«Секреты воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширить и углубить знания детей по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sekrety_vozduha.docx | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрации Солнечногорского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57»
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме «Секреты воздуха»
Подготовила: Богдан Н.В.
г.о. Солнечногорск 2022
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Расширить и углубить знания детей по теме.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, вкуса, цвета, он лёгкий, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
3. Расширять представление об использовании воздуха.
Развивающие:
4. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
5. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
Воспитательные:
6. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование:
Зубочистки 2 шт. Целлофановые пакеты. Пластмассовые стаканы, листы бумаги. Чаша прозрачная. Вода. Апельсин 1 шт. Мандарины 8 шт. Газированная вода 2 бут. Стакан 1 шт. Кисть винограда. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми корками. Лист бумаги 1 шт. Шары, надутые гелием 20 шт.
Ход ООД:
Танец «Фиксики»
Баба Яга:
Я по воздуху летела, ступою своей гремела.
Вдруг - труба, над нею дым. Оказалась я под ним,
Заблудилась я в дыму,
Что со мною не пойму.
Долго кашляла, чихала.
Даже видеть перестала.
И совсем я заблудилась,
Это где я очутилась?
Дети: В детском саду.
Баба Яга: Здравствуйте ребята. Какие вы все большие, красивые. А вы знаете кто я?
Дети: Баба Яга.
Баба Яга:
- Ой-ой! Чего-то мне щекотно. Ха-ха-ха. Каркуша, а ты как сюда попала?
Ворона Каркуша: Кар! А я тоже захотела на ребят посмотреть, и загадать им загадку. Попробуете ее отгадать?
Дети: Да.
Баба Яга: Загадывай, Каркуша.
Через нос проходит в грудь Он невидимый, но всё же
И обратный держит путь. Без него мы жить не можем. (Воздух)
Баба Яга: Правильно, воздух!
В. Как вы уже знаете, существует три состояния вещества. Какие? - Твёрдое, жидкое и газообразное. В. Тогда что же такое воздух?
- Воздух – это смесь газов.
В. Из каких газов состоит воздух?
- Воздух состоит из кислорода и азота.
В. Кому нужен воздух?
- Воздух нужен всей живой природе: людям, животным, растениям.
Баба Яга: Я прилетела к вам по воздуху, а вы видели этот воздух?
Воспитатель: Если мы его не видим, значит, он какой?
Дети: Невидимый.
Баба Яга: Ой, как я устала, пока к вам добралась, я отдохну, посижу на вас посмотрю.
Баба Яга отдыхает. Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? Давайте, проверим, правда, это или нет.
Опыт № 1. Ловим воздух. Воздух невидим, без вкуса, без запаха.
В. Ребята, хотите поймать воздух?
Дети: Да.
В. Смотрите, у меня есть (показываю пакет). Что это? Что в нём? (Он пустой).
В. Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А теперь я покружусь с пакетом и быстро закручу его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Давайте мы теперь вместе с вами покружимся и помаем воздух в пакет. Получилось!
Теперь проткнём пакет. Направьте струйку воздуха на лицо. Что вы чувствуете?
- Вы видите эту струйку? Почему? Направьте струйку в рот. Чувствуете какой-нибудь вкус?
Вывод. Воздух невидим. Он не имеет вкуса. Воздух можно почувствовать.
Опыт № 2. Способ обнаружения воздуха. Воздух везде. Цель. Доказать, что стаканы не пустые, в них находится воздух. Оборудование: пластмассовые стаканы, бумага, тазик с водой. Попробуем опустить в таз с водой бумагу. Конечно, она намокла. Ребята, у
меня в руках стакан. Что в нём? А теперь затолкаем точно такую же бумагу внутрь стакана так, чтобы она не падала при переворачивании стакана. Перевернем стаканы отверстием вниз и аккуратно опустим в таз с водой на самое дно. Вода полностью закрыла стаканы. Аккуратно вынимаем их из воды. Потрогайте бумагу. Какая она? Почему же бумага осталась сухой? Опять опускаем стаканы на дно таза и медленно наклоняем их. Что происходит? Вывод: Стаканчики только кажутся пустыми, на самом деле – в них воздух. Воздух невидимый.
Опыт № 3. Воздух всегда в движении. Цель: Доказать, что воздух всегда в движении. 1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) на каждого. 2. Герметично закрытые банки с апельсиновыми корками. Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в помещении окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта, и мы не можем вдохнуть воздух из нее. А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате. Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.
- Давайте и мы подвигаемся. Физкультминутка.
Воздух-невидимка, Руки вверху, двигаем вправо-влево.
Выходи гулять! «Зовут».
Воздух-невидимка, Руки вверху вправо-влево.
Как тебя поймать? Хлопки руками в разных местах.
Если быстро-быстро в поле убегу, Бегут на месте.
Чистого-пречистого воздуха найду! Потирают руки.
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, Шаги на месте.
Самого полезного воздуха найду! «Супер» - показывают пальчиком.
Если вместе с папой в горы я пойду, Тянутся вверх на носочках.
Самого кристального воздуха найду! «Сердце и ладошки».
Опыт №4. Вода не вытекает из стакана.
В. А хотите посмотреть фокус?
(Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой).
- Что произойдет, если стакан перевернуть?
Дети: Вода вытечет, выльется.
В. Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает).
- Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?
Дети: На лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться. Опыт №5. Невидимый воздух внутри нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.
Цель: Доказать, что внутри нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем. Оборудование. 1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей. 2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей. 3. Воздушный шар. - Что это? (Воздушный шар). - Почему он так называется? Внутри воздух. - Откуда он туда попал? (Из нашего организма). - Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека. Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.
Опыт №6. Воздух помогает рыбам плавать. Цель: Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать. «Воздух легче воды».
Оборудование. Бутылка газированной воды. Стакан. Несколько некрупных виноградин. Иллюстрации рыб.
- Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря. Вывод: Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.
Опыт №7. Плавающий апельсин.
Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух. Оборудование: 2 апельсина, большая миска с водой. Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет. Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Игра: «Водолазы». А теперь поиграем в игру водолазы. Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нужно крепко зажать нос рукой и ещё крепче сжать губы. Готовимся к погружению – вдох, выдох. Погружаемся. Ой, у меня без воздуха закружилась голова. Это потому, что человек без воздуха не может долго быть.
Опыт 8. «Воздух может загрязняться и исчезать»
Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно не только вдыхать, но и тем более дышать им. Здоровье человека зависит и от того каким воздухом мы дышим.
А вы можете определить, чем пахнет в зале? Чистый воздух не имеет запаха, но он может присваивать себе чужие запахи и переносить их.
Итог: Уважаемые коллеги, наш эксперимент подошёл к концу, все были внимательными, активными, как настоящие научные сотрудники.
Надеюсь, вы сможете повторить и поделиться увиденными экспериментами и сможете придумать новые.
Воспитатель: Баба Яга, Каркуша, а Вы все запомнили про воздух? Баба Яга: Нет. В. Ребята, давайте вспомним, что мы узнали о воздухе и повторим все для наших гостей. - Какой он воздух? Для чего он нужен? Кому воздух помогает плавать? За счет чего плавает апельсин? А воздух легче воды или тяжелее? Воздух имеет запах? Баба Яга: Нам все очень понравилось, но пора улетать. Мы хотим вам подарить шары в память о нашей встрече. Вы любите воздушные шары? Дети: Да. Баба Яга: До свидания! (Дети уходят).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в средней группе "Домовенок Кузя и секреты воздуха"
Цели:Познание- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также ...
Конспект НОД "Секреты воздуха."ФГОС ДО старшая группа
Познавательно-опытническая деятельность педагога и детей по выявлению свойств воздуха....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в соответствии с ФГОС ДО «Секреты воздуха».
Тема: Секреты воздухаЦель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....
Конспект НОД в средней группе "Секреты воздуха"
Цель данной работы - развитие познавательных способностей детей средней группы в процессе экспериментирования с водухом. ...
"Секреты воздуха"
Экспериментирование всегда очень интересно детям....
Секреты воздуха.
Опытно экспериментальная деятельность в средней группе....
Непосредственно-образовательная деятельность " Секреты воздуха"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности на развитие познавательной активности, интеллектуально – творческогопотенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательск...