конспект НОД "Тайны живой природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бочкарева Дарья Олеговна

занятие направление на умение устанавливать причинно-следственные связи в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_zhivoy_prirody.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Образовательные.

  1. Формировать умения детей называть приметы осени, изменения в природе, использовать образные слова и выражения.
  2. Формировать представления зависимости роста растений от температуры и количества влаги.
  3. Учить совместным со взрослым практическим познавательным действиям экспериментального характера.
  4. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Развивающие

  1. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
  2. Создать условия для решения проблемной ситуации.

Воспитательные

  1. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Речевые

  1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
  2. Стимулировать детей к использованию в речи образных слов и выражений.

Материалы и оборудование: увядшее растение, два контейнера с землей, две лейки (с теплой и холодной водой); карточки – схемы с изображением факторов, влияющих на рост и развитие растений, иллюстрации с изображением осенних месяцев, карточки-символы с осенними природными признаками.


Ход занятия:

Входим в группу и встаем полукругом

Воспитатель: Ребята, сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка-это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо.                

Придумано кем-то просто и мудро.                                                        

При встрече здороваться "Доброе утро!"                                                

Доброе утро дорогие ребята,                                                                 

Доброе утро, дорогие гости.

Ребята совсем недавно мы свами познакомились с произведением «Модница осень».

Давайте вспомним его содержание.

- О каком времени года говорилось в произведении?

- Какие наряды одевала Осень в разные периоды?

(Ответы детей).

Какие месяцы называют осенними?

- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

А что в них необычного мы сейчас узнаем.

Чтение стихотворения «Сентябрь».

Шепнуло лето: «Убегаю,

Цветы и краски заберу,

Сентябрь в гости приглашаю,

Он вам придется ко двору».

Сентябрь золотом одарит,

Богатым хлебом наградит,

Поутру в лес чудной поманит,

Дарами леса удивит.

О каком месяце говорилось в этих строках? (ответы детей).

Перед вами изображены три осенних месяца, предлагаю вам отыскать сентябрь.

Сентябрь - это бархатный месяц, румянец осени. А кто знает, как еще его называют в народе? (златоцвет, рябинником, птичьей стаей).

Следующий месяц осени как вы сказали – это октябрь. Давай те узнаем, как его описывают писатели?


Чтение стихотворения «Октябрь».

Вот начало октября.

Ночи стали длинные

Улетели за моря стаи журавлиные

На дворе то дождь косой,

То снежок порхает

Гонит осень на покой

Та не уступает.

Покажите пожалуйста, какая картина соответствует прочитанному стихотворению.

- Про октябрь говорят «Октябрь – семь погод на день сеет». Как в думаете что это означает?

В октябре погода за один день может поменяться несколько раз. Что нового вы заметили в убранстве деревьев в октябре? (Ответы детей).  Как еще его называют в народе? (листопадник). От каких слов образовано это слово? Лист – падает.

- О каком месяце мы с вами еще на поговорили? (ноябрь). Давайте узнаем о нем побольше.

Чтение стихотворения «Ноябрь».

Яблони и сливы голые стоят.    
Выглядит уныло наш осенний сад.  
За окном то дождик, то холодный снег.  
Мрачно, неуютно на душе у всех.
Утонуло солнце в лужах ноября.
Но не будем злиться на него мы зря.
Приготовим лыжи, санки и коньки.
Ждут нас очень скоро зимние деньки.

И последняя картина изображает какой месяц?

- Кто скажет, как называют ноябрь месяц в народе?

(чернотропник, предзимник, ворота зимы).

Ноябрь – последний месяц осени – задумчивый, грустный месяц. Его миссия соединить глубокую осень с зимой.

Вы правильно определили все месяцы.

Все названные вами приметы осени были когда-то подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Вот послушайте некоторые из них.

Поздний листопад – к суровой и долгой зиме.

Сильный ветер во время дождя – к хорошей погоде.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Признаки осени». Для этого я попрошу вас объединиться в пары. Присаживайтесь за стол.

Перед вами три дерева – это три периода осени: ранняя, золотая, поздняя. У вас на столах находятся карточки-символы природные явления. Предлагаю вам подобрать карточки-символы природные явления к каждому дереву, которое соответствует осенним месяцам. (Работа детей).

Воспитатель: Молодцы, вы точно определили все изменения в природе.

Я вижу вы немного устали, давайте с вами отдохнем.

Ветер дует нам в лицо,         

Закачалось деревцо. 

Ветер тише, тише, тише. 

Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

На нашем занятии несколько раз звучало слово «Листопад» - это одно из самых сказочных явлений осенью. Предлагаю ненадолго оказаться в лесу, чтобы посмотреть на листопад.

(Смотрим видео)

Хорошо оказаться в лесу во время листопада. С деревьев медленно кружась с прохладном осеннем воздухе, облетают листья. Подует ветер, и листья закружатся в пестром хороводе.

Посмотрите на эти деревья, все их убранство сменило свой окрас, почему лиственные деревья не стоят вечно зеленые как ели? Почему природа осенью увядает, чего же ей не хватает?  Как вы считаете? (Ответы детей).

Ребята, сегодня на улице я собрала букет цветов.  Посмотрите пожалуйста и скажите как изменился их внешний вид  после лета? (Ответы детей – завяло, потускнело, поникло, высохло)

Ребята, а знаете ли вы почему растения осенью увядают? (Ответы детей)

Чтобы правильно ответить на этот вопрос и доказать его правильность предлагаю вам провести эксперимент. Одевайте пожалуйста фартуки и присаживайтесь за стол.

Как вы считаете, что необходимо растению для роста и развития?

Разве осенью этого нет? Идут дожди, солнце редко, но все же радует нас. Так что же все-таки происходит. Ответить на этот вопрос нам поможет опыт, который я попрошу вас провести.

Перед вами два контейнера с землей, и две лейки с водой разной температурой. Потрогайте их. (В одной лейке теплая, в другой –холодная вода).

Предлагаю вам полить один контейнер теплой – летней водой, а другой – холодной – осенней и внимательно понаблюдать, как впитывается вода в почву. Что происходит?

(Земля лучше впитывает теплую воду, а холодную воду – неохотно.)

Что же произойдет с растением если оно будет плохо пить воду?

(Ответы детей – начнет вынуть и погибнет).

Поэтому в осенний период, когда почву поливает холодный дождь, растения увядают.

Дорогие «сыщики», чтобы вас совсем не огорчать увяданием природы – хочу сказать, что все имеет свои положительные стороны. Листья, опадая, укрывают корни растений и согревают их в морозы, будто одеялом. Многие звери устилают ими свои норки и берлоги.

Дорогие ребята, я благодарю вас за помощь в «расследовании причин увядании природы». Давайте подведем итоги нашего занятия. Что вам запомнилось и понравилось на нашем занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга    Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Живая , не живая природа"

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.Задачи:1) Развивающие- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии ...

Конспект образовательной ситуации по исследованию объектов живой и не живой природы, экспериментированию для детей 6 - 7 лет на тему "Удивительный песок"

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Конспект занятия «Живая природа» для детей подготовительной к школе группы.

Форма проведения викторина.                         Цель: Обобщить и уточни...

Конспект ООД по познавательному развитию "Путешествие в мир живой и не живой природы".

Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов....

Конспект ООД по познавательному развитию на тему: "Осень: живая и не живая природа"

Конспект ООД по формированию целостной картины мира (познавательное развитие) в средней группеТема: «Осень: живая и неживая природа» Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой...

Конспект занятия " Живая и не живая природа

обобщать знания детей по живой и неживой природеПродолжать закреплять знания детей о живой и не живой природе...