Опыт работы по расширению представлений о сезонных изменениях в мире растений у детей среднего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
В статье очень подробно описывается работа по расширению представлений о сезонных изменениях в мире растений через познавательно-исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_ekologii.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Меня зовут Казакова Елена Валерьевна. Я работаю воспитателем в детском саду № 134 г.Дзержинска. Сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом своей работы по теме «Расширение представлений о сезонных изменениях
в мире растений у детей среднего дошкольного возраста
через познавательно-исследовательскую деятельность
на прогулке».
Основными понятиями моего опыта работы являются:
- «познавательно-исследовательская деятельность, как вид культурной практики, с помощью которой ребенок изучает окружающий мир»;
- «познавательная инициатива – это включенность ребенка в познавательную деятельность»;
- «технология исследовательской деятельности – это вид интеллектуально-творческой деятельности, который направлен на получение знаний и навыков при решении поставленной проблемы»;
- «формы познавательно-исследовательской деятельности, такие как наблюдение, конструирование, опыты, проблемные ситуации и т.д.».
Такие понятия я выбрала из высказывания психологов и педагогов.
Отечественные психологи Леонтьев, Эльконин, Запорожец, Венгер и Дьяченко отмечали, что в процессе исследования детьми окружающих предметов происходит творческий процесс, который очень важен для умственного развития дошкольников.
Педагоги Галимов, Веракса, Крашенинников отмечали, что задача познавательно-исследовательской деятельности – это обратить внимание детей на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения. Так развивается познавательная инициатива.
В Федеральной образовательной программе в пункте 24.19 отмечено, что:
познавательно-исследовательская деятельность относится к культурным практикам, в которой ребенок является субъектом исследования и способствует становлению познавательной инициативы.
В планируемых результатах у детей пятого года жизни прописано такое возможное достижение ребенка, как умение активно познавать и называть особенности объектов природы, умение задавать много вопросов поискового характера, а также умение включаться в деятельность экспериментирования, используя исследовательские действия. Он предпринимает попытки сделать логические выводы. Исходя из выше изложенного я поставила перед собой цель: Расширение представлений о сезонных изменениях
в мире растений у детей среднего дошкольного возраста
через познавательно-исследовательскую деятельность на прогулке.
Задачи:
- Расширять представления детей о многообразии объектов растительного мира с помощью экологической тропы, а также об их отличительных признаках в разные времена года, о деятельности человека в разные сезоны;
- Развивать способы решения поисковых задач в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками на огороде ДОУ;
- Воспитывать любознательность и наблюдательность, способствовать экологическому воспитанию детей пятого года жизни;
- Обогащать предметно-пространственную среду на прогулочном участке, на территории ДОУ, в группе для развития наблюдательности и любознательности при познании растительных объектов природы;
- Способствовать повышению уровня компетентности родителей в вопросах включения детей в познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлению с растительным миром.
Познавательно-исследовательская деятельность осуществляется в разные временные отрезки пребывания детей в детском саду, но я остановлюсь на таком режимном моменте, как прогулка. Именно во время прогулок можно максимально расширить представления детей о сезонных изменениях мире растений:
В процессе наблюдений в природе дети расширяют представления о многообразии растений, их особенностях и потребностях, дети сравнивают, группируют объекты природы на основе их признаков, знакомятся с отличительными признаками времен года на основе явлений природы и деятельности человека.
В процесс экспериментирования и конструктивных игр дети исследуют данные объекты, узнают и анализируют их качества, свойства, делают простейшие выводы.
В процессе труда в природе формируются представления детей об элементарных потребностях растений: питание, вода, тепло, свет.
Все выше перечисленное направлено на воспитание у детей пятого года жизни эмоционально-положительного отношения к объектам растительного мира, желание их беречь и заботиться. Прогулки планируются по сезонным тематическим картам под ред. Батиной.
В каждом комплекте по 64 карты. С этого года дополнительно я использую познавательную информацию из серии книг Шорыгиной: «О природных явлениях и объектах», «О деревьях и кустарниках», «Кто, где живет?», «О птицах».
В группе оформлен и оснащен уголок познания и коммуникации для закрепления, обобщения полученных представлений.
Конечно же, имеются комнатные растения с разными листьями и набором для трудовой деятельности. Оформлена папка «Паспорта комнатных растений», где собрана информация о растениях группы.
Есть большое плоскостное сезонное дерево на стене, на котором мы отмечаем сезонные изменения на натянутые веревочки с прищепками вешаем разноцветные листочки, птичек, скворечник или кормушку, можем сделать цветущее весной дерево с цветочками, можем оформить его как плодовое осенью, например, яблоня, или оно будет все в снегу, как на фото сейчас.
Имеется много коллекций разнообразного природного материала: ракушки, камушки, шишки.
Представлены поделки из природного материала, большинство которых – это растительность: грибы, макеты леса, луга, пейзажные картинки другое.
Оформлены папки с моделями «Свойства воды», «Какой бывает земля», «Осенние явления природы».
На территории детского сада оформлена Экологическая тропа, которая представлена в виде карты с фотографиями объектов растительности, которые на ней встречаются. Центральное место в ней занимает огород с грядками и цветниками. Здесь в разное время года организуется познавательно – исследовательская деятельность в разных формах. Каждый год мы наблюдаем, ухаживаем и растим разные овощные культуры: помидор и огурец, кабачок и репа, картофель и перец, а также цветы: ромашки, бархотки, ноготки.
Итак, начало учебного года, время года – осень: на огороде мы начинаем собирать урожай, обследуем, исследуем результаты труда на огороде, выясняем, почему именно осенью надо убрать с грядок овощные культуры? Потому что меняются природные условия: становится холоднее, короче день, сам овощ уже вырос, потому что за ним хорошо ухаживали, то есть произошли сезонные изменения, которые отрицательно будут влиять на овощные культуры - они сгниют, погибнут.
Также на экологической тропе во время осенних прогулок мы наблюдаем за изменениями деревьев. Сравниваем лиственные и хвойные деревья, подмечаем изменения во внешнем виде деревьев ранней осенью, золотой осенью и поздней осенью. У детей развивается наблюдательность, память, анализ и синтез. Задаю детям вопрос «Почему происходят такие изменения?». Делаем вывод: снижение температуры воздуха, частые ветра, сильные холодные дожди, мало солнышка. Деревья готовятся к зиме, во время листопада сбрасывают листья, чтобы зимой не сломались ветки под тяжестью снега. На пустые веточки развешиваем кормушки для птиц и спрашиваю ребят – а зачем мы это делаем? В то же время сравниваем, а почему ель, сосна вся в иголках и снег ей не страшен? Все дело в свойствах иголок. Во время наблюдений детям подробно объясняю, рассказываю, формулирую вопросы, учу задавать вопросы детей. В основе познавательно-исследовательской деятельности лежат вопросы проблемного, поискового характера: почему, зачем, как?
Во время зимних прогулок мы замечаем, что вся экологическая тропа в снегу. Снег – это теплое одеяло для земли, чем его больше, тем лучше для будущих растений. Активно изучаем свойства снежного покрова в разные температурные изменения: оттепель, мороз, холод во время построек. Весь участок у нас в туннелях, горках, фигурках. Все разукрашиваем, украшаем разными предметами, рисуем на снегу. В процессе этого постоянно задаю вопросы на сравнение: когда лучше лепится снег, а когда рассыпается? Почему раскрасили, а краска не удержалась на снегу? Почему сегодня детали от конструктора хорошо закрепились на сугробе, а вчера проваливались в снег? Когда лучше залить горку водой и почему? Задаю вопросы, проверяем, делаем выводы. После такой интересной познавательно – исследовательской деятельности и участок красивый и имеются условия для двигательной активности детей.
И вот наступает март. Солнышко пригревает, пора делать огород на окне: посадка лука, чтобы кушать зеленые перья для укрепления здоровья, а также рассады перца, помидора для огорода на грядки, и конечно, сажаем семена цветов для будущих цветников. Здесь происходит активное изучение свойств земли: какая она должна быть для посадок? Все трогаем, рассматриваем, я все рассказываю. Дети пятого года жизни – это почемучки. Они любят наблюдать и помогать. Для этого я им и предлагаю такую форму, как организовать огород на окне. А дальше уход и наблюдение за изменениями.
Активно приучаю ребят ухаживать за комнатными растениями, но сначала мы обследуем части растения, знакомимся с их свойствами, чтобы лучше понять, а что растению необходимо для жизни и роста. В дальнейшем наблюдаем изменения растений, делаем выводы – поливаем, протираем и листья становятся больше, стебель длиннее, цвет зеленее. То есть учимся замечать, подмечать, изучать.В мае выносим на экологическую тропу: на цветники, на грядки. Так как дети еще маленькие, то я сама готовлю грядки, вскапываю, сажаю, делаю это в присутствии детей, они с интересом наблюдают и всегда спрашивают: зачем вы это делаете? Также мы наблюдаем, как высаживают старшие дети.
Лето у нас начинается с традиционного развлечения ко дню эколога «Здравствуй, Лето!». К ребятам приходит девушка Лето и в первую очередь мы вспоминаем правила поведения в природе, развешиваем в огороде экологические знаки, делаем вывод, отвечая на вопрос: зачем надо соблюдать такие правила, как «не рвать цветы и траву», «не топтать растения», «не ломать ветки деревьев и кустарников», «не тревожить кору деревьев» и т.д.
Родители – это тоже субъекты образовательного процесса. Взаимодействие выстраиваю по трем направлениям:
- Диагностико – аналитическое направление: на первом родительском собрании провожу экспресс-опрос «Как я провел лето?» и делаю фотогазету. По ответам и фотографиям делаю вывод: сколько времени дети общаются с природой, как это происходит, что они изучают?
- Просветительское направление: информирую в ВК-группе в Контакте на официальном сайте ДОУ разные формы работы по ознакомлению детей с природными объектами и экологическому воспитанию. На родительских собраниях рассказываю, показываю, объясняю, провожу опыты.
- В газете для родителей «Лучик» располагаю статьи с полезной информацией.
В рамках первого направления я выделила две семьи, которые в течение года приносят в группу фотографии. У одной семьи есть в деревне собственное хозяйство со своим огородом, разными домашними животными, птицами и полем, где они пасутся. Я организую познавательную беседу, на которой ребенок с помощью фотографий рассказывает, как живут домашние животные в разное время года: что кушают, отмечаю, что животные растительноядные, что гуляют они в поле, где едят траву, полевые цветы. Летом – сенокос, когда запасают траву на осень и зиму, поэтому в холодное время года они кушают сено (сухая трава).
Другая семья охотно делится своим прогулками в парки, на набережную города. Там они подмечают другие сезонные изменения: летом много растений, озеро с уточками, а зимой все в снегу, растения спят, вода подо льдом.
Фотографии – это своего рода личный опыт ребенка, в котором образ жизни семьи выступает источником информации об объектах природы.
В этом году пятнадцать семей нашей группы приняли активное участие в городском флешмобе «Птичкин дом», который объявила Администрация города. Чтобы у родителей садика во всех группах вызвать интерес, получить много разных и качественных кормушек, решили в саду провести конкурс «Самая красочная и прочная столовая для пернатых».
И в наших семьях «закипела» познавательно-исследовательская деятельность: семьи объединились и из разного материала стали изготавливать столовые для птичек. Дети узнали качества и свойства таких материалов, как дерево, пластик, жгут, природный материал. На глазах у детей появлялся новый полезный предмет. Также с кормушками родители приносили различный растительный корм: (перечислить)
Итог: пять семей заняли первое место, восемь семей – второе место, две семьи – участники.
Кормушки мы развесили по всей экологической тропе и теперь всю зиму будем кормить птиц самым разным полезным кормом, который дети приносят из дома (перечислить):
Будем наблюдать, анализировать, сравнивать, делать простейшие выводы, отвечая на вопросы: какие птицы прилетают? какой корм предпочитают? как сидят на кормушке, удобно ли им? хватает ли всем корма?
Из всей проделанной работы можно сделать вывод: что познавательно-исследовательская деятельность позволяет с детьми интересно изучать сезонные изменения в растительном мире, тем самым развивая у ребят познавательную инициативу и эмоционально-положительное отношение к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"
"Формирование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"...
Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»
Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность» ...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...
«Развитие познавательных интересов детей старшего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».
Развитие познавательных интересов детей старшего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность....
Выступление на тему: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»
Доклад из личного опыта работы с дошкольниками...
Обобщение опыта работы. Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».
Мы уже несколько лет углубленно работаем по экологическому воспитанию дошкольников. Цель нашей работы: воспитание экологически грамотного, социально активного ребён...