), научить определять их, ориентируясь по солнцу. Дать представления о том что Солнце это звезда, о планетах солнечной системы. Расширять представления об окружающем мире, формировать познавательный интерес. Закрепить знания детей о солнечной системе, стимулировать познавательную и речевую активность |
Заучивание стихотворения | А. Хайт «Планеты» | Познакомить детей с новым стихотворением. Помочь с помощью стихотворения запомнить названия планет солнечной системы | |
2-й день. «Солнце и время.» | Беседа с решением проблемной ситуации Экспериментирование Творческая деятельность Просмотр энциклопедий | День и ночь Солнечные часы Солнечные часы Солнечная система | Выяснить, почему день сменяется ночью, где находится Солнце в ночное время Поставить перед детьми задачу – можем ли мы определить время суток, ориентируясь по солнцу. Рассказать о солнечных часах, как древнейшем изобретении человечества. Вместе с детьми сделать солнечные часы на игровой площадке. (В дальнейшем регулярно возвращаться к солнечным часам. Определять по ним время.) Стимулировать воображение детей, для создания собственной модели солнечных часов из бросового материала. Закреплять знания детей о Солнце, солнечной системе; формировать интерес к книгам |
3-й день «Солнце и растения» | Беседа. Знакомство с приметами. Экспериментирование Творческая деятельность | Солнце нужно всем Солнце и растения Что будет с растением без солнца? Рисование «Подсолнух – солнечный цветок» | Формировать знания детей о том, что жизнь на планете Земля не возможна без Солнца. Познакомить детей с народными приметами. Опытным путём выяснить, что будет с листьями деревьев, если лишить их солнечного света. (Эксперимент продолжительный, для достижения результата нужно несколько дней.) Рассказать детям об особенности подсолнуха – поворачиваться за солнышком; развивать творческую активность. |
4-й день «Что такое тень?» | Наблюдение и беседа с решением проблемной задачи Экспериментирование на улице - в группе Театральная деятельность | Что такое тень? Найди свою тень Как появляются тени Театр теней «Три поросёнка» | Утром рассмотреть тени от различных объектов. Помочь детям понять, как появляются тени. В течение дня наблюдать за изменением теней. Предложить детям разделиться на пары, рассмотреть и обвести тень партнёра утром, в обед и вечером. Выяснить, как меняется длина тени, её направление . С помощью настольной лампы и макетов смоделировать движение солнца, наблюдать изменение теней. Развивать творческие способности детей; продолжать развивать интерес к театрализованной деятельности путём вовлечения в игровые действия, в продуктивную деятельность (изготовление теней теневого театра). |
5-й день «Солнце и вода» | Наблюдение и беседа с решением проблемной задачи. Экспериментирование Игры с водой | Куда делась роса? Как солнышко воду «пьёт» Рисование водой на асфальте, земле, песке. | Утром рассмотреть растения на участке. Выслушать предположения детей о том, что такое роса. В дальнейшем помочь детям понять, куда делась роса. В течении дня наблюдать за испарением воды в сосудах разной формы. Выяснить в каком испарилось больше воды и почему. С помощью брызгалок рисовать на асфальте, земле, песке. Сделать выводы: где рисовать удобнее, где рисунки дольше сохраняются, почему? |
6-й день «Может ли солнце быть опасным?» | Беседа Экспериментирование
Чтение художественной литературы | Может ли солнце быть опасным? Правила безопасного поведения на солнце. Солнышко - художник А. Барто «Жарко» из цикла «Вовка добрая душа» | Познакомить детей с правилами безопасного пребывания на солнце. На листах цветной бумаги выложить изображения с помощью разных предметов (счётные палочки, фишки, детали конструкторов и т.п.) Оставить их на солнце на несколько дней. Оценить и обсудить результат. Сделать вывод (на солнце краски выгорают – значит солнце может быть опасным). Развивать навыки выразительного чтения; учить сравнивать и сопоставлять; определить настроения стихотворения. |
7-й день «Солнышка лучи очень горячи» | Наблюдение и беседа Экспериментирование | Чёрное и белое Шарики и солнце | С помощью тактильных ощущений определить, какие предметы на участке или в группе сильнее нагреваются на солнце. Сравнить цвет их поверхности, помочь детям сделать вывод о том, что чем темнее предмет, тем сильнее он нагревается на солнце. Рассказать детям о том что разные цвета по разному поглощают солнечные лучи. С помощью лупы лопнуть шарики разных цветов (обязательно присутствуют белый и чёрный). Обсудить результаты опыта. |
8-й день «Откуда появляется радуга?» | Наблюдение и беседа Творческая деятельность Чтение художественной литературы | Солнце +вода – это радуга Рисование красками «Радуга-дуга» С. Маршак «Радуга» К. Чуковский «Радуга-дуга» А.Венгер «Цвета радуги» | Утром или вечером, разбрызгивая воду из шланга, создать радугу. Рассказать детям о том. Как появляется радуга. Помочь детям запомнить последовательность цветового спектра. Воспитывать художественный вкус, аккуратность и интерес к изобразительному искусству. Прочитать детям стихотворения о радуге. Сравнить их настроение. Помочь детям выучить одно из них. |
9-й день «Солнечные зайчики» | Подвижная игра Экспериментирование Просмотр мультфильма | Поймай зайчика Солнечные зайчики Солнечный зайчик (Куйбышевтелефильм 1978г) | Учить детей пускать солнечных зайчиков; помочь понять, как солнечный зайчик появляется в задуманном месте; формировать любовь к физической активности. Привлечь внимание детей к такому физическому явлению, как преломление солнечного света. Расширить знания детей о явлениях неживой природы, Активизировать исследовательскую деятельность детей, направленную на поиск различных способов использования зеркал для отражения солнечного света. Формировать нравственные качества, эмоциональную отзывчивость. |
10-й день «Что я знаю про солнце» | Викторина Творческая деятельность Разучивание стихотворения Фотовыставка . Выставка творческих работ. | Что я знаю про солнце Рисование на асфальте «Моё солнышко»
«Некогда солнышку в небе лениться» В. Орлов Наше солнышко | Закреплять и обобщать знания детей о Солнце, солнечной системе, природных явлениях, связанных с солнцем. Развить познавательные и интеллектуальные способности учащихся, их творческий потенциал, мышление, память, внимание и эрудицию. Помочь детям раскрыть свой творческий потенциал, дать возможность через творчество передать своё отношение к солнцу.
Учить детей выразительно читать стихотворение. интонационно передавая его настроение. Вместе с детьми проследить и обсудить этапы проекта, подвести итог. Предложить детям показать и рассказать родителям, что они узнали о солнце. |
Литература:
О.В.Дыбина. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольника. Москва «Сферум» 2002
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С.,2006 — 190 с.
Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по познавательному развитию (Познавательно-исследовательская деятельность) "Маленькие исследователи" старшая группа
Формирование познавательной активности детей в экспериментальной деятельности...
Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
НОД Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшей группы
НОД Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшей группыФорма работы – познавательно - исследовательскаяТема. «Тарелочка из глины». Цель. Расширять...
Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....
НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группы Форма организации: экспериментирование. Тема. Какая бывает вода?
НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группыФорма организации: экспериментирование.Тема. Какая бывает вода?Цель. Формировать представ...
НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Тема. Воздух – смесь газов.
НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Воздух – смесь газов.Цель. Формиро...
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» Познавательная исследовательская деятельность для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «Земля на глобусе»
Конспект НОДпо ОО «Познавательное развитие»Познавательная исследовательская деятельность для детей старшей группы (5-6 лет)на тему: «Земля на глобусе»...