Конспект НОД "Снежные тайны"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конпект НОД по ОО "Познавательно развитие" для старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volchenko_m.a._snezhnye_tayny.docx | 34.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Петушок»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Сценарий образовательной деятельности
для детей старшей группы
«Снежные тайны»
Подготовила: воспитатель Волченко Марина Алексеевна
2023 год
Тема: «Снежные тайны»
Интеграция видов деятельности: двигательная, игровая, познавательно-исследовательская
Цель: формирование у детей знаний о свойствах снега через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о зиме
- уточнить знания детей о свойствах снега;
- формировать умение определять цвет/запах/состав снега;
- пополнять словарный запас детей по теме «Зима».
Развивающие:
- развивать умение логически мыслить и рассуждать;
- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
- учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, умение слушать воспитателя;
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;
- самостоятельность;
- желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Предварительная работа:
просмотр презентаций о зиме, изменениях в природе с наступлением зимы. Беседы о важности правильного обращения с неживой природой. Написание и отправка письма с фотографиями зимней прогулки Незнайке.
Планируемый результат:
- осознание детьми, что снег не имеет запаха, вкуса, при температурах выше 0 градусов Цельсия превращается в воду, содержит в себе частицы песка и камней. Дети должны научиться определять цвет, запах снега и применять эти знания и умения в повседневной жизни.
Средства, оборудование, материалы:
Музыкальный зал, оформленный в виде зимнего леса, ноутбук, проектор, камера, мольберт, музыкальные колонки, столы, карточки-символы, одноразовая посуда, бумажные полотенца, контейнер со снегом.
Технологическая карта образовательной деятельности
№ | Этап образовательной деятельности | Ход образовательной деятельности | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ||
Организационный момент | Организация образовательного пространства, приветствие, доброе пожелание, установление зрительного контакта. Мотивация для дальнейшей работы. Дети входят в зал. Педагог выстраивает детей в круг и предлагает поздороваться: -Дети, давайте поприветствуем друг друга: Воспитатель: «Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро продлится до вечера! Предлагаю пройти к своим стульям и сесть. Дети проходят на стулья. | Общаются и взаимодействуют с педагогом и сверстниками: дети встают в круг и выполняют приветствие. Создан эмоциональный положительный настрой, дети готовы к деятельности. | |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Слышится короткий звук сообщения. На экране слайд с изображением сообщения, которое пришло по электронной почте. Воспитатель: «Ребята, на электронную почту нашей группы пришло письмо, предлагаю его прочитать, согласны?» Воспитатель письмо читает письмо: Воспитатель: «Здравствуйте, ребята, пишет вам Незнайка из цветочного города, вчера я получил ваши фотографии и был очень удивлен. У вас очень холодно и вместо ярких цветов на земле лежит что-то белое. Что это?» (Снег) Незнайка: «А я снега не видел и ничего о нем не знаю, помогите мне пожалуйста?» | Дети слушают. (Для актуализации имеющихся знаний воспитатель ведет беседу с детьми, создаёт ситуацию, в которой возникает необходимость в получении новых знаний) Дети вступают в диалог, отвечают на вопросы. | |
2. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | ||
Проектирование решений, проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД «Открытие» детьми новых знаний, способа действий Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, | Воспитатель: «Ребята, вот такая проблема у Незнайки, как мы можем ему помочь?» Воспитатель выслушивает ответы детей. Воспитатель: «Что мы можем сделать, чтобы помочь? А у меня идея! Можем мы, как настоящие ученые, подготовить научный доклад о снеге для Незнайки и отправим его по почте?» Воспитатель: «Хорошо, прежде чем начать предлагаю проверить вашу внимательность, проходите ко мне и встаньте в круг. Сейчас мы будем по очереди называть слова, которые относятся к зиме. Воспитатель: «Молодцы! Чтобы рассказать Незнайке о снеге, нам необходимо изучить снег, согласны? Предлагаю пройти в нашу лабораторию, надеть халаты и шапочки ученых исследователей». Опыт 1. «Определение цвета и запаха снега» Воспитатель: «Посмотрите, перед вами контейнер, в который мы положили снег, скажите, пожалуйста, какого он цвета? (Белого) Воспитатель: «А я думаю, серого…» Предлагаю проверить, возьмем полоски бумаги, поднесем к снегу и сравним. Кто из нас прав, почему?» После выполнения воспитатель просит выбрать соответствующую картинку-символ на столе и прикрепить к магнитной доске. Воспитатель: «Обратите внимание на доску, сюда мы будем помещать специальные карточки-символы, обозначающие свойства снега.» Воспитатель: «Как вы думаете, какой у снега запах? Воспитатель: «Чем пахнет снег? Предлагаю проверить, понюхаем снег» Воспитатель: «Верно, снег не имеет запаха. Хорошо, а что еще мы можем рассказать Незнайке о снеге?» Воспитатель: «Проходите на стулья. Ребята, как вы думаете из чего состоит снег?» Опыт 2 «Из чего состоит снег» Воспитатель: «Предлагаю в этом убедиться, возьмите ложкой немного снега из контейнера и положите его на ладонь, а теперь сожмите руку в кулак и подержите над тарелкой.» Воспитатель: «Что происходит?» Воспитатель: «Верно, появилась вода. Выберите подходящую карточку.» Воспитатель: «Как вы считаете, почему появилась вода? Верно, из-за чего растаял снег?» Воспитатель: «Правильно, температура наших рук выше, чем температура снега, то есть наши руки теплее, чем снег, поэтому снег тает. Предлагаю вытереть руки салфеткой.» Воспитатель: «Молодцы. Вы хорошо поработали, предлагаю немного отдохнуть и согреть руки.» Воспитатель: «Согласны, тогда проходите на ковер и встаньте в круг.» Игра «Наконец пришла зима» Наконец пришла зима. Стали белыми дома, Снег на улице идет, Дворник улицу метет, Мы катаемся на санках, Пишем на катке круги, Ловко бегаем на лыжах И играем все в снежки. Воспитатель: «Молодцы! Проходите стол. Садитесь!» Опыт 3 «Определение прозрачности снега» Воспитатель: «Ребята, а сейчас возьмите свои фишки и положите по одной фишке в центр каждого блюдца. Теперь возьмем стакан с водой и нальем немного воды на красную фишку. На синюю фишку мы поместим снег, с помощью ложки. Теперь посмотрите на блюдца, и сравните воду и снег. В каком блюдце видно фишку? А в том блюдце. Где лежит снег фишку видно? Какой вывод мы можем сделать? Через воду можно увидеть предмет, значит вода прозрачная, сквозь снег предмет увидеть нельзя, значит снег какой? Верно. Молодцы! Опыт 4 «Исследование талой воды» Ребята, посмотрите снег в наших контейнерах начинает превращаться в воду, как вы думаете, почему это происходит? Правильно, снег превратился в воду, потому что в группе тепло, как вы думаете чистая эта вода или нет? Предлагаю проверить. Возьмите пустой стакан, накройте его тканью, и сделайте в ткани небольшое углубление, а теперь, придерживая оставшийся снег, перельем воду из контейнера в стакан через ткань, осторожно, чтобы не пролить воду. Теперь рассмотрим ткань через лупу. Какой вывод можно сделать? Да, снег хоть и белый по цвету, но в нем могут содержаться частички песка и пыли. Ребята, а кто-нибудь из вас пробовал есть снег? Но мы с вами убедились снег грязный и есть его нельзя. А что можно делать со снегом? Снег очень замечательный, с ним можно играть, как? Например: лепить снеговика, когда снег сырой; строить ледяную горку и крепости, играть в снежки. Вы хорошо поработали, предлагаю отдохнуть, согласны? Тогда пройдем в центр группы. Физминутка: «Снег руками нагребаем» Воспитатель: «Отлично, проходите на свои места. Ребята, сейчас, я предлагаю составить научный доклад о снеге по картинкам и записать его на камеру, а после отправить Незнайке по электронной почте. Согласны? Хорошо, я начну, а вы продолжите.» Рассказ о свойствах снега по картинкам. «Снег белого цвета, у снега нет запаха, он состоит из воды, при повышении температуры снег тает, снег не прозрачный, сквозь него невозможно увидеть предмет, снег нельзя есть, потому что он грязный, в нем содержатся маленькие частички пыли и песка, со снегом можно играть, например в снежки». Воспитатель: «Ребята, как вы смотрите на то, чтобы пригласить Незнайку к нам в гости?» Воспитатель: «Очень хорошо, отправим наши научные доклады о снеге Незнайке? Карточки символы предлагаю поместить в папку «Свойства снега» и оставить в группе, чтобы потом рассказать о снеге родителям. Воспитатель включает камеру. | Дети перебирают варианты. Дети высказывают свои предположения - рассуждения детей, дети высказывают свое мнение. Дети образуют круг. Дидактическая игра «Назови зимние слова» Дети перечисляют слова, например, мороз, снег, сугроб, вьюга… Дети проходят к столам, стоят, слушают. Дети подносят полоски бумаги к снегу в контейнере и сравнивают цвет снега с полоской белого/серого/голубого цветов. Делают вывод. Дети смотрят на доску. Ребенок прикрепляет карточку белого цвета на магнитную доску. Дети подносят снег к носу, нюхают. Делают вывод – снег не имеет запаха. Ребенок берет с стола и вывешивает на магнитную доску карточку с изображением перечеркнутого носа. Ребенок берет с стола и вывешивает на магнитную доску карточку с изображением перечеркнутого носа. Дети отвечают. Дети выполняют опыт, отмечают, что в ладони появилась вода. Ребенок прикрепляет к доске карточку с каплей воды. Дети: «Потому что руки теплые» Дети вытирают руки салфеткой. Дети соглашаются. Дети проговаривают текст, выполняют движения стоя. Дети разводят руки в стороны. Складывают руки над головой в виде крыши. Поднимают руки и медленно опускают их. Покачивают опущенными руками влево-вправо Приседают, руки вытягивают перед собой. Убирают руки за спину, поворачиваются кругом Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах Выполняют движения как при метании Дети проходят на стулья. Дети отвечают на вопросы воспитателя. Дети выполняют действия, предложенные воспитателем. Вывешивает на доску карточку с изображением фишки под снегом. Дети выполняют действия, предложенные воспитателем Карточка с изображением перечеркнутого рта вывешивает ребенок на доску. Дети выполняют действия согласно тексту. Дети сидят на стульях полукругом. Перед магнитной доской с карточками символами, отвечают, слушают. Дети: «Да, согласны!» | |
3 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | ||
Итог занятия. Систематизация знаний. | -Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались? -Правильно, ребята, вы большие молодцы. Если каждый из нас будет стремиться -И, конечно же, плакат, который Вы создали, мы поместим в уголке природы. | Подводит итог качества усвоения знаний, выполнения работы, помогает зафиксировать знания в речи: «Чем занимались?», «Что узнали?» Высказываются по поводу полученной информации, Делятся впечатлениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Тайна Сибирской тайги" (с использованием ИКТ)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста (Экологическое воспитание)...
Конспект занятия "Тайны воды" для средней группы по поисково - исследовательской деятельности.
Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности "Тайны воды"...
Конспект занятия "Тайна Уральских гор"
Представляю вашему вниманию конспект занятия, которое я проводила для студентов Троицкого Педагогического колледжа....
Конспект занятия "Тайны хвойного леса" познавательно-речевое
Конспект познавательного занятия для подготовительной группы...
конспект НОД "Тайны живой природы"
занятие направление на умение устанавливать причинно-следственные связи в природе...
Конспект НОД "Тайна колыбельной"
Конспект...
Конспект НОД: «Тайны шоколада»
Образовательная область: познавательное развитие.Основная деятельность: познавательно-исследовательская.Форма работы с детьми: решение проблемных задач.Возраст: подготовительная гр...