ОПЫТ Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.
учебно-методический материал


Предварительный просмотр:

«Формирование основ  экологической культуры у детей дошкольного возраста через   познавательно-исследовательскую деятельность»

                                                 

                                                                                                                               

 За последние несколько лет система российского образования претерпела кардинальные изменения, и в жизнь всего образовательного процесса прочно вошёл Федеральный государственный образовательный стандарт. Новизна ФГОС дошкольного образования заключается в том, что большое значение в нем уделяется развитию личностных качеств ребенка, которые формируются, в том числе, через экологическое воспитание детей.

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка.

                                                                                                В. А. Сухомлинский

Считаю  свой опыт работы актуальным. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Всё более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышения уровня экологической воспитанности, детей дошкольного возраста.

Экологическое образование и воспитание дошкольников – приоритетное направление в работе нашего детского сада «Солнышко». Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.

Я уже несколько лет углубленно работаю по экологическому воспитанию дошкольников.

Целью моей работы стало воспитание экологически грамотного, социально активного ребёнка, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. Достижение поставленной цели стараюсь осуществить через решение следующих задач экологического воспитания:

•        воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней;

•        формирование элементарных  представлений, знаний о природе;

•        формирование навыков поисково-экспериментальной деятельности;

•        установление взаимопонимания между педагогами, детьми, и их родителями;

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Убеждения человека формируются с детства.

   Особое внимание, я думаю, следует предавать формированию экологически грамотного поведения ребёнка в природе. Вопрос этот недостаточно разрешен, так как родителями чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: “не рви!”, “не шуми!”, “не вреди!”, “не ломай!”, “не топчи!”. Но, как говорил ещё К. Д. Ушинский, подобная “сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит”. Итак, “правила поведения” чаще всего носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых.

Поэтому ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего,  понимать необходимость их выполнения: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое спрячется - убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые. Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значения поведения и деятельности человека в окружающей среде. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома.

       Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, я пришла к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Это заставило меня активизировать свою работу с родителями это: родительские собрания, информационные листы, анкеты, дни открытых дверей, индивидуальные беседы.

 Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой  работой. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.

       Совместно мы провели акции "Посади дерево!", " Живая ёлочка – зелёная иголочка» - результатом которой стала посадка молодых берёзок и ёлочек на участке детского сада.

«Наши друзья – птицы» - смастерили скворечник, кормушки для птиц.

     В нашем дошкольном учреждении дети вовлекаются в разные мероприятия.  Мы с детьми участвовали во Всероссийском конкурсе «Эколята – дошколята, молодые защитники Природы» В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах.

 Я с раннего возраста стараюсь привлекать детей к уходу за растениями в группе, в цветнике давая им посильные задания в оказании помощи воспитателю, индивидуальные поручения (полив, рыхление, помощь в пересадке растений).  

Каждую зиму один подоконник в группе мы выделяем под «зеленый огород»: совместно с детьми выращиваем всю зиму  на подоконнике зеленый лук, весной выращивали рассаду однолетних цветов, которые впоследствии высаживали на клумбы. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. У ребят есть возможность ухаживать за цветами: рыхлить землю, поливать, убирать сорняки. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования: ящик с песком, совочки, формочки. Именно на прогулке дети  знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения: "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных", «Узнай по описанию» -  на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры они учатся определять силу и направление ветра, его контрастность.

Родители используют все удобные случаи для проведения с детьми  прогулок на природу. Находясь в лесу, на берегу водоема, дети с родителями собирают разнообразный природный материал (листья, веточки, шишки, желуди, ракушки, камешки и др.), который в дальнейшем используют при изготовлении поделок. Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, дает реальное воплощение мысли, фантазии.

Традиционно в нашем детском саду организуются выставки – конкурсы поделок из природного материала, сделанных руками детей и их родителей:

Осенняя фантазия

Дары природы

Творим вместе с мамой

Сказки осеннего леса

Новогодняя фантазия

Птичий домик

Птичья столовая

Проведение таких выставок заметно усиливает интерес родителей к воспитанию ребенка в детском саду.

Особо следует остановиться на природоохранных акциях: Осенью стартует акция в защиту зимующих птиц “Покорми птиц”, которая продолжается в течение всей зимы. В рамках этой природоохранной акции мы проводим экологический праздник “Птицы наши друзья”.

Традиционно,  в нашем детском саду проходят экологические праздники и акции, посвященные Дню воды, Дню птиц, Дню земли. Перед Новым годом проходит ежегодная природоохранная акция в защиту елочек. “Зеленая елочка – живая иголочка”.  Весной – экологические праздники, посвященные Дню воды, Дню птиц, Дню земли – “Волшебница Вода”, “Встречаем птиц”, “Защитим планету”.

В проводимых акциях принимают активное участие педагоги, дети и их родители.

Основная цель их проведения – это пропаганда экологических знаний, ликвидация экологической безграмотности и формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в быту, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей.

С этой целью  разработаны экологические правила для дошкольников. Детей необходимо приучать смотреть на окружающий мир добрыми глазами видеть красоту родного края, слушать пение птиц, шелест берез, скрип снега, звон ручья, прививать любовь ко всему живому. Летом проводим наблюдения за насекомыми: муравьи, мухи, бабочки, жуки, а также паучки, гусеницы, червячки – все становится объектом внимания детей. Рассматривая их, дети учатся сравнивать, находить сходство и различие,  различать строение тела (есть  лапки, крылья, брюшко, у дождевых червей тело состоит из колечек). Выносим на участок лупу, чтобы более детально рассмотреть увиденных насекомых, объяснить, чем они полезны, предложить сравнить их с другими представителями фауны – птицами, животными: то есть подвести к умению классифицировать живые организмы.

Еще один путь к познанию окружающего мира – детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

При этом, очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя.

В живой природе проводили опыт по определению потребности в воде различных растений: алоэ и герани. Выясняли на примере зеленых черенков герани, как протекает процесс корнеобразования в разные времена года, чтобы дать понятие «периода покоя» в жизни комнатных растений.

Проводили опыты с целью выяснить, как влияет на рост и внешний вид растений изменения светового режима, например, как изменяется вид отростка герани, если его поместить в темное место (растение вытягивается, листья становятся мелкими).

Самым приемлемым методом работы является проектная деятельность. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка.

Экологические проекты это для детей увлекательная игра в «учёных», «исследователей», «защитников природы». С проектом «Вода – что это такое?» мы принимали участие в Областном конкурсе «Юный исследователь»

Знакомлю детей с народными приметами, загадками, пословицами и поговорками о природе, бережном отношении к ней, читаю экологические сказки и детскую природоведческую литературу.

В средней группе организовано детское объединение по реализации познавательно -  исследовательской деятельности  «Отчего и почему?»

Таким образом,  постоянно привлекаю детей и их родителей к тесному общению с природой, познанию мира флоры и фауны. Только мы, взрослые, можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, милосердие. Тогда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут его основой, тогда мы можем быть спокойными за будущее окружающего мира, природы и общества.

                                          Игры по экологии

                     Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»

Выделить лишнее слово в строке, объяснив свой выбор.

Март – апрель – май – январь.

Мать-и-мачеха – подснежник – ландыш – роза.

Медвежонок – лисёнок – телёнок – бельчонок.

Бабочка – воробей – шмель – пчела.

Дуб – берёза – тополь – смородина.

Капуста – огурцы – помидоры – апельсин.

Корова – лошадь – коза – медведь

 

                       Подвижная игра: «Птички и кот»

Дети-птички ищут корм, находят, клюют, кот притаился за деревом.

По сигналу «Кот» дети разбегаются, а кот пытается их пойм

                            Психогимнастика «Дождик»

Представьте, что сейчас пойдёт дождь. Мы с вами сочиним музыку дождя. Повторяйте за мной.

Упало две капли…       (Отхлопали  2 раза)

Упало три капли…     (Отхлопали 3 раза)

Упало четыре капли…   (Отхлопали 4 раза)

Упало пять капель…   (Отхлопали 5 раз)

Пошёл сильный  ливень    (Хлопки вразнобой)

И вот дождик начал стихать.

Упало три капли…     (Отхлопали 3 раза)

Упало две капли…     (Отхлопали 2 раза)

А теперь, прислушайтесь. Сейчас упадёт последняя капля

                                  (Отхлопали один тихий  хлопок.)

                    Игра – имитация «Осенние листочки»

Дети берут в руки листочки и имитируют листопад в тихую и ветреную погоду.

Мы – листочки, листочки.

Мы на веточках сидели.    (Дети стоят в кругу)

Ветер дунул – полетели.  (Разбегаются)

Мы летали, мы летали

А потом  летать устали. (Приседают на корточки)

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул (Дети снова разбегаются)

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.  (Подбрасывают листья вверх и     следят куда они упадут)

           

 ПРИМЕТЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

 Поздний листопад к суровой и продолжительной зиме.

Если пузыри от дождя по воде - продолжительное ненастье.

Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.

Если ворона сидит на суку, нахохлившись, и хрипло каркает  - к дождю.

Перед дождём дождливые черви выползают из нор.

Появились комары поздней осенью - к мягкой зиме.

От осени к лету поворота нету.

Весна и осень - на дню погод восемь.

Весной дождь растит, а осенью - гноит.

Осенью семь погод на дворе - сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт.

Мастер – класс для педагогов

Тема: Особенности организации деятельности - детское экспериментирование.

Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.

Задачи:

- Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование;

- Совместная отработка метода решения поставленной в программе мастер-класса цели;

 - Распространение передового опыта,

 - Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Материалы и оборудование: Стаканчики одноразовые, тазики с водой, цветы из бумаги,  минеральная вода, пластилин,  зубочистки, пипетки, сахар, краски, кисточки, шприцы, молоко, тарелки одноразовые, пищевой краситель, ватные палочки, моющее средство, чайные ложки по количеству участников.  

Участники мастер-класса: Педагоги МБДОУ.

Модель проведения мастер-класса:

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

 Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.

На данном этапе, внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.

 «Чудеса большого мира».

Опыт 1.

Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.

Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?

Вывод. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».

Опыт 2.

Оборудование: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки.

Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).

Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?

Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Опыт 3  Радужная  вода

Возьмите  4 одноразовых стаканчика добавьте в 1 стакан – сахар не добавляем, во 2 – 2 столовые ложки сахара,  в 3 – 3, 4 -4.

Поставьте по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. теперь добавьте в каждый стакан по 3 столовые ложки воды. Перемешайте. Добавьте немного красной краски в 1 стакан, жёлтой во 2, зелёную в 3, синюю в 4 и  снова перемешайте.

Теперь возьмём шприц, чтобы аккуратно вливать в окрашенную воду в стакан. Первый слой будет синим, потом зелёным, жёлтый и красный. Если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделится на слои, из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

 Вывод. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

Опыт 4  Морская звезда .

 Согнуть зубочистки пополам не переламывая их до конца. Накапать пипеткой на сгибы, оставить на время. Через несколько минут оценить результат.

Вывод: Соломинки изменили свою форму благодаря разбуханию целлюлозы, из которой состоит бумага, и, которая добывается из древесины.

Опыт 5 Рисование на молоке.

 В тарелках налито молоко. Перед участниками стоят стаканчики с красителями. При помощи пипетки капаем в тарелочку несколько понравившихся цветов. Затем берем в руки ватную палочку и обмакиваем в жидкость для мытья посуды, притрагиваясь  палочкой  хаотично в разных местах мы видим, что краска образует причудливые картины, постоянно двигаясь в молоке.

   Вывод: Краска не растекается т.к. молочный жир этому препятствует, но жидкость для мытья посуды разрушает жировую пленку и у краски появляется возможность раствориться в жидкости.

 В результате организации детского экспериментирования у детей:

 - развивается познавательная активность,

 - появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

  - расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о явлениях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

 - появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

 - развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Интегрированная образовательная деятельность «Зимовье  зверей»

                                  Средняя группа.

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Задачи:

 - Дать детям представление о жизни диких животных зимой. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

 - Формировать интерес к творческой образовательной         деятельности, умение реализовывать замысел.

 - Развивать любознательность, творческие способности.

 - Закреплять умение пользоваться кисточкой, клеем.

 - Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование:

Пеньки, игрушки «белка, заяц», корзинка, презентация «Дикие животные», клеёнки, кисточки, подставки для кисточек, клей ПВА, салфетки, шаблоны зайцев серого цвета, вата.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, загадки о диких животных.

     Содержание организованной образовательной деятельности детей

 Дети вместе с воспитателем берутся за руки и здороваются друг с другом:

«Ручки здороваются» — крепко пожимают руки друг другу;

«Ножки здороваются» — топают ногами;

«Глазки здороваются» — каждый ребёнок улыбаются соседу справа, слева, а затем всем остальным

«Пальчики здороваются» — поочерёдно соединяются пальцы обеих рук: большой с большим.

- Ребята, слышите, кто-то шуршит? Пойдемте, посмотрим. Ищем.

- Смотрите, так вот кто здесь шуршал.

- Кто это? (Белка)

- А чьи ушки торчат из - за пенька? (Зайчика)

- Ребята, сейчас я вам расскажу одну историю про зайчика и белочку.

- Жили в лесу друзья – белочка и зайчик. Летом они прыгали и играли на полянке, а когда наступила осень, белочка сплела из ивовых прутьев корзинку.

- Зачем тебе корзинка? – спросил зайчик.

- Это корзинка не простая, она моя помощница, - ответила белочка.

- Как это? Почему корзинка помощница – удивился зайчик и убежал веселиться со своими братишками – зайчишками, песни петь да играть.

- А вы, ребята, как думаете, почему корзинка помощница белочки? (Ответы детей)

- Белочка собирает желуди, шишки, орехи, грибы, она готовится к зиме, делает запасы. Осенью вся природа  готовится к зиме: деревья, птицы, звери. Ведь выпадет снег, заметет метель, и ничего не найдешь, ни орешка, ни грибочка, все белым бело.

- Скажите, куда белочка прячет свои запасы? (Ответы детей)

- В дупло.

- Скажите мне, белка и заяц, дикие или домашние животные? Где они живут? (ответы детей)

- А вы хотите узнать, как дикие животные приготовились к зиме?

- У меня есть волшебный сундучок, который таит в себе много интересного. Он то и поможет нам узнать о жизни животных.

Но открыть его можно только волшебными словами.

 Повторяйте за мной:

Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка!

Раз-два-три-четыре-пять!

Можно крышку открывать!

Крышка открывается. Звучит музыка. На экране появляется слайд «Белка».

- Смотрите, вот же наша знакомая белочка! Только почему – то у нее шерстка серого цвета, а была рыжая.

- Знаете, почему у белочки поменялся цвет шерстки? (ответы детей)

- Осенью белочка линяет. Рыжая шерстка выпадает, а на ее месте вырастает новая – серая и теплая. Цвет шерстки она меняет для того, что бы ее трудно было заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть защищает от зимних морозов. Заберётся белочка в дупло, укроется своим пушистым хвостиком и не страшны ей никакие холода.

Давайте поиграем с белочкой. (Пальчиковая игра «Белка».)

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки — ритмично сгибание пальцев обеих рук

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке ушастому — поочерёдно сгибание пальцев, начиная с большого.

- Убежала белочка в дупло.

-Кто же это фырчит? Отгадайте загадку.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ответы детей)

Показ слайда « Еж».

- Почему ежик сердится? Мы наверно его разбудили!

В конце осени еж сворачивается в клубок и спит в теплой норке, устланной травой, листьями. Всю зиму он спит.  Запасов на зиму ёж не делает. Но перед тем как залечь в спячку, ёж осенью наедается, и у него под кожей накапливается жир. Поэтому он не голодает. Просыпается ёж весной, когда станет тепло.

- Давайте мы ежика развеселим, чтобы он не сердился.

Пальчиковая гимнастика « Серый ежик».

Я колючий серый еж,

Длинные иголки.

Я тебя не уколю,

Я иголки уберу.

А когда придет лиса,

Покажу я их тогда.

- Убежал ежик в свою теплую норку спать. Ребята, а еще, какое животное спит зимой? ( Ответы детей)

- Медведь. А где он спит? (Ответы детей)

- Он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить.

- Медведь делает запасы на зиму? (Ответы детей)

- А почему он не делает никаких запасов? (Ответы детей)

- Правильно. Он с осени своей жир копил, много ел и много пил.

У него одна работа – крепко спать и весны ждать.

- А это кто?

Хитрая плутовка

Рыжая головка

Хвост пушистый – краса.

А зовут ее? (Лиса)

Показ слайда « Лиса».

- К зиме у лисы тоже вырастает теплая шерстка. Как вы думаете, она меняет свой цвет?

- Лиса зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться, она – хищник.

- А где дом у лисы? ( Ответы детей)

- Лиса живет в норе. Там спит, отдыхает, а затем охотиться начинает. Хочет зайчика поймать, но его ей не догнать.

- Вот и заяц.

Показ слайда « Заяц».

- Как же зайчик приготовился к зиме? (Ответы детей)

- Ребята, зайцы меняют серую шубку на белую, теплую.

- Зачем зайчик меняет цвет шерстки? ( Ответы детей)

- Чтобы прятаться от хищников: спрячется в сугробе, прижмет ушки, закроет глазки и сидит тихонечко, словно белый снежок.

- Как вы думаете, зайцы делают запасы на зиму? (Ответы детей)

- Зайцы не делают запасы на зиму. Поэтому, наш знакомый заяц и удивлялся, зачем белочке корзинка. Зимой они грызут веточки, кору деревьев, из - под снега достают корешки.

Давайте поиграем.

Физминутка «Зайцы».

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – белые клубочки.

Прыг – скок, прыг – скок,

Встали зайцы на пенек.

 Зашагали все на месте,

Лапками махали вместе.

Все присели, дружно встали,

И за ушком почесали.

- Ребята, а ведь наши зайцы так и не поменяли цвет шерстки с серого на белый! Что же делать? Давайте мы им поможем!

- Сейчас мы закроем волшебный сундучок. Помогайте ребята.

Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка!

Раз-два-три-четыре-пять!

Можно крышку закрывать!

Звучит музыка. Крышка закрывается.

- Садитесь за столы. У меня есть необычный материал, который поможет нам

поменять зайчику серую шубку на белую. Это – вата.

- Какого она цвета?

- Вата белая, мягкая, пушистая, как зимняя шубка у зайчика.

- Вот такой зайчик у нас должен получится. (Показ готового зайца)

-А сейчас я вам покажу как мы будем менять серую шубку на белую.

- Окунаем кисточку в клей, аккуратно намазываем силуэт зайчика, кладем кисточку на подставку, берем кусочек ваты и наклеиваем на зайчика и так обклеиваем кусочками ваты всего зайчика. Затем мы сделаем ему глазки из маленького кусочка пластилина черного цвета.

- Давайте проверим, все ли у нас готово для работы. (Кисточки, подставки для кисточки, клей, зайчики, вата, кусочек черного пластилина, салфетки)

-Приступайте к работе.

После выполнения работы.

- Какие замечательные зайчата у вас получились!

Заяц шубку поменял

И исчез куда-то…

Он не виден на снегу,

Как комочек ваты.

- Ребята, вы очень хорошо сегодня занимались. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Я сорвал цветок, и он завял.Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»Гвездослов  «Здоровье нации зависит от того, какой мы оста...

Обобщение опыта работы. Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».

 Мы уже несколько лет углубленно работаем по экологическому воспитанию дошкольников. Цель нашей работы: воспитание экологически грамотного, социально активного ребён...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...

Консультация для воспитателей по теме «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность».

Консультация для воспитателейпо теме«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»....